РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «CТИЛИСТИКА» НА 2013 /2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствование  практических, коммуникативных умений учащихся.

Задачи курса:

  1. ввести  понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык художественной литературы»;
  2. изучить стилистические функции слов;
  3. изучить стилистические возможности грамматики;
  4. формировать практические навыки по обнаружению и исправлению речевых и грамматических ошибок; по написанию текстов различных жанров и стилей;
  5. способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stilistika_kruzhok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «CТИЛИСТИКА»

НА 2013 /2014    УЧЕБНЫЙ ГОД

Столповская Л.М.

учитель русского языка и литературы                                                      

 высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Стилистика» предназначена для учащихся 6 класса и  рассчитана на 34 часа.

Цель кружка: расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; совершенствование  практических, коммуникативных умений учащихся.

Задачи курса: 

  1. ввести  понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык художественной литературы»;
  2. изучить стилистические функции слов;
  3. изучить стилистические возможности грамматики;
  4. формировать практические навыки по обнаружению и исправлению речевых и грамматических ошибок; по написанию текстов различных жанров и стилей;
  5. способствовать интеллектуальному, творческому развитию учащихся.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут  членам кружка создавать  собственные художественные тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.

Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.  

Предполагаемые результаты. 

  • полученные учащимися новые знания и представления о стилистике,
  • осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом;
  • практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности,  
  • приобретение опыта создания  первых творческих работ.

Содержание программы кружка.

Введение

Понятие о стилистике русского языка. Связь стилистики с другими разделами науки о языке. (Фонетика и стилистика. Лексика и фразеология и стилистика. Морфология и стилистика. Синтаксис и стилистика.) Экспрессивно-выразительные средства языка. Роль стилистики в воспитании речевой культуры.

Функциональные стили речи

Понятие о функциональном стиле речи. Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи и условий общения.

Научный стиль речи

Научная сфера общения. Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи.

Современные жанры научных текстов: монография, статьи, информационные сообщения, лекции, рецензии, рефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, аннотации и др. Устные и письменные формы научных жанров.

Особенности научного стиля. Передача максимально обобщенных объективных знаний. Тенденция к стандартизации структуры учебного текста. Требования в структуре разных жанров научных текстов (к статье в словарях справочниках, научному докладу, рецензии, аннотации и т.д.)

Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи. Использование описания и повествования как способов аргументации в рассуждении

Языковые средства научного стиля (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические):

 Примерные практические работы

  • Выписать из справочников, словарей, какого-либо учебника 10-15 терминов, раскрыть их значение и указать, в какой области науки они используются.
  • Произвести стилистический разбор научного текста.
  • Найти отрывок из произведения научного стиля, указать в нем лексические, морфологические и синтаксические приметы научного стиля.
  • Составить сокращенный вариант предложенного учителем текста научного стиля, сохранив основные мысли автора, средства связи предложений в тексте.
  • Прочитать рецензию на книгу, выписать предложения, присущие жанру научного стиля.
  • Написать рецензию на сочинение товарища или научно-популярную книгу.

Официально-деловой стиль

Официально-деловая сфера общения. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.
Жанры официально-делового стиля: нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, акт, справка, приказ, протокол, деловые бумаги; характеристика, биография, расписка и др.
Особенности официально-делового стиля. Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы (членение на части, цифровые обозначения частей, расположение текста на странице, условно-графические сокращения и др.), точность дат, географических названий, цифрового материала, названий учреждений. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах, повторение слов.

Языковые средства официально-делового стиля речи. Использование слов-наименований лиц (глав государств, официальных представителей, должностных лиц), названий документов, сложносокращенных слов, канцеляризмов, устойчивых сочетаний.

Примерные практические работы

-составить характеристику одноклассника (указать фамилию, имя, отчество, год рождения, где учится, в каком классе, какой школы, как относится к учебе, чем занимается в свободное время, как ведет себя с товарищами, чем поощрялся);

-составить план автобиографии, написать автобиографию, сохраняя точность, ясность, лаконичность, характерную для данного вида деловых бумаг;

-произвести стилистический разбор текста официально-делового стиля;

-самостоятельно подобрать тексты официально-делового стиля, найти в них характерные стилевые черты


 Публицистический стиль речи

Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.

Жанры публицистического стиля речи: выступление на  собрании; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.

Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.

Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)

Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз. 

Примерные практические работы:

- выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;
-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;

-написать хроникальную заметку в школьную газету;

-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;
-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;

-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.


 Разговорный стиль

Бытовая и производственная сфера человеческого общения. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. Речевой этикет в устной и письменной формах бытового общения.

Жанры разговорного стиля: беседа, разговор по телефону, личные письма, телеграммы.

Особенности разговорного стиля речи. Неподготовленность речи, стремление к экономии речевых средств. Выразительность разговорного стиля. Использование внеязыковых средств (мимики, жестов). Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля.
Употребление разговорных и просторечных слов. Повышенная эмоциональность и
экспрессивность разговорного стиля. Образность, основанная на гиперболе, жаргонные элементы, метафоры.

Примерные практические работы: 

-найти в текстах публицистического стиля примеры употребления разговорных слов;
-определение значений данных учителем слов и выражений, выделить разговорные и жаргонные слова, заменить их нейтральными;

-в изученном художественном произведении найти примеры с использованием разговорного стиля. Отметить специфические лексические, морфологические и синтаксические средства разговорного стиля. Указать, какова роль этих эпизодов в тексте;
-найти письмо какого-либо писателя к знакомым и официальным лицам. Отметить факты разговорного стиля в письмах. Указать различие в языке этих текстов.

Стиль художественной литературы

Основная функция – воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы Эстетическая функция языка в художественном произведении. Особенности стиля художественной литературы. Использование разных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость используемых в художественном произведении языковых средств от темы, идеи, жанра, индивидуального стиля автора. Индивидуальность стиля писателя. Изобразительная роль лексических средств в художественном тексте (образность, оценочность, эмоциональность,  экспрессивность). Использование многозначных слов и слов в переносном значении. Роль архаизмов, неологизмов, диалектизмов в художественном стиле.

Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, перифраза, аллегория, параллелизм, антитеза, градация, риторическое обращение, риторический вопрос и др.).

Примерные практические работы;

-подготовить сообщение на тему «Особенности стиля художественной литературы»;
-подготовиться к выразительному чтению художественного текста;
-произвести анализ художественного текста с целью выявления лексических средств: синонимов, антонимов, слов, употребленных в переносном значении, архаизмов, диалектизмов и др.;

-привести примеры использования метафор, сравнений, олицетворений в предложенном стихотворении, выявить их роль;

-сопоставить тексты художественный и публицистический, поэтический и прозаический с целью выявления их особенностей.

Учебно-тематическое планирование



№ занятия


Тема занятия


Тип занятия


1


Введение
. Понятие о стилистике русского языка. Понятие о функциональном стиле речи.


Лекция


2


Особенности разговорного стиля речи.


Исследовательская работа


3-4


Орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля и литературного языка.


Круглый стол


5


Научный стиль речи, его особенности. Языковые средства научного стиля.


Практикум.


6-7


Рецензия  как жанр научного стиля. Создание рецензии на научно-популярную статью.


Практикум


8-9


Проба пера: рецензия на сочинение товарища.


Самостоятельная письменная работа


10


Официально-деловой стиль речи, его особенности.


Лекция


11


Языковые средства официально-делового стиля речи.


Исследование


12-13


Автобиография как жанр официально-делового стиля.


Деловая игра


14


Особенности публицистического стиля речи, его жанры.


Лекция


15


Языковые средства публицистического стиля речи.


Исследование


16-17


Заметка, портретный очерк как жанры публицистики.


Ролевая игра


18


Стилистический разбор публицистического текста.


Практикум


19


Особенности стиля художественной литературы.


Лекция


20-21


Языковые средства стиля художественной литературы.


Анализ по плану

22-23

Многозначность слова в художественном тексте. Синонимы, антонимы, омонимы и их стилистическая роль.

Исследовательская работа

24-25

Слова, разные по происхождению и употреблению, их роль в художественном тексте.

Практикум

26

Стилистический анализ прозаического художественного текста.

Самостоятельная письменная работа

27

Анализ рецензии  литературоведов на одно из литературных произведений.

Круглый стол

28-29

Проба пера: создание прозаического  художественного текста на заданную тему.

Написание рассказа.

30

Специальные образные средства языка художественной литературы. Простейшие тропы.

Анализ отрывков из стихотворений

31

Первичное представление о сложных тропах.

Работа с памяткой

32

Стилистический анализ лирического произведения.

Самостоятельная письменная работа

33  

Проба пера: создание стихотворения на                      заданную тему.

Написание стихотворения

34  

Итоговое занятие.

Чаепитие, чтение стихотворений, беседа

                     

Список литературы для учителя

  1. Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. – М., 1978
  2. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка. – М., 1989
  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988
  4. Ипполитова Н.А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980
  5. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка – М., 1983
  6. Львов М.Н. Основы теории речи. – М., 2000
  7. Львов М.Н. Риторика. Культура речи. – М., 2002
  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. – М., «Дрофа», 1996