Системы счисления
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме

Трифанова Майя Валерьевна

Учебник Н.Д.Угринович 8 класс

Систематизация знаний по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sistemy_schisleniya.doc69 КБ
Microsoft Office document icon kartiny_-_podarki.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

Тема: Перевод чисел и арифметические операции в позиционных системах счисления.

              (Урок закрепления  и контроля знаний по теме)

               

Класс 8           Школа № 91

Учебник  Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

§ 4.1.1-4.1.3. Перевод чисел и арифметические операции в позиционных системах счисления.

Урок № 5    по теме: Кодирование и обработка числовой информации.

Учитель: Трифанова Майя Валерьевна 

Цели урока: обобщить знания по теме; закрепить навыки перевода чисел из системы в систему; закрепить навыки сложения, вычитания и умножения чисел в двоичной системе;

 

в результате ученик знает:

  • алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную и обратно;
  • таблицы сложения, вычитания и умножения в двоичной системе счисления;
  • алгоритмы сложения, вычитания и умножения в двоичной системе счисления;
  • имеет представление о различных системах счисления и их использовании;

умеет:

  • выполнять перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную и наоборот;
  • выполнять основные арифметические действия над двоичными числами;
  • переводить полученные результаты в ту систему счисления, в которой была представлена задача;

Структура урока:

  1. Мотивационно-ориентировочная часть.
  1. Организационный момент.

      1.2. Актуализация знаний алгоритмов перевода чисел из десятичной системы   счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную и обратно;  алгоритмов сложения, вычитания и умножения в двоичной системе счисления;

  1. Мотивация ( решение конкретной задачи, которую не удается решить в одной системе счисления;
  2.  Постановка УЗ ( научиться применять навыки перевода чисел в различных системах счисления и выполнять арифметические операции в двоичной системе в решении конкретных задач).
  1. Содержательный этап (решение  задач на перевод чисел в позиционных системах счисления  с разным сюжетом, решение задач на сложение, вычитание и деление в двоичной системе счисления).
  2. Рефлексивно-оценочный этап (сопоставление цели урока и результатов).
  3. Домашнее задание.

Методы обучения:

  1. по источнику передачи информации: словесные (эвристическая беседа); практические (решение задач);
  2. по логике изложения: индуктивный;
  3. по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивно-преобразующая;
  4. по степени управления учебной деятельностью: под руководством учителя через систему целесообразно подобранных задач;
  5. методы мотивации и стимулирования: создание проблемной ситуации, использование средств мультемедиа, как способа стимулирования решения задач в различных системах счисления;
  6. методы контроля и самоконтроля: взаимоконтроль на этапе актуализации знаний алгоритмов перевода и арифметических операций, самоконтроль при подведении итогов урока.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах.

Оборудование урока: информационный образовательный ресурс «КМ-школа», проектор, экран, тетрадь, раздаточный материал, электронные тесты, электронная викторина.

1. Мотивационно-ориентировочная часть
     
1.1. Оргмомент.

  1. Актуализация знаний.

Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения:

Ей было 1100 лет.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Всё это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 тёмно - синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет всё совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
 

Предлагаю разобраться, в чем заключается “неразбериха” этого стихотворения.

( анализ стихотворения, перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления ).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке? ( о  СС )

1.3  Мотивация.

Давайте обратим внимание на доску. Что вы видите?

Вы знакомы со всеми операциями, отражёнными на доске?

Как на доске расположена информация?

Удобно ли пользоваться информацией, расположенной таким образом?

1.4.  Постановка УЗ.

Какова цель нашего сегодняшнего урока?

- СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ».

По каким правилам можно объединить информацию?

Какие можно выделить группы?

( сложение в N2, умножение в N2, перевод из Nx в N10, перевод из N10 в Nx)

Давайте разобьём всю информацию на группы. 

( работа у доски – 4 чел.)

 Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока:«Решение задач в различных системах счисления».

  1. Содержательный этап

 Сегодня на уроке мы решим ряд задач. Работать будем в парах и в группах.

Ответы на все задания будем фиксировать в листе «Ответы на задания урока».

Все необходимые вычисления выполняйте  в тетради.

А) Каждая пара получает лист с заданиями на выполнение перевода и арифметических действий. Ваша задача заключается в том, что вы должны:

- подсчитать результат в тетради;

- вписать маркером ответ в соответствующую ячейку листа «Ответы на задания урока». Исправления не допускаются.

Приступаем к работе.(7-10 мин)

Ф.И., класс_____________________                                   Дата урока____________________

Ф.И., класс_____________________

Ответы на задания урока

В ячейки маркером вписывать только ответы.

Все расчёты роизводить в тетради.

Каждое исправление считается за ошибку.

Ячейка 1.

15310  => N2

Ячейка 2.

10102 + 1102

Ячейка 3.

13410 =>N16

Ячейка 4.

110012 – 10112

Ячейка 5.

4518 => N10

Ячейка 6.

1012 * 1102

Ячейка 7.

9410  =>N8

Ответы:

ЯЧ 1: 100110012

ЯЧ 2: 100002

ЯЧ 3: 8616

ЯЧ 4: 11102

ЯЧ 5: 30410

ЯЧ 6: 111102

ЯЧ 7: 1368

Б) А сейчас у каждой пары есть возможность проверить на компьютере правильность выполнения заданий. Последовательно запускаем все задания в виде теста. Полученные вами результаты вводим с клавиатуры в окно «ОТВЕТ». И если ваш ответ совпал с ответом компьютера, значит работы выполнены  верно.

В) А сейчас мы разделимся на 2 команды и проведём викторину. В каждой команде по 5 человек. Ребята, чья фамилия стоит выше на листе ответов попадают в одну команду, а чья фамилия в списке ниже в другую команду.

         Каждая команда придумывает себе название, соответствующее теме.
       
Викторина называется «Случайный вопрос». Крутится барабан, а при его остановке выпадает тот или иной вопрос. Вопросы задаются командам поочерёдно.

Если ответ верный, то балы автоматически зачисляются на счет команды. Победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. 

         Команда победитель получает картину Леонардо да Винчи, а проигравшая команда – утешительный приз – картину Сандро Боттичелли.

  1. Рефлексивно-оценочный этап


-
Какую цель в начале урока ставили?
(систематизировать знания по теме «Системы счисления»)
- Удалось ли это нам? (да)

- Докажите, что мы достигли этой цели.

   (ответы ребят)

- Какие моменты были трудными? Что следует дома повторить? Что повторить на следующем уроке в классе?
- Умеем решать любые задачи в различных системах счисления? (да/нет)

  1. Домашнее задание


Ну а домашнее задание вы сегодня получили в качестве приза.

Сделайте необходимый перевод чисел, и соответствующим цветом закрасьте заданные области изображения.


 


Самоанализ урока.

Урок разработан с учетом деятельностного подхода в обучении информатике, т.к.

  1. Структура урока отвечает психологической структуре учебной деятельности:
    Мотивационно-ориентировочная часть
    Актуализация знаний.
    Мотивация.
    Постановка УЗ.

    Содержательная часть
    Рефлексивно-оценочная часть
  2. Структура урока отвечает структуре учебной деятельности на уроках информатики.
  3. При разработке урока я старалась, чтобы ученики овладевали действиями, адекватными деятельности решения задач в различных системах счисления, а именно:

- умением переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую;

- умением выполнять простейшие арифметические операции в двоичной системе счисления;
- умением решать задачи, объединяющие в себе несколько действий.

        При разработке урока я ставила следующие

Цели урока: в результате ученик знает:

  • алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную и обратно;
  • таблицы сложения, вычитания и умножения в двоичной системе счисления;
  • алгоритмы сложения, вычитания и умножения в двоичной системе счисления;
  • имеет представление о различных системах счисления и их использовании;

умеет:

  • выполнять перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатиричную и наоборот;
  • выполнять основные арифметические действия над двоичными числами;
  • переводить полученные результаты в ту систему счисления, в которой была представлена задача;

Все цели урока были достигнуты, о достижении целей  можно судить по ответам учащихся на рефлексивно-оценочном этапе урока. Ответы учащихся показали, что они знают:

- алгоритм перевода из двоичной СС в десятичную;

- алгоритм перевода из десятичной СС в двоичную;

- отличия между СС;

- алгоритмы сложения, вычитания и умножения в двоичной СС.

умеют:

        - применять все перечисленные алгоритмы в решении задач;

        - переводить полученные результаты в ту систему счисления, в которой была

           представлена задача.

Следует отметить, что на данном уроке учащиеся были активны, показали умение достаточно быстро и грамотно отвечать на поставленные вопросы, находить ответы на проблемные вопросы.

         При разработке урока я старалась так спроектировать совместную деятельность учащихся и учителя, чтобы каждый этап урока максимально работал на достижение целей урока, чтобы все этапы плавно переходили друг в друга, были максимально взаимосвязаны, я считаю, что в основном это удалось.



Предварительный просмотр:

Картина  Леонардо  да Винчи

   100 – зелёный                       111 - жёлтый  

   101 – голубой                       1000 - коричневый

   110 – красный                      1001 - чёрный

Картина Сандро Боттичелли

   100 – зелёный                       111 - жёлтый  

   101 – голубой                       1000 - коричневый

   110 – красный                      1001 - чёрный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...