Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы под редакцией Угринович Н.Д. («Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы»/ Составитель М.Н. Бородин. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2012г), с учётом инструктивно – методического письма «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, при 35-ти учебных неделях. Практических работ - 15 , контрольных - 4.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Учителей предметников

_______ /Шматова Т.И./

Протокол №  5

от «26»  июня 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора  поУВР МБОУ «Пристеньская ООШ»          _________/Бабенко Е.В./

«26» июня 2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Пристеньская

ООШ»_______/И.И.Решетняк/

Приказ №  108

от «31» августа 2013 г.

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика и ИКТ»

для 8 класса

Учитель:

второй квалификационной категории

Жиренко М.И.

        

2013-2014 учебный год


Пояснительная записка 

Рабочая программа по «Информатике и ИКТ» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы под редакцией Угринович Н.Д. («Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы»/ Составитель М.Н. Бородин. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2012г), с учётом инструктивно – методического письма «О преподавании предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год, при 35-ти учебных неделях. Практических работ - 15 , контрольных - 4.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  •   выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются задачи:

  • сформировать у учащихся  умения и навыки определения адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • создать условия для осознанного использования учащимися комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • сформировать у учащихся  умения и навыки использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • создать условия для осознанного использования результатов совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

При реализации рабочей программы используется УМК:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
  2. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы/ авт.-сост. Т.К. Смыковская.- М.: Глобус, 2008
  3. Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс» /сост. М.Г.Гилярова – Волгоград, ИТД «Корифей», 2007.

В рабочей программе, в отличие от программы под редакцией Угринович Н.Д. («Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы»/ Составитель М.Н. Бородин. М.: БИНОМ.  Лаборатория  знаний, 2012г), увеличено количество часов  по темам «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»,  за счет  сокращения часов по темам  «Коммуникационные технологии»,  «Повторение».

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Требования к уровню подготовки учащихся 

Учащиеся должны знать/понимать:

  • отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
  • смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • представление о назначении и области применения моделей;
  • правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;

уметь:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;
  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;
  • применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
  • применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
  • создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов в программе

Количество часов в

рабочей программе

1

Информация и информационные процессы

9

9

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

7

10

3

Коммуникационные технологии

16

15

4

Повторение

3

1

Всего:

35

35

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Подготовка к ГИА

Примечание

заплан

фактич

Информация и информационные процессы.

9

1

Информация и информационные процессы в неживой природе. Вводный инструктаж по технике безопасности.

1

03.09

2

Информация и информационные процессы в живой природе

1

10.09

3

Человек: информация и информационные процессы.

1

17.09

1.2.2

4

Информация и информационные процессы в технике.

1

24.09

5

Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

1

01.10

6

Кодирование информации.

1

08.10

1.2.1

7

Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Определение количества информации Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

1

15.10

8

Алфавитный подход к определению количества информации. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации  с помощью  клавиатурного тренажёра».

1

22.10

1.1.3

9

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

05.11

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

10

10

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата.

1

12.11

11

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

1

19.11

2.1.1

12

Оперативная память. Долговременная память.

1

26.11

2.1.1

13

Файлы и файловая система. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

03.12

2.1.2

14

Работа с файлами и дисками. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 4 «Форматирование, дискеты».

1

10.12

15

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

1

17.12

1.4.3

16

Прикладное программное обеспечение. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

1

24.12

1.4.3

17

Вводный инструктаж по технике безопасности. Графический интерфейс операционных систем.

1

14.01

18

Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

21.01

1.4.2

19

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

1

28.01

2.1.2

Коммуникационные технологии.

15

20

Передача информации.

1

04.02

1.2.1

21

Локальные компьютерные сети. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

1

11.02

22

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

1

18.02

2.4.1

23

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 ««География» Интернета».

1

25.02

24

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

1

04.03

2.7.3

25

Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

1

11.03

2.7.2

26

Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

1

18.03

2.4.1

27

Поиск информации в Интернете. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

1

01.04

2.4.1

28

Контрольная работа № 3 по теме «Коммуникационные технологии».

1

08.04

29

Электронная коммерция в Интернете.

1

15.04

30

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы.

1

22.04

2.7.1

31

Форматирование текста на Web-странице. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

29.04

32

Вставка изображений и гиперссылок на Web-страницы.

1

06.05

33

Списки и интерактивные формы на Web-страницах

1

13.05

2.7.4

34

Контрольная работа № 4 «Web-страницы и Web-сайты».

1

20.05

Повторение.

1

35

Повторение

1

27.05

Содержание ПРОГРАММЫ учебного ПРЕДМЕТА

1. Информация и информационные процессы  (7 ч)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практические работы:

Практическая работа № 1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с помощью клавиатуры».

2. Компьютер как универсальное устройство обработки  информации  (12 ч)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.

Практические работы:

Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».

Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».

Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

3. Коммуникационные технологии  (15 ч)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы:

Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».

Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 10 «»География» Интернета».

Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

4. Повторение (1ч)

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования,  выполнения зачетной практической работы (Тексты контрольных работ приведены в методическом пособии  [Информатика 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.-сост. А.М. Горностаева. – М.: Просвещение: 2008]).  

Итоговый контроль осуществляется в форме контрольной работы.

Тематический контроль

Тематика

Вид

Форма

8 класс

1

Количество информации

контрольная работа

Письменная контрольная работа

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

контрольная работа

Письменная контрольная работа

3

Коммуникационные технологии

контрольная работа

Письменная контрольная работа

4

Web-страницы и Web-сайты

контрольная работа

Письменная контрольная работа

Практические работы:

В учебнике Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса»  представлены тексты практических работ.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

Дополнительная литература

  1. Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы/ авт.-сост. Т.К. Смыковская.- М.: Глобус, 2008.
  2. Информатика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. 8 класс» /сост. М.Г.Гилярова – Волгоград, ИТД «Корифей», 2007.

Интернет – ресурсы:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru )
  3. Материалы авторской мастерской Н.Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru)

Мультимедийные средства обучения:

  1. Операционная система Windows Vista
  2. Операционная система семейства Linux
  3. Пакет офисных приложений MS Office 2007

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Интерактивная доска
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 5-11 класс

В этом разделе входят рабочие программы 5-11 класс. 5 класс - Босова Л. Л. 6 класс - Босова Л. Л. 7 класс - Босова Л. Л. 8 класс - Семакин И.Г. 9 класс - Семакин И.Г. 10 класс - Угринович Н.Д. ...

рабочая программа по информатике 3 - 4 классы

Рабочая программа по информатике 3 - 4 классы на 2011 - 2012гг....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л.

Рабочая программа по информатике 5 - 9 классы. Учебник 5 - 9 класс Босова Л. Л. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно- образовательной среде является необходимым усло...