Конспекты уроков
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) по теме

Погорелова Елена Васильевна

Методическая разработка урока в 5 классе  на тему "Табличная форма представления информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок «Табличная форма представления информации» разработан для проведения в 5 классе. Это одиннадцатый урок в разделе «Информация и информационные процессы» и первый – в разделе «Табличная форма представления информации».

Психолого-педагогическая характеристика учебной группы 5а класса. В данной группе обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития и мотивации. У большинства обучающихся присутствует только внешняя мотивация достижения успеха в учебной деятельности, внутренние познавательные мотивы наблюдаются лишь у отдельных учеников. Но есть несколько учащихся, у которых мотивация отсутствует. Их трудно заинтересовать на уроке. Работоспособность класса, неплохая в начале урока,  с течением времени понижается. Взаимоотношения между обучающимися в целом доброжелательные и терпимые.

Для того чтобы заинтересовать новым материалом и создать ситуацию успеха для каждого учащегося, мною была выбрана преимущественно групповая форма обучения, при которой каждый учащийся имел возможность себя реализовать. Причем состав групп при изучении теоретических основ урока и при выполнении практической работы менялся, что в соответствии ФГОС, развивает коммуникативные навыки.

Кроме того, мною была выбрана технология проблемного изучения нового материала, обеспечивающая высокую самостоятельность усвоения знаний и формирования определенного мировоззрения.


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
                        Табличная форма представления  информации                  .

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Погорелова Елена Васильевна

Место работы

ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №1008

Должность

Учитель информатики и ИКТ

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Тема и номер урока в теме

«Табличная форма представления  информации» Урок №1

Базовый учебник

«Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса» автор Л.Л. Босова

  1. Цели урока: 

- акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;

- дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;

- научить создавать таблицы в текстовом процессоре и заполнять их информацией.

  1. Задачи:
  1. обучающие:

- формировать навыки представления текстовой информации в табличной форме;

- формировать навыки работы в тестовом процессоре.

  1. развивающие:

- развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы и работы в группах, исследовательской деятельности;

- развитие умений выделять главное;

- развитие системного и логического мышления, внимательности.

  1. воспитательные:

- воспитывать культуру поведения и формировать навыки здоровьесбережения при работе в компьютерном классе;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся;

- привить интерес к предмету.


  1. Предметные результаты:

- понимать и уметь объяснять достоинства табличной формы представления информации;

- уметь переводить информацию из текстовой формы в табличную форму;

- уметь создавать таблицы в текстовом процессоре и заполнять их информацией.

  1. Личностные результаты:

- уверенность в себе с точки зрения ИКТ-компетентности;

- умение работать в группе, прислушиваться к мнению других;

- умение аргументировать свою версию.

  1. Тип урока комбинированный
  2. Формы работы учащихся - фронтальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование - мультимедийный проектор, колонки, персональные компьютеры.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

1

Приветствие учащихся

Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.1-2)

Объявление темы, а также целей и задач урока

Приветствие учителя. Записывают в тетрадь число и тему урока

2

2

Актуализация знаний

1

Вопросы учащимся:

  1. Что понимается под кодированием информации?
  2. Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
  3. Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?

Отвечают на вопросы

3

3

Изучение нового материала

(создание проблемной ситуации)

(формирование навыков перехода от текстовой к табличной форме представления информации)

1

Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.3-4)

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа выполняет по два задания (задания для групп одинаковые, только для одних групп информация представлена в виде текста, а для других в виде таблицы). (Прил.3-4) 

Создание проблемной ситуации: "Почему всегда выигрывала одна и та же команда?"

Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.5)

Предлагает ученикам задание на умение переводить информацию из текстовой формы в табличную форму (Прил.5)

Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.6)

На основании выполненных заданий предлагает учащимся самостоятельно сделать вывод о назначении таблиц, закончив предложение: "Таблицу удобно использовать для..."

Выполняют задания в группах.

Анализируют результаты и отвечают на поставленный вопрос

Выполняют задание в группах

Обсуждают и предлагают ответы

10

(актуализация знаний из различных предметных областей в ходе беседы)

1

Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.7-9).

Задает вопросы:

"Встречаемся ли мы в обычной жизни с таблицами?"

"На каких уроках мы работаем с таблицами?"

"Представители каких профессий в своей работе используют таблицы?"

Демонстрация с помощью ЭОР (Сл.10).

Предлагает учащимся сформулировать определение таблицы

Знакомит с основными элементами таблицы

Обсуждение правил заполнения таблиц

Учащиеся принимают участие в беседе и отвечают на вопросы, используя общекультурный кругозор.

Учащиеся формулируют определение таблицы

Записывают определение в тетрадь

Учащиеся зарисовывают схему таблицы в тетрадь

Принимают участие в обсуждении

Вклеивают памятку в тетрадь (Прил.6)

4

Динамическая пауза

Предлагает выполнить упражнения

Выполнение упражнений

2

5

Практическая работа

(закрепление навыков перехода от текстовой к табличной форме представления информации и формирование навыков создания таблиц в текстовом процессоре)

2

Выдача и объяснение задания для компьютерного практикума (Прил. 2)

Демонстрация технологии создания таблицы в текстовом процессоре MS Word

Учащиеся слушают и задают вопросы

Учащиеся смотрят демонстрацию и задают вопросы

Выполнение практической работы (Прил.7)

20

6

Итоги урока

Проверка  выполнения практической работы и выставление оценок

Домашнее задание

Записывают домашнее задание

5

7

Рефлексия

Каждому ученику раздает цветок, в лепестках которого записаны фразы:

урок мне

сегодня я узнал(а)

у меня получилось

было трудно

я научился(ась). (Прил. 9)

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, заполнив лепестки, а в сердцевину зарисовать смайлик, отражающий общее настроение на уроке.

Заполняют лепестки цветка

3


Приложение к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Табличная форма представления информации

информационный

презентация

авторская презентация

2

Работа с таблицами в MS WORD

обучающий

мультимедиа

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00179e60-3793-4b24-8d2c-aecb178ac4b1/?interface=teacher&class[]=47&class[]=48&class[]=49&class[]=50&subject=19


Остров

Площадь, (км²)

Великобритания

229

Хонсю

227

Виктория

217

Элсмир

196

Сулавеси

180

Южный остров (Новая Зеландия)

145

Ява

138

Северный остров (Новая Зеландия)

111

Лусон

109

Ньюфаундленд

108

Куба

105

Исландия

103

Ирландия

81

Хоккайдо

78

Гаити

73

Сахалин

72

Банкс

70

Шри-Ланка

65

Тасмания

64

Девон

55

Земля Александра I

49

Исла-Гранде (Огненная Земля)

47

Северный остров (Новая Земля)

47

Беркнер

43

Аксель-Хейберг

43

Мелвилл

42

Саутгемптон

41

Маражо

40

Шпицберген

38

Новая Британия

35

Тайвань

35

Остров Принца Уэльского

33

Южный остров (Новая Земля)

33

Ванкувер

31

Тимор

28

Сицилия

25

Приложение 3 к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)

Острова

Великобритания - площадь 229 км², Хонсю - площадь 227 км², Виктория - площадь 217 км², Элсмир - площадь 196 км², Сулавеси - площадь 180 км²,  Южный остров (Новая Зеландия) - площадь 145 км² , Ява - площадь 138 км², Северный остров (Новая Зеландия) - площадь 111 км², Лусон - площадь 109 км², Ньюфаундленд - площадь 108 км²,  Куба - площадь 105 км², Исландия - площадь 103 км², Ирландия - площадь 81 км², Хоккайдо - площадь 78 км², Гаити - площадь 73 км², Сахалин - площадь 72 км², Банкс - площадь 70 км²,  Шри-Ланка - площадь 65 км², Тасмания - площадь 64 км², Девон - площадь 55 км²,  Земля Александра I - площадь 49 км²,  Исла-Гранде (Огненная Земля) - площадь 47 км², Северный остров (Новая Земля) - площадь 47 км², Беркнер - площадь 43 км², Аксель-Хейберг - площадь 43 км²,  Мелвилл - площадь 42 км², Саутгемптон - площадь 41 км², Маражо - 40 км², Шпицберген - 38 км², Новая Британия - площадь 35 км²,  Тайвань - площадь 35 км², Остров Принца Уэльского - площадь 33 км², Южный остров (Новая Земля) - площадь 33 км², Ванкувер - площадь 31 км², Тимор - площадь 28 км², Сицилия - площадь 25 км².


Приложение 4 к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)

Страны Европы

Страна

Столица

Австрия 

 Вена

Албания 

 Тирана

Андорра 

 Андорра- ла- Велья

Белоруссия 

 Минск

Бельгия 

 Брюссель

Болгария 

 София

Босния и Герцеговина

 Сараево

Ватикан 

 Ватикан

Венгрия 

 Будапешт

Великобритания 

 Лондон

Германия 

 Берлин

Греция 

 Афины

Дания 

 Копенгаген

Ирландия

 Дублин

Исландия (столица

 Рейкьявик

Испания 

 Мадрид

Италия 

 Рим

Латвия 

 Рига

Литва 

 Вильнюс

Лихтенштейн

 Вадуц

Люксембург 

 Люксембург

Македония

 Скопье

Мальта 

 Валлетта

Молдавия

 Кишинев

Монако 

 Монако

Нидерланды 

 Амстердам

Норвегия 

 Осло

Польша 

 Варшава

Португалия 

 Лиссабон

Румыния 

 Бухарест

Сан- Марино

Сан- Марино

Сербия

 Белград

Словакия

 Братислава

Словения

 Любляна

Украина 

 Киев

Финляндия 

 Хельсинки

Франция 

 Париж

Черногория

 Подгорица

Чехия 

 Прага

Хорватия 

 Загреб

Швейцария 

 Берн

Швеция 

 Стокгольм

Эстония 

 Таллинн


Страны Европы

Австрия (столица - Вена), Албания (столица - Тирана), Андорра (столица - Андорра-ла-Велья), Белоруссия (столица - Минск), Бельгия (столица - Брюссель), Болгария (столица - София), Босния и Герцеговина (столица - Сараево), Ватикан (столица - Ватикан), Венгрия (столица - Будапешт), Великобритания (столица - Лондон), Германия (столица - Берлин), Греция (столица - Афины), Дания (столица - Копенгаген), Ирландия (столица - Дублин), Исландия (столица - Рейкьявик), Испания (столица - Мадрид), Италия (столица - Рим), Латвия (столица - Рига), Литва (столица - Вильнюс), Лихтенштейн (столица - Вадуц), Люксембург (столица - Люксембург), Македония (столица - Скопье), Мальта (столица - Валлетта), Молдавия (столица - Кишинев), Монако (столица - Монако), Нидерланды (столица - Амстердам), Норвегия (столица - Осло), Польша (столица - Варшава), Португалия (столица - Лиссабон), Румыния (столица - Бухарест), Сан-Марино (столица - Сан-Марино), Сербия (столица - Белград), Словакия (столица - Братислава), Словения (столица - Любляна), Украина (столица - Киев), Финляндия (столица - Хельсинки), Франция (столица - Париж), Черногория (столица - Подгорица), Чехия (столица - Прага), Хорватия (столица - Загреб), Швейцария (столица - Берн), Швеция (столица - Стокгольм), Эстония (столица - Таллинн).


Приложение 5 к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)

В 5а классе один отличник. В 5б и 5г отличников нет. На «4» и «5» обучаются в 5а  классе – 13 учащихся, а в 5б – 4 ученика. В 5а ни у одного учащегося нет двойки за год. Тройки за год имеют 13 учащихся 5 а класса. В 5в классе один отличник. В 5г классе ни у одного учащегося нет двойки за год. На «4» и «5» обучаются в 5в  классе – 6 учащихся. В 5в и 5б классах нет двоечников. Тройки за год имеют 18 учащихся 5 б класса, и 20 учащихся 5в класса.  На «4» и «5» обучаются в 5г классе – 19 учащихся. В 5г классе 6 учащихся имеют тройки за год.


Приложение 6 к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)

Правила оформления таблицы

1.  Каждая  таблица должна иметь краткое название (точка в конце не ставится)

2. Головка:

  • Заголовок обязателен для всех столбцов
  • Точка в конце не ставится
  • Название в именительном падеже, единственном числе

3. Боковик:

  • Заголовок обязателен
  • Точка в конце не ставится

4. Прографка:

  • Как правило с большой буквы
  • Точка в конце не ставится


Приложение 7 к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)

Инструкция по созданию и форматированию таблицы

Для создания таблицы необходимо:

- выбрать меню Таблица, пункты Вставить, Таблица;

- ввести число строк и столбцов в таблице;

- нажать кнопку ОК.

Для изменения вида границ таблицы и создания или изменения заливки необходимо:

- выделить нужные ячейки;

- выбрать меню Формат, пункт Граница и заливка;

- задать параметры с помощью вкладок Граница (позволяет установить тип границы, ее цвет и ширину, а также определить какие из границ должны отображаться на экране) и Заливка (позволяет определить тип и цвет заливки).


Приложение 8 к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Таблицы

Преобразуйте текстовую информацию в табличную форму. Дайте название таблице. Дайте названия столбцам и заполните таблицу.

Самый крупный на земле алмаз с названием "Куллинан" весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз - алмаз "Эксцельсиор", найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз - "Звезда Сьерра-Леоне" весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз "Кохинор" весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз "Великий Могол" весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. "Алмаз Победы" весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.


Приложение 9 к плану-конспекту урока

Табличная форма представления  информации

(Тема урока)


Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Электронное приложение к учебнику "Информатика" для 5 класса   http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
  2. Материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
  3. Википедия http://ru.wikipedia.org 
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  5. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013.
  6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...