Рабочая программа по информатике 9 класс.Заочная группа.1 час в неделю.
материал по информатике и икт (9 класс) на тему

Егорова Ольга Павловна

Рабочая программа по информатике для заочной группы 9 класс вечернй (сменной) школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_po_informatike_9_kl.doc237.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

Андреапольского района Тверской области

«Согласовано»                                                                                                                                                                        «Утверждаю»

Протокол № _____от_______        Приказ № _____от_______

Заседания МО        И.О.директор школы: ________

Руководитель _____________                                                  (Добролюбова Л.Ф.)

Рабочая программа

по информатике и ИКТ 9 класс

базовый уровень

        

         Составила

         учитель

         Егорова О.П.

         

           

         

2014 год

Тема урока

Кол-во

уроков

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

Вид

контроля,

измерители

Дата

   

Кодирование и  обработка графической и мультимедийной информации  (7 часов)

1

Техника безопасности. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и  HSB.

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». Инструктаж по ТБ

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять)

Иметь представление о кодировании графической информации.

Практическая работа №1. «Кодирование графической информации»

2

Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов

Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр).

Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов.

Иметь представление об интерфейсах графических редакторов.              

Знать форматы графических файлов, их достоинства и недостатки; области применения разных графических форматов

Фронтальный опрос

3

Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. 

Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Инструктаж по ТБ

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе. Создание изображений с помощью инструментов векторного графического. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования

Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Уметь устанавливать цвет в палитре RGB в графическом редакторе. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения.

Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений.

Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора

Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»

4

Растровая и векторная анимация.

Практическая работа №4. «Создание GIF - анимации».

Растровая и векторная анимация. Практическая работа №4. «Создание flash-анимации». Инструктаж по ТБ

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Растровая и векторная анимация.  Создание GIF – анимации.

Растровая и векторная анимация.  Создание flash – анимации

Иметь представление о растровой и векторной  анимации.

Уметь создавать GIF - анимации

Уметь создавать flash - анимации

Практическая работа № 4. «Создание GIF - анимации».

Практическая работа № 4. «Создание flash-анимации»

5

Кодирование и обработка звуковой информации.

Практическая работа №5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

Цифровое фото и видео.

Практическая работа №6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу». 

Инструктаж по ТБ

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Звуки и видеоизображения.

Технические приемы записи звуковой и видео информации.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов)

Знать технические приемы записи звуковой и видео информации.      

Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов

Практическая работа № 5. «Кодирование и обработка звуковой информации»

Цифровое фото и видео.

Практическая работа № 6. «Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу»

6

Практическая работа №7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». Инструктаж по ТБ

Решение задач по теме «Кодирование графической информации»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Звуки и видеоизображения.

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Задачи  по теме «Кодирование графической информации»

Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов.

Уметь  решать задачи  по теме «Кодирование графической информации»

Практическая работа № 7. «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа»

7

Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации»

1

Урок

конт-роля

знаний

Кодирование графической информации

Контрольно-измерительные

материалы по теме «Кодирование графической

Информации»

Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации»

Кодирование и обработка текстовой информации (5 часов)

8

Кодирование текстовой информации.

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». Инструктаж по ТБ

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Знакомство с приемами квалифицированного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его усвоения

Уметь кодировать и декодировать информацию.  Знать способы   перекодировки текста.   Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора.  Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы)

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации»

9

Ввод и редактирование документа.

Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».

Инструктаж по ТБ

Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа№10 «Форматирование символов и абзацев»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).

Включение в текстовый документ формул и  графических объектов.    Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц)

Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.

Уметь:

-  набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагментами текста (выделять перемещать, удалять фрагменты);

- набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, используя встроенный в текстовый процессор редактор формул.

Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний)  и  ориентацию страницы (книжная, альбомная).

Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца

Практическая работа № 9. «Вставка в документ формул». Практическая работа № 10. «Форматирование символов и абзацев»

10

Нумерованные и маркированные списки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа

 № 11 «Создание и форматирование списков».

Таблицы. Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Включение в текстовый документ списков.  Создание и форматирование списков.  Включение в текстовый документ таблиц.     Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о многоуровневых списках (вложенные списки). Знать виды списков (нумерованные, маркированные, многоуровневые). Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерованные списки.

Уметь включать таблицу в текстовый документ; размещать в ячейках таблицы данные различных типов (текст, числа, изображения); модернизировать параметры таблицы (вставлять и удалять строки, столбцы и ячейки; изменять ширину столбцов и высоту строк с помощью мыши; изменять размеры отдельных ячеек, разделять их на несколько ячеек),  использовать границы и заливку для оформления внешнего вида таблицы

Практическая работа № 11. «Создание и форматирование списков».

Практическая работа № 12. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

11

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.  Инструктаж по ТБ Практическая работа

 № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Системы оптического распознавания документа. Практическая работа

 № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Перевод текста с использование системы машинного перевода.

Распознавание текста.

Сохранение документа в различных  текстовых форматах. Печать документа.

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность).

Знать приемы создания текстовых документов с использованием вспомогательных программ-словарей и подготовку документа

к печати с использованием периферийного оборудования (принтер).

Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста).

 Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения.      

Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести  распознавание текста для получения документа в текстовом формате.                  

Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере

Практическая работа № 13. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа»

12

Контрольная работа № 2 по теме  «Кодирование обработки текстовой информации»

1

Урок

конт-

роля

знаний

Кодирование обработки текстовой информации

Контрольно-измерительные материалы по теме «Кодирование обработки текстовой информации»

Контрольная работа № 2  «Кодирование обработки текстовой информации»

Кодирование и обработка числовой информации (5 часов)

13

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ Практическая работа

 № 15  «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Представление числовой информации в различных системах счисления.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора.

Арифметические вычисления в различных системах счисления.

Компьютерное представление числовой информации

Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления.

Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

Уметь выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления. Иметь представление о компьютерном представлении числовой информации

Практическая работа № 15. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

14

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.  Инструктаж по ТБ Практическая работа №16  «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Представление числовой информации в компьютере.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Абсолютные и относительные ссылки

Знать принципы представления числовой информации в компьютере.

Знать назначение  и функции электронных таблиц.

Иметь представление об элементах электронных таблиц.

Уметь вводить данные (числа, текст, формулы, не содержащие функций) в готовую таблицу; изменять данные в готовой таблице.

Знать приемы создания документа с  использованием различных форм представления информации в виде формул.

Уметь, используя адресацию в таблице, задавать абсолютные и относительные ссылки

Практическая работа № 16. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

15

Встроенные функции.  Инструктаж по ТБ Практическая работа № 17. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа №18 «Построение диаграмм различных типов»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Встроенные функции.

Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

Построение диаграмм и графиков.

Знать приемы создания документа с  использованием различных форм представления информации. Иметь представление о встроенных функциях.  

Уметь вводить математические формулы, содержащие функции, используя встроенные в табличный процессор функции.      Уметь строить диаграммы и графики, используя возможности табличного процессора

Практическая работа № 17. «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа № 18. «Построение диаграмм различных типов»

16

Базы данных в электронных таблицах.

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Базы данных в электронных таблицах.

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Знать особенности создания баз данных в электронных таблицах

Уметь осуществлять сортировку и поиск данных в электронных таблицах

Практическая работа № 19. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»

17

Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Урок

конт-

роля

знаний

Кодирование и обработка числовой информации

Контрольно-измерительные материалы по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (11 часов)

18

Техника безопасности. Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители.

Блок-схемы алгоритмов Выполнение алгоритмов компьютером.

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Знать понятие алгоритма; свойства алгоритмов.   Уметь определять свойства конкретных алгоритмов.   Знать способы записи алгоритмов; блок-схемы. Уметь записывать алгоритм разными способами.

Иметь представление о возможностях автоматизации деятельности человека.

Фронтальный

опрос

19

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор».

Алгоритмическая структура «цикл»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, выбор.

Разработка линейного алгоритма,  (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.

Алгоритмические конструкции: повторение.

Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла

Знать структуру алгоритмической конструкции следование,  ветвление, выбор.

Уметь:

-  разрабатывать линейный алгоритм решения математических задач;

- разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор ветвления.

Знать структуру алгоритмической конструкции повторение.

Уметь разрабатывать алгоритмы, содержащие оператор цикла

Фронтальный

опрос

20

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Типы данных, ввод и вывод данных. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Виды, правила оформления

Уметь создавать алгоритмы решения задач, используя конструкции ветвления, цикла, вспомогательные алгоритмы. Знать этапы разработки программы. Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования функций

Фронтальный

опрос

21

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Инструктаж по ТБ  Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Системы  объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Знать этапы разработки программы.                   Уметь разрабатывать алгоритм, требующий для решения поставленной задачи использования логических операций.       Знать интерфейс систем  объектно-ориентированного и алгоритмического программирования

Практическая работа № 20. «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования»

22

Инструктаж по ТБ  Практическая работа №21 «Проект «Переменные».

Практическая работа  №22 «Проект «Калькулятор»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи

Практическая работа № 21. «Проект «Переменные».

Практическая работа №22 . «Проект «Калькулятор»

23

Инструктаж по ТБ  Практическая работа №23 Проект «Строковый калькулятор».

Практическая работа №24 Проект «Даты и время»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи

Практическая работа №23. Проект «Строковый калькулятор».

Практическая работа № 24. Проект «Даты и время»

24

Инструктаж по ТБ  Практическая работа №25 Проект «Сравнение кодов символов».

Практическая работа

 № 26. Проект «Отметка»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи

Практическая работа №25. Проект «Сравнение кодов символов».

Практическая работа №26. Проект «Отметка»

25

Инструктаж по ТБ  Практическая работа №27  Проект «Коды символов».

Практическая работа

№ 28  Проект «Слово-перевертыш»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи

Практическая работа №27. Проект «Коды символов».

Практическая работа № 28. Проект «Слово-перевертыш»

26

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Практическая работа

 № 29  Проект «Графический редактор»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования.

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Знать графические возможности объектно-ориентированного языка программирования.

Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи

Практическая работа № 29. Проект «Графический редактор»

27

Инструктаж по ТБ  Практическая работа

 № 30 Проект «Системы координат».      

Практическая работа

 № 31 Проект «Анимация»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

Уметь разрабатывать алгоритмы для решения поставленной задачи

Практическая работа № 30. Проект «Системы координат».

Практическая работа №31. Проект «Анимация».

28

Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

1

Урок

конт-

роля

знаний

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Моделирование и формализация (5 часов)

29

Окружающий мир как иерархическая система.

Моделирование как метод познания.

Материальные и информационные модели.

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Окружающий мир как иерархическая система.

Моделирование как метод познания.

Виды моделей. Материальные и информационные модели.

Иметь представление об окружающем мире как иерархической  системе.

Основные принципы моделирования как метода познания.

Знать виды информационных моделей.          

Уметь представлять информационную модель в виде графа, диаграммы

Фронтальный

опрос

30

Формализация и визуализация моделей.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Иметь представление о процессе формализации.          Уметь приводить примеры моделирования объектов и процессов.            

Иметь представление о основных этапах разработки и исследования моделей на компьютере

Фронтальный

опрос

31

Построение и исследование физических моделей. Инструктаж по ТБ Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку»

Приближенное решение уравнений. Практическая работа № 33  Проект «Графическое решение уравнений»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Таблица как средство моделирования.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования

Иметь представление о таблице как средстве моделирования.

Уметь строить и исследовать компьютерные модели, реализующие анализ результатов в форме таблиц.

Иметь представление о таблице как средстве моделирования

Практическая работа №32 Проект «Бросание мячика в площадку»

Практическая работа № 33  Проект «Графическое решение уравнений»

32

Экспертные системы распознавания химических веществ. Инструктаж по ТБ Практическая работа №34 Проект «Распознавание удобрений»

Информационные модели управления объектами. Практическая работа № 35  Проект «Модели систем управления»

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории

Уметь проводить  эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории

Практическая работа № 34 Проект «Распознавание удобрений»

Практическая работа № 35.  Проект «Модели систем управления»

33

Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация»

1

Урок

конт-роля

знаний

Моделирование и формализация

Контрольно-измерительные материалы по теме «Моделирование и формализация»

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

Информатизация общества (2 часа)

34

Информационное общество.

Информационная культура.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

Комби-

ниро-ванный

урок

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Знать виды и характеристики информационных ресурсов общества.

Соблюдать право при создании и использовании информации.

Знать перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Фронтальный

опрос

35

Контрольная работа №6  

«Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса»

1

Урок

конт-роля

знаний

Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса

Контрольно-измерительные материалы по теме «Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса»

Контрольная работа №6 

«Повторение курса информатики и ИКТ 9 класса»

 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы  Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005) и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Количество часов по учебному плану

В год – 35 часов

В неделю – 1 час

Требования к уровню подготовки учащихся

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

Знать/понимать:

  • формы представления графической информации
  • характеристики растрового и векторного изображения
  • характеристики звуковой информации и форматы звуковых файлов
  • как связаны между собой количество цветов в палитре и глубина цвета, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB
  • способы получения и редактирования цифровых фотографий: этапы создания цифрового видеофильма

Уметь:

  • редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
  • выбрать графический редактор для создания и редактирования графического документа
  • проводить оценку качества оцифрованного звука
  • проводить захват и редактирование цифрового фото и видео

Кодирование и обработка текстовой информации

Знать/понимать:

  • виды и назначения редакторов текстов;
  • интерфейс текстового редактора и процессора;
  • режимы работы и систему команд текстового редактора;
  • структурные элементы текстового документа;
  • приемы внедрения объектов;
  • основы конвертирования файлов.

Уметь:

  • приводить примеры текстовых редакторов;
  • использовать различные способы работы с текстовым документом;
  • вводить, редактировать, форматировать структурные элементы текстового документа;
  • работать с рисунками, списками и таблицами в текстовом документе;
  • использовать буфер обмена и технологию OLE;
  • подготовить различные текстовые документы;
  • одновременно работать с несколькими текстовыми документами;
  • осуществлять поиск и замену, проверку правописания в тексте.

Кодирование и обработка числовой информации

Знать/понимать:

  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
  • как табличный процессор работает с формулами;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  графические возможности табличного процессора.

Уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

  Основы алгоритмизации и  программирования

Знать/понимать:

  • понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
  • понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
  • процесс исполнения алгоритма компьютером
  • понятия транслятора, компилятора
  • классификацию и названия языков программирования
  • особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
  • основные понятия проекта, формы, объекта, свойств и методов, событийной процедуры
  • этапы разработки и способ загрузки проектов
  • понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
  • основные алгоритмические структуры
  • структуру функции и типы функций, синтаксис функций ввода-вывода данных
  • правила описания основных геометрических объектов, графические методы для рисования геометрических фигур

Уметь:

  • обосновывать свойства алгоритмов, приводить примеры из собственного жизненного опыта
  • представлять алгоритм в виде блок-схемы
  • изменять свойства объектов, графического интерфейса проекта и редактировать программный код, создавать свои событийные процедуры
  • применять оператор присваивания
  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
  • выполнять арифметические операции над переменными
  • организовать диалоговые окна сообщений
  • применять функции ввода-вывода при создании собственных проектов
  • создавать простые графические редакторы
  • определять результат программы по ее описанию

Моделирование и формализация

Знать/понимать:

  • понятия моделирования, формализации, визуализации
  • основные этапы моделирования
  • принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
  • формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты)
  • структуру баз данных
  • условия поиска информации; логические значения, операции, выражения, удаление и сортировка данных в реляционных БД

Уметь:

  • приводить примеры моделирования в различных областях деятельности
  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
  • строить информационные модели систем управления
  • приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
  • сортировать данные в таблице, создавать и редактировать  форму
  • формировать запрос, используя систему управления базами данных Ms Access
  • выполнять поиск записей в готовой базе данных
  • сортировку записей в готовой базе данных

Информатизация общества

Знать/понимать:

  • понятия информационного общества, информатизации и компьютеризации
  • что такое информационная культура
  • перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Уметь:

  • приводить примеры информатизации и компьютеризации в повседневной жизни
  • приводить примеры перспектив развития информационных и коммуникационных технологий

 Учебно-методическое обеспечение

  1. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Электронные образовательные ресурсы и цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:

.

  • www.iit.metodist.ru – портал с авторскими материалами Угриновича Н.Д.
  • www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики; 
  • window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам; 
  • http://school-collection.edu.ru/ –  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, Linux.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 ч в неделю)

Рабочая программа по информатике для 11 профильного класса (3 часа в неделю) является модификацией программы Н.Д. Угриновича для профильных классов...

Рабочая программа по информатике 5 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  для 5 класса разработана на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная  концепция).  – С...

Рабочая программа по информатике 6 класс Макарова Н.В. (1 час в неделю)

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе:Программы по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). 5-11 классы.  Н.В. Макарова.Раб...

Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения

Рабочая программа. Геометрия. 8 класс. Заочная форма обучения...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс.Заочная группа.1 час в неделю.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для заочной группы 10 класса вечернй (сменной) школы....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класса.Заочная группа. 0,5 часа в неделю.

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класса для заочной группы вечерней школы (0,5 часа в неделю)....

Рабочая программа по информатике 10-11 классы (2 часа в неделю, по примерной программе)

Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Росси...