Безопасный интернет 5-6 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №504
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № ____ ___________________ ___________________
«____»__________ «____»_____________ «____»_____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Безопасный интернет – 5 класс
(учебный предмет, класс)
Врубель Анастасия Александровна ( ф.и.о.)
2014 г
Пояснительная записка
Цели проекта
Формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи проекта
организация технического контроля безопасности
подготовка учителя (классного руководителя) к
использованию образовательных ресурсов Интернета;
создание педагогических условий обеспечения
информационной безопасности учащихся, использующих
Интернет в образовании.
разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей;
информационная обеспеченность
Актуальность
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом,
необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Использования
Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы достаточно обширно: это использование электронной почты; поиск в сети нужной информации; создание собственных школьных веб-страниц; рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конкурсах и т.п.); обмен опытом; ответы на типичные вопросы;
получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам; совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания.
Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:
киберзависимости,
заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
нарушению нормального развития ребенка,
неправильному формированию нравственных ценностей,
знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной. Надо с первого знакомства с информационными технологиями разъяснять ребенку, как ему 4вести себя в информационном пространстве. Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее.
Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.
Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.
Участники проекта
Проект рассчитан на совместную деятельность учителей предметников, классных руководителей, администрацию образовательного учреждения, родителей и учащихся школы.
Механизм реализации проекта
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
С подключением доступа к сети Интернет в школе проведены следующие организационные мероприятия:
Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в классе.
В школе разработаны и утверждены:
РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет
ПРАВИЛА использования сети Интернет
ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.
ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения в сети Интернет.
Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля. Ведется журнал учета работы в Интернет.
11. Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:
1) во время проведения занятий – преподаватель, проводящий занятие;
2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся - лицо, назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.
Данные лица обладают необходимой квалификацией и знаниями в области информационных технологий. Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.
Технический контроль. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации, исключающая доступ к такой информации.
С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.
Профилактическая работа с обучающимися. Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах.
Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя естественно-математических наук, в рамках которой проводится День безопасного Интернета. Программа, посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.
Профилактическая работа с родителями. Формы работы с родителями различны – родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей. Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»: «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться, играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».
Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru,www.detionline.org, www.interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям.
Ожидаемые результаты
Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:
1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;
2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;
3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.
Перспективы дальнейшей работы школы по созданию Интернет-пространства для участников образовательного процесса
Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире.
Литература
1. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.:
Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.
2. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю.
Теоретические основы компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, 2000.
3. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем.
Монография. – М.: МГУЛ, 2003. – 212 с.
4. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность
телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. – М. «Радио и связь»
2003.
5. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности
учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011.
6. http://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/kidsafetyfaq.mspx
7. http://www.interneshka.net/
8. http://www.schoolrm.ru/schools/lic26sar/parents/safety.php
9. http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html
№ | Тема урока | Количество часов | |
теория | практика | ||
Технические аспекты использования Интернета | 3 | 3 | |
Техногонка | 0,5 | 0,5 | |
Три кита интернета | 0,5 | 0,5 | |
Разновидности сетей | 0,5 | 0,5 | |
Техническая онлайн- компетентность | 0,5 | 0,5 | |
Риски и их профилактика | 0,5 | 0,5 | |
Защита личных данных | 0,5 | 0,5 | |
Информация в интернете | 3,5 | 3,5 | |
Информационное цунами | 0,5 | 0,5 | |
Социальные сети | 0,5 | 0,5 | |
Информационная перегрузка | 0,5 | 0,5 | |
История и будущее поиска в Интернете | 0,5 | 0,5 | |
Как работает поиск | 0,5 | 0,5 | |
Авторское право | 0,5 | 0,5 | |
Способы защиты от негативной информации | 0,5 | 0,5 | |
Коммуникация в Интернете | 4 | 4 | |
Виды и возможности интернет- коммуникации | 0,5 | 0,5 | |
Особенности коммуникации в Интернете | 0,5 | 0,5 | |
Сетевые возможности для обучения | 0,5 | 0,5 | |
Коммуникативная компетентность | 0,5 | 0,5 | |
Онлайн- общение | 0,5 | 0,5 | |
Безопасность коммуникации в Интернете | 0,5 | 0,5 | |
Знакомства и незнакомцы. | 0,5 | 0,5 | |
Агрессия в интернете | 0,5 | 0,5 | |
Цифровое потребление | 6,5 | 6,5 | |
Потребление и коммерция в цифровом мире | 0,5 | 0,5 | |
Интернет – среда и средство потребления | 0,5 | 0,5 | |
Потребительская компетентность пользователя Интернета | 0,5 | 0,5 | |
Потребительские риски | 0,5 | 0,5 | |
Интернет – мошенничество | 0,5 | 0,5 | |
Рекламные риски | 0,5 | 0,5 | |
Риски интернет- шопинга | 0,5 | 0,5 | |
Зачетная работа: «Цифровое поколение: какие они?» | 0,5 | 0,5 | |
Выполнение зачетной работы | 1 | ||
Выполнение зачетной работы | 1 | ||
Защита | 1 | ||
Защита | 1 | ||
Повторение. Подведение итогов. | 0,5 | 0,5 | |
Итого | 17 | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/02/picture-228906-1364921352.jpg)
Урок безопасности в сети интернет. 5- 9 классы
Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современнойинформационно-телекоммуникационной ...
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)
Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-969231-1554007393.jpg)
Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)
Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/12/picture-930960-1497257063.jpg)
Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов
Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/04/picture-1207726-1630749500.jpg)
Урок посвященный "Неделе безопасного интернета" "Виды мошенничества в интернете"
Урок расчитан на возраст 14-18 лет и является заключительным на неделе безопасного интернета....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/09/picture-997584-1583736844.jpg)
Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»
Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1468313-1698672945.jpg)
Методическая разработка дистанционного урока Тема: «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета) Класс: 8
Технологическая карта дистанционного урока по теме «Безопасность в сети Интернет» предмета информатика среди обучающихся 8-ых классов....