Безопасный интернет 5-6 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Врубель Анастасия Александровна

Формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnyy_internet.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное  бюджетное  общеобразовательное учреждение Лицей №504

Рассмотрено                      Согласовано:                          Утверждаю:                      

на заседании МО              Зам. директора по УВР         Директор школы                

Протокол № ____              ___________________          ___________________        

«____»__________            «____»_____________         «____»_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Безопасный интернет – 5 класс

(учебный предмет, класс)

                                                                                             

Врубель Анастасия Александровна                                                                                                                                  ( ф.и.о.)                                      

2014 г


Пояснительная записка

Цели проекта

 Формирование безопасной информационной образовательной среды школы, обеспечение информационной безопасности учащихся, использующих Интернет в образовании и пропаганда безопасного поведения в сети Интернет.

Задачи проекта 

 организация технического контроля безопасности

 подготовка учителя (классного руководителя) к

использованию образовательных ресурсов Интернета;

 создание педагогических условий обеспечения

информационной безопасности учащихся, использующих

Интернет в образовании.

 разъяснительная работа среди обучающихся и их родителей;

 информационная обеспеченность

Актуальность

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом,

необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Использования

Интернета в работе с детьми и собственно в работе школы достаточно обширно: это использование электронной почты; поиск в сети нужной информации; создание собственных школьных веб-страниц; рассылка и/или съем материалов (нормативных документов, информации о семинарах и конкурсах и т.п.); обмен опытом; ответы на типичные вопросы;

получение ("скачивание") небольших обучающих программ по разным предметам; совместные проекты школьников (и учителей) разных школ.

Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Очень важно, чтобы во всех школах был безопасный Интернет. По статистическим данным на сегодняшний день в России насчитывается от 8 до10 млн. интернет-пользователей в возрасте до 14 лет. Две трети детей выходят в глобальную сеть самостоятельно, без присмотра родителей и педагогов. Примерно 40% школьников посещают веб-страницы нежелательного и запрещенного содержания. Не секрет, что у многих развивается интернет-зависимость и игромания.

Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:

 киберзависимости,

 заражению вредоносными программами при скачивании файлов,

 нарушению нормального развития ребенка,

 неправильному формированию нравственных ценностей,

 знакомству с человеком с недобрыми намерениями.

Сегодня проблема информационной безопасности школьников стала актуальной. Надо с первого знакомства с информационными технологиями разъяснять ребенку, как ему 4вести себя в информационном пространстве. Важно, чтобы взрослые, и дети понимали, что в информационном пространстве есть свои плюсы и минусы, есть плохое и хорошее.

Необходимо научить детей извлекать из ресурсов только лучшее и безопасное, делать осознанный и грамотный выбор. Необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые возникают у них при использовании Интернет. Чем больше взрослые будут знать о том, как дети используют Интернет, тем проще определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным.

Для преодоления негативного воздействия сети Интернет школа должна проводить целенаправленную воспитательную работу с педагогическим коллективом, учащимися, родителями.

Участники проекта

Проект рассчитан на совместную деятельность учителей предметников, классных руководителей, администрацию образовательного учреждения, родителей и учащихся школы.

Механизм реализации проекта

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.

С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.

С подключением доступа к сети Интернет в школе проведены следующие организационные мероприятия:

 Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в классе.

 В школе разработаны и утверждены:

 РЕГЛАМЕНТ по работе учителей и школьников в сети Интернет

 ПРАВИЛА использования сети Интернет

 ИНСТРУКЦИЯ пользователя по безопасной работе в сети Интернет.

 ИНСТРУКЦИЯ для сотрудников о порядке действий при осуществлении контроля за использованием учащимися муниципального общеобразовательного учреждения в сети Интернет.

Контроль использования учащимися сети Интернет осуществляется с помощью программно-технических средств и визуального контроля. Ведется журнал учета работы в Интернет.

11. Контроль за учащимися сети Интернет осуществляют:

1) во время проведения занятий – преподаватель, проводящий занятие;

2) во время использования сети Интернет для свободной работы учащихся - лицо, назначенное приказом директора школы по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.

Данные лица обладают необходимой квалификацией и знаниями в области информационных технологий. Для решения вопросов безопасности Интернета в школе организован технический контроль, ведется профилактическая работа с обучающими и их родителями, доступны информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса.

Технический контроль. Чтобы ограничить доступ учащихся к информации, которая может оказать на них негативное воздействие, в школе установлена специальная система фильтрации, исключающая доступ к такой информации.

С помощью технологии фильтров и блокировки можно ограничить список собеседников, с которыми дети общаются через Интернет. Тем не менее, нет компьютерных программ, способных полностью защитить ребенка от доступа к нежелательной информации.

Профилактическая работа с обучающимися. Работа с учащимися с учетом их возрастных особенностей. В начальной школе – в виде сказок, игр. В средней школе – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде проектов, выпуска стенгазет, участия в акциях, конкурсах.

Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя естественно-математических наук, в рамках которой проводится День безопасного Интернета. Программа, посвященная этому дню, включает в себя ряд мероприятий, направленных на обучение учителей, родителей и детей правилам безопасного пользования Интернетом. Это классные часы по теме «Безопасность в сети Интернет»; выпускаются листовки с памятками для учащихся «Безопасность в Интернете» и т.д.

Профилактическая работа с родителями. Формы работы с родителями различны – родительские собрания, индивидуальные беседы, лекции. Родители должны понимать, что никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Только они могут полностью контролировать своих детей. Вот выдержка из аннотации к книге Заряны и Нины Некрасовых «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним делать», вышедшей в издательстве «София»: «Дети и подростки прирастают к розетке тогда, когда реальный мир не может предложить им других полноценных занятий. Не надо бороться с компьютером, борьба не укрепляет семьи. Надо просто понять истинные потребности своих детей - и найти в себе силы и время общаться,  играть, слушать их. Просто посмотреть на все (в том числе и на компьютеры, ТВ, мобильник, плеер и прочие розеточные изобретения) глазами детей и подростков. И тогда виртуальный мир станет помощником вашей семье, для чего он, собственно, и предназначен».

Существует ряд сайтов, посвященных безопасности детей в Интернете: www.saferunet.ru,www.detionline.org, www.interneshka.net, ресурсы которых оказывают огромную помощь, как взрослым, так и детям.

Ожидаемые результаты

Системный подход в решении задач построения в школе безопасной среды для доступа к сети Интернет:

1. обеспечит потребность учителя в постоянном повышении уровня своей квалификации и профессионализма по данному вопросу;

2. поможет родителям грамотно организовать информационное пространство ребенка в семье;

3. совместные усилия педагогов и родителей создадут рабочую среду ребенка и в школе и дома с учетом его интересов, сообразно возрастным особенностям и духовным потребностям в рамках общечеловеческих ценностей.

Перспективы дальнейшей работы школы по созданию Интернет-пространства для участников образовательного процесса

Формирование информационной культуры и безопасности - процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющей информационные ресурсы во всем мире.

Литература

1. Грушо А.А., Тимонина Е.Е. Теоретические основы защиты информации. – М.:

Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996.

2. Девянин П.Н., Михальский О.О., Правиков Д.И., Щербаков А.Ю.

Теоретические основы компьютерной безопасности. – М.: Радио и связь, 2000.

3. Казарин О.В. Безопасность программного обеспечения компьютерных систем.

Монография. – М.: МГУЛ, 2003. – 212 с.

4. Новиков А.А., Устинов Г.Н. Уязвимость и информационная безопасность

телекоммуникационных технологий: Учебное пособие. – М. «Радио и связь»

2003.

5. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности

учащихся основой школы. Автореферат диссертации на соискание ученой

степени кандидата педагогических наук. Калининград 2011.

6. http://www.microsoft.com/rus/protect/athome/children/kidsafetyfaq.mspx

7. http://www.interneshka.net/

8. http://www.schoolrm.ru/schools/lic26sar/parents/safety.php

9. http://shperk.ru/sovety/kak-sdelat-internet-dlya-detej-bolee-bezopasnym.html


Тема урока

Количество часов

теория

практика

Технические аспекты использования Интернета

3

3

Техногонка

0,5

0,5

Три кита интернета

0,5

0,5

Разновидности сетей

0,5

0,5

Техническая онлайн- компетентность

0,5

0,5

Риски и их профилактика

0,5

0,5

Защита личных данных

0,5

0,5

Информация в интернете

3,5

3,5

Информационное цунами

0,5

0,5

Социальные сети

0,5

0,5

Информационная перегрузка

0,5

0,5

История и будущее поиска в Интернете

0,5

0,5

Как работает поиск

0,5

0,5

Авторское право

0,5

0,5

Способы защиты от негативной информации

0,5

0,5

Коммуникация в Интернете

4

4

Виды и возможности интернет- коммуникации

0,5

0,5

Особенности коммуникации в Интернете

0,5

0,5

Сетевые возможности для обучения

0,5

0,5

Коммуникативная компетентность

0,5

0,5

Онлайн- общение

0,5

0,5

Безопасность коммуникации в Интернете

0,5

0,5

Знакомства и незнакомцы.

0,5

0,5

Агрессия в интернете

0,5

0,5

Цифровое потребление

6,5

6,5

Потребление и коммерция в цифровом мире

0,5

0,5

Интернет – среда и средство потребления

0,5

0,5

Потребительская компетентность пользователя Интернета

0,5

0,5

Потребительские риски

0,5

0,5

Интернет – мошенничество

0,5

0,5

Рекламные риски

0,5

0,5

Риски интернет- шопинга

0,5

0,5

Зачетная работа: «Цифровое поколение: какие они?»

0,5

0,5

Выполнение зачетной работы

1

Выполнение зачетной работы

1

Защита

1

Защита

1

Повторение. Подведение итогов.

0,5

0,5

Итого

17

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок безопасности в сети интернет. 5- 9 классы

Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современнойинформационно-телекоммуникационной ...

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...

Технологическая карта занятия по дисциплине ОУДП. 08 Информатика на тему «Безопасный Интернет» (в рамках проведения Единого урока информационной безопасности 2017 г.)

Кибербезопасность детей — это актуальная проблема многих стран мира.Одной из важнейших координат развития подрастающего поколения становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, ...

Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов

Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...

Урок посвященный "Неделе безопасного интернета" "Виды мошенничества в интернете"

Урок расчитан на возраст 14-18 лет и является заключительным на неделе безопасного интернета....

Классный час на тему: «Интернет безопасность. Интернет-зависимость»

Увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе. Интернет плохо влияет на человека....

Методическая разработка дистанционного урока Тема: «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета) Класс: 8

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Безопасность в сети Интернет» предмета информатика среди обучающихся 8-ых классов....