Требования к оформлению презентаций в Power Point. Методические рекомендации для студентов и преподавателей
методическая разработка по информатике и икт на тему

Зобнина Ирина Алексеевна

Дана структура обучающей презентации, общие рекомендации к подготовке мультимедийной презентации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Технология мультимедиа в последние годы прочно вошла в нашу жизнь. Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» ( от multi – много и media – среда).

Эта технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

Важной особенностью технологии мультимедиа является ее интерактивность, когда в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.

Компьютерные презентации являются одним из типов мультимедийных проектов. Презентации часто используются в рекламе, при выступлении на конференциях и совещаниях. Они также применяются в учебном процессе для объяснения материала. Подготовка и проведение доклада на высоком уровне невозможна без использования самых современных технологий. Конечно, современный урок или лекцию тоже трудно представить без использования мультимедийных проектов. Компьютерная презентация поможет сэкономить силы преподавателю, а оставшееся учебное время можно употребить на закрепление пройденного или углубленное изучение нового материала.

Итак, удачно выполненная презентация позволяет:

  • привлечь внимание студентов и сэкономить время на записях на доске;
  • донести информацию до обучающихся в удобном и доступном виде;
  • показать коллегам ваши предложения или результаты работы в наиболее выгодном свете;
  • автоматизировать компьютерную презентацию, чтобы она демонстрировала материал без участия человека.

Как сделать компьютерную презентацию

Для того, чтобы сделать компьютерную презентацию, в MS Office имеется превосходное средство – Power Point. С помощью этой программы можно подготовить выступление с использованием слайдов, которые потом можно напечатать на прозрачных пленках, бумаге, 35-миллиметровых слайдах или просто демонстрировать на экране компьютера, а можно также создать конспект доклада и материал для раздачи студентам. Программа предоставляет большой ассортимент шаблонов презентаций на различные темы. Такие шаблоны содержат соответствующим образом оформленные слайды. В поле слайда можно вставить свой текст, графику, а также таблицу и диаграмму.

Кроме того, можно изменить художественное оформление любого шаблона презентации, выбрав дизайн по своему вкусу. При этом изменится только внешний вид презентации, а не его содержание.

Если же имеется достаточно времени и способности дизайнера, то можно начать работу с «нуля» - Power Point обладает для этого всеми средствами.

Структура обучающей презентации

При создании презентации рекомендуется придерживаться определенной структуры, добавив в нее что-то свое или убрав лишнее.

Предложенный ниже вариант подходит для преподавателя. В обучающей презентации преподаватель размещает суть излагаемого материала, основные термины, понятия и определения, на которые студенты должны обратить внимание.  Размещает задания для самостоятельной работы, если таковая предусмотрена планом занятия. Очень полезно в качестве образца представить схемы или опорные конспекты, чтобы студенты в дальнейшем могли составлять аналогичные.

 Для данного типа презентаций переход между слайдами лучше всего назначить по щелчку мыши.

Схема обучающей презентации:

  1. Введение.                  Информация, размещаемая на слайде:

Введение

  • определите предмет обсуждения
  • сформулируйте тему для аудитории
  • определите уровень знаний у аудитории по рассматриваемой теме

Каждый докладчик должен подготовить аудиторию к восприятию нового материала. Поэтому введение лучше разместить на двух слайдах. Первый слайд отразит цели и задачи, которые преподаватель планирует донести до оппонента – студента. Здесь можно перечислить умения, которыми должен овладеть студент после занятия. Приветствуется размещение на этом слайде иллюстраций по теме, особенно если излагаемый материал рассчитан на подростковую аудиторию.

Первый слайд должен содержать название темы урока или сообщения, а также, если это необходимо, фамилию и имя выступающего. Очень хорошо, если вам удастся подобрать эпиграф к своему выступлению, который появится на слайде чуть позже, чем название темы.

Второй слайд этого блока при выступлении преподавателя должен показать связь с

уже известным материалом, который будет использован при  изучении нового. Уместно, после перечисления целей и задач, разместить материалы, показывающие важность или актуальность рассматриваемого вопроса.

2. Повестка дня

Информация, размещаемая на слайде

Повестка дня

  • список изучаемых разделов
  • время, отводимое на каждый раздел

Этот слайд может использоваться преподавателем, если затронутая тема рассчитана на несколько часов занятий. При небольшом объеме представляемого материала этот слайд можно исключить.

3. Обзор  

Информация, размещаемая на слайде

Обзор

  • представьте общий рисунок по теме
  • объясните, как отдельные разделы   связаны между собой

На следующем этапе работы следует отобразить схему, связывающую разделы между собой. Блоки схемы должны появляться по щелчку мыши и в порядке, определенном докладчиком. Можно снабдить этот слайд гиперссылками.

4. Словарь  

Информация, размещаемая на слайде

Словарь

  • словарь терминов
  • определите термины, используемые в данной области

При изучении любого предмета должны использоваться четкие научные термины. Поэтому следует вспомнить уже известные понятия и при необходимости ввести новые.

5. Основная тема  

Информация, размещаемая на слайде

Основная тема

  • подробно рассмотрите материал
  • приведите пример
  • выполните упражнения для закрепления материала

Данный блок состоит из нескольких слайдов. Слайды с упражнениями для закрепления материала при необходимости можно распечатать и раздать студентам. Для работы с текстами имеет смысл снабдить слайд гиперссылками. При  правильном ответе осуществится переход к следующему слайду, а при неверном появится слайд, используемый при объяснении, который и будет служить подсказкой. Желательно показать в этом блоке исключения из правил или возможные нестандартные ситуации. При необходимости данный блок повторяется столько раз. Сколько разделов в теме.

6. Выводы  

Информация, размещаемая на слайде

Выводы

  • перечислите рассмотренные вопросы
  • опишите практические работы
  • запросите результаты практикума

Блок с выводами должен присутствовать обязательно. Преподавателю целесообразно настроить появление информации на данном слайде по щелчку мыши, так как при  подведении итогов вывод чаще всего предлагается сделать студенту. Ответив, он сможет прочитать верный вариант на экране. Здесь же можно привести примеры научных исследований по данному вопросу.

7. Источники дополнительной информации  

Информация, размещаемая на слайде

Источники дополнительной информации

  • другие курсы
  • перечислите книги, статьи, электронные источники
  • службы поддержки, другие источники

Заключительный слайд предназначен для слушателей, заинтересовавшихся темой. Он подскажет источники, к которым можно обратиться за дополнительной информацией.

Общие рекомендации к подготовке  

мультимедийной презентации

Любая презентация рассчитана на визуальное восприятие, поэтому следует придерживаться некоторых правил, которые могут повысить эффективность и способствовать успеху презентации.

  • Психологи отмечают, что не всякая часть зрительного поля привлекает одинаковое внимание. Распределение внимания выглядит так:

61 % - верхняя часть кадра;

39 % - нижняя часть кадра.

Если кадр разбить на четыре равных четверти, то распределение внимания соответственно будет следующее:

41 %

20 %

25 %

14 %

Отсюда следует, что все заголовки рационально делать только вверху, а не так, как это принято в книгах – снизу рисунка.

При демонстрации сложного образа его следует расчленять на логические порции и демонстрировать поэтапно. В этом случае можно использовать динамические чертежи, т.е. последовательные рисунки, несущие нарастающую информацию.

  • Представление текстовой информации в презентации должно быть четким и лаконичным, поэтому очень удобно использовать маркированный список.
  • Даже для самой серьезной темы рекомендуется сделать так, чтобы длина каждого маркированного пункта не превышала одной строки. Следует убрать лишние слова (например, вводные слова или слова-паразиты) и избегать переноса текста. Это облегчает чтение, улучшает восприятие данных, а маркированный список выглядит более аккуратным. Не рекомендуется сокращать слова, кроме общепринятых типа «и др.», «и т.д.».
  • Текст на слайдах должен быть простым и содержать основные положения выступления, которые преподаватель объясняет и дополняет. Текст на слайдах считается эффективно выполненным, если вызывает интерес аудитории и побуждает слушателей обращаться к выступающему за дополнительной информацией. Если же внимание аудитории сосредоточено на слайдах, следовательно, они перенасыщены информацией, или в них отсутствует четкость представления данных, или слайды отвлекают спецэффектами и т.д.
  • Величина букв должна быть такой, чтобы слушатель, находящийся за последним столом, мог без напряжения органов зрения воспринимать графическую информацию. Для аудитории длиной 10-15 метров, т.е. для аудитории до 100 слушателей, величина букв на экране должна быть не менее 10-15 сантиметров. Желательно выбирать только прямые шрифты. Все надписи должны быть горизонтальными, т.к. движение глаз слева направо для европейца более привычно, а сверху вниз или снизу вверх затруднено.
  • Шаблон оформления слайдов должен быть привлекательным – профессиональный, но не слишком броский. Оформление не должно отвлекать внимание аудитории от содержания выступления.
  • Слайд должен быть удобным для восприятия. Для этого используют высокую контрастность между цветом фона и цветом текста. Например, хотя серый или белый текст на фиолетовом фоне хорошо смотрится, следует избегать такого сочетания, поскольку при чтении текста могут возникнуть трудности. По возможности следует использовать ассоциативные цвета: красный – опасность, голубой – воздух, синий – вода и т.д., и призвать на помощь свою фантазию. Не рекомендуется злоупотреблять раскраской букв.
  • Оптимизируя каждый кадр, следует обратить внимание на загруженность графиков, таблиц и схем.

На одном графике оптимально располагать не более 4-х кривых, причем выделять их цветом, а не другими кодами (точками, пунктиром и т.п.). расцвечивание информации улучшает ее восприятие,  кодирование цветом воспринимается лучше, чем формой.

При демонстрации таблиц следует помнить, что их перегрузка делает таблицы нечитабельными, внимание аудитории рассеивается, и материал плохо воспринимается.

Распределение информации между вербальным (словесным)

 и визуальным (зрительным) потоками информации  

  • Не перегружать кадр текстовой информацией, которую можно объяснить вербально
  • Каждый кадр должен появляться на экране строго в том месте вербального объяснения, когда речь начинается об этом объекте. Как только объяснение данного экранного образа заканчивается, необходимо сейчас же прекратить его демонстрацию на экране.
  • Нельзя, высвечивая даже самый простой рисунок, не давать при этом краткого объяснения. В аудитории всегда найдется слушатель, который не поймет, что показано на экране.
  • Следует предупредить аудиторию не задавать вопросов до окончания презентации. Вопросы являются прекрасным показателем того, что тема выступления и способ проведения презентации интересны для аудитории. Однако если отложить вопросы до конца презентации, ее можно будет провести, не отвлекаясь. Кроме того, последующие слайды и комментарии к ним могут дать ответ на вопросы, которые возникли по ходу презентации.

Рекомендуемая литература

  1. Афанасьева Е.В. Презентация в Power Point. [Текст].  – М.: НТ Пресс, 2007.
  2. Боумен У. Графическое представление информации. [Текст].  – М.: Мир, 1971.
  3. Евдокимов В.И. Подготовка медицинской научной работы : метод.пособие. [Текст]. – СПб: СпецЛит, 2005

        Комитет по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургское  государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Медицинский техникум № 2»

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

ПРЕЗЕНТАЦИЙ В POWER POINT

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Подготовила методист

СПб ГБОУ СПО «Медицинский техникум № 2»

Зобнина Ирина Алексеевна

Санкт-Петербург

2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ РАЗРАБОТКИ ПРЕЗЕНТАЦИЙ MS Power Point

В методическом материале представлена классификация презентаций, описаны преимущества использования мультимедийных презентаций при проведении занятий, сформулированы рекомендации по разработке мультим...

Презентация в POWER POINT Защита окружающей среды

Презентация была создана после прохождения т Защита окружающей среды (на англ. языке)...

"Создание презентаций средствами программного продукта MS Power Point" (методическая разработка открытого урока)

Конспект открытого урока по информатике в рамках районного конкурса "Молодой учитель"...

"GOOD AND BAD HABITS" с презентацией в Power Point (Английский язык, 9 класс)

Данный урок ориентирован на совершенствование навыков устной речи и ​формирование потребности в здоровом образе жизни....

Конспект урока по УМК Spotlight (Английский в фокусе) 8 класс по теме «Стихийные бедствия, природные катаклизмы» (с использованием презентации в Power Point)

Класс 8УМК Spotlight 8 ("Английский в фокусе" 8 класс)Модуль 5а стр.74-75Тема: «Стихийные бедствия, природные катаклизмы».Урок с использованием презентации в Power Point на тему «Natural Disasters»Пре...

Презентация в Power point на тему "Jobs"

Презентация в Power point на тему "Jobs" для учащихся 9 класса...