Материалы для самостоятельной контролируемой работы студентов
консультация по информатике и икт на тему

Методические рекомендации к

  •  составлениюинформационного  сообщения по информатике
  •  написанию реферата
  •  работе в программе Paint
  •  созданию рекламной листовки в редакторе Word
  •  созданию кроссворда в редакторе Word
  • написанию эссе по теме "Этика сетевого общения"
  • созданию портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_sayt.docx55.39 КБ

Предварительный просмотр:

  • Вид КСР: Подготовка информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на занятии

Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам изучаемой темы. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Алгоритм работы студента:

  • собрать и изучить литературу по теме;
  • составить план или графическую структуру сообщения;
  • выделить основные понятия;
  • ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
  • оформить текст письменно;
  • сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания теме;
  • глубина проработки материала;
  • грамотность и полнота использования источников;
  • наличие элементов наглядности.

Примерные темы сообщений

  1. Оргтехника и профессия
  2. Информационные технологии в образовании
  3. Информационные технологии в управлении
  4. Информационные технологии в медицине
  5. Информационные технологии в бизнесе
  6. Кодирование информации
  7. Периферийные устройства компьютера
  8. Локальные и глобальные компьютерные сети
  9. Телекоммуникации: конференции, интервью, репортажи
  10. Мультимедиа технологии
  11. Информатика в жизни общества
  12. Информация в общении людей
  13. Суперкомпьютеры и их применение
  14. Ноутбук – устройство для профессиональной деятельности
  15. Карманные персональные компьютеры
  16. Сеть Интернет и киберпреступность
  17. Устройства ввода информации
  18. Устройства вывода информации
  19. Сенсорные экраны
  20. История развития ЭВМ
  21. Принципы обработки информации компьютером
  22. Архитектура компьютера
  23. Вирусы и антивирусы
  24. Телекоммуникации, телекоммуникационные сети различного типа, их назначение и возможности
  25. Классы современных ЭВМ
  26. Вредное воздействие компьютера. Способы защиты
  27. WWW. История создания и современность
  28. Компьютерная грамотность и информационная культура
  29. Устройства отображения информации
  30. Устройства управления информацией

Образец оформления сообщения

Сообщение

Тема:______________________________________________________________

«_______________________________________________»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, специальность

Тема: Аппаратное устройство компьютера

Вид КСР: поиск информации об истории развития компьютерных систем

Цель работы: найти сведения об истории развития компьютерных систем.

Краткие теоретические сведения

Компьютер – это сложная вещь, комплекс, система программно-технических средств, объединенных одним понятием. Компьютер (англ. «вычислитель») — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций [12]. Электронная вычислительная машина (ЭВМ) — комплекс технических средств, предназначенных для автоматической обработки информации в процессе решения вычислительных и информационных задач [12].

Состав оборудования компьютера меняется в зависимости от того, для каких целей он используется, но, тем не менее, существует базовая конфигурация, в которой обязательно присутствуют системный блок, монитор, клавиатура, мышь. Классифицировать аппаратные средства можно в зависимости от выполняемых ими функций:

  • устройства вывода и отображения информации (монитор, принтер, акустическая система);
  • устройства ввода информации (клавиатура, сканер, графический планшет (дигитайзер);
  • устройства управления (мышь, джойстик);
  • устройства связи и передачи данных (модем);
  • устройства для создания локальной сети (сетевые платы, кабели, разъемы, хабы и т.д.);
  • устройства хранения и переноса информации (внешние дисководы);
  • устройства управления питанием (блок питания, источники бесперебойного питания).

Итак, компьютерная система – это аппаратная конфигурация, т.е. все функциональные компоненты компьютера и сопутствующее оборудование. В широком понимании компьютерная система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих как единое целое ЭВМ, обеспечивающих выполнение определенной функции.

Задание: Пользуясь дополнительной литературой и источниками информации, найдите информацию об истории развития компьютерных систем, как в целом, так и отдельных аппаратных частей. Выберите тему для поиска, подберите материал, сохраните найденный материал в электронной папке.

Примерная тематика для поиска:

  1. Первые ЭВМ
  2. Поколения ЭВМ
  3. Персональные компьютеры
  4. Портативные компьютеры
  5. Мобильные компьютеры
  6. История появления и развития процессора
  7. История появления и развития внутренней памяти
  8. История появления и развития внешней памяти
  9. История появления и развития монитора
  10. История появления и развития мыши
  11. История появления и развития принтера
  12. История появления и развития клавиатуры
  13. История появления и развития сканера
  14. История появления и развития устройства связи и передачи данных
  15. Применение компьютерных систем в сферах человеческой деятельности (образование, медицина, строительство, политика, бизнес, искусство, наука, быт)

Вид КСР: Написание реферата

Реферат - один из видов письменной студенческой работы.

 Рефератом  называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи.

Такие рефераты публикуют в отраслевых  реферативных журналах.

Их суть состоит в том чтобы вычленить в книге

 главное и сжато его передать.

Вторая разновидность реферата представляет собой изложение имеющихся в научной литературе  концепций по заданной проблемной теме.

Реферат пишется как по специальным, так и по  общим предметам.

Реферат не содержит никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащиеся в нескольких

 источниках и сгруппировать их по точкам зрения.

      Объем реферата должен быть не менее 5 и не более 10 печатных страниц. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.

      Ваша задача состоит в том, чтобы  с максимальной полнотой использовать подобранную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе.

Очень важно чтобы текст был правильно оформлен.

     Построение реферата:

•        Начинается реферат с титульного листа (см. образец)

•        Далее следует план реферата с указанием  номера   страницы, на которой его     можно найти.

•        Текст делится на введение, основную часть и    

         заключение.

•        Во введении необходимо обосновать актуальность    

         данной темы, сформулировать  и кратко    

         охарактеризовать основную  проблему, цель и

         задачи своей работы, используемые  источники.

•        Основная часть представляет собой главное звено

         логической цепи реферата. В нее может входить  

         несколько глав, но она может представлять собой

         цельный текст. План основной части    

         разрабатывается вами самостоятельно в

        зависимости от подобранной литературы. Здесь

        последовательно, с соблюдением логической  

        преемственности    между главами,

         раскрывается взятая тема.

•        Текст реферата может быть дополнен

         иллюстративным материалом: рисунками, схемами,    

        таблицами, графиками .

•        В заключении формулируются выводы, намечаются    

         перспективы дальнейшего исследования проблемы.

При оценке реферативной работы обращается внимание на

следующие моменты:

•        Умение подобрать литературу по освещаемой теме;

•        Умение работать с научной литературой: вычленить

         проблему из контекста, грамотно, логично, без искажений изложить ее;

•        Подбор собственных примеров в соответствии с тематикой работы;

•        Представление и обоснование собственной точки зрения;

•        Культура письменной речи, наличие ссылок, составление списка литературы

•        Знание правил оформления научного текста


Образец титульного листа для реферата

Выполнила: студентка …группы………

Проверила: Жук Г. В. –преподаватель информатики

2014 год

Тема: «Графический редактор Paint».

Вид КСР:  Творческий практикум «Иллюстрация сказок»

Цель: Научиться работать в программе Paint.

Методические рекомендации:

Иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. 

Повторить основные возможности  Paint:

  •  Палитра: как выбрать основной цвет, цвет фона;
  •  Как очистить рисунок;
  •  Как отменить неправильное действие;
  •  Функции пиктограмм (слева снизу) по очереди.

Выберите эпизод из любимой сказки.

  1. Наметьте карандашом расположение на листе бумаги главных героев сказки. (На переднем плане в центре листа.)
  2. Прорисуйте в деталях весь сюжет. (Дополнить иллюстрацию элементами природы.)
  3. Раскрасьте большие участки на своей картинке: небо, поле, лес, речку; затем дома, одежду героев.
  4. Более тщательно проработайте цветом части и детали предметов.

Тема: Информация; Текстовый редактор Word.

  • Вид КСР: Создание в редакторе Word рекламной листовки «Моя профессия»

Рекомендации к выполнению:

  1. Работа выполняется на листе А4

1

  1. Наружная реклама воздействует на человека быстро – она попадает в поле его зрения не несколько секунд, а значит, ее содержание должно быть неожиданным и лаконичным. В противном случае, человек не обратит внимания на пространную и непонятную информацию, и пройдет мимо.

2

  1. Создавая плакат для наружной рекламы, не вставляйте в него слишком много текста. В таком плакате должно быть всего несколько слов, но эти слова должны моментально привлекать к себе внимание.

3

  1. Дизайн плаката должен быть одновременно броским и простым, как и содержание. Ключевое правило, которого вы должны придерживаться в создании плаката – это лаконичность. Лаконичным в плакате должно быть все: текстовая составляющая, изображения, картинки, фотографии – одним словом, все содержимое рекламы.

4

  1. Не используйте много мелких деталей и фрагментов. Делайте изображение максимально четким и крупным. Никто не будет разглядывать мелкие элементы плаката, проходя мимо него.

5

  1. Подумайте, что является самым главным из того, что вы хотите передать своим плакатом. Именно это должно быть на нем изображено – включайте в плакат только ключевые моменты, избегая мусора и лишних данных. Сфокусируйте внимание на главном.

6

  1. В рекламном плакате обязательно должен присутствовать слоган, краткий и заметный; визуальный образ, также отвечающий правилу лаконичности и яркости; а также узнаваемый логотип и изображение рекламируемого продукта или услуги. Чем больше будет визуальная составляющая плаката – тем больше внимания он привлечет.

7

  1. Красочная фотография чаще будет заставлять людей смотреть на себя, нежели простой текст, пусть даже крупный и четкий. Уделяйте максимум внимания атмосфере, настроению и силе вашего визуального образа. Этот образ должен быть стильным, необычным, элегантным, и в то же время очень простым.

8

9

  1. Слоган должен органично вписываться в визуальный ряд плаката. Он должен подчеркивать изображение, а изображение в свою очередь должно подчеркивать слоган. Используйте фирменные цвета и читаемые шрифты для слогана, не переусердствуйте в количестве слов, используйте максимально краткие и четкие формулировки.

10

  1. Цвета плаката делайте максимально насыщенными – в условиях наружной рекламы любые цвета кажутся бледнее, чем они есть на самом деле. Не бойтесь делать плакат ярким и контрастным.

11

И наконец, помните – вся работа над плакатом должна сводиться к общей идее - оригинально и эффективно донести людям ту или иную рекламу.

Работу представить в распечатанном виде либо на электронном носителе.

Тема: Технология создания и обработки текстовой информации

Вид КСР: Создание кроссвордов  с применением Microsoft Word

I. Теоретическая часть

Кроссворд (англ. Crossword  - пересечение слов (крестословица)) - самая распространённая в мире игра со словами.

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. 

 Из истории кроссворда

При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III-IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Почему людям нравятся кроссворды?

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть.
Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.
А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

 О пользе кроссвордов для здоровья говорят много. Невероятную популярность кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке - жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а чтобы они не порвались, требовалось простое и действенное средство по нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме.

Разгадывание кроссвордов помогут сохранить светлый разум в пожилом возрасте - умственная зарядка стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или Паркинсона. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство.  Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!

Используют кроссворды и в учебной деятельности.  Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой.

 

II.Классификация кроссвордов

•  по форме:

- кроссворд - прямоугольник, квадрат; - кроссворд-ромб; - кроссворд-треугольник;

- круглый (циклический) кроссворд; -  сотовый кроссворд; фигурный кроссворд;

- диагональный кроссворд и т.д.

•  по расположению:

- симметричные; -  асимметричными; - с вольным расположением слов и др.

•  по содержанию:

- тематические; -  юмористические; -  учебные; - числовые.

· по названию страны:

- скандинавские; -  венгерские; - английские; - немецкие; - американские; - эстонские;  - итальянские.

Виды кроссвордов

 http://mif106.narod.ru/images/ben1.jpg

Рис 1. Классический кроссворд

 

Классический кроссворд


Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.

 

С целью повышения мотивации учащихся к обучению для решения и создания кроссвордов можно  использовать возможности персонального компьютера. Если делать кроссворд с помощью компьютера, то интерес возрастает многократно. А учитель получает своеобразную тестовую программу в виде кроссворда.

Цель технологии кроссворда.

Развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Результат- активизация мыслительной деятельности учащихся.

Основные идеи технологии кроссворда.

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи.

Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность учащегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.

III. Создание кроссворда в MS Word.

 Основные приемы

  • Создание сетки графическим методом; при  этом все элементы должны быть сгруппированы

•  Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются

•  Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом  с соответствующими ячейками

•  Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.

Требования к созданию кроссворда в MS Word.

•  Наличие сетки.

•  Наличие нумерации.

•  Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.

•  Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице

  

  

 

Достоинства метода:

Возможность многократной распечатки.

Независимость от компьютера при использовании.

Простота реализации.

Недостатки метода:

Неэффективная возможность использования в электронном виде.

Невозможность автоматизации проверки результата.

Создается в основном только для работы на бумаге


Тема: Сетевые технологии

  1. Вид КСР: написание эссе по теме ««Этика сетевого общения»

Форма контроля: индивидуальный контроль

  1. Цель работы: формирование у студента собственного представления о роли сетевого общения

                    в жизни человека и общества.

Перед предъявлением задания студенты знакомятся с требованиями к эссе и рекомендациями по его написанию.

Методические рекомендации к выполнению КСР:

Эссе должно:

1. Соответствовать предъявляемой теме: « этика сетевого общения»

 2.Отражать личный социальный опыт студента.

                     3. Включать ясное аргументированное собственное понимание                                              проблемы и личное отношение к ней.

                  4. Характеризоваться свободной композицией, смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой.


Тема:

Вид КСР: Создание портфолио

Форма контроля: Индивидуальная

«Портфолио» – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности за время обучения в колледже. Функции по формированию «портфолио» возлагаются на студента.

Цель работы: - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений студента в процессе его обучения

 

Методические рекомендации к выполнению портфолио:

Портфолио должно:

1. Портфолио оформляется в индивидуальной папке с файлами, в которой

фиксируются, накапливаются и оцениваются личные достижения студента

2. Портфолио включает: титульный лист, содержание (наименование разделов,

материалов, нумерация страниц), сведения о владельце портфолио, перечень

индивидуальных достижений в учебной деятельности; документы, подтверждающие

профессиональные достижения; дополнительные личные достижения;

3. Студент самостоятельно оформляет все разделы портфолио


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине "Педагогика"

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Педагогика". Специальности 050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы студентов специальности 260807.01 Повар, кондитер

В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новымсодержание деятельность преподавателя и обучающегося.Роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобре...

Методические рекомендации по по организации самостоятельной учебной работы студентов по МДК 04.01. "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии представлены:  пояснительная записка;       тематический план дисциплины, виды самостоятельной работы, последовательность ее выполнения; рекомендации по орга...

Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Технология машиностроения"

ВВЕДЕНИЕ1.    СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ  4.  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов

Учебная дисциплина «Иностранный язык» предназначена для изучения курса английского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную прог...

О ходе реализации личной методической темы: «Мотивация самостоятельной учебной работы студентов через совершенствование возможностей дистанционного обучения в техникуме»

Студенты СПО должны формировать соответствующие компетенции не только на уроках, но и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. В процессе апробации различных форм самостоятельной работы был сд...

Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов Дисциплина: Иностранный язык (английский)

Данные методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения материала по дисциплине Иностранный язык (английский)....