Разработка урока по теме "Файлы и папки. Клавиатурный тренажер"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в целях полноценного усвоения образовательных программ на уроках необходимо создать условия учащимся для формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, самосовершенствования обучающихся; обеспечить условия их социальной успешности, развить творческие способности.

 Поэтому мой урок «Программы и файлы. Клавиатурный тренажер» дает возможность учащимся получить представление о программном обеспечении компьютера, закрепить понятия -  «файл», «папка», развивает, творческую и мыслительную деятельность учащихся посредством анализа  демонстрационных примеров, способствует развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал.

Деятельность обучающихся на уроке организуется через ИКТ. Учебный материал подается в виде презентации PowerPoint.  Проверка знаний учащихся реализуется на компьютере, через клавиатурный тренажер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilkina_urok.rar24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Зима

Иркутской области

Разработка урока на Всероссийский  профессиональный  конкурс педагогического мастерства «Урок-2020»

в  номинации  «Среднее общее образование»

по информатике в 5 классе на тему:

«Программы и файлы.
Клавиатурный тренажер
».


                                           

Автор: учитель информатики

II квалификационной категории

Жилкина Елена Анатольевна

2013 год.


 

Пояснительная записка.

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в целях полноценного усвоения образовательных программ на уроках необходимо создать условия учащимся для формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, самосовершенствования обучающихся; обеспечить условия их социальной успешности, развить творческие способности.

 Поэтому мой урок «Программы и файлы. Клавиатурный тренажер» дает возможность учащимся получить представление о программном обеспечении компьютера, закрепить понятия -  «файл», «папка», развивает, творческую и мыслительную деятельность учащихся посредством анализа  демонстрационных примеров, способствует развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал.

Деятельность обучающихся на уроке организуется через ИКТ. Учебный материал подается в виде презентации PowerPoint.  Проверка знаний учащихся реализуется на компьютере, через клавиатурный тренажер.


Ф.И.О. учителя:  Жилкина Елена Анатольевна

Предмет: Информатика.

Тема урока: «Программы и файлы. Клавиатурный тренажер».

Место и роль урока в изучаемой теме: Третий урок  к разделу I «Компьютер и информация».

Класс: 5

Тип урока: комбинированный (объяснение нового материала с элементами урока-практикума)

Технологическая карта изучения темы

Тема

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер

Цели

  • образовательные – дать учащимся общее представление о программном обеспечении компьютера, ввести на интуитивном уровне понятие -  «файл», «папка», закрепить полученные знания;
  • развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа  демонстрационных примеров, способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал;
  • воспитательные –  воспитание дружеского  отношения  друг к  другу, уверенности  в  своих  силах, формирование поисковой самостоятельности и  коммуникативных качеств  учащихся.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: понятие «файл», «папка», научиться называть устройства компьютера и их функции.

Уметь: правильно работать за компьютером без причинения вреда здоровью.

Личностные: мотивация к обучению; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Коммуникативные –

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;
  •  слушать и понимать речь других.

Регулятивные

  • определять общую цель и пути её достижения

Личностные – умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные –

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  •  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

  • программное обеспечение;
  • операционная система;
  • прикладная программа (приложение);
  • файл;
  • папка.

Ресурсы:

основные

дополнительные

Л.Л. Босова.,  Л.Л. Босова Рабочая тетрадь «Информатика. 5 класс»

- мультимедийный комплекс, компьютеры учащихся;

- индивидуальные карточки с заданием.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятель-ность

учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Содержание

Предметные

УУД

I. Организаци-онный момент

(2 мин)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Активизирует внимание детей, нацеливает их на работу.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Отгадать загадку:

«Он умен не по годам

И похож на чемодан».

(ноутбук)

Личностные: мотивация к учению.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

 (3 мин)

Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Создаёт  условия для возникнове-ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Сегодня тема нашего урока: «Файлы и папки. Клавиатурный тренажер». (слайд 1)              

- цель урока: узнать понятия: «файл», «папка», научиться называть устройства компьютера и их функции.               (слайд 2)

 

 Личностные: мотивация к учению.

III. Повторение темы предыду-щего урока 

(7 мин)

Цель: Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала.

Отвечают на вопросы «Устройства компьютера», глядя на изображе-ние на слайде.

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует фронтальную работу. Задает вопросы.

- Давайте вспомним, какие устройства компьютера вы знаете? Назовите основные группы клавиш?

(слайд 3-5)

       

Уметь различать и узнавать на рисунке

устройства компьютера

Познавательные: составление целого из частей.

Коммуника-

тивные: умение договариваться с одноклассниками, управление поведением.

Регулятивные: вносить коррективы в действия в случае расхождения результата.

IV. Ознакомле-ние с новым материалом (12 мин)

Цель:  Способство-вать формирова-нию знания понятия «программное обеспечение», «операцион-ная система», «прикладная программа»,

«файл»,

 «папка».

Слушают объяснения учителя.

Записывают определе-ние понятий:

«програм-мное обеспече-ние», «операци-онная система», «приклад-ная программа»,

«файл»,

 «папка».

Организует работу в тетради, знакомит учащихся с новыми понятиями.

 

Программное обеспечение - это совокупность всех программ компьютера.

Операционная система (ОС) - это пакет программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих взаимодействие между человеком и компьютером.

Прикладные программы (приложения) - это программы, с помощью которых на компьютере выполняются конкретные задания: ввод текста, рисование, вычисление и др.

Файл - это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная одним именем.

Имя файлу придумывает тот, кто его создает  т.е пользователь.

Правила записи имени файла:

•  имя файла (в Windows) может включать до 255 символов, латинские и русские буквы и др. символы;

•  имя файла не должно включать символы: / : * ? " < > |

 

Наиболее употребляемые типы файлов:

•  исполнимые;

•  текстовые документы;

•  графические;

•  звуковые.

Все файлы на диске хранятся в определенной системе: в папках, которые, в свою очередь, могут содержаться в других папках.

Операции с файлами:

•  модификация (открыть, внести изменения и сохранить под тем же именем);

•  копирование (скопировать и сохранить в другой папке);

•  удаление;

•  перемещение.

При работе с файлами не следует:

•  удалять файл, не выяснив, что это следует делать;

•  давать файлу имя, которое не поясняет его содержание;

•  сохранять файл в той папке, в которой его потом будет трудно найти;

•  удалять или перемещать файлы из прикладных программ, т.к. программы могут перестать работать.

(слайды 6 - 10)

Уметь добывать новые знания, запоминать новые понятия.

Познавательные: уметь добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникати-вные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения

.

Личностные: осознание практической значимости знаний.

Физкульт-минутка

(1мин)

Выполняют физминутку

Проговари-вает физминутку, выполняет вместе с учащимися.

Вот мудрая сова, большая голова, ночью летит, во все стороны глядит.

Глазами хлоп- хлоп, лапами топ – топ.

На суку сидит, моргает и клавиатуру нажимает.

V. Практичес-кая работа за компьюте-ром

 (10 мин)

Цель: 

освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности на компьютере.

Проговаривают правила работы за компьюте-ром.

Называет следующий этап урока.

Показывает план действий. Контролирует выполнение работы.

 

Компьютерный практикум с само проверкой – клавиатурный тренажер.

1. Запускать программу с рабочего стола;

2. Выбирать нужные пункты меню с помощью мыши;

3. Вводить с клавиатуры числа и буквы.

Познавательные: умение работать с клавиатурой.

Регулятивные: умение оценить результат своей работы с помощью компьютерных программ.

Личностные: умение самостоятельно соблюдать правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

VI. Домашнее задание 

(2 мин)

Записывают номер домашнего задания, выслуши-вают коммента-рий к нему.

Дает комментарий к домашнему заданию.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. §2.4, §3.11,

РТ № 5 (стр. 57)

(слайд 11)

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 (3 мин)

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку  деятельности.

Формулиру-ют конечный результат своей работы на уроке.

 

(Что -получилось? Что не получилось? И почему?)

Называет этап урока.

Отмечает степень вовлеченности учащихся 
в работу на уроке.

-Давайте подведем итог работы на уроке:

1) Что нового вы узнали на уроке?

2)Какие новые понятия вы запомнили?

 Давайте оценим свою работу.

 У вас у каждого из вас лежит три квадратика: красный – настроение отличное, желтый – настроение хорошее, синий – настроение плохое. Выберете один.

Молодцы! Урок окончен.

Умение оценить свое настроение, в зависимости от результатов урока

 Коммуникати-вные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Личностные: пособность

 к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Данная разработка урока по информатике 5 класса  разработана с учетом ФГОС к учебнику Босовой Л.Л....

Тема: Информация и знания. Преды¬стория информатики. Клавиатурный тренажер.

Н.Д.Угринович. «Информатика. Базовый курс для 8-9 классов»...

Урок-путешествие «Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов»

Урок-путешествие «Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов»...