Тема: Информация и знания. Преды¬стория информатики. Клавиатурный тренажер.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Копытова Надежда Сергеевна

Н.Д.Угринович.

 «Информатика. Базовый курс для 8-9 классов»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по информатике в 8 класса

Урок № 2.

Тема: Информация и знания. Предыстория информатики. Клавиатурный тренажер.

Цели:

  • раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и деятельности человека,
  • ввести понятие «информационные процессы»,
  • раскрыть роль языков в информационных процессах,
  • познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики,
  • вырабатывать у учащихся умения и навыки работы с клавиатурой;
  • развитие интереса к информатике, внимания, быстроты реакции;
  • воспитание этических норм поведения.

Оборудование:

мел, доска, карточки с вопросами для проверки домашнего задания, ПК, проектор, ПО «Клавиатурный тренажер», презентация на тему: «История развития вычислительных средств», учебник Н.Д.Угринович.

 «Информатика. Базовый курс для 8-9 классов»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учеников к уроку, постановка целей урока.

  1. Проверка домашнего задания:

Теоретический опрос

Вопросы:

  • Что такое информатика как наука и как область практической деятельности людей.
  • Перечислите содержательные линии базового курса информатики.
  • Назовите и дайте краткую характеристику трем составляющим окружающего нас мира.
  • Какова роль информации в жизни людей.
  • Назовите виды информации и действия, выполняемые с информацией.

Проверка домашнего задания № 1.

Заслушать ответы учащихся на следующие задания:

1. Выберите из предложенного списка профессии, которые в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актер.

2. В чем отличие пользователя и программиста?

3. Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: конструктор автомобилей, писатель, бухгалтер, врач, физик.

4. Расскажите, для чего вы сами используете (если у вас есть) или могли бы использовать (если у вас нет) свой домашний компьютер.

  1. Работа по изучению нового материала.

Теоретическая часть. Информация и знания. Предыстория информатики.

 Изучаемые вопросы:

  • Информация как знания человека.
  • Декларативные и процедурные знания.
  • Действия, выполняемые над информацией.
  • Типы информационных процессов.
  • Образная и знаковая формы восприятия информации.
  • Языки естественные и формальные.
  • Средства хранения информации до появления компьютеров.
  • Развитие основных вычислительных средств в докомпьютерный период.

Опорные таблицы для объяснения материала

Информация – фундаментальное понятие науки, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно

Субъективный подход:

Информация – это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира

Кибернетический подход:

Информация – это содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита

Классификация знаний (информации)

Декларативные

Процедурные

Я знаю, что ….

Я знаю как ….

Информационные процессы

Хранение

Передача

Обработка

Виды языков

Естественные

Формальные

Русский язык, английский язык …

Язык двоичного кодирования, языки программирования, азбука Морзе …

Для объяснения последнего вопроса используется презентация на тему «История развития вычислительных средств».

Практическая часть. Знакомство с клавиатурой. Работа с тренажером клавиатуры. 

При знакомстве учеников с клавиатурой рассказать о группах клавиш:

  • Буквенно-цифровые клавиши занимают центральную часть клавиатуры. Для этого вида клавиш существует понятие регистра, т.е. режима их использования.
  • Клавиши управления курсором расположены в правой части панели клавиатуры. Для  удобства они продублированы и состоят из 3 групп:
  • малая цифровая клавиатура;
  • клавиши просмотра текста на экране и его редактирование;
  • клавиши управления курсором.
  • Клавиши малой цифровой клавиатуры могут быть использованы в двух режимах:
  • в режиме управления курсором;
  • в режиме ввода цифр, знаков математических операций и точки.

Приобретаемые умения и навыки при работе с клавиатурным тренажером:

  • Набор русского текста на клавиатуре
  • Набор знаков препинания в русской раскладке на клавиатуре.

  1. Домашнее задание.
  • читать: [1] — §1; дополнительный материал: часть 2, разделы 1.2, 1.3.
  • выполнить: домашнее задание № 2. (0,5 + 1 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,25 + 0,75 = 4 балла)

1. Из предложенного списка выберите декларативные и процедурные знания:

а) чтобы определить кислотность раствора, нужно опустить в него лакмусовую бумажку и посмотреть на ее цвет: если цвет красный, то раствор

кислотный; если цвет синий, то раствор щелочной; если цвет не изменился, то раствор нейтральный.

б) Вашингтон — столица США,

в) чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину умножить на длину,

г) для определения числа решений квадратного уравнения нужно вычислить его дискриминант: если он меньше 0, то решений нет; если равен О, то решение одно; если больше 0, то решений 2;

д) А.С. Пушкин — автор поэмы «Полтава»,

е) Н. Винер — основатель кибернетики,

ж) чтобы сократить дробь, нужно найти наибольший общий делитель числителя и знаменателя и разделить на него и числитель, и знаменатель,

з) Юрий Гагарин – первый космонавт.

2. Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы) будут выполнены учеником, если он:

  1. учит правило,
  2. решает у доски задачу,
  3. слушает музыку,
  4. пишет письмо,
  5. переводит текст с английского языка на русский.
  6. Пишет диктант.

3. Опишите, кто будет являться источником и кто или что – приемником информации в следующих ситуациях:

  1. Андрей собирается переходить перекресток, регулируемый светофором,
  2. Петя беседует с Колей по телефону,
  3. Аня слушает прогноз погоды по радио,
  4. Женя учит стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»,
  5. Света едет в автобусе до остановки «Парк культуры» в незнакомом городе.

4. В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он:

  1. Слушает музыку,
  2. Смотрит футбольный матч,
  3. Читает орфографический словарь,
  4. Выбирает букет в магазине,
  5. Ест мороженое,
  6. Разговаривает по телефону,
  7. Гладит кошку,
  8. Слушает по радио сообщение о курсе доллара.

5.Какие средства хранения были изобретены в XIX-XX веках?

6.Перечислите основные вычислительные средства с указанием времени их изобретения.

7. В чем основная заслуга Чарльза Беббиджа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Данная разработка урока по информатике 5 класса  разработана с учетом ФГОС к учебнику Босовой Л.Л....

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."

Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."...

Разработка урока по теме "Файлы и папки. Клавиатурный тренажер"

В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в целях полноценного усвоения образовательных программ на уроках необходимо создать условия учащимся для формирования общей культуры, духовно-нравс...

Конспект урока по теме "Информация и знания".

Конспект урока по теме "Информация и знания", + презентация 8 класс, И.Г. Семакин...

Конспект урока на тему: "Информация и знания"

Первый урок в 8 классе по информатикеУМК И.Г.Семакин "Техника безопасности в компьютерном классе. Информация и знания"Цели:Сформировать знания о технике безопасности в компьютерном классе и представле...

Урок-путешествие «Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов»

Урок-путешествие «Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов»...

Урок информатики по теме: "Информация и знания"

Сформировать знания о технике безопасности в компьютерном классе и представление о понятиях информация и знания....