Значение ИКТ в формировании предметных компетенций.
материал по информатике и икт на тему

       Что принято понимать под понятием компетенция?

Компетентности, формируемые на уроках информатики, играют важную роль в процессе становления личности школьника, так как могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания информационного пространства знаний обучающихся. Учитель информатики на своих уроках и внеурочной деятельности должен научить учеников свободно пользоваться современными достижениями компьютерной техники, для того что бы учащиеся могли продуктивно осваивать школьные предметы.

       Из практики, информатика имеет большое число междисциплинарных связей. В условиях перехода человечества к информационному этапу, возрастает роль школьного предмета «Информатика   и ИКТ». И хотя основная нагрузка по формированию навыков владения ИКТ «ложиться на плечи» информатики, только системное применение деятельностных форм работы, например, методов проектов при изучении других предметов, позволяет развивать такие качества учащихся, как целеустремленность, независимость, широта мышления, гибкость ума, анализ ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_ikt_v_formirovanii_predmetnykh_kompetentsiy.rar148.44 КБ

Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

                                                     

                                                                        МБОУ «СОШ № 1»

Учитель информатики

                                                                  Е.А. Жилкина

Что принято понимать под понятием компетенция?  Компетенция (от лат.  competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

          Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов.

Хуторской А.В. определяет предметные компетенции – как частные по отношению к ключевым и общепредметным, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Предметные компетенции связаны со способностью учащихся привлекать для решения проблем знания, умения, навыки, формируемые в рамках конкретного предмета.

        Перед учителями стоит важнейшая задача – научить учеников ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

        Сегодня обучающимся предъявляются требования при работе с информацией:

  • Понимать проблему (иметь знания и умения для работы с представленной в разном виде информацией);
  • Извлекать информацию, интегрировать ее из разных источников с использованием современных технических средств;
  • Характеризовать проблему, строить гипотезу, выделять и критически оценивать информацию, творчески ее использовать;
  • Презентовать проблему (выбирать форму таблицы, графика, словесную или другую форму);
  • Размышлять над решением (исследовать его, искать информацию для его уточнения, оценивать решение с разных точек зрения).

Очевидно, что традиционными формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний выполнить эти требования сложно.

        Из практики знаем, что использование информационно коммуникационных технологий на уроках позволяет повысить качество учебного процесса. Дидактические возможности ИКТ позволяют не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и  памяти, но и включать их деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.

Поэтому сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

 Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать, моделировать и проектировать,  реализовать объекты и процессы, с использованием средств ИКТ.

Компетентности, формируемые на уроках информатики, играют важную роль в процессе становления личности школьника, так как могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания информационного пространства знаний обучающихся. Учитель информатики на своих уроках и внеурочной деятельности должен научить учеников свободно пользоваться современными достижениями компьютерной техники, для того что бы учащиеся могли продуктивно осваивать школьные предметы.

Выработка навыков поисковой исследовательской деятельности, самостоятельного приобретения и применения знаний на практике, развитие общей информационной культуры осуществляется на протяжении всего периода обучения в школе.

Формирование  предметных компетенций при изучении дисциплин базисного учебного плана школы сейчас тесно связано с владение учащимся информационно-коммуникационными технологиями. Эффективность этой работы напрямую зависит от

  • Владения учащимися навыками работы с информацией, представленной различными способами;
  • Умение работать в команде (в том числе и удаленно - через Интернет);
  • Уровня формирования алгоритмического мышления.

УРОК «СИММЕТРИЯ» 3 «а» класс

Цели урока: 

  • Обучающая: с формировать первичные представления о симметрии и её использование.
  • Развивающая: развивать логическое и алгоритмическое мышления через рисование симметрических изображений, фигур, букв.
  • Воспитательная: Развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенность в собственных силах, аккуратность.

 Задания с использование интерактивной доски: 

  1. Нарисовать фигуры, симметричные относительно горизонтальной оси.

  1. Раскрасить симметричные фигуры.

 Выполнить на компьютере:

  1. Дорисовать львенка

Цель:

  • Тренировка мышления по аналогии;
  • Развитие умения отображать предметы относительно осей.

Из практики, информатика имеет большое число междисциплинарных связей. В условиях перехода человечества к информационному этапу, возрастает роль школьного предмета «Информатика и ИКТ». И хотя основная нагрузка по формированию навыков владения ИКТ «ложиться на плечи» информатики, только системное применение деятельностных форм работы, например, методов проектов при изучении других предметов, позволяет развивать такие качества учащихся, как целеустремленность, независимость, широта мышления, гибкость ума, анализ ситуаций.

ФГОС нового поколения рассматривает школьное информационное образование как часть информационной культуры, базируется на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ – компетентности на всех ступенях обучения для решения возникающих вопросов в учебной деятельности, при овладении различных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение экологических знаний, их формирование и развитие при изучении курса «Занимательная экология

Материал разработан как методическое пособие к рабочей программе "Занимательная экология"...

Значение общения для формирования личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

данная статья несет в себе сообщение о значении общения для детей, живущих в детских домах, как фактора формирования личности ребенка...

Значение отцовства в формировании личности ребенка

К сожалению, воспитание детей стало в наше время по преимуществу женским делом, и это дает себя знать уже сегодня в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, к отцовскому счастью, ...

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

"Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...

Статья "Значение коллектива в формировании личности ребенка с умственной отсталостью"

Дети подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием испытывают затруднения в социальной адаптации и в отношениях, как с внешним, так и с внутренним миром. Именно на данном этапе жизни п...