Факультатив по информатике "Избранные вопросы по информатике" 11 класс
элективный курс по информатике и икт (11 класс) на тему

Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в  режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме. Данный курс предназначен для обучающихся 11 классов общеобразовательных школ, нацеленных на сдачу ЕГЭ по информатике. Срок реализации программы курса 1 год. В неделю проводится 2 занятия по 2 академических часа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Избранные вопросы информатики»

Программа ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования.

Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в  режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме. Данный курс предназначен для обучающихся 11 классов общеобразовательных школ, нацеленных на сдачу ЕГЭ по информатике. Срок реализации программы курса 1 год. В неделю проводится 2 занятия по 2 академических часа.

 

Актуальность: При существующем объеме часов школьной информатики качественно подготовиться к ЕГЭ по информатике не представляется возможным. Многочисленные сайты с контрольно-измерительными материалами (КИМ) по предметам, несомненно, способствуют подготовке школьников к ЕГЭ, но самостоятельная работа малоэффективна без педагогического сопровождения.

Цели: Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к ЕГЭ по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы общего образования.

Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся представление о процедуре сдачи ЕГЭ по информатике.
  2. Обобщить и систематизировать теоретический материал по базовым разделам школьной информатики.
  3. Отработать стандартные алгоритмы решения задач по информатике.
  4. Познакомить обучающихся с нетрадиционными алгоритмами решения задач.
  5. Проанализировать тексты программ заданий части С контрольно-измерительных материалов.
  6. Научить грамотно оформлять решения задач.

Структура программы представляет собой семь логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для обучающихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.

Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах. Для текущего контроля обучающимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется обучающимся самостоятельно.

В результате прохождения программы учащиеся должны:

знать:

  • процедуру контроля в формате ЕГЭ;
  • структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
  • назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом).


уметь: 

  • работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом

Система оценки достижений обучающихся: шкалирование - начисление тестовых баллов по результатам тестирования на основе полученных и обработанных статистических данных.

Пробная итоговая аттестация проводится в форме тестирования с использованием тестовых материалов ГИА по информатике.

  1. Несколько полезных советов для более успешной сдачи экзамена:
  • Сосредоточься! После заполнения бланков регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы. "Спеши медленно"! Жесткие временные рамки не должны влиять на качество ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, освободишься от нервозности, голова начнет работать более ясно и четко, ты войдешь в рабочий ритм. Вся твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.

  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо не добрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

  • Думай только о текущем задании! Читая новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому правила и формулы, которые ты применил в одном (уже решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают правильно решить новое задание.

  • Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам)! Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном — двух вариантах, а не на всех пяти — семи (что гораздо труднее).

  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе пришлось пропустить ("второй круг").

  • Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что тесты рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.


3. Содержательная часть

1. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ГИА по информатике .

  • Специфика тестовой формы контроля. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий
  • Кодификатор элементов содержания по информатике для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

2. Информация и ее кодирование .

3. Основы логики .

  • Содержательное обобщение изученного материала по теме «Основы логики».
  • Разбор заданий из демонстрационных тестов.
  • Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части А.
  • Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа из части В.

4. Алгоритмизация и программирование .

  • Содержательное обобщение изученного материала по теме «Алгоритмизация и программирование».
  • Разбор заданий из демонстрационных тестов.
  • Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части А.
  • Тренинг с использованием заданий с краткой формой ответа из части В.
  • Материал для тренинга с использованием заданий с развернутой формой ответа из части С.

5. Основные устройства информационных и коммуникационных технологий и программные средства информационных и коммуникационных технологий .

  • Содержательное обобщение изученного материала по темам
  • «Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»
  • и «Программные средства информационных и коммуникационных технологий».
  • Разбор заданий из демонстрационных тестов.
  • Тренинг с использованием заданий с выбором ответа из части А и с краткой формой ответа, используемых в части В.

6. Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации, технология обработки информации в электронных таблицах, технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных, телекоммуникационные технологии .

  • Содержательное обобщение изученного материала по темам:
  • «Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации»,
  • «Технология обработки информации в электронных таблицах»,
  • «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных»,
  • «Телекоммуникационные технологии».  
  • Разбор заданий из демонстрационных тестов.
  • Тренинг с использованием заданий с выбором ответа, используемых в части А и с краткой формой ответа, используемых в части В.

7. Тренинг по вариантам  с использованием тестовых материалов ЕГЭ  .

  1. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Количество часов

Календарные сроки по расписанию

(Фактическая дата)

1

Введение. Единый государственный экзамен по информатике: структура и содержание экзаменационной работы. Вводное тестирование.

1

2,3

Системы счисления и двоичное представление информации в памяти компьютера. А1.

2

4,5

Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей. A2.        

2

6,7

Построение таблиц истинности и логических схем. A3.

2

8,9

Файловая система организации данных. A4.

2

10,11

Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке. A5.

2

12,13

Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных. A6.

2

14,15

Технология обработки информации в электронных таблицах. A7.

2

16,17

Технологии обработки звука. А8.

2

18,19

Кодирование и декодирование информации. A9.

2

20,21

Основные понятия  и законы математической логики. A10.

2

22,23

Умение подсчитывать информационный объем сообщения. A11.

2

24,25

Работа с массивами. A12.        

2

26,27

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. A13.        

2

28,29

Линейный алгоритм для формального исполнителя. B1.

2

30,31

Использование переменных. Операции над переменными различных типов в языке программирования. B2.

2

32,33

Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. B3.

2

34,35

Методы измерения количества информации. B4.        

2

36,37

Основные конструкции языка программирования. B5.

2

38,39

Рекурсивный алгоритм. B6.

2

40,41

Позиционные системы счисления. B7.        

2

42,43

Анализ алгоритма, содержащего вспомогательные алгоритмы, цикл и ветвление. B8.

2

44,45

Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей. B9.

2

46,47

Скорость передачи информации при заданной пропускной способности канала. B10.

2

48,49

Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети. B11.        

2

50,51

Поиск информации в Интернет. B12.

2

52,53

Умение анализировать результат исполнения алгоритма. B13.        

2

54,55

Умение анализировать программу, использующую процедуры и функции B14

2

56,57

 Умение строить и преобразовывать логические выражения. B15.

2

58,59

Решение задач типа С1,С2.

2

60,61

Решение вариантов экзаменационных заданий 2013года.

2

62,63

Решение вариантов экзаменационных заданий 2014 года.

2

63,64

Репетиционный экзамен в формате ЕГЭ. Анализ результатов репетиционного экзамена

2

65,66

Новое в ЕГЭ 2014. Решение вариантов экзаменационных заданий.

2

67

Итоговый репетиционный экзамен в формате ГИА.

1

68

Анализ результатов итогового репетиционного экзамена.

1


5. Используемая литература:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класс.,/Угринович Н.Д., М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г.
  2. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класс.,/Угринович Н.Д., М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
  3. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класс.,/Угринович Н.Д., М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
  4. Информатика и ИКТ: ЕГЭ: Учебно – справочные материалы (Серия «Итоговый контроль: ЕГЭ»)/ С.М. Авдошин, Р.З. Ахметсафина, И.Н. Лесовская, М.В. Курак, О.В. Максименкова, Н.П. Липкин, С.А. Семикина. – М.; СПб.: Просвещение, 2012. – 295с.
  5. http://ege.yandex.ru/informatics/
  6. http://egeigia.ru
  7. http://kpolyakov.narod.ru
  8. http://old.fipi.ru/
  9. http://www.ege.edu.ru/ и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...

Элективный курс "Избранные вопросы математики", 10 класс. Программа.

Предлагаемый курс  позволяет систематизировать и углубить материал сложных  тем школьной математики: "Модуль. Многочлены. Планиметрия". Курс предназначен для учащихся 10 класса с ...

Элективный курс «Избранные вопросы математики» (11 класс)

Данный элективный курс предназначен для выпускников средних общеобразовательных учреждений для подготовки к ЕГЭ....

Программа факультатива "Избранные вопросы математики" 8 класс.

Программа факультатива для 8 класса "Избранные вопросы по математике" содержит разработку элективных курсов по темам "Графики функций улыбаются", "Процентные расчёты на каждый день", " Квадратный трёх...

Факультатив по физике "Избранные вопросы по физике" 11 класс

Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных знаний  по тому или иному  учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении физике, где задачи выступают дейс...

Факультатив « Избранные вопросы математики» .7 класс.

Факультатив « Избранные вопросы математики» .7 класс....