Рабочая программа по информатике "Избранные вопросы информатики" 11 класс (элективный курс)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_11_klass.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Натальинская средняя школа»

Приложение

к основной образовательной программы

основного общего образования,

утвержденная приказом директора  

от 30.08.2023 № 136-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Избранные вопросы информатики»

для 11 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На изучение элективного курса «Избранные вопросы информатики» в 11 классе согласно учебному плану школы на 2022-2023 учебный год отводится по 0,5 часу в неделю, что составляет 17 часов в год. Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта, состоящего из следующих компонентов: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 10-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования.

Основные цели изучения элективного курса «Избранные вопросы информатики» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

В связи с этим изучение курса по информатике в 11 классе должно обеспечить: сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе, основ логического и алгоритмического мышления;

  • сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
  • сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
  • принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечѐнных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
  • создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач:

  1. Освоить системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  2. Применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя ИКТ
  3. Развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. Воспитать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5. Приобрести опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Формы проведения занятий: лекции, практические занятия.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.

Описание места учебного курса в учебном плане:

Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 17 часов, из расчета 0,5 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
  • формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объѐм сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
  • строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  • использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
  • писать программы.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Математические основы информатики

Тема 1. Кодирование информации.

Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Учащиеся должны знать

  • методы измерения количества информации

Учащиеся должны уметь:

  • кодировать и декодировать информацию
  • определять объѐм памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
  • подсчитывать информационный объѐм сообщения

Тема 2. Основы логики

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленции. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и законы математической логики.

Учащиеся должны уметь:

  • строить и анализировать таблицы истинности;
  • преобразовывать логические выражения;
  • строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.

Тема 3. Алгоритмизация и программирование

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

Учащиеся должны знать:

  • формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
  • основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять рекурсивный алгоритм;
  • исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
  • работать с массивами;
  • анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
  • анализировать программу, использующую процедуры и функции;
  • анализировать результат исполнения алгоритма;
  • прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
  • составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
  • создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Электронные ресурсы

Информация и ее кодирование

2

Аналитическая деятельность

Выявлять различия в алфавитном и содержательном подходах к измерению информации.

Приводить примеры систем и их компонентов. Приводить примеры информационных процессов и информационных связей в системах различной природы.

Приводить примеры задач обработки информации разных типов.

Комментировать схему передачи информации по

техническим каналам связи.

https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-1-1-informacija- informacionnaja-gramotnosti- kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7z g43tq224m

Основы логики

2

Аналитическая деятельность

Выявлять основные понятия и законы математической логики.

Приводить примеры, строить и анализировать таблицы истинности; преобразовывать логические выражения; строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.

https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-6-1-istorija- razvitija-vt.pptx https://onlinetestpad.com/hpgj 3ir57x4au

Технология хранения, поиска и сортировка в  БД

7

Аналитическая деятельность

Исполнять рекурсивный алгоритм; исполнять алго ритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд; производить работу с массивами; анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;

https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-10-1- predstavlenie-chisel-v- pozicionnyh-cc.pptx https://onlinetestpad.com/hpn3 vmzvr7ab4

Технология обработки графической и звуковой информации

6

Аналитическая деятельность

Выявление формального исполнения алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд; основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/prese ntations/10-1-1-informacija- informacionnaja-gramotnosti- kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7z g43tq224m

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ Фактич.

Дата

Количество часов

Тема урока

Информация и ее кодирование

1

1

Кодирование и декодирование. Принцип Фано.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-1-1-informacija-informacionnaja-gramotnosti-kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m

2

1

Кодирование графики и звука (растровой и векторной) и звука. Примеры и задачи.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-2-1-podhody-k-izmereniju-informacii.pptx https://onlinetestpad.com/ho4sxgxvm2dme

Основы логики

3

1

Булева алгебра. Алгебры. Сравнение по набору операций. Основные законы и тождества булевой алгебры.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-6-1-istorija-razvitija-vt.pptx https://onlinetestpad.com/hpgj3ir57x4au

4

1

Алгебра логики. Решение задач

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-7-1-osnovopolagajushhie-principy-ustrojstva-jevm.pptx https://onlinetestpad.com/hpe3ib54qdkrw

Технология хранения, поиска и сортировки в БД

5

1

СУБД. Реляционные базы данных.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-10-1-predstavlenie-chisel-v-pozicionnyh-cc.pptx https://onlinetestpad.com/hpn3vmzvr7ab4

Технология обработки графической и звуковой информации

6

1

Среда Python. Структура программы, типы данных и действия с ними, стандартные функции. Условия, выбор и циклы.

7

1

Одномерные массивы.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-11-1-perevod-chisel-iz-odnoj-sistemy-schislenija-v-druguju.pptx https://onlinetestpad.com/hoqhiq4sogvgy

8

1

Поиск в массиве. Алгоритмы поиска данных

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-12-1-arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah- schislenija.pptx

9

1

Сортировка массива. Способы сортировки

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-12-1-arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyh-sistemah- schislenija.pptx

https://onlinetestpad.com/houri4km7mppy

10

1

Двумерные массивы. Задачи на нахождение элемента массива, упорядочивания (сортировки) массива.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-13-1-predstavlenie-chisel-v-kompjutere.pptx https://onlinetestpad.com/hov3a4cwmnyk6

11

1

Строки и записи. Работа со строками как с элементами массивов.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-14-1-kodirovanie-tekstovoj-informacii.pptx https://onlinetestpad.com/ho2gqcxqrsxaa

12

1

Подпрограммы. Организация процедур и функций.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-1-1-informacija-informacionnaja-gramotnosti-kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m

13

1

Программирование функций

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-2-1-podhody-k-izmereniju-informacii.pptx https://onlinetestpad.com/ho4sxgxvm2dme

14

1

Программирование процедур.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-6-1-istorija-razvitija-vt.pptx https://onlinetestpad.com/hpgj3ir57x4au

15

1

Параметры-массивы. Примеры использования процедур и функций.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-7-1-osnovopolagajushhie-principy-ustrojstva-jevm.pptx https://onlinetestpad.com/hpe3ib54qdkrw

16

1

Рекурсивные процедуры и функции.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-1-1-informacija-informacionnaja-gramotnosti-kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m

17

1

Использование процедур и функций. Решение задач. Повторение.

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/files/eor10/presentations/ 10-2-1-podhody-k-izmereniju-informacii.pptx https://onlinetestpad.com/ho4sxgxvm2dme

Литература

  1. ЕГЭ 2024. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2023.
  2. ЕГЭ 2024. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2023.
  3. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИ НОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  4.  http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по элективному курсу ( ЭКОЛОГИЯ)

1. Календарно - тематическое планирование по элективному курсу экология включает в себя изучение экологических проблем в городе и крае. А так же решение эксперементальных задач по выявлению экологичес...

Рабочая программа 2 вида и КТП по элективному курсу "Химия и экология" для 10, 11 классов

Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мир...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс(элективный курс)

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подго...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс (элективный курс). Подготовка к ОГЭ-2016

Рабочая программа по русскому языку (электив) рассчитана на 34 учебных часа. Элективный курс направлен на интенсивную подготовку к ОГЭ-2016....

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс, элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»...

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Дух эпохи»...