Главные вкладки

    Урок по теме "Массивы.Одномерные массивы" 9 класс
    план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

    Исакова Ольга Владиславовна

    Урок по теме «Массивы. Одномерные массивы» 9 класс

     

    Цель урока:

    Ø  Образовательная: Создание условий для формирования понятия массива, основных алгоритмов обработки массива.

    Ø   Развивающая: формирование умения описывать массив, выделять элементы массивы и обрабатывать одномерные массивы на Паскале.

    Ø  Воспитательная: Воспитание потребности обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы, слушать и слышать окружающих.

    Задачи урока:

    Ø  Повторить особенности работы с циклами.

    Ø  Познакомить уч-ся с понятием «массивы»,»одномерные массивы», изучить свойства массива.

    Ø  Научить уч-ся формировать массивы в программах; применять их при составлении программ

    Оборудование: Интерактивная доска, проектор, ПК.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_1_po_teme_massivy.odnomernye_massivy.doc237 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме «Массивы. Одномерные массивы» 9 класс

    Цель урока:

    • Образовательная: Создание условий для формирования понятия массива, основных алгоритмов обработки массива.
    •  Развивающая: формирование умения описывать массив, выделять элементы массивы и обрабатывать одномерные массивы на Паскале.
    • Воспитательная: Воспитание потребности обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы, слушать и слышать окружающих.

    Задачи урока:

    • Повторить особенности работы с циклами.
    • Познакомить уч-ся с понятием «массивы»,»одномерные массивы», изучить свойства массива.
    • Научить уч-ся формировать массивы в программах; применять их при составлении программ

    Оборудование: Интерактивная доска, проектор, ПК.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Ход урока

    1.  Организационный момент. (1 минуты)
    2. Актуализация знаний. (9 минут)

     Работа происходит в гетерогенных группах (смешанных) группах. Разделение происходит путем вытягивания жетона определенного цвета (к,с,ж,з), после чего образуются команды, участникам которой достались жетоны соответствующих цветов. Каждая команда состоит из 4-5 человек. Учитель следит за тем, чтобы в каждой группе присутствовали учащиеся с разными когнитивными стилями и при необходимости может изменить состав групп. Результаты работы каждой группы мы зафиксируем в таблице, а затем постараемся выбрать победителя.

    А) Задания командам (2 минуты):

    • Придумать название команды, девиз
    • На листе регистрации вписать участников каждой команды под соответствующим номером

    Представление команд-участников (2 минуты)                

    У вас на столах имеются карточки с заданиями, которые вы должны выполнить.

    B) Задание на циклы (7 минут)

    • Установите соответствие (за каждое правильное соответствие – 1 балл)

    Цикл с предусловием

    Цикл с постусловием

    Цикл с параметром

    • Определите значение целочисленной переменной S после выполнения операторов (2 балла):

    S:=128;

    for i:=1 to 4 do

          S:=S div 2;

    Writeln (s);

                            Ответ. S=8

    Постройте блок-схему к этой части программы.

    • Найдите ошибки в программе

    Вывести четные числа из заданного промежутка [a,b] (каждую правильно найденную ошибку 1 балл, всего – 3 балла)

    Program 2pr;
    Var a,b: integer; 
    Begin 
    Writeln ( ‘Введите границы промежутка, a

    readln (a,b);
    repeat

    If a mod 2=1 then write (i:5);
    a:=a+1;
    Until
    a
    Readln;
    End.

    1. Выход на тему урока, целеполагание (3 минуты)

    Итак, ребята, мы у нас имеется несколько команд, которые образуют массивы, элементами которых являетесь вы, как участники.

    • Ребята, а вы встречались с этим понятием на каком –либо предмете или в жизни?

    (В географии, например жилой массив, горный массив, лесной массив, информационный массив).

    • А сегодня на уроке, мы узнаем как связано понятие «массив» с предметом информатика. Давайте вместе попробуем сформульровать те вопросы, на которые нам предстоит найти ответы в течение урока
    • Что такое массив в языке программирования?
    • Какие характеристики имеет массив?
    • Как описать массив на языке Паскаль?
    • Какие операции можно производить с элементами массива?
    1. Изучение нового материала (15 минут)

    Записываем в тетрадях дату и тему урока «Массивы»

    Массив – множество однотипных элементов, объединенных общим именем и занимающим в компьютере определенную область памяти.

    Массив имеет следующие свойства (презентация):

    Свойства массива:

    •  Массив имеет имя – по правилам языка;
    •  Массив имеет размер – кол-во  элементов в массиве;
    •  Массив имеет размерность – кол-во индексов, необходимых для однозначной идентификации элементов массива;

    Массивы, элементы которых определяет один индекс, называют одномерными.

    Обращение к элементам массива: Имя [номер элемента в массиве]

    Приведите примеры массива (полка с книгами, телефонный справочник, список класса в журнале и т.д.)

    • Почему данные последовательности можно назвать массивом (содержат однотипные элементы)
    • Какими свойствами обладают массивы (имя, тип элементов, размер, размерность )
    • Какую алгоритмическую конструкцию используют при обработке массива?

    За каждый правильный ответ на вопрос учителя, команда, чей участник дал верный ответ, получает жетон.

    Обратитесь к опорному листу. Внимательно изучите  таблицу условных обозначений элементов массива в Pascal  и попытайтесь самостоятельно описать массивы (время выполнения 3-4 минуты).

    Условные обозначения  элементов массива на языке Pascal

    Обозначение

    Смысл

    А[1..10]

    Массив с именем А и размером 10

    ST[1..R], R=7

    Массив с именем ST, состоящий из 7 элементов

    A[3]

    Третий элемент массива А

    B23[6]

    Шестой элемент массива В23

    A[3]:=7

    Третьему элементу массива А присвоено значение 7

    L[2]:=0

    Значение второго элемента массива L равно 0

    F[I]

    I – тый элемент массива F

    Описание массива на языке Паскаль.

    Вспомните, в каком разделе программы описываются переменные, константы? (в разделе Var).

    Массив также задаётся в разделе Var. Запишите формат описания:

    Имя массива: array [размер]  of  тип данных;

    (где array и of – ключевые слова, размер:  [начальный индекс . . конечный индекс ])

    Пример:   spisok:array [1..5] of string; (массив с именем spisok может вместить 5 элементов строкового типа).

    1. Закрепление материала. Работа с ПК. (5-7 минут)

    Задание: запустите  Pascal АВС и откройте файл по адресу shar:\учебная\9 класс\sorevn.pas. Измените программу таким образом, чтобы она стала работоспособной

    (Текст программы на языке Pascal: 

    program basket;

    uses crt;

    var

    N,i,k:integer;

    BEGIN

    Clrscr;

    writeln('Введите количество учеников');

    readln(N);

    writeln('Введите фамилию и рост ученика');

    for i:=1 to N do

    begin

    write('fam[',i,']= ');

    read(fam[i]);

    write('rost[',i,']= ');

    readln(rost[i]);

    end;

    k:=0;

    for i:=1 to N do

    if rost[i]>=170 then begin

    k:=k+1;

    kom[k]:=fam[i];

    end;

    if k=0 then

    writeln('кандидатов нет')

    else

    writeln('Список претендентов в сборную школы');

    Writeln;

    for i:=1 to k do

    writeln(kom[i]);

    readln

    end. )

    (ученики, советуясь и помогая друг другу, дописывают  недостающие строки программы в раздел var

    fam:array[1..10] of string;

    rost:array[1..10] of integer;

    kom:array[1..10] of string; ,
    вводят данные и получают результат)

    Так почему не работала программа? (учащиеся отвечают) Правильно. Потому что в ней не были описаны массивы.

    1. Итог урока (2 – 3 минуты)

    В качестве итога урока. Для каждой команды подсчитываются полученные баллы, и подводится итог.

    1. Постановка Д/З. (1-2 минуты)
    • Прочитать конспект, разобраться и запомнить определение массива, его свойства, описание в программе.
    • Составить 5 вопросов по данной теме (знать ответ на каждый вопрос).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

    Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

    В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

    Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

    Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

    Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

    Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....