Рабочая программа по информатике 10 класс (по Макаровой Н.В.)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему

Арчимаева Ирина Викторовна

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10_klass.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Куйбышевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования

 «Согласовано»

Руководитель МО

_____/_Асочакова А.А./

                ФИО

Протокол №___   от

«___»_________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Куйбышевской СОШИ

_____/_Тутатчикова С.В./

                ФИО

 «___»__________2014 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ Куйбышевской СОШИ

_____/_ Чебокчинова В.А./

                ФИО

Приказ №        _____        от

«___»__________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Базовый уровень,  10 класс

Автор: Арчимаева Ирина Викторовна,

учитель по информатике и ИКТ, 10 разряд.

2014-2015 уч. год.


Пояснительная записка

Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность.

Изучение информатики и ИКТ в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;
  • Развитие навыков технологии поиска информации в сети Интернет;
  • Закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процессора;
  • Закрепление знаний по базовым понятиям информатики;
  • Закрепление и развитие навыков работы с объектами текстового документа;
  • Освоение информационной технологии представления информации;
  • Воспитание этических и правовых отношений в информационной деятельности.

Рабочая программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Макаровой Н. В. (Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2009) для общеобразовательного учреждения.

Преподавание информатики и ИКТ в 10 классе в данной школе ведется в рамках федерального компонента – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы  общего образования, утвержденного приказом № 302 от 07.12.2005 г;
  • Авторская программа Макаровой Н. В. среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Положение о рабочей программе педагога, утвержденное директором школы.

В авторскую программу Макаровой Н. В. для 10 класса (во второй вариант тематического планирования – 1 час в неделю) внесены следующие изменения:

  1. Увеличено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 1 час на изучение тем «Информация и данные. Свойства информации» и «Информационный процесс» в связи с тем, что данный материал большой и в рамках одного часа его рассмотреть не представляется возможным.
  2. Увеличено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 4 часа на изучение темы «Представление информации в компьютере», в связи с тем, что системы счисления изучаются более углубленно.
  3. Сокращено количество часов в разделе «Информационная картина мира» на 4 часа на изучение темы «Моделирование в среде табличного процессора», в связи с тем, что данная тема изучается и в 11 классе.
  4. Увеличено количество часов в разделе «Программное обеспечение информационных технологий» на 1 час на изучение темы «Информационная технология работы со структурой текстового документа» в связи с тем, что работа в текстовом процессоре в наше время очень актуальна и требует от учащихся более глубоких знаний в данной программе.
  5. Увеличено количество часов в разделе «Программное обеспечение информационных технологий» на 2 часа на изучение темы «Программа подготовки презентаций Power Point», т.к. данный программный продукт широко используется учащимися для подготовки презентаций к научно-практическим конференциям, при подготовке докладов к урокам и требуются более глубокие знания по работе в данной программе.
  6. В разделе «Программное обеспечение информационных технологий» в теме «Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel» вместо практикума «Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм» изучается практикум «Технология накопления и обработки данных» ввиду того, что построение диаграмм было изучено в 9 классе, и данная тема представляет больший интерес для изучения учащимися.

Учебно-методический комплект

  1. Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) 5-11 класс. – СПб.: Питер Пресс, 2009.
  2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
  3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2008.
  4. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.
  5. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики.

Рассмотрим, как осуществляется связь информатики с процессом преподавания других предметов:

- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

- Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.

- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.

- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.

- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.

- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.

- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.

- При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. Кроме сухих понятий компьютерной графики полезно рассказать об особенностях художественного восприятия человека. Золотое сечение – симметрия всего живого на земле. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:

• Математические методы при решении задач информатики;

• Физика – представление о кодировании сигналов;

• Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;

• Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;

• Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;

• История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;

• ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;

• Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как подготовка докладов учащимися, выполнение творческих работ, тестовый контроль знаний и др.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.

Содержание тем учебного курса

  1. Информация и данные. Свойства информации
  1. Информация и данные. Свойства информации
  1. Информационный процесс
  1. Информационный процесс
  1. Информационная модель объекта
  1. Информационная модель объекта
  1. Представление об информационном объекте
  1. Представление об информационном объекте
  1. Представление информации в компьютере
  1. Системы счисления
  2. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
  3. Формы представления чисел в компьютере
  4. Представление текстовой и графической информации в компьютере
  5. Представление звуковой и видео информации в компьютере
  6. Контрольная работа по теме «Системы счисления»
  1. Моделирование в среде табличного процессора
  1. Этапы моделирования в электронных таблицах
  2. Расчет геометрических параметров объекта
  3. Моделирование ситуаций
  4. Моделирование ситуаций
  5. Обработка массивов данных
  6. Контрольная работа по теме «Моделирование в среде табличного процессора»
  1. Форматирование объектов текста
  1. Форматирование объектов текста
  1. Создание и редактирование графических и табличных объектов
  1. Создание и редактирование графических изображений и таблиц
  1. Информационная технология работы со структурой текстового документа
  1. Изменение структуры текстового документа
  1. Представление о сервисах Интернета
  1. Возможности глобальной сети Интернет
  1. Информационная технология передачи информации через Интернет
  1. Пересылка информации через Интернет
  1. Информационная технология поиска информации в Интернете
  1. Поиск по адресам URL
  2. Поиск по рубрикатору поисковой системы
  3. Поиск по ключевым словам
  4. Профессиональный поиск
  1. Программа подготовки презентаций Power Point
  1. Программа подготовки презентаций Power Point
  2. Создание презентации. Подбор материала в Интернете
  3. Заполнение слайдов текстом и картинками
  4. Создание элементов управления презентацией
  5. Контрольная работа по теме «Создание презентации»
  1. Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel
  1. Разработка информационной системы для тестового опроса
  2. Разработка тестовой оболочки
  3. Обработка результатов тестирования
  4. Разработка собственной тестовой программы


Учебно-тематический план

Класс – 10.

Количество часов:

Всего 35 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков:

контрольных работ 3 часа, самостоятельных работ 3 часа, тестов 1 час, практических работ 15 часов;

Административных контрольных уроков 1 час.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 1. Информация и данные. Свойства
информации

1

Информация и данные. Свойства информации

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать какой смысл вкладывается в понятия информации и данных.

Знать отличие информации от данных. Знать важные свойства информации и как они проявляются.

Знать понятие выборки данных, как и для чего она формируется.

Уметь приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации. Уметь определять объем информации в сообщении. Уметь на примере геоинформационной системы проиллюстрировать основные свойства информации. Уметь приводить примеры информации, представленной в разных формах.

04.09

Тема 2. Информационный процесс

2

Информационный процесс

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятие процесса, понятие информационного процесса.

Знать как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительном мирах.

Уметь приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни.

Уметь проводить сравнение информационных процессов, протекающих в человеческом, животном и растительном мирах.

11.09

Тема 3. Информационная модель объекта

3

Информационная модель объекта

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятие модели и цель ее создания. Знать какую роль играет информация при создании модели. Знать понятие информационной модели и цель ее создания. Знать понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки. Уметь четко формулировать цель при создании модели любого типа. Уметь разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать ее адекватность приближенным способом.

Уметь представлять информационную модель в табличной форме.

18.09

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 4. Представление об
информационном объекте

4

Представление об информационном объекте

1

Комбинированный урок

Тест

Знать что такое информационная картина мира.

Знать понятие информационного объекта.

Знать, что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала.

Знать в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта.

Уметь приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни.

Уметь приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде.

25.09

Тема 5. Представление информации в компьютере

5

Системы счисления

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать типы систем счисления, используемых в компьютере.

Знать правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления, используемые в компьютере, и наоборот. Знать, как представляется в компьютере текстовая, графическая звуковая и видео информация.

Уметь выполнять перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и наоборот.

02.10

6

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа у доски

09.10

7

Формы представления чисел в компьютере

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа у доски

16.10

8

Представление текстовой и графической информации в компьютере

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам

Уметь представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере.

Уметь кодировать любой символ с помощью кодовой таблицы ASCII или Unicode.

Уметь выполнять кодирование цветной точки для 16-цветной палитры.

Уметь различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видео информации.

23.10

9

Представление звуковой и видео информации в компьютере.

1

Комбинированный урок

Устный опрос

30.10

10

Контрольная работа по теме «Системы счисления»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

13.11

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 6. Моделирование в среде табличного процессора

11

Этапы моделирования в электронных таблицах

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре. Знать этапы построения моделей для электронной таблицы. Знать особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы. Уметь составлять план поэтапного моделирования в среде табличного процессора. Уметь выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора. Уметь анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа.

20.11

12

Расчет геометрических параметров объекта

1

Комбинированный урок

Практическая работа

27.11

13

Моделирование ситуаций

1

Комбинированный урок

Практическая работа

04.12

14

Моделирование ситуаций

1

Комбинированный урок

Практическая работа

11.12

15

Обработка массивов данных

1

Комбинированный урок

Практическая работа

18.12

16

Контрольная работа по теме «Моделирование в среде табличного процессора»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

25.12

Тема 7. Форматирование объектов текста

17

Форматирование объектов текста

1

Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Знать возможности программной среды по форматированию объектов текстового документа. Знать технологию форматирования базовых объектов текстового документа: символов, абзацев, списков.

Знать, какой тип списка лучше выбрать для форматирования фрагмента текстового документа. Уметь выделять необходимый объект текстового документа. Уметь форматировать объекты (символ и абзац) текстового документа. Уметь применять технологию оформления текста в виде списка. Уметь задавать необходимые параметры для маркированного, нумерованного и многоуровневого списков.

15.01

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 8. Создание и редактирование графических и табличных объектов

18

Создание и редактирование графических изображений и таблиц

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Знать понятия и особенности растровой и векторной графики.

Знать технологию создания и редактирования векторной графики в программной среде Word. Знать основные действия с графическим объектом. Знать структуру таблицы и состав ее объектов. Знать свойства таблицы. Знать технологию работы с таблицами.

Уметь располагать графический объект в тексте, применяя технологию обтекания. Уметь вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников. Уметь создавать и редактировать графический объект в программной среде Word.

Уметь создавать и редактировать таблицу как простой, так и сложной формы. Уметь форматировать объекты таблицы.

22.01

Тема 9. Информационная технология работы со структурой текстового документа

19

Изменение структуры текстового документа

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

Знать форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов. Знать структурные объекты текстового документа в целом (страница, разделы, колонтитулы).

Знать технологию работы со структурными объектами текстового документа.

Уметь изменять установки параметров страницы.

Уметь разбивать текстовый документ на страницы и разделы.

Уметь применять технологию работы с многоколоночным текстом. Уметь создавать, редактировать и форматировать колонтитулы.

29.01

Тема 10. Представление о сервисах Интернета

20

Возможности глобальной сети Интернет

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать основные системы глобальной сети Интернет и их назначение.

Знать правила формирования URL-адреса информационного ресурса Интернета.

Уметь привести характеристику каждой системы Интернета.

Уметь объяснить назначение каждой составляющей адреса Интернет-ресурса.

05.02

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 11. Информационная технология передачи информации через Интернет

21

Пересылка информации через Интернет

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Уметь работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru).

Уметь работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal.

12.02

Тема 12. Информационная технология поиска информации в Интернете

22

Поиск по адресам URL

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Знать назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска. Знать назначение основных компонентов поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса. Знать правила поиска по рубрикатору, по ключевым словам. Знать правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс». Уметь искать информационный ресурс по URL-адресу, по рубрикатору, по ключевым словам.

Уметь формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск).

19.02

23

Поиск по рубрикатору поисковой системы

1

Комбинированный урок

Практическая работа

26.02

24

Поиск по ключевым словам

1

Комбинированный урок

Практическая работа

05.03

25

Профессиональный поиск

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

12.05

Тема 13. Программа подготовки презентаций Power Point

26

Программа подготовки презентаций Power Point

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать назначение и функциональные возможности приложения Power Point.

Знать объекты и инструменты приложения Power Point.

19.03

27

Создание презентации. Подбор материала в Интернете

1

Комбинированный урок

Практическая работа

02.04

28

Заполнение слайдов текстом и картинками

1

Комбинированный урок

Практическая работа

09.04

29

Создание элементов управления презентацией

1

Комбинированный урок

Практическая работа

16.04

30

Контрольная работа по теме «Создание презентации»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

23.04

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 14. Информационная технология обработки данных в табличном процессоре Excel

31

Разработка информационной системы для тестового опроса

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать технологию создания интерактивных оболочек.

Знать правила формирования логических формул.

Уметь создавать тестовые оболочки.

Уметь использовать формы для внесения данных в таблицу.

Уметь работать с несколькими страницами книги.

Уметь разрабатывать и использовать логические формулы.

Уметь вводить, накапливать и обрабатывать данные.

30.04

32

Разработка тестовой оболочки

1

Комбинированный урок

Практическая работа

07.05

33

Обработка результатов тестирования

1

Комбинированный урок

Практическая работа

14.05

34-35

Разработка собственной тестовой программы

2

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Самостоятельная работа

21.05

28.05

ИТОГО

35


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать:

  • Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
  • Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
  • Знать единицы измерения информации;
  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных сетей, баз данных);
  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  • Назначение и функции операционных систем.

уметь

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • Распознавать информационные процессы в различных системах;
  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • Создавать информационные объекты сложной структуры;
  • Осуществлять поиск информации в компьютерных сетях и пр.;
  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.);
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • Автоматизации коммуникационной деятельности;
  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Список литературы

Для учителя:

  1. Журнал «Информатика и образование», № 1 – 2007
  2. Журнал «Информатика и образование», № 11 – 2005
  3. Журнал «Информатика и образование», № 12 – 2005
  4. Журнал «Информатика и образование», № 2 – 2007
  5. Журнал «Информатика и образование», № 3 – 2007
  6. Журнал «Информатика и образование», № 7 – 2005
  7. Журнал «Информатика и образование», № 8 – 2005
  8. Журнал «Мир ПК», № 7 – 2005
  9. Журнал «Мир ПК», № 8 – 2005
  10. Кошелев М. В. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: ко всем учебникам по курсу информатики за 10-11 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  11. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5 – 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005
  12. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008
  13. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007

Для ученика:

  1. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики – М.: Издательство «Экзамен», 2008.