Рабочая программа по информатике 11 класс (по Макаровой Н.В.)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Арчимаева Ирина Викторовна

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_11_klass.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Куйбышевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования

 «Согласовано»

Руководитель МО

_____/_Асочакова А.А./

                ФИО

Протокол №___   от

«___»_________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ Куйбышевской СОШИ

_____/_Тутатчикова С.В./

                ФИО

 «___»__________2014 г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ Куйбышевской СОШИ

_____/_ Чебокчинова В.А./

                ФИО

Приказ №        _____        от

«___»__________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Базовый уровень,  11 класс

Автор: Арчимаева Ирина Викторовна,

учитель по информатике и ИКТ, 10 разряд.

2014-2015 уч. год.


Пояснительная записка

Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность.

Изучение информатики и ИКТ в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся;
  • Развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;
  • Формирование представления об основных понятиях  социальной информатики;
  • Формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях;
  • Формирование умений работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде Access;
  • Закрепление навыков работы по автоматизированной обработке текста.

Рабочая программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Макаровой Н. В. (Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ(системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2009) для общеобразовательного учреждения.

Преподавание информатики и ИКТ в 11 классе в данной школе ведется в рамках федерального компонента – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы  общего образования, утвержденного приказом № 302 от 07.12.2005 г;
  • Авторская программа Макаровой Н. В. среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Положение о рабочей программе педагога, утвержденное директором школы.

В авторскую программу Макаровой Н. В. для 11 класса (во второй вариант тематического планирования – 1 час в неделю) внесены следующие изменения:

  1. В раздел «Информационная картина мира» добавлены темы «От индустриального общества – к информационному» - 1 час, «Информационные ресурсы» - 1 час, «Этические и правовые нормы информационной деятельности человека» - 1 час из резерва времени.
  2. В раздел «Информационная картина мира» добавлены темы «Информационные системы» - 2 часа, «Информационные технологии» - 1 час из резерва времени.

Учебно-методический комплект

  1. Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) 5-11 класс. – СПб.: Питер Пресс, 2009.
  2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
  3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2008.
  4. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.
  5. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления должны формироваться в курсе математики
Рассмотрим, как осуществляется связь информатики с процессом преподавания других предметов:

- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

- Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.

- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.

- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.

- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.

- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.

- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.

- При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя. Кроме сухих понятий компьютерной графики полезно рассказать об особенностях художественного восприятия человека. Золотое сечение – симметрия всего живого на земле. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии.

Как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:

• Математические методы при решении задач информатики;

• Физика – представление о кодировании сигналов;

• Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;

• Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;

• Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;

• История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;

• ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;

• Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как подготовка докладов учащимися, выполнение творческих работ, тестовый контроль знаний и др.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.


Содержание тем учебного курса

  1. От индустриального общества к информационному
  1. От индустриального общества к информационному
  1. Информационные ресурсы
  1. Информационные ресурсы
  1. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
  1. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека
  1. Информационная безопасность
  1. Информационная безопасность
  1. Моделирование в электронных таблицах
  1. Этапы моделирования в электронных таблицах
  2. Моделирование биологических процессов
  3. Моделирование движения тела под действием силы тяжести
  4. Моделирование экологических систем
  5. Моделирование случайных процессов
  6. Контрольная работа по теме «Моделирование в электронных таблицах»
  1. Информационные системы
  1. Представление об информационной системе
  2. Классификация информационных систем
  1. Информационные технологии
  1. Информационные технологии
  1. Автоматизация редактирования
  1. Проверка орфографии. Автозамена, автотекст
  2. Поиск и замена символов
  1. Автоматизация форматирования
  1. Автоперенос. Нумерация страниц
  2. Стилевое форматирование. Создание оглавления
  3. Нумерация таблиц и рисунков. Перекрестные ссылки. Сортировка
  1. Представление о базах данных
  1. Представление о базах данных
  1. Виды моделей данных
  1. Виды моделей данных
  1. Система управления базами данных Access
  1. Система управления базами данных Access
  1. Этапы разработки базы данных
  1. Этапы разработки базы данных
  1. Создание базы данных в СУБД Access
  1. Создание файла базы данных
  2. Создание таблиц
  3. Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы
  1. Управление базой данных в СУБД Access
  1. Формы
  2. Сортировка и отбор данных
  3. Создание запросов и отчетов
  4. Контрольная работа по теме «Создание и управление базой данных»
  1. Информационные модели в базах данных
  1. Формализация задачи и разработка информационной модели
  2. Компьютерная реализация информационной модели
  3. Компьютерный эксперимент с базой данных
  4. Моделирование по индивидуальному заданию


Учебно-тематический план

Класс – 11.

Количество часов:

Всего 33 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков:

Контрольных работ 2 часа, самостоятельных работ 1 час, тестов 1 час, практических работ 17 часов;

Административных контрольных уроков 1 час.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 1. От индустриального общества к информационному

1

От индустриального общества к информационному. Техника безопасности.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать понятие информационной революции и ее влияние на развитие цивилизации. Знать краткую характеристику каждой информационной революции. Знать характерные черты индустриального и информационного общества. Знать суть процесса информатизации общества.

Знать определение информационной культуры. Уметь приводить примеры, отражающие процесс информатизации общества.

Уметь сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации.

07.09

Тема 2. Информационные ресурсы

2

Информационные ресурсы

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать роль и назначение информационных ресурсов в развитии страны.

Знать понятия информационной услуги и продукта.

Знать виды информационных продуктов.

Знать виды информационных услуг.

Уметь приводить примеры информационных ресурсов.

Уметь составлять классификацию информационных продуктов для разных сфер деятельности.

Уметь составлять классификацию информационных услуг для разных сфер деятельности.

14.09

Тема 3. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

3

Этические и правовые нормы информационной деятельности

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятие права собственности на информационный продукт.

Знать понятие права распоряжения информационным продуктом.

Знать понятие права владения информационным продуктом.

Знать понятие права пользования информационным продуктом.

Знать роль государства в правовом регулировании информационной деятельности. Знать этические нормы информационной деятельности.

21.09

Тема 4. Информационная безопасность

4

Информационная безопасность

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать основные цели и задачи информационной безопасности.

Знать представление об информационных угрозах и их проявлениях.

Знать источники информационных угроз.

Знать методы защиты информации от информационных угроз.

28.09

Тема 5. Моделирование в электронных таблицах

5

Этапы моделирования в электронных таблицах.

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре.

Знать этапы построения моделей для электронной таблицы.

Знать особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы.

Знать технологию проведения моделирования в среде табличного процессора.

Уметь составлять план проведения поэтапного моделирования в среде табличного процессора.

Уметь выполнять моделирование задач из разных областей в среде табличного процессора.

Уметь анализировать результаты моделирования и делать выводы по окончании анализа.

05.10

6

Моделирование биологических процессов

1

Комбинированный урок

Практическая работа

12.10

7

Моделирование движения тела под действием силы тяжести

1

Комбинированный урок

Практическая работа

19.10

8

Моделирование экологических систем

1

Комбинированный урок

Практическая работа

26.10

9

Моделирование случайных процессов

1

Комбинированный урок

Практическая работа

02.11

10

Контрольная работа по теме «Моделирование в электронных таблицах»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

16.11

Тема 6. Информационные системы

11

Представление об информационной системе

1

Урок ознакомления с новым материалом

Устный опрос

Знать понятие системы и информационной системы. Знать отличие замкнутой информационной системы от разомкнутой. Знать классификацию информационных систем по характеру использования информации. Знать классификацию информационных систем по сфере применения. Знать назначение типовых обеспечивающих подсистем.

23.11

12

Классификации информационных систем

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам

30.11

Тема 7. Информационные технологии

13

Информационные технологии

1

Комбинированный урок

Тест

Знать отличие информационной технологии от материальной.

Знать отличие информационной технологии от информационной системы. Знать историю развития информационной технологии.

07.12

Тема 8. Автоматизация редактирования

14

Проверка орфографии. Автозамена, автотекст

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Знать понятия форматирования и редактирования. Знать инструменты автоматизированной обработки текста. Знать возможности среды Word по автоматизации операций редактирования документа.

Уметь проверять правописание в документе и выполнять автоматическое исправление ошибок. Уметь использовать инструменты автозамены текста и автотекста. Уметь выполнять автоматизированный поиск и замену символов. Уметь выполнять автоматическую коррекцию отсканированного текста.

14.12

15

Поиск и замена символов

1

Комбинированный урок

Практическая работа

21.12

Тема 9. Автоматизация форматирования

16

Автоперенос. Нумерация страниц

1

Урок ознакомления с новым материалом

Практическая работа

Знать возможности среды Word по автоматизации операций форматирования документа.

Знать понятие стилевого оформления.

Знать технологию использования стилевого оформления в документе.

Знать понятие перекрестной ссылки и ее назначение.

Знать технологию использования перекрестных ссылок в документе.

Уметь создавать и применять стилевое оформление многостраничного документа.

Уметь создавать оглавление в документе.

Уметь использовать перекрестные ссылки в документе.

Уметь автоматически нумеровать таблицы и рисунки.

Уметь сортировать список.

28.12

17

Стилевое форматирование. Создание оглавления

1

Комбинированный урок

Практическая работа

18.01

18

Нумерация таблиц и рисунков. Перекрестные ссылки. Сортировка

1

Комбинированный урок

Практическая работа

25.01

Тема 10. Представление о базах данных

19

Представление о базах данных

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать понятие базы данных.

Знать цель создания информационной системы и роль в ней базы данных.

Знать назначение процесса структурирования данных.

Знать понятия поля и записи в базе данных. Знать понятие структуры записи.

Уметь приводить примеры информационных систем.

Уметь представлять параметры объектов конкретной предметной области в виде таблицы.

Уметь указывать в таблице данные о параметрах объектов «поле» и «запись», а также структуру записи.

01.02

Тема 11. Виды моделей данных

20

Виды моделей данных

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать особенности иерархической, сетевой и реляционной моделей данных.

Знать типы связей в реляционной модели данных.

Знать понятие ключа и его роль в реляционной модели данных.

Уметь приводить примеры моделей для разных предметных областей.

Уметь представлять иерархическую и сетевую модели данных в графической форме.

Уметь приводить примеры и объяснение разных типов связей между таблицами реляционной модели данных.

Уметь представлять реляционную модель данных в виде нескольких таблиц со связями.

08.02

Тема 12. Система управления базами данных Access

21

Система управления базами данных Access

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать назначение СУБД.

Знать назначение инструментов СУБД Access для создания таблиц.

Знать назначение инструментов СУБД Access для управления видом представления данных.

Знать назначение инструментов СУБД Access для обработки данных.

Знать назначение инструментов СУБД Access для вывода данных.

Знать понятие и назначение формы, фильтра, запроса и отчета.

15.02

Тема 13. Этапы разработки базы данных

22

Этапы разработки базы данных

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать основные этапы работы в СУБД Access.

Знать задачи, решаемые на каждом этапе работы в СУБД Access.

Уметь выделять объекты предметной области.

Уметь задавать информационную модель объекта в виде структуры таблицы.

Уметь выделять в таблицах ключи.

Уметь устанавливать тип связи между таблицами.

22.02

Тема 14. Создание базы данных в СУБД Access

23

Создание файла базы данных

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Знать понятие целостности данных.

Знать технологию создания и редактирования структуры таблицы.

Уметь создавать и редактировать структуру таблицы.

Уметь водить данные в таблицы.

Уметь устанавливать связи между таблицами.

Уметь вставлять рисунки в таблицу.

Уметь изменять свойства таблицы.

01.03

24

Создание таблиц

1

Комбинированный урок

Практическая работа

15.03

25

Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы

1

Комбинированный урок

Практическая работа

22.03

Тема 15. Управление базой данных
в СУБД Access

26

Формы

1

Комбинированный урок

Практическая работа

Знать структуру и назначение простой и составной формы.

Знать правила формирования условий в запросах.

Уметь создавать и редактировать простую форму ввода данных.

Уметь создавать и редактировать составную форму ввода данных.

Уметь сортировать данные в таблицах.

Уметь создавать запросы, формируя в них различные условия отбора данных.

Уметь создавать и редактировать отчеты.

05.04

27

Сортировка и отбор данных

1

Комбинированный урок

Практическая работа

12.04

28

Создание запросов и отчетов

1

Комбинированный урок

Практическая работа

29

Контрольная работа по теме «Создание и управление базой данных»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

19.04

Тема 16. Информационные модели в
базах данных

30

Формализация задачи и разработка информационной модели

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать класс задач, ориентированный на моделирование в системе управления базой данных (СУБД).

Знать структуру информационной модели в базе данных. Знать технологию работы в СУБД, определяющей среду моделирования. Уметь пользоваться стандартными информационными моделями (шаблонами). Уметь производить выборку из базы данных, используя разные условия поиска (фильтр).

26.04

31

Компьютерная реализация информационной модели

1

Комбинированный урок

Практическая работа

03.05

32

Компьютерный эксперимент с базой данных

1

Комбинированный урок

Практическая работа

10.05

33

Моделирование по индивидуальному заданию

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Самостоятельная работа

17.05

ИТОГО

33


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен

знать/понимать:

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных сетей, баз данных);
  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • Роль и значение информационных ресурсов в развитии страны;
  • Этические нормы информационной деятельности;
  • Методы защиты информации от информационных угроз;
  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  • Назначение и функции операционных систем.

уметь

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • Сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации;
  • Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • Создавать информационные объекты сложной структуры;
  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • Осуществлять поиск информации в компьютерных сетях, базах данных и пр.;
  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.);
  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • Автоматизации коммуникационной деятельности;
  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Список литературы

Для учителя:

  1. Журнал «Информатика и образование», № 1 – 2007
  2. Журнал «Информатика и образование», № 11 – 2005
  3. Журнал «Информатика и образование», № 12 – 2005
  4. Журнал «Информатика и образование», № 2 – 2007
  5. Журнал «Информатика и образование», № 3 – 2007
  6. Журнал «Информатика и образование», № 7 – 2005
  7. Журнал «Информатика и образование», № 8 – 2005
  8. Журнал «Мир ПК», № 7 – 2005
  9. Журнал «Мир ПК», № 8 – 2005
  10. Златопольский Д.М. Сборник заданий на разработку запросов: Дидактический материал по теме «Базы данных». – М.: Чистые пруды, 2005
  11. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5 – 2005. – М.: Образование и Информатика, 2005
  12. Кошелев М. В. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы: ко всем учебникам по курсу информатики за 10-11 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
  13. Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В. Р. Лещинера / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
  14. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007

Для ученика:

  1. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Единый государственный экзамен 2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / Под редакцией В. Р. Лещинера / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.