Рабочая программа по информатике 8 класс (по Макаровой Н.В.)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Арчимаева Ирина Викторовна

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8_klass.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Куйбышевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования

«Согласовано»

Руководитель МО

_____/_Асочакова А.А._

                     ФИО

Протокол №___   от

«___»_________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР _____/_Тутатчикова С.В.

                      ФИО

 «___»__________2014 г.

«Утверждено»

Директор школы

_____/_Чебокчинова В.А.

                ФИО

Приказ №        _____        от

«___»__________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ, 8 класс

базовый уровень

Арчимаевой Ирины Викторовны, 10 разряд

2014-2015 учебный год.


Пояснительная записка

Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений выпускника школы в области компьютерных знаний и информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.

В наибольшей мере на достижение поставленной нашим обществом цели ориентирована образовательная область «Информатика», где имеется возможность использовать огромный потенциал компьютерной индустрии. Это тот уровень образования и та предметная область, где закладывается фундамент информационной культуры, активизируется познавательная деятельность учащегося, формируются его мировоззрение и информационная коммуникабельность.

Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и моделях;
  • Освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows;
  • Формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • Воспитание ответственного отношения к информации с учетом этических и правовых аспектов ее распространения;
  • Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основная задача программы - обеспечить овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения информации и на этой основе раскрыть учащимся роль информатики в формировании современной научной картины мира; значение информационных технологий.

Формирование у учащихся начальных навыков применения информационных технологий для решения задач осуществляется поэтапно; от раздела к разделу. Программа предусматривает проведение  практических работ на компьютере.

Рабочая программа разработана с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования на основе авторской программы Макаровой Н. В. (Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2009) для общеобразовательного учреждения.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • БУП – 2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03.2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы  общего образования, утвержденного приказом № 302 от 07.12.2005 г;
  • Авторская программа Макаровой Н. В. среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Положение о рабочей программе педагога, утвержденное директором школы.

В авторской программе Макаровой Н. В. рекомендуется в соответствии с базовым учебным планом и государственным образовательным стандартом в основной школе преподавать информатику при двухлетнем обучении (8-9 классы) минимум по 2 часа в неделю. В связи с тем, что часы из регионального компонента и компонента образовательного учреждения были выделены на преподавание хакасского языка в школе, на преподавание информатики в 8 классе по федеральному компоненту отведен 1 час в неделю, 34 часа в год.

В авторскую программу из-за недостаточного количества часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ» внесены следующие изменения:

  1. Сокращено количество часов из раздела «Информационная картина мира» на 2 часа на изучение темы «Представление об объектах окружающего мира»; на 2 часа – темы «Информационная модель объекта», в связи с тем, что данный материал можно изучить при меньшем количестве часов.
  2. Сокращено количество часов из раздела «Программное обеспечение информационных технологий» на 2 часа на изучение темы «Системная среда Windows»; на 1 час – темы «Представление о программе», в связи с тем, что данный материал можно изучить при меньшем количестве часов.
  3. Сокращено количество часов из раздела «Техническое обеспечение информационных технологий» на 0,5 часов на изучение темы «Представление о микропроцессоре»; на 1,5 часа – темы «Устройства памяти»; на 0,5 часов – темы «Устройства ввода информации» и на 0,5 часов – темы «Устройства вывода информации», в связи с тем, что данный материал можно изучить при меньшем количестве часов.
  4. Темы «Прикладная среда графического редактора Paint» и «Прикладная среда текстового процессора Word» из раздела «Программное обеспечение информационных технологий» были перенесены на изучение в 9 классе в связи с тем, что количество часов недостаточно не изучение данных тем.

Учебно-методический комплект

  1. Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция) 5-11 класс. – СПб.: Питер Пресс, 2009.
  2. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс – СПб.: Питер, 2009.
  3. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс – СПб.: Питер, 2009.
  4. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира - СПб.: Питер, 2008.
  5. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.
  6. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий - СПб.: Питер, 2008.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как подготовка докладов учащимися, выполнение творческих работ, тестовый контроль знаний и др.

Контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение практических, тестовых и контрольных работ.

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией. При изучении вопросов, связанных с информацией, информационными процессами следует приводить разнообразные примеры из различных предметных областей (например, использование словарей, устройства передачи информации и др.). Основой при объяснении устройства ЭВМ являются сведения из курса физики. Понятие величины вводится на основе и в сравнении с величинами в физике и математике. Знания о системах счисления формируются из курса математики.


Содержание тем учебного курса

  1. Понятие об информации. Представление информации. Техника безопасности в кабинете
  1. Представление информации
  2. Представление информации
  1. Информационная деятельность человека
  1. Информационная деятельность человека
  1. Информационные процессы
  1. Информационные процессы
  1. Информационные основы процессов управления
  1. Основные понятия процесса управления
  2. Классификация систем управления
  1. Представление об объектах окружающего мира
  1. Объект. Свойства и параметры объекта
  2. Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта
  1. Информационная модель объекта
  1. Понятие модели
  2. Информационная модель объекта
  3. Примеры информационных моделей объектов
  4. Контрольная работа «Информационная модель объекта»
  1. Основы алгоритмизации
  1. Алгоритм и его свойства
  2. Формы представления алгоритма
  3. Линейный и циклический алгоритмы
  4. Разветвляющийся и вспомогательный алгоритмы
  5. Стадии создания алгоритмов
  6. Контрольная работа «Основы алгоритмизации»
  1. Представление о программе
  1. Исполнитель алгоритма. Программа
  1. Системная среда Windows
  1. Назначение системной среды Windows
  2. Графический интерфейс. Роль и структура окон
  3. Освоение основных клавиш клавиатуры в программах Блокнот и Калькулятор
  4. Действия с файлами
  5. Папка и ее параметры. Программа Проводник
  6. Самостоятельная работа «Действия с файлами и папками»
  7. Рабочий стол. Приложение и документ
  8. Антивирусные программы. Архивация файлов
  9. Организация обмена данными
  10. Контрольная работа «Системная среда Windows»
  1. Компьютер как средство обработки информации
  1. Компьютер как средство обработки информации
  1. Представление о микропроцессоре. Устройства памяти
  1. Микропроцессор. Устройства памяти
  1. Устройства ввода и вывода информации
  1. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации
  1. История развития компьютерной техники
  1. История развития компьютерной техники
  1. Классификация компьютеров по функциональным возможностям
  1. Классификация компьютеров по функциональным возможностям


Учебно-тематический  план

Класс – 8.

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков:

контрольных работ 3 часа, самостоятельных работ 1 час, практических работ 7 часов, тестов 2 часа.

Административных контрольных уроков 1 час.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 1. Понятие об информации. Представление информации

1

Понятие об информации. Техника безопасности в кабинете

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи.

Знать понятие информации и ее свойства.

04.09

2

Представление информации

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать виды органолептической информации.

Знать назначение языка, кода и кодирования информации.

Знать единицы измерения объема информации.

Уметь различать виды информации и способы ее восприятия.

Уметь приводить примеры информации и пояснять присущие ей свойства.

Уметь кодировать информацию каким-либо способом.

Уметь определять объем текстовой информации.

11.09

Тема 2. Информационная деятельность человека

3

Информационная деятельность человека

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать виды информационной деятельности человека.

Знать роль технических устройств на всех этапах работы с информацией.

Знать основные составляющие схемы передачи информации.

Знать назначение носителей информации и основные средства защиты информации.

Уметь приводить примеры информационной деятельности человека и примеры использования технических устройств.

18.09

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 3. Информационные процессы

4

Информационные процессы

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятия информационных процессов и информационных технологий.

Знать этапы развития информационных технологий.

Знать роль технических средств в информационных процессах.

Уметь приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике.

Уметь приводить примеры технических устройств, используемых в информационных технологиях.

25.09

Тема 4. Информационные основы процессов управления

5

Основные понятия процесса управления

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи.

03.10

6

Классификация систем управления

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать структуру замкнутой и разомкнутой систем управления.

Уметь выделять объект управления и управляющее воздействие.

Уметь указывать наличие или отсутствие обратной связи.

Уметь приводить примеры систем управления разных типов.

09.10

Тема 5. Представление об объектах окружающего мира

7

Объект. Свойства и параметры объекта

1

Комбинированный урок

Тест

Знать понятия: объект и его свойства; параметр и его значения; действие объекта; среда существования объекта.

16.10

8

Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Уметь выделять объекты из окружающего мира, рассказывать о них, называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения.

Уметь перечислять действия, характеризующие объект; представлять сведения об объекте в виде таблицы; определять среду обитания объекта.

23.10

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 6. Информационная модель объекта

9

Понятие модели

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам

Знать понятие модели объекта и информационной модели.

Знать значение цели при создании модели объекта.

Знать форму представления информационной модели.

Уметь приводить примеры материальных и нематериальных моделей. Уметь формулировать цель и создавать информационную модель в зависимости от цели.

Уметь представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

30.10

10

Информационная модель объекта

1

Комбинированный урок

Устный опрос

13.11

11

Примеры информационных моделей объектов

1

Комбинированный урок

Устный опрос

20.11

12

Контрольная работа «Информационная модель объекта»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

27.11

Тема 7. Основы алгоритмизации

13

Алгоритм и его свойства

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать назначение алгоритма и его определение; свойства алгоритма.

Знать формы представления алгоритма.

Знать типовые алгоритмические конструкции, основные стадии разработки алгоритма.

Знать представление алгоритма в виде блок-схемы.

Уметь приводить примеры алгоритмов из разных сфер.

Уметь составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем.

04.12

14

Формы представления алгоритма

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа по карточкам

11.12

15

Линейный и циклический алгоритмы

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа у доски

18.12

16

Разветвляющийся и вспомогательный алгоритмы

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа у доски

25.12

17

Стадии создания алгоритмов

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа у доски

15.01

18

Контрольное занятие «Создание алгоритмов»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

22.01

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 8. Представление о программе

19

Исполнитель алгоритма. Программа

1

Урок ознакомления с новым материалом

Знать понятия программы и программного обеспечения, отличие программы от алгоритма.

29.01

Тема 9. Системная среда Windows

20

Назначение системной среды Windows

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать понятие операционной системы.

Знать понятие файла, папки, их свойства и действия с ними.

Знать объекты графического интерфейса операционной системы.

Знать понятия «приложение», «документ» и «задача».

Знать технологию обмена данными через буфер обмена.

Уметь просматривать информацию о свойствах файла и папки. Уметь выполнять разными способами стандартные действия с файлами и папками.

Уметь работать в программе Проводник.

Уметь выполнять стандартные действия с объектами графического интерфейса.

Уметь запускать приложения и переключаться между задачами.

Уметь работать в средах Калькулятора и Блокнота.

Уметь использовать буфер обмена при создании составных документов.

05.02

21

Графический интерфейс. Роль и структура окон

1

Комбинированный урок

Практическая работа

12.02

22

Освоение основных клавиш клавиатуры в программах Блокнот и Калькулятор

1

Комбинированный урок

Практическая работа

19.02

23

Действия с файлами

1

Комбинированный урок

Практическая работа

26.02

24

Папка и ее параметры. Программа Проводник

1

Комбинированный урок

Практическая работа

05.03

25

Самостоятельная работа «Действия с файлами и папками»

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

12.03

26

Рабочий стол. Приложение и документ

1

Комбинированный урок

Практическая работа

19.03

27

Антивирусные программы. Архивация файлов

1

Комбинированный урок

Практическая работа

02.04

28

Организация обмена данными.

1

Комбинированный урок

Практическая работа

09.04

29

Контрольное занятие «Системная среда Windows»

1

Урок проверки и коррекции знаний и умений

Контрольная работа

16.04

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 10. Компьютер как средство обработки информации

30

Компьютер как средство обработки информации

1

Урок ознакомления с новым материалом

Устный опрос

Знать назначение компьютера. Знать базовую структурную схему компьютера. Знать понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера.

Знать основные этапы обработки информации.

23.04

Тема 11. Представление о микропроцессоре. Устройства памяти

31

Микропроцессор. Устройства памяти

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать назначение и основные характеристики микропроцессора. Знать классификацию видов памяти компьютера. Знать понятия носителя, устройств внешней памяти, понятие форматирования диска. Знать характеристику и основной физический принцип организации работы: внутренней памяти, памяти на магнитных носителях, оптической памяти. Уметь объяснить отличие одного вида памяти от другого. Уметь сравнивать различные виды памяти по основным характеристикам.

30.04

Тема 12. Устройства ввода и вывода
информации

32

Устройства ввода информации. Устройства вывода информации

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать классификацию устройств ввода и вывода информации.

Знать назначение драйвера устройства.

Знать понятие разрешающей способности конкретного устройства ввода.

Знать характеристику каждого класса устройств ввода и вывода.

Знать основные характеристики мониторов, принтеров и плоттеров.

Уметь свободно работать на клавиатуре компьютера.

Уметь ориентироваться в характеристиках устройств вывода.

Уметь выполнять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и вывода и его установку на компьютере.

07.05

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля. Измерители

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведения

По плану

По факту

Тема 13. История развития компьютерной техники

33

История развития компьютерной техники

1

Комбинированный урок

Устный опрос

Знать историю развития компьютерной техники.

Знать перспективы развития компьютерной техники.

Уметь рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники.

Уметь привести примеры моделей ЭВМ каждого из четырех поколений.

14.05

Тема 14. Классификация компьютеров по функциональным возможностям

34

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

1

Комбинированный урок

Тест

Знать классификацию современного парка компьютеров.

Знать основные технические параметры, по которым различаются классы компьютеров.

21.05

ИТОГО

34


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • Виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • Единицы измерения количества информации и скорости ее передачи; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • Основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • Программный принцип работы компьютера.

уметь

  • Выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
  • Пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
  • Следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с компьютером.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей.


Список литературы

Для учителя:

  1. Журнал «Информатика и образование», № 1 – 2007
  2. Журнал «Информатика и образование», № 11 – 2005
  3. Журнал «Информатика и образование», № 12 – 2005
  4. Журнал «Информатика и образование», № 2 – 2007
  5. Журнал «Информатика и образование», № 3 – 2007
  6. Журнал «Информатика и образование», № 7 – 2005
  7. Журнал «Информатика и образование», № 8 – 2005
  8. Журнал «Мир ПК», № 7 – 2005
  9. Журнал «Мир ПК», № 8 – 2005
  10. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – (В помощь школьному учителю).

Приложение 1

Перечень средств ИКТ, необходимых
для реализации программы

Аппаратные средства

  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
  2. Проектор – повышает уровень наглядности в работе учителя, дает возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  5. Устройства вывода звуковой информации – колонки для озвучивания всего класса.
  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
  7. Интерактивная доска – позволяет увеличить наглядность преподаваемого материала, возможность работы с представленным материалом, корректировки и добавления различных надписей и рисунков; дает возможность учащимся освоить современные методы отображения информации и работы с ней, возможность интерактивной работы с рабочим столом компьютера и т.д.

Программные средства

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер.
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.