Базы данных. Основные понятия.
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Ерегина Оксана Вячеславовна

Методическая разработка по теме "Базы данных. Основные понятия". Информатика, 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.bd_.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Базы данных. Основные понятия»

Предмет: информатика

Форма урока: урок

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

Возрастная категория: 8 класс

Цели урока:

  • сформировать знания о базах данных и их характеристиках и видах, об информационных системах;
  • научить выделять признаки предметов, которые являются важными при составлении баз данных.

Ход урока

  1. Организационный момент

В начале урока дети делятся на три группы для последующей работы.

  1. Мотивация и целеполагание

Учащимся раздаются бланки, на которых они отмечают  уровень своих знаний по теме «Базы данных».

Оцените уровень ваших знаний по теме «Базы данных».

(Что такое база данных, какие бывают базы данных, основные характеристики баз данных).

Вопрос к нескольким ученикам: На сколько процентов, как вы считаете, знаете, что такое БД? Считаете, что ваших знаний достаточно или нет?

  1. Первичное усвоение нового материала

Каждой группе учащихся раздается набор предметов: первой группе – шоколадки; второй группе - диски с фильмами, третье группе – книги. Учащимся предлагается выписать признаки, по которым можно классифицировать эти предметы.

Каждая группа по очереди зачитывает признаки, которые она выписала.

Учитель: Какие информационные процессы вы знаете? (Предполагаемый ответ: передавать, сохранять, изменять, удалять ,выбирать и т.п.)

Далее каждой группе предлагается сделать выборку из предоставленных предметов по определенному признаку.

Учитель: - У вас на партах лежат не более десяти предметов, поэтому вам легко их классифицировать. А если бы этих предметов было бы гораздо больше – тысяча, сто тысяч, миллион.  - Легко ли было бы вам что-то сделать с таким количеством предметов? (Предполагаемый ответ: нет). Вот так и на многих производствах, во многих фирмах нужно обрабатывать огромное количество информации.

- Что тогда приходит на помощь? (Предполагаемый ответ: компьютер). Компьютер помогает обрабатывать информацию. Делает он гораздо быстрее. В каждой фирме, на любом производстве, например, должна храниться информация о сотрудниках. Раньше все это хранилось в бумажном виде. Теперь вся эта информация хранится в электронном виде в базах данных.

Обращение к учащимся: «Найдите, пожалуйста, в учебнике определение базы данных».

Ищут определение. Один ученик зачитывает определение.

Учитель: Существуют различные классификации баз данных. БД может хранится как на одном компьютере, так и на нескольких.

Обращение к учащимся: «Найдите, пожалуйста, в учебнике названия этих видов баз данных». Один из учеников зачитывает определение.

Учитель: Существует и другая классификация баз данных. Одни из них хранят краткие сведения  об описываемом объекте – например, когда вы покупаете билет на самолет, какие сведения вас интересуют? (Предполагаемый ответ: дата вылета, время в пути, тип самолета, наличие свободных мест).

Обращение к учащимся: «Найдите, пожалуйста, в учебнике название этого типа баз данных». Один из учеников зачитывает определение. (ответ: фактографическая)

Учитель: Другие базы данных могут включать в себя мультимедийный контент (видео, фотографии).

Обращение к учащимся: «Найдите, пожалуйста, в учебнике название этого типа баз данных». Один из учеников зачитывает определение.(ответ: документальная).

Учитель: Однако современные информационные технологии постепенно стирают  границу между фактографическими и документальными базами данных.

Вопрос: А база данных может сама обслуживать запросы пользователей? На примере группы предметов, которые раздавались ребятам, показать, что без постороннего участия эти предметы никак не могут сами обработаться.

Учитель: База данных – это всего лишь информационный склад. А информацию, которая там хранится, обрабатывает информационная система.

Обращение к учащимся: «Найдите, пожалуйста, в учебнике определение информационной системы». Один учащийся зачитывает определение.

Вопрос: А в какой по вашему мнению форме удобно представлять информацию?(предполагаемый ответ: таблица).

Учитель: Базы данных могут организовывать по-разному, но чаще всего используется табличное представление, потому что это удобно, понятно. С таблицами мы сталкиваемся каждый день. Учащиеся приводят примеры из повседневной жизни, где они сталкиваются с таблицами (дневник учащегося, школьный журнал, таблица футбольного турнира и т.п.)

Обращение к учащимся: «Найдите, пожалуйста, в учебнике, как называются такой вид БД». Один учащийся зачитывает ответ (реляционная база данных).

Далее учащиеся ищут в учебнике, как в реляционных БД называются строки и столбцы таблицы. (Ответ: поле и записи).

Практическое задание (Выполняется на компьютере).

 Группы детей садятся за компьютеры и по предметам, которые раздавались в начале урока, создают таблицу в программе OpenOffice Writer. В столбцах записываются признаки предметов, которые были выделены детьми в начале урока, в строках характеризуются пять предметов по указанным признакам.

Учитель проводит анализ таблиц: отмечает преимущества и недостатки каждой из них.

Далее дети знакомятся с понятием первичного ключа и типами данных, на основе созданных таблиц. Ищут определение в учебнике.

В конце урока детям предлагается заполнить опорный конспект. Учитель отвечает на вопросы, если такие возникают во время заполнения этого конспекта.

Опорный конспект:

  1. База данных (БД) – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
  2. Классификация БД

Централизованная

для хранения БД используется _______ компьютер

Распределенная

для хранения БД используется________

___________________________________

Фактографическая

Документальная

  1. Реляционная БД – это БД, в которой информация представлена в виде_______________.
  2. Записью в БД называется______________________________________________
  3. Полем в БД называется    ______________________________________________
  4. Поле, значение, которого не повторяется у разных записей, называется ____________________.
  5. Допишите пропущенные типы полей:
  1. _________
  2. Символьный
  3. ___________
  4. логический

  1. Итог урока

В конце урока учащиеся снова отмечают на бланке, на сколько, как они считают, повысился после урока их уровень знаний по теме «Базы данных».

Учитель собирает бланки, анализирует и отмечает, что у многих учащихся уровень знаний по пройденной теме повысился.

  1. Домашнее задание

 Прочитать п.10, выучить основные определения, которые были изучены на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД"

Аннотация к уроку «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Тема:  «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Работу выполнил: учитель инф...

Базы данных. Основные понятия. Виды БД.Программа СУБД Access

Презентация по теме "Базы данных.  Основные понятия.  Виды БД. Программа СУБД  Access" 9 класс учебник И, Г, Семакин Изучение нового материала. Данную раблту можно использовать как повт...

Урок информатике в 8 классе "Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных"

Цели урока:Образовательная·     обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;·     формировать общеучебные умения и навыки: ...

Презентация "База данных. Основные понятия"

Презентация "База данных. Основные понятия" разработана для учащихся 8 класса для наглядного обьяснения новой темы....