Рабочая программа кружка "Мир мультимедиа" 7 кл.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Рабочая программа кружка "Мир мультимедиа" по информатике для учащихся 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7-8_klass.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района»  Ставропольского края

кружка по информатике и ИКТ

 «Киноманы»

7-8 класс

Количество часов в год 34 ч.

Количество часов в неделю 1ч.

Учитель: Дзюба Оксана Ахмедовна

г. Зеленокумск

2014 г.

Пояснительная записка

     Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становиться формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного общества.

     Задача современной школы – обеспечить вхождение у учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.)

Обоснование актуальности программы

     Довольно часто  на уроках мы сталкиваемся  с проблемой творчества детей.  Не каждый ребенок способен создать что- либо свое, не основываясь на примерах. Только дети, обладающие повышенной одаренностью в художественном отношении с легкостью придумывают и воплощают на экране изображения на некоторую тему.  Творческие способности надо развивать. Для развития  творческой активности ученика важно, чтобы деятельность осуществлялась в новых условиях, требующих новых подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов. Творческая активность школьника связана с решением некоторой проблемы, предполагающей различные способы и пути решения. Воображение почти всегда является  результатом огромного, накопленного прежде опыта. Компьютерная графика и работа с видеоматериалом и есть способ отражения накопленного опыта и развития воображения. Именно этому и предназначена настоящая учебная программа кружка «Киноманы», предназначенная для изучения различных графических редакторов и программ по обработке видео.  

     Обучение направлено на приобретение учащимися знаний и знакомство учащихся с современными графическими редакторами. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни  вычислительными и информационными системами, с графическими редакторами, человек приобретает новое видение мира.

Работа в графическом редакторе основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках ИЗО: правильное сочетание цветов, композиционное построение рисунка, знание законов перспективы.

     Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч. в неделю. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. В зависимости от реальных условий работы учитель может усилить прикладную, декоративную направленность обучения, конкретизировать материал.

Программа построена на принципах:

  • Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
  • Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз более информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
  • Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

     Занятия в кружке «Киноманы» помогут учащимся 7-8-х классов в занимательной форме освоить элементарные навыки работы с компьютером, научат пользоваться основными графическими редакторами и программами по обработке видео, и таким образом подготовят учащихся к изучению информационных технологий в старших классах.

     Основная цель курса - формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе  новых информационных технологий; синтез изучения возможностей графических редакторов (Corel Draw, Adobe Photoshop, Macromedia Flash Player, а также программ по обработке звука и видео) и развития познавательных и творческих потенциалов учащихся, основанных на изучении явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих их в повседневной жизни и в различных предметных областях; применение их в моделируемом мире в привлекательной для детей мультимедийной форме с последующей демонстрацией и защитой.

     Основная задача программы - обеспечить  овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования и хранения графической информации и на этой основе раскрыть им роль компьютерных технологий в формировании современной научной картины мира; показать значение  информационных технологий, подготовить школьников к практической деятельности в компьютеризованном мире; выработать навыки, необходимые для использования персональных компьютеров (далее - ПК) в учебной, а затем - профессиональной деятельности.

Задачи кружка:

  • формирование у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • обучение способам отбора, создания, оформления и преподнесения информации в мультимедийном варианте;
  • углубление и расширение интеграции программного материала и межпредметных связей;
  • познакомить с графическими возможностями компьютера на примере графических редакторов Corel Draw и Adobe Photoshop;
  • обучить процессу создания flash-анимации;
  • познакомить с основами обработки звука и видео;
  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Принципы построения курса

     Основой работы кружка являются  принципы обучения  от простого  к сложному, самостоятельное творчество,  задания должны позволять ребенку подниматься каждый раз самостоятельно до своего "потолка", тогда ребенок развивается наиболее успешно.

     Первые занятия  ставят целью дать первоначальные навыки работы с редактором (работа с панелями инструментов и управление мышкой). Затем рисунки с элементами конструирования. Когда дети  успешно справляются с этими этапами,  им предлагается самостоятельное конструирование на основе  общих моделей и образцов.

     Как завершающий этап работы с  графическими редакторами  проводиться конкурс на лучший рисунок.

     После знакомства с графическим редактором при создании новых рисунков,  дети создают новых персонажей, изменяют готовые формы, моделируют реальный и фантастический мир, создают работы, различные по настроению, характеру, легко меняют цвет объекта, используют в своём творчестве связь с ИЗО, геометрией.

     Работая на компьютере над творческим заданием, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют его на дискету, передают по сети, распечатывают на принтере. Компьютер помогает рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, развить и реализовать творческие  возможности учащихся.

     В качестве положительных результатов работы в этом направлении  можно назвать:

  • высокую степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях;
  • динамику развития каждого ребенка и коллектива в целом;
  • разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, видам деятельности;
  • по количеству детей, имеющих творческие достижения;
  • удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.

В данную программу вошло 6 разделов, которые дают представления о работе с графическими редакторами, а также программами по обработке звука и видео.

Первым разделом кружка является «Основы изображения», где учащиеся на первом уроке знакомятся с растровыми и векторными изображениями, их отличиями, преимуществами и недостатками, знакомятся со следующими терминами “графический редактор”, “компьютерная графика”.

Второй раздел программы «Редактор векторной графики Corel Draw». Здесь учащиеся осваивают приемы работы с векторными изображениями. Главный инструмент для создания рисунка – это компьютерная мышь,  инструменты: карандаш, линия, прямоугольник, закрашенный прямоугольник, ластик, ведёрко с краской, распылитель, овал, закрашенный овал, рамка. Есть возможность для экспериментирования с цветом, т.к. за считанные секунды можно залить нужным цветом фон, замкнутую область. И если цветовое решение не понравилось, то его легко заменить на другое. Использование графического редактора Corel Draw упрощает рисование и дает возможность накоплению опыта и уверенность в развитии творческого воображения. Обучение графическому конструированию, выделение различными способами основных элементов изображаемого объекта  обогащает опыт ребенка,  ведет к развитию творчества и фантазии. Возможности графического редактора (откатка, геометрические фигуры, готовые штампы и пр.) облегчают и сводят процесс рисования к конструированию. Получив первоначальные навыки, дети с удовольствием будут конструировать и дальше.

Третья тема «Редактор растровой графики Adobe Photoshop» вызывает очень большой интерес у учеников, так как эта программа предоставляет огромные возможности по обработке фотографий, их ретушь, монтаж, применение различных эффектов к фотографиям. Здесь учащиеся познакомятся с основными возможностями растрового редактора Adobe Photoshop, и в дальнейшем смогут самостоятельно изучать подробно безграничные возможности программы по обработке фотографий.

Четвертая тема: «Flash-студия. Мастерская художников» способствует развитию творческих способностей ребенка, благодаря разнообразным возможностям программы Macromedia Flash Player и особенно возможности анимировать объекты. Учащиеся неплохо осваивают программу, но так как программа все же достаточно сложная, им предлагается выполнять не крупные проекты: собрать рисунок из частей, подписав части на английском языке и настроив анимацию, создать модель солнечной системы с движущимися по орбитам планетами, придумать сказку и сделать к ней анимированную иллюстрацию и т.д. Такие задание способствуют развитию творчества ребенка и позволяют изучить программу с большим интересом. Среда Flash  наиболее глубоко и точно отвечает интересам ребёнка: даёт широкую возможность для творчества и самореализации, позволяет за относительно короткий срок создать конкурентоспособную, привлекательную мультимедийную продукцию.

Пятый раздел «Программы по обработке звука и видео» посвящен изучению основных приемов работы с программами по обработке звуковых и видео-файлов. Изучение этой темы вызывает большой интерес учащихся, и благодаря своим возможностям, способствует активному развитию творчества  и  фантазии детей. В ходе изучения данной темы учащиеся знакомятся с простейшей программой по обработке видео одной из самых популярных среди детей.

 

Условия реализации программы:

  • компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • операционная система  Windows-XP,  графические редакторы Corel Draw, Adobe Photoshop, Macromedia Flash, программа для обработки звука Nero Wave Editor, а также программа для обработки видео Pinnacle Studio.

Учебно-тематический план кружка

п/п

Раздел и тема

Кол-во часов

Формы и методы работы

Результат обучения

Раздел I. Основы изображения (2 ч.)

Методы представления графических изображений, сравнение растровой и векторной графики

1

демонстрация, презентации

Знание основ растровой и векторной графики

Цвет в компьютерной графике. Цветовые модели CMYK, HSB, RGB

1

Демонстрация презентации

знание основ цветового восприятия, типы цветовых моделей и их отличия, применение различных цветовых моделей в графике

Раздел II. Редактор векторной графики Corel Draw (7 ч.)

Введение в программу векторной графики Corel Draw. Основы работы с объектами.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

умение открывать и настраивать вид окна программы, знание основных инструментов

Закраска рисунков.  Вспомогательные режимы работы.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

инструменты для рисования и заливки, вспомогательные режимы работы

Методы упорядочения и объединении объектов.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

знание методов упорядочения и группировки объектов, применение этих методов

Создаем рисунки из кривых: основные понятия и приемы работы.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

инструменты «свободная рука» и «свободное перо», знание приемов работы с ними

Работа с текстом в Corel DRAW.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

знание основ работы с текстом, создание рекламы в векторном редакторе

Различные графические эффекты.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

знание различных графических эффектов и умение их применять, работа с растровыми изображениями

Творческое занятие

1

практическая работа

создание рекламного буклета

Раздел III. Редактор растровой графики Adobe Photoshop (9 ч.)

Из чего состоит фотокамера. Основные приемы съемки.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

знание основных приемов съемки и основных настроек фотокамеры

Знакомство с программой обработки фотографий АdobePhotoshop

1

Демонстрация презентации, практическая работа

умение открывать и настраивать вид окна программы

Выделение областей и работа с ними.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

умение работать с инструментами «прямоугольная область», «лассо», «волшебная палочка» для выделения областей, трансформация областей выделения

Основы работы со слоями

1

Демонстрация презентации, практическая работа

слои и работа со слоями, дублирование слоя, создание нового слоя, эффекты слоя

Фотомонтаж

1

Демонстрация презентации, практическая работа

создание простого монтажа из нескольких слоев, добавление эффектов слоя

Рисование и раскрашивание

1

Демонстрация презентации, практическая работа

инструменты для рисования, кисти, «ведро»

Ретушь фотографий

1

Демонстрация презентации, практическая работа

инструменты для ретуши фотографий, «штамп», «заплатка», работа с цветом, настройка яркости и контраста фотографий

Применение эффектов Photoshop

1

Демонстрация презентации, практическая работа

знакомство с эффектами «шум», «мозаика» и т.д.

Творческое занятие

1

практическая работа

создание коллажа из фотографий, применение эффектов и ретуши

Раздел IV. Flash-студия. Мастерская художников (4 ч.)

Знакомство с flash-технологиями. Начинаем рисовать

1

Демонстрация презентации, практическая работа

Знание основных элементов рабочего окна программы; способов создания документов во Flash; назначения сцены; элементов панели Properties (Свойства) для сцены. Умение создавать новый документ; изменять масштаб просмотра страницы.

Рисование с помощью геометрических примитивов

1

Демонстрация презентации, практическая работа

Знание опций инструментов рисования; общих понятий при работе с обводкой и заливкой; основных и вспомогательных инструментов рисования. Умение различать понятия: контур, обводка, заливка.

Работа с текстом

1

Демонстрация презентации, практическая работа

Знание нахождения, назначения, параметров инструмента Text Tool; типы, назначение и способы создания текстовых полей и блоков; назначение и способы разбиения текста. Умение создавать и редактировать текстовое поле; создавать и редактировать статический текст; применять операцию разбиения к тексту; создавать контур текста; раскрашивать текст различными способами.

Творческое занятие.

1

практическая работа

Создание анимации

Раздел V. Программы для обработки звука и видео (8 ч.)

Программа Nero Wave Editor

1

Демонстрация презентации, практическая работа

знакомство с программой, запуск и настройка

Запись и обработка звуковых файлов

1

Демонстрация презентации, практическая работа

уметь выполнять запись и монтаж звуковых файлов, применение эффектов звука

Общие сведения о цифровом видео. Секреты создания фильма.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

изучить основные понятия цифрового видео, форматы видео файлов, работа с видеоматериалом

Знакомство с программой обработки видео Pinnacle Studio.

1

Демонстрация презентации, практическая работа

программа для обработки видео Pinnacle Studio, запуск и настройка

Создание слайд-шоу

1

Демонстрация презентации, практическая работа

уметь добавлять фотографии в фильм, создание слайд-шоу с переходами и эффектами

Обработка видео

1

Демонстрация презентации, практическая работа

изучение основных приемов обработки видео, вырезка элементов, удаление и добавление фонового звука, вставка титров

Применение к видео различных эффектов

1

Демонстрация презентации, практическая работа

видео-эффекты «старое кино», «ускорение» или «замедление», «картинка в картинке» и т.д.

Монтаж видеоматериала

1

практическая работа

создание простейшего видео-монтажа

Раздел VI. Создание видео-ролика «Мы за здоровый образ жизни!» (4 ч.)

Создание сценария ролика на тему «Здоровый образ жизни»

1

практическая работа

разработка сценария фильма по теме «Мы за здоровый образ жизни!»

Запись видео-сюжета

1

практическая работа

сбор и запись видео- и фотоматериала

Монтаж видео-ролика

1

практическая работа

монтаж собранного видеоматериала, добавление переходов и эффектов, титров, звукового сопровождения

Заключительная обработка видео

1

практическая работа

финальная доработка фильма

Литература для учителя

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.
  3. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  6. Усиков А. Я. Компьютерная графика и элементы мультимедиа, 2006.
  7. Семакин И. Г., Хеннера Е. К. Информатика. Задачник-практикум в 2т.: Том 1. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. – 304 с.

Литература для учеников

  1. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009.
  2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л.А.Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2011.

Приложение 1

Проект «Сказочный герой»

1. Использование различных инструментов при выполнении проекта (рисование от руки, автофигуры).

1

2. Комбинирование фигур.

1

3. Группировка объектов.

1

4. Использование различных видов заливок.

1

5. Сложность  выполнения работы.

1

6. Оригинальность выполнения работы.

1

Проект «Упаковка товара»

1.Наличие сложного комбинированного рисунка.

1

2. Правильность создания эскиза упаковки.

1

3. Использование различных видов заливок, заливка текстурой.

1

4. Соответствие рисунка выбранной теме.

1

5. Правильность расположения обычного текста, размер шрифта.

1

6. Оригинальность выполнения работы.

1

 

Проект «Обложка детской сказки»

1. Использование различных инструментов при выполнении проекта (художественная кисть, распылитель,  каллиграфическое перо, перо)

1

2. Наличие в проекте главного героя и фона.

1

3. Использование различных видов заливок. Яркость работы.

1

4. Наличие обычного и художественного текста.

1

5. Сложность  выполнения работы.

1

6. Оригинальность выполнения работы.

1

Проект «Календарь»

1. Использование импортированного рисунка при создании проекта.

1

2. Обработка текста.

1

3. Соответствие цветовой гаммы с импортированным рисунком.

1

4. Использование различных видов заливок.

1

5. Сложность  выполнения работы.

1

6. Оригинальность выполнения работы.

1

Проект «Моя фирма»

1. Максимальное использование различных инструментов при выполнении проекта.

1

2. Комбинирование фигур и группировка объектов.

1

3. Правильность расположения текстовой информации.

1

4. Использование различных видов заливок.

1

5. Сложность  выполнения работы.

1

6. Оригинальность выполнения работы и ее привлекательность.

1

Проект «Подводный мир»

1. Создание библиотеки символов (не менее 5).

1

2. Наличие главного персонажа.

1

3. Правильность расположения символов на слоях.

1

4. Использование различных видов заливок.

1

5. Сложность  выполнения работы.

1

6. Оригинальность выполнения работы.

1

Проект «Космос»

1. Создание библиотеки символов (не менее 5)

1

2. Создание ракеты, кометы, спутника и т.п.

1

3. Правильность расположения символов на слоях.

1

4. Использование 3 видов анимации (обязательное движение по траектории)

1

5. Сложность  выполнения работы.

1

6. Оригинальность выполнения работы.

1

Проект «Реклама фирмы в Интернет»

1. Создание библиотеки символов (не менее 5)

1

2. Использование анимации (не менее 2 видов)

1

3. Использование эффектов (не менее 2)

1

4. Использование текста.

1

5. Сложность  выполнения работы.

1

6. Оригинальность выполнения работы и ее привлекательность.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...