Статья "Особенности внедрения ФГОС"
статья по информатике и икт (11 класс) на тему

Лиманская Марина Петровна

В данной статье приводятся причины перехода к ФГОС, цели, задачи и тенденции современного образования. Даны основные отличия ФГОС от образовательных стандартов нового поколения. Делается акцент на базовых личностных компетенциях современного педагога в аспекте новых требований. Приводятся критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_fgos.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Особенности введения федерального  государственного образовательного стандарта

основного общего образования

Современные социальные реалии:

  • жизнь в постоянно изменяющихся условиях;
  • потребность в решении новых нестандартных проблем;
  • жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности;
  • необходимость повышенной профессиональной мобильности;
  • потребность непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Стратегическая задача школьного образования в настоящее время:

  • Обновление содержания образования,
  • методов обучения,
  • достижения на этой основе нового качества результатов образования

в связи с  общемировыми тенденциями глобализации и перехода от индустриального к информационному обществу.

Основной образовательный результат реализации ФГОС ОО:

Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии  с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Нормативно-правовая база ФГОС:

  • 7 сентября 2010 года распоряжением Правительства РФ утверждён план действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
  • В соответствии с этим документом право перехода предоставлено всем российским школам.
  • C 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательных учреждений может быть осуществлён переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

В чем отличие стандарта 2004 г. от  ФГОС второго поколения?

  • Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
  • В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы.
  • В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
  • личностным ,
  • метапредметным,
  • предметным.
  • Стандарт 2004 года был основан содержание образования, в нем не было ни слова о воспитании.
  • Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания.
  • Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

ФГОС - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

Качественное образование  для всех –  основополагающая цивилизационная норма

  • Прозрачность (независимая, внешняя оценка).
  • Доступность  (монополия школы разрушается).
  • Эффективность (усиление роли внеурочных форм образовательного процесса).
  • Результативность (сквозные образовательные результаты: самостоятельность, инициативность, ответственность).
  • Непрерывность (умение учиться - основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентноспособности страны).

Портрет выпускника:

начальная школа:

  • Любознателен, проявляет исследовательский интерес
  • Активно познает мир
  • Доброжелателен, умеет слушать и слышать партнера
  • Уважительно относится  к окружающим, к иной точке зрения
  • Умеет учиться, способен к самоорганизации
  • Готов самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой
  •  Имеет навыки самоорганизации и здорового образа жизни

основная школа:

  • Готов к выбору
  • Проявляет избирательность интересов
  • Познает себя, утверждает себя как взрослый
  • Готов нести ответственность перед самим собой, окружающими
  • Умеет работать в группе и индивидуально
  • Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни

Портрет учителя

  • Стандарт предъявляет новые требования к личности учителя, и эти требования являются необходимым условием реализации нового Стандарта. Именно личность учителя, в большей степени, чем программы обучения, учебники, интерактивные доски и многое другое формирует Личность ребенка, влияет на результаты обучения.

Базовые личностные компетенции педагога:

  • Вера в силы и возможности обучающихся.
  • Интерес к внутреннему миру обучающихся.
  • Открытость к принятию других позиций, точек зрения (неидеологизированное мышление педагога). Убежденность, что истина может быть не одна.
  • Общая культура.
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Позитивная направленность на педагогическую деятельность.
  • Уверенность в себе.
  • Высокая профессиональная самооценка.
  • Постановка целей и задач педагогической деятельности.
  • Мотивация учебной деятельности.
  • Компетентность в педагогическом оценивании.

Показатели психологической устойчивости к барьерам в профессиональной деятельности педагога:

  • уверенность в себе как в учителе;
  • отсутствие страха перед детьми;
  • умение владеть собой (саморегуляция, самоконтроль);
  • отсутствие эмоциональной напряженности, ведущей к раздражительности, невыдержанности, неуравновешанности;
  • наличие волевых качеств (целеустремленности, организованности, выдержанности, настойчивости, решительности, самообладания, терпения);
  • удовлетворенность деятельностью;
  • нормальная утомляемость.  

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:  

  • в здании проведён необходимый текущий (капитальный) ремонт, имеется необходимый набор помещений, предусмотренный стандартом;
  • ОУ располагает полным комплектом средств обучения по всем учебным предметам;
  • в ОУ выполняются требования СанПиН 2.4.2.282110;
  • образовательное учреждение обеспечено необходимыми учебниками в соответствии с федеральными перечнями и учебно-методическими пособиями;
  • обеспечен свободный доступ в Интернет для педагогов и обучающихся;
  • имеется электронный классный журнал и электронный дневник учащегося;
  • используется интернет-сайт для публикации и размещения образовательных продуктов (система электронного портфолио);
  • имеется в публичном отчёте ОУ раздел, содержащий информацию о ходе введения ФГОС ООО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО. Соответствует примерной образовательной программе по физической культуре....

Современные образовательные практики в трудовом обучении (швейное дело) на этапе внедрения ФГОС как условие комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Поиск  путей устранения проблем комплексного сопровождения детей с ОВЗ видится в использовании современных образовательных практик (инновационных технологий)  в учебном процессе.Одним из ком...

«Профессиональная готовность учителя к внедрению ФГОС ООО»

В связи с введением ФГОС возникают вопросы: - Насколько я как учитель (управленец) готов к выполнению государственного заказа? - Что изменится для меня как учителя (управленца) в связи...

Современный урок географии в свете внедрения ФГОС"

рекомендации по составлению интегрированных уроков по географии...

Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС

В работе описаны основные моменты, опыт и проблемы  внедрения Федеральны ггосударственных стандартов, система оценивания на уроках географии....