Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 класса
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Новосельцева Светлана Валерьевна

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в методическом пособии-Н.Д. Угриновича Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7–11: 4–е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_7_kl.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень)  опубликованной  в методическом пособии-Н.Д. Угриновича Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7–11: 4–е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Цели изучения информатики и ИКТ в 7 классе:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Рабочая программа по информатике для 7 класса рассчитана на 34 часов (1 ч. в неделю), из них:  

теоретическая часть – 16 часов,

практическая часть – 14 часа,

контрольных работ – 2 часа.

самостоятельных работ – 2 часа

Количество часов по четвертям:          1 четверть – 9 ч.,

2 четверть – 7 ч.,

3 четверть – 10 ч.,

4 четверть – 8 ч.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы.

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • единицы измерения количества информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете и на рабочем месте.

1

1

1

Компьютер и программное обеспечение

16

7

9

2

Технология обработки графической информации

15

7

8

3

Итоговая контрольная работа

1

1

4

Повторение

1

1

Итого:

34

15

19

Перечень практических работ:

1-я четверть

Практическая работа  «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры»

Практическая работа  «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Практическая работа  «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты»

Практическая работа  «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

2-я четверть

Практическая работа  «Получение информации о загрузки ОС и занятости оперативной памяти»

Практическая работа  «Знакомство с графическим интерфейсом Windows»

Практическая работа  «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

3-я четверть

Практическая работа  «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint»

Практическая работа  «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word»

Практическая работа  «Создание изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора StarOffice Image»

Практическая работа  «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw»

Практическая работа  «Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw»

Практическая работа  «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях»

Практическая работа  «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС»

Практическая работа  «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

4-я четверть

Практическая работа  «Создание анимации, встроенных в презентацию»

Практическая работа  «Вставка управляющих кнопок и создание гиперссылок»

Практическая работа  «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»

Практическая работа  «Проект па свободную тему»

Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office, Paint, StarOffice Draw, StartOffice Image, КОМПАС

№ урока

Тема урока

Дата проведения  урока

Содержание учебного материала

Результаты работы

Вид занятия

Домашнее задание

УМО

По плану

По факту

1

Техника безопасности в кабинете информатики

Познакомить с требованиями к поведению на уроке, правилами техники безопасности. Познакомить учащихся с учебником

Знать: Правила техники безопасности и алгоритм

действий в чрезвычайных ситуациях: при пожаре и поражении электротоком

Уметь: Действовать правильно в экстремальных ситуациях.

теория

Выучить ТБ

презентация

КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – 16 часов

2

История развития вычислительной техники. Типы персональных компьютеров.

Познакомить учащихся с историей развития вычислительной технике

Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

Знать: Основные даты, изобретатели и изобретения. Поколения ЭВМ. Виды персональных компьютеров.

Уметь: Владеть разными способами вычисления. Определять типы ЭВМ по описанию.

лекция

§1.1 §1.2.5. (прочитать) записи в тетради

презентация

3

Устройство компьютера. Процессор.

Познакомить учащихся с функциями процессора и его основными характеристиками

Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

Знать:  Компоненты компьютера и их основные характеристики. Характеристики процессора 

Уметь: Определять параметры компьютера, получать информацию о занятости процессора.  

Теория + практика

§1.2.1.

плакат

презентация

4

Внешние устройства ЭВМ

Устройства ввода

Расширить знания о составе ПК. Познакомить с функциями устройств ввода информации.

Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

Знать: Назначение и характеристики устройств ввода информации. Архитектура клавиатуры. Виды координатных устройств ввода. Принципы работы сканера, видео и фотокамер

Уметь: называть и пользоваться клавиатурой, мышью, сканером.

Теория + практика

§1.2.2.

плакат

презентация

5

Внешние устройства ЭВМ

Устройства  вывода

Познакомить учащихся с основными устройствами компьютера для вывода информации и их характеристиками

Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

Знать: Назначение и характеристики периферийных устройств вывода, хранения и обмена информации 

Уметь: называть и пользоваться устройствами вывода

Теория + практика

§1.2.3.

плакат

презентация

6

Оперативная и долговременная память.

Расширить знания о составе ПК. Закрепить знания о назначении устройств ввода и вывода информации. Дать представление о внешней и внутренней памяти компьютера.

Знать: Характеристики оперативной памяти. Модули памяти. Долговременная память. Внешняя память. Носители информации. Жесткие диски. Лазерные диски. Энергозависимая память.

Уметь:  определять характеристики носителей информации. Получать сведения о системе.

Теория + практика

§1.2.4.

презентация

7

Самостоятельная работа «Устройство компьютера»

Контроль знаний, умений и навыков полученных на предыдущих уроках

Знать основные устройства

компьютера и их функции,

соблюдать правила ТБ при

работе с компьютером

с/р

карточки с тестовыми заданиями

8

Данные и программы. Практическая работа - клавиатурный тренажер

Ввести понятие данных, программы

Развитие умений и навыков ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

Знать: Формы представления информации на компьютере. Понятие данные. Программа как последовательность команд. Программная обработка данных

Уметь: Находить различие между  данными и программами.

теория

§1.3.

9

Файлы и файловая система

Познакомить учащихся с понятием файла, файловой системы

Знать: Понятие каталога, папки, файла. Выполнение операций над файлами. Путь доступа к файлу.

Одноуровневая и многоуровневая файловая система. Логическое имя. Корневая папка

Уметь: Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях

Лекция + практика

§1.4.1

§1.4.2.

презентация

10

Операции над файлами

Выполнение практической работы на выработку умений и навыков форматирования, дефрагментации и проверки дискеты

Знать: какие операции можно выполнять над файлами

Уметь: выполнять операции над файлами и папками, проводить архивацию файлов

Теория + практика

§1.4.3.

11

Программное обеспечение ПК. Системное программное обеспечение.

Выработка понятия программного обеспечения компьютера

Ввести понятие системного обеспечения

Знать: Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка ОС. Файловые менеджеры. Антивирусные программы. Системы программирования

Уметь: Устанавливать ОС на компьютере.

Теория + практика

§1.5.1.

12

Прикладное программное обеспечение

Выработка понятия программного обеспечения компьютера. Ввести понятие прикладного обеспечения ПК.

Знать: Основные типы ПО, прикладные программы общего и специально назначения.

Уметь: Работать с калькулятором, мультимедийным проигрывателем

Теория + практика

§1.5.2.

13

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

Знакомство с понятием лицензионных, условно бесплатных и свободно распространяемых программ

Знать: Деление программ по юридическому статусу. Бета-версии. Драйвер

Уметь: Грамотно использовать программы в соответствие с их юридическим статусом.

Лекция

§1.5.3. Опережающее задание: подготовка сообщений о типах вирусов.

14

Графический интерфейс ОС. Рабочий стол. Окна.

Представление о графическом интерфейсе ОС, понятие компьютерного меню. Знакомство с назначением и функциями контекстного меню. Назначение объектов Рабочего стола. Представление об окне как об объекте графического интерфейса.

Знать: Пользовательский интерфейс Windows

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Рабочий стол. Основные элементы окна. Элементы диалогового окна. Контекстное меню

Уметь: Находить элементы диалогового окна. Вызывать контекстное меню.

Теория + практика

§1.6

15

Компьютерные вирусы

Дать представление о вирусах и их видах

Знать: Последствия заражения

Типы компьютерных вирусов

Уметь: определять наличие вируса по характерным ему признакам

лекция

§1.7

презентация

16

Антивирусные программы

Познакомиться с назначением антивирусных программ. Научиться использовать антивирусные программы для проверки компьютера на наличие вирусов и его излечения.

Знать: Последствия заражения

Типы компьютерных вирусов и антивирусных программ

Уметь: Запускать программу антивируса

Теория + практика

§1.7

презентация

17

Контрольная работа по теме «Компьютер и программное обеспечение»

Проконтролировать уровень знаний по теме  «Компьютер и программное обеспечение»

к/р

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ – 17 часов

18

Растровая и векторная графика

Растровые графические редакторы

Познакомиться со сферами применения компьютерной графики. Дать представление о типах компьютерных изображений; познакомить с принципами формирования растровых и векторных изображений

Знать: Растровая и векторная графика. Пиксели. Пространственное разрешение. Графические примитивы. Принципы работы с растровыми изображениями

Уметь: Создание объектов с помощью растровой графики

лекция

§2.1.

§2.2.1.

презентация

19

Интерфейс графических редакторов

Область рисования

Инструменты рисования и графические примитивы. Палитра цветов

Основные возможности растрового графического редактора. Интерфейс графического редактора и его основные объекты. Панель Палитра. Панель Инструменты.

Знать: Возможности редактирования изображений в векторных редакторах, примеры векторных редакторов.

Уметь: Использовать основные инструменты для рисования. Организовывать область рисования. Создавать графические примитивы. Вводить дополнительные цвета в стандартную панель; заменять цвета в растровых графических изображениях

Теория + практика

§2.3.1.

§2.3.2.

презентация

20

Редактирование рисунка

Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов

Уметь: Создание, сохранение и преобразование, распечатка рисунка в растровом редакторе

Практика

§2.3.3. §2.3.4.

21

Практическая работа

Закрепить навыки работы в растровом графическом редакторе.

Уметь: выделять и перемещать фрагмент рисунка, создавать графические объекты из типовых фрагментов. Сохранять рисунок в файле и открывать файл.

Практика

§2.3.5.

§2.3.6.

22

Векторные графические редакторы

Сохранение графических файлов в разных форматах

Познакомиться с векторной графикой, с различными форматами графических файлов

Знать: Принципы работы с векторными изображениями

Понятие пикселизации при увеличении изображений. Сохранение графических файлов в различных форматах

Уметь: Создание, сохранение и преобразование, распечатка рисунка в растровом редакторе

Лекция + практика

§2.2.2

§2.2.3.

презентация

23

Системы компьютерного черчения

Программа Компас

Познакомить учащихся с интерфейсом векторного графического редактора Компас

Знать: Основные элементы окна системы компьютерного черчения Компас, их назначение

Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

Лекция + практика

§2.4.

презентация

24

Практическая работа – черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения

Создание изображений с помощью векторного графического редактора, конструирование основных чертежных объектов в системе компьютерного черчения

Знать: возможности, режимы работы и среду векторного графического редактора.

Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора, использовать графические примитивы, конструировать объекты

Практика

§2.4.

25

Практическая работа – выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения

 

Закрепить навыки построения основных чертежных объектов. Научиться вводить дополнительные цвета в стандартную палитру цветов

Знать: возможности, режимы работы и среду векторного графического редактора; возможности получения различных оттенков цвета смешением красной, зеленой и синей составляющих.

Уметь: создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора, использовать графические примитивы, конструировать объекты

Практика

подготовиться к с/р

26

Самостоятельная работа по теме «Растровая и векторная графика»

Проконтролировать уровень знаний по теме  «Растровая и векторная графика»

Уметь применять ранее

полученных ЗУН в новой

ситуации

с/р

карточки с тестовыми заданиями

27

Компьютерная презентация

Компьютерная презентация. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда

Знать: Настройка анимации, порядок анимации, смена анимации по щелчку мыши и по окончанию предыдущего действия.

Уметь: Работа со слайдом

Теория практика

§2.5.1.

презентация

28

Дизайн презентации и макеты слайдов

Познакомиться с возможностью автоматического создания дизайна и разметки слайдов

Знать: Работа с презентацией в Виде «Сортировщик слайдов».

Вставка нового слайда

Смена слайдов в презентации

Оформление слайда с помощью шаблона

Уметь: Работа со слайдами: вставка, удаление, перемещение, копирование.

Теория + практика

§2.5.2.

.

презентация

29

Вставка рисунков и объектов, звука и видео изображений в презентацию

Дать представление об основных информационных объектах, которые можно поместить на слайде

Знать: Работа с презентацией. Вставка рисунков, объектов. Вставка музыки и видео в презентацию

Уметь: Работа со слайдами. Вставка и работа с рисунками и объектами. Создание презентации с использованием музыкальных и видео файлов.

Теория + практика

Записи в тетради

§2.5.3.

30

Вставка управляющих кнопок и создание гиперссылок.

Научиться создавать презентацию, в которой используется гиперссылки и управляющие кнопки

Знать: Назначение гиперссылок и управляющих кнопок. Настройка действия

Уметь: Вставлять гиперссылки, делать переход по слайдам, понятие о скрытом слайде в презентации.

Теория + практика

Записи в тетради

презентация

31

Настройка анимации и звука в презентации

Познакомиться с возможностями использования анимации и звука в презентации

Знать: Настройка анимации для объектов на слайде

Уметь: Вставлять, изменять параметры, удалять анимацию для объектов на слайде

Теория + практика

§2.5.3.

презентация

32

Проект на свободную тему

Проконтролировать форматирование навыков создания, редактирования презентации, умения назначать эффекты анимации, создавать переходы со слайда на слайд

Уметь: создавать интерактивную мультимедийную презентацию на свободную тему

Практика

повторение

33

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний, умений и навыков полученных на предыдущих уроках

К/р

34

Повторение

Повторить материал по курсу информатике 7 класса

Беседа

В состав учебно-методического комплекта для учителя по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика» 7 класс – Москва, БИНОМ, 2007г.;
  • методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
  • Практикум по информатике и информационным технологиям: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 4-е изд. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006г.;
  • Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2007.
  • Информатика. 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича / авт.-сост. А.М. Горностаева. - Волгоград: Учитель, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (7 класс)

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований фе...

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (8-9 классы)

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии"Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учетом требований фе...

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)

Рабочая программа курса "Информатика и информационные технологии" (10-11 классы)Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы   Н.Д. Угриновича с учето...

рабочая программа по информатике и информационным технологиям 10-11

программа по Угриновичу с поурочным планированием 2ч в неделю...

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,...

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности: "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"

Дисциплина ЕН.02 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности является обязательной частью профессиональной подготовки (математического и общего естественнонаучного цикла) о...