"Калькулятор-помощник математиков", 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Афанасьева Юлия Владимировна

Разработка урока по информатике 5 класс Макарова Н.В. "Калькулятор-помощник математиков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе.

Тема урока: Калькулятор-помощник математиков.

Цели и задачи:

1. Познакомить с историей развития вычислительных устройств, программой Калькулятор, рассмотреть принцип действия программы, выяснить значение калькуляторов для человека, научиться выполнять вычислительные действия с помощью программы Калькулятор.

2. Развивать внимание, мышление, самостоятельность учащихся.

3. Воспитывать аккуратность в записях учеников и при работе с ПК.

4. Прививать чувство коллективизма, интерес к предмету.

Оборудование и материалы:

1. Класс: звезды, планеты.

2. Выставка вычислительных устройств (калькуляторы, счеты, счетные пал.)

3. Презентация

4. Карта страны Математиков

5. Карточки с буквами

6. Задания для работы на ПК.

7. Бортжурналы (опорные конспекты)

Расстановка парт- полукругом ( в форме летающей тарелки)

Ход урока:

1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Активизация знаний. (10 мин)

1 слайд. SOS! SOS! Помогите жителям планеты Математиков! У нас в компьютерах появился вирус! Называется он кльяо....

Слово учителя: Странно, ребята, что же появилось в компьютерах у жителей планеты Математиков? В беде не оставим? Отправимся в космическое путешествие?

Но прежде мы должны узнать название вируса. Соберем потерянные буквы.

(буквы, которые известны, учитель прикрепляет на магнитной доске)

слайд №2 (компьютер)

Задание: На столах у каждого ученика лежат карточки с буквами: на одной стороне буква, на другой утверждение. Если утверждение верно, то это потерянная буква, ее нужно пойти и прикрепить на доске.

Получили слово кльяоакултр. Расшифруем слово: калькулятор. ( один ученик переставляет буквы в правильном порядке)

Слайд №3 (калькуляторы)

Слово учителя: Ребята, а калькулятор-это вирус? (ребята отвечают) Это наш помощник. Для чего он предназначен? А как он оказался в ПК? Вот это мы и должны объяснить жителям планеты Математиков.

Слайд №4.

Отправляемся в путешествие. Сегодня я-ваш капитан, вы-мой экипаж. В путешествии для записи наблюдений нам понадобятся борт-журналы. Прошу помощника их раздать.

Слайд №5.(кнопки) Ключ на старт. (проверка терминов)

5-Как называется устройство для хранения, обработки, обмена, получения информации. (компьютер)

4-Устройство для ввода текстовой и числовой информации (клавиатура)

3-Способ взаимодействия человека с компьютером (интерфейс)

2-Кнопка, содержащая главное меню (Пуск)

1- К этой группе клавиш относятся цифры, буквы (алфавитно-цифровые)

Старт!

Слайд №6.(отправление корабля в космос)

Слайд №7. (корабль приземляется)

Учитель: Вот мы и на планете Математиков.

3. Презентация новой темы. (20 мин)

Слайд №8. (Калькулятор-пом. математиков)

Этапы нашего путешествия. (учитель обращается к карте)

1. С историей возникновения счета и вычислительных устройств мы познакомимся, посетив страну Древляндию.

2. В стране Калькулярии узнаем о виртуальном Калькуляторе, как он работает, его значение для человека.

3. А чтобы научиться работать с программой, нам необходимо посетить страну Вычисляндию.

Первая остановка-страна Древляндия. (прикрепить звезду)

Здесь нами были обнаружены необычные предметы и для того, чтобы понять, что это за предметы, Катя долго просидела в Интернете и что же она выяснила?

(выходит ученица с сообщением об истории счета и вычислительных устройств)

Ученица: Нами были обнаружены различные предметы. (показывает их). И вот что я узнала.

Сообщение (ученик готовит сообщение самостоятельно)

Слайды №9-18

Заканчивает словами: Теперь мы знаем, какие предметы обнаружили: называет их и демонстрирует.

Но это все в прошлом, а узнать о современных достижениях мы можем, побывав в стране Калькулярии.

Слайд№19 для заставки

Слайд №20 (изображение программы Калькулятор)

Учитель: Познакомимся с виртуальной программой Калькулятор. Откроем учебное пособие юных космонавтов на стр. 28. Необходимо узнать об основных элементах программы и отметить их на рисунке в борт –журналах, в этом вам поможет рис. 1.8. и найти, как пользоваться виртуальным калькулятором.

(к доске вызывается один ученик и показывает основные элементы программы, говорит, что виртуальный калькулятор похож на реальный, принцип действия тот же, только нажимаем кнопки мышью). Ребята проверяют.

(на слайде появляются стрелки и ответы)

Учитель: Виртуальные калькуляторы бывают разные, с ними мы познакомимся позднее.

Проблемный вопрос: Мы знаем , как совершенствовались калькуляторы, как они устроены. А для чего они нужны?

Значение: Калькуляторы предназначены для выполнения

( сложных) вычислений, для того, чтобы (человек) на расчеты тратил меньше (времени).

(Ребята вставляют пропущенные слова в предложения в борт-журнале.)

Слайд №21 «Калькулятор-помощник математиков»

А сейчас мы пребываем в страну Вычисляндию. (прикрепляем звезду)

Слайд №22 «Кодовое упражнение».

Учитель: Мы не можем выйти из корабля к компьютерам, пока не выполним кодовое упражнение.

Упражнение: Необходимо выйти по 2 человека на площадку, обведенную мелом, и выполнить следующие движения:

Руки на пояс, один поворот туловища влево, один поворот туловища вправо, вращение головой 1 раз, наклон туловища вперед, наклон туловища назад (учитель демонстрирует). Как только упражнение выполнено, доступ к компьютерам разрешен.

4. Практическая работа. (7 мин)

Слайд №23«Калькулятор-помощник математиков»

Учитель: Прошу моего помощника раздать инструкционные карточки для работы с программой Калькулятор.

Задание на карточках.

Ребятам предлагается загадать число и выполнить действия над ним, если действия выполнены правильно, получится задуманное число.

5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Учитель: Вот мы и оказались в конце пути. Что мы можем сказать жителям планеты Математиков напоследок о программе Калькулятор? (ребята называют) Какие впечатления у вас остались от путешествия?

Оставим на память о нас наш флажок.

Слайд №24«Корабль улетает».

Слайд №25 «Корабль летит домой»

Вот мы и дома.

Слайд №26«Спасибо за помощь! До встречи!»

Учитель: Раз математики благодарят нас за помощь, значит мы справились с работой и ставим себе оценку ..... . (называют дети)

Домашнее задание: в бортовом журнале пример

Хором!!!!!!!

Самоанализ

Данный урок продолжает тему раздела «Учимся работать на компьютере». Тема урока «Калькулятор-помощник математика» Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока- нестандартный, урок путешествие. Цель урока: знакомство с программой «Калькулятор»

Задачи: 1. познакомить обучающихся с историей развития вычислительных устройств;

                 сформировать представление о виртуальном калькуляторе

              2. развивать практические навыки работы с программой «калькулятор»

              3. прививать познавательный интерес к предметам математики и информатики.

Оборудования: карточки с буквами, бортовой журнал, сигнальные карты для самооценки в форме планет, проектор, компьютер, интерактивная доска.

Использовала организационные формы: фронтальная работа, индивид. работа, работа в парах.

Методы: объяснител- иллюстративный для формирования теоретических и фактических знаний, для развития наблюдательности, для повышения внимания к изучению материала,  исследовательско-поисковый – для развития практических умений и навыков.

На уроке соблюдались общедидактические принципы: принцип сознательности, практической направленности, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному, принцип научности, системности.

Системы учебных задания по отработке учебных навыков осуществлялась на уровне восприятие, осмысление, и запоминания.

Для реализации первой задачи мы использовали методы: словесный -объяснения учителем и наглядный-показ слайдов; применялись следующие формы работы: парная работа, индивидуальная работа (работа в борт-журналах, с учебником), фронтальная форма; для второй задачи использовали: практические методы – работа на компьютере, выполнение практического задания; третья задача- через практические методы, через наглядность. Структура моего урока полностью соответствует типу урока.

Условия для проведения урока были обеспечены (доброжелательный психологический климат, соблюдение санитарно-гигинический режим, здоровьесбережение, хорошая учебно-методическая база).  Все цели выполняемых учебных действий осознавались обучающимися. Самооценка результатов была проведена с помощью сигнальных карт, на основание которой можно сделать вывод,  что образовательная цель моего урока была достигнута.

Урок "Один помощник - хорошо, а два - лучше"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

обобщить и систематизировать материал по математике и информатике за 5 класс;

научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы,

выработка навыков устного счёта,

Развивающие:

развить познавательный процесс;

способствовать установлению межпредметных связей,

активизация мыслительной деятельности,

Воспитательные:

развивать интуицию, эрудицию, математическую любознательность,

привитие интереса к математике и информатике.

Оборудование: презентация, созданная с помощью офисного приложения MS Power Point, мультимедийный проектор, компьютеры, листки настроения, персонажи весёлых человечков, карточки с заданиями.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 минуты).

2. Устный счёт (5 минут).

3. Актуализация прежних знаний и навыков (30 минут).

4. Итог урока (3 минуты).

5. Рефлексия(3 минуты).

6. Домашнее задание (2 минуты).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Перед вами листы настроения. Закрасьте на рисунке ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в начале урока.

II. Устный счет

1) Сегодня у нас в гостях любимец публики – клоун.

Клоун:

Живу всегда с друзьями в мире,

Люблю играть в примеры с ними,

А знаки плюс, отнять, умножить

Всегда готовы тоже.

Так вот, мой друг, сейчас давай-ка

В игру вот эту поиграй-ка,

Даю тебе я выраженья.

Расставь ты знаки без промедленья.

Учитель: Наш Клоун придумал равенства с натуральными числами, но вдруг забыл расставить скобки и знаки действий. Сделайте вы это за него. (См. рисунок 1)

Игра «Шифровальщик»

– Не успели вы справиться с одним заданием, тут как тут Незнайка: «Друзья, я никак не могу понять, что означают эти таинственные записи:

– Помогите мне их разгадать»

Учитель: ребята, расшифруйте загаданное слово, решив предложенные уравнения.

         

         

         

         

         

         

         

         

         

         

 

(См. рисунок 2)

– Итак, мы получили слово «калькулятор». Для чего можно использовать калькулятор?

Ученики дают ответ.

– А знаете ли вы, что калькулятор – помощник математиков?

Учитель рассказывает краткую историческую справку.

– Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времён изобретали различные приспособления. В Древней Греции использовали счетную доску абак, в Древнем Риме – счетные камешки калкули, в Древнем Китае – приспособление суан – пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты.

До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами.

На протяжении столетий изобретали, совершенствовали счетные приборы. Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая машина, выполняющая сложение и вычитание. В XX веке широко использовался арифмометр – счетное устройство, в основе конструкции которого лежали идеи Паскаля.

На смену всем этим приспособлениям в середине XX века пришел компьютер. Одновременно был создан его «младший брат» – калькулятор.

При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор.

III. Актуализация прежних знаний и навыков

1. «Калькулятор – помощник математиков»

Учитель информатики. Вы уже знаете, что Блокнот и Калькулятор – верные помощники при решении математических задач. Давайте решим задачу с помощью этих двух программ.

Задача. Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сели пить чай с плюшками. Карлсон съел 56 плюшек, Малыш – 4, а Фрекен Бок – 15. Сколько всего плюшек было съедено? Напечатайте в Блокноте, кто и сколько съел плюшек. Подсчитайте результат на Калькуляторе и перенесите его в Блокнот.

2.«Клеточное поле»

Учитель информатики. В информатике мы часто встречаемся с понятием «алгоритм». Приведите примеры последовательного и циклического алгоритмов? Наша задача сейчас построить клеточное поле размером 3х3 клеток в графическом редакторе Paint .

Алгоритм построения клеточного поля является циклическим, в нём несколько раз повторяются одни и те же действия: выделить, скопировать, вставить, соединить.  (См. рисунок 3)

Учитель математики. Вы уже знаете, что любая квадратная таблица называется магическим квадратом. А знаете ли вы историю возникновения этой фигуры?

В китайской древней книге «Же-ким» (Книга перестановок) приводится легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кружочков. (См. рисунок  4)

Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько на ней кружков, получается такая таблица:

У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа первого столбца: 4 + 3 + 8 = 15

Тот же результат получится при сложении чисел второго, а также третьего столбцов. Он же получается при сложении чисел любой из трех строк. Мало того, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.

Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом.

Задание. Восстановите магический квадрат:

3. Музыкальная физкультминутка

Все, ребята, дружно встали и на месте зашагали,

И руками помахали, головою покачали,

Руки вверх потянули-потянули,

– Отдохнули?

– Отдохнули!

Учитель. Ребята, Незнайка предлагает вам вместе с ним спеть компьютерные частушки.

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать.

У нее на спинке кнопки,

Чтоб программы выбирать.

Петька, жадина, не дал

Откусить конфету!

Я ему за это дам…

С вирусом дискету!

Не знакомлюсь во дворе я –

Следую совету,

Женихов всех завожу

Лишь по Интернету.

4. «Архитектор»

Учитель информатики. Кто в детстве не строил дворцы и замки из детских кубиков! Из нарисованных «объемных» кубиков также можно конструировать разные объекты.

Задание. В графическом редакторе Paint нарисуйте кубик и составьте композиции, изображенные на экране. (См. рисунок 5)

Учитель математики. Найти V своей фигуры, если размеры ребра куба а = 3,2 дм

5. Операция «Компьютер»

– Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях). Задание выполняется с помощью текстового редактора Блокнот.

1) Восстановите запятые в примерах:

32 + 18 = 5

736 – 336 = 4

3 + 108 = 408

63 – 27 = 603

2) Найдите ошибку и запишите правильное решение:

6. «В мире громадных чисел»

Учитель. Ребята, к нам снова пришел веселый клоун. Он хочет рассказать вам что-то интересное.

Клоун. А теперь я вас познакомлю с названиями некоторых громадных чисел.

№        

Степень        

Название класса        

Число нулей

         10 в 6        Миллион        6

         10 в 9        Миллиард        9

         10 в 12        Триллион        12

         10 в 15        Квадриллион        15

         10 в 18        Квинтиллион        18

         10 в 21        Секстиллион        21

         10 в 24        Септиллион        24

         10 в 27        окталлион        27

– В жизни мы эти числа почти не встречаем. Только в науке оказывается нужны такие большие числа. Вы с ними встретитесь на уроках физики, химии. Например, в 16 г. воздуха содержится приближенно 1024 мельчайших частиц вещества, которые ученые называют молекулами. Если заполнить весь земной шар такими же маленькими частицами, то их понадобится 10100. Это число называется «гугоном», а открыл его американский математик Кастнер.

А что означает эта запись 10 10 10? Сначала надо возвести 10 в десятую степень. Получим 10 млрд. А затем надо возвести 10 в десяти млрд. степень. Получится число, которое записывается с 10 млрд. нулей. Если записать на ленте, помещая каждую цифру на одной клетке, то понадобится лента длиной в 50000 км. Такой лентой можно опоясать весь земной шар по экватору, да еще останется кусок, чтобы протянуть его на Северный полюс. (См. рисунок 6)

IV. Итог урока

– А теперь мы отправимся в путешествие «В страну математических сказок». Многие сказки начинаются одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве».

Нашу математическую сказку начнем так: «В сказочной стране Математике в одном из городов жили – были квадраты и кубы, а правил этим городом король Квадрат Кубович. И была у него капризная дочь по имени Степень». С какими приключениями встретились жители этого города?

V. Рефлексия

– Что больше всего заинтересовало на уроке?  Что удивило? Что понравилось больше всего?

– Возьмите листы настроения. Закрасьте лицо, которое соответствует вашему настроению в конце урока.

VI. Домашнее задание

– Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить  математическую сказку.

Литература:

1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.: ил.

2. Математика. Учебник для 5 кл. Общеобраз. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005. – 280 с.: ил.

3. Агеева И.Д.Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. (Игровые методы обучения).

4. Нестандартные уроки. Математика, 5-6 кл.Составитель Григорьева Г.И. – Волгоград: Издательство «Экстремум», 2004. – 124 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения

Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика.  5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др.  - М: «Мнемозина», 2009. ...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ По математике Класс 6 Ступень обучения

Программа составлена на основе _авторской программы : В.И. Жохов Математика.  5-6 классы по учебникам Н.Я.Виленкина, В.И. Жохова и др.  - М: «Мнемозина», 2009. ...

урок по математике "Класс нашей мечты"

Имя урока: "Класс нашей мечты"Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда.Цели урока: - закрепить практические умения при выполнении различных заданий по теме...

Калькулятор – помощник человека при счёте

Презентация и раздаточный материал для урока информатики в 5 классе.  Урок с использованием ИКТ значительно актуализирует резервные возможности учеников. Смена функций, мест и времени ...

Методическая разработка урока "Калькулятор - помощник математиков". Информатики и ИКТ 5 класс

Тема урока:  «Калькулятор – помощник математиков»Цель урока: организация работы при освоении виртуального калькулятораЗадачи урока:Образовательная:·        Дать...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...