Системы счисления
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (11 класс) по теме

Баранова Елена Леонидовна

Достаточно большое количество заданий для подготовки к Единому государственному экзамену по  теме "Системы счисления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sisitemy_schisleniya.rar159.73 КБ

Предварительный просмотр:

© К. Поляков, 2009-2013

B7 (повышенный уровень, время – 2 мин)

Тема:  Кодирование чисел. Системы счисления.

Что нужно знать:

  • принципы кодирования чисел в позиционных системах счисления
  • чтобы перевести число, скажем, 12345N, из системы счисления с основанием  в десятичную систему, нужно умножить значение каждой цифры на  в степени, равной ее разряду:

4    3    2   1   0    разряды

1 2 3 4 5N = 1·N4 + 2·N3 + 3·N2 + 4·N1 + 5·N0   

  • последняя цифра записи числа в системе счисления с основанием  – это остаток от деления этого числа на
  • две последние цифры – это остаток от деления на , и т.д.

Пример задания:

Решите уравнение .
Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

Решение:

  1. удобнее всего перевести все числа в десятичную систему, решить уравнение и результат перевести в шестеричную систему
  2. получаем
  3. уравнение приобретает вид , откуда получаем
  4. переводим 15 в шестеричную систему счисления: 
  5. ответ: 23.

Ещё пример задания:

Запись десятичного числа в системах счисления с основаниями 3 и 5 в обоих случаях имеет последней цифрой 0. Какое минимальное натуральное десятичное число удовлетворяет этому требованию?

Решение:

  1. если запись числа в системе счисления с основанием N заканчивается на 0, то это число делится на N нацело
  2. поэтому в данной задаче требуется найти наименьшее натуральное число, которое делится одновременно на 3 и на 5, то есть, делится на 15
  3. очевидно, что это число 15.

Ещё пример задания:

Запись числа 6710 в системе счисления с основанием N оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Укажите основание этой системы счисления N.

Решение:

  1. поскольку запись в системе счисления с основанием N заканчивается на 1, то остаток от деления числа 67 на N равен 1, то есть при некотором целом   имеем

  1. следовательно, основание N – это делитель числа 66
  2. с другой стороны, запись числа содержит 4 цифры, то есть
  3. выпишем кубы и четвертые степени первых натуральных чисел, которые являются делителями числа 66:

  1. видим, что из этого списка только для числа N = 3 выполняется условие
  2. таким образом, верный ответ – 3.
  3. можно сделать проверку, переведя число 67 в троичную систему 6710 = 21113

Еще пример задания:

Запись числа 38110 в системе счисления с основанием N оканчивается на 3 и содержит 3 цифры. Укажите наибольшее возможное основание этой системы счисления N.

Решение:

  1. поскольку запись в системе счисления с основанием N заканчивается на 3, то остаток от деления числа 381 на N равен 3, то есть при некотором целом   имеем

  1. следовательно, основание N – это делитель числа
  2. с другой стороны, запись числа содержит 3 цифры, то есть
  3. неравенство  дает (так как )
  4. неравенство  дает (так как )
  5. таким образом, ; в этом диапазоне делителями числа 378 являются числа
  • 9, при  получаем запись числа
  • 14, при  получаем запись числа
  • 18, при  получаем запись числа
  1. наибольшим из приведенных чисел – это 18 (можно было сразу искать подбором наибольший делитель числа 378, начиная с 19 «вниз», на уменьшение)
  2. таким образом, верный ответ – 18.

Еще пример задания:

Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11?  

Общий подход:

  • вспомним алгоритм перевода числа из десятичной системы в систему с основанием  (см. презентацию), из него следует, что младшая цифра результата – это остаток от деления исходного числа на , а две младших цифры – это остаток от деления на  и т.д.
  • в данном случае , остаток от деления числа на  должен быть равен 114 = 5
  • потому задача сводится к тому, чтобы определить все числа, которые меньше или равны 25 и дают остаток 5 при делении на 16

Решение (вариант 1, через десятичную систему):

  1. общий вид чисел, которые дают остаток 5 при делении на 16:

где  – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …)

  1. среди всех таких чисел нужно выбрать те, что меньше или равны 25 («не превосходят 25»); их всего два: 5 (при ) и 21 (при )
  2. таким образом, верный ответ – 5, 21 .

Возможные ловушки и проблемы:

  • выражение «не превосходящие » означает «меньшие или равные », а не строго меньшие
  • остаток, состоящий из нескольких цифр (здесь – 114), нужно не забыть перевести в десятичную систему
  • найденные числа нужно записать именно в порядке возрастания, как требуется

Решение (вариант 2, через четверичную систему, предложен О.А. Тузовой):

  1. переведем 25 в четверичную систему счисления: 25 = 1214, все интересующие нас числа не больше этого значения
  2. из этих чисел выделим только те, которые заканчиваются на 11, таких чисел всего два:
    это 11
    4 = 5  и 1114 = 21
  3. таким образом, верный ответ – 5, 21 .

Возможные ловушки и проблемы:

  • есть риск случайно  «забыть» какое-то число или найти «лишнее» (в данном случае – большее 25)
  • можно сделать ошибки при переводе чисел из четверичной системы в десятичную или вообще «забыть» перевести

Еще пример задания:

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.

Общий подход:

  • здесь обратная задача – неизвестно основание системы счисления, мы обозначим его через
  • поскольку последняя цифра числа – 2, основание должно быть больше 2, то есть
  • вспомним алгоритм перевода числа из десятичной системы в систему с основанием  (см. презентацию), из него следует, что младшая цифра результата – это остаток от деления исходного числа на

Решение:

  1. итак, нужно найти все целые числа , такие что остаток от деления 23 на  равен 2, или (что то же самое)

                (*)

где  – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …);

  1. сложность в том, что и , и  неизвестны, однако здесь нужно «играть» на том, что это натуральные числа
  2. из формулы (*) получаем , так что задача сводится к тому, чтобы найти все делители числа 21, которые больше 2
  3. в этой задаче есть только три таких делителя:  и  
  4. таким образом, верный ответ – 3, 7, 21 .

Возможные ловушки и проблемы:

  • нужно учесть, что основание системы счисления должно быть больше любой цифры числа, поэтому делитель  не подходит (должно быть )
  • числа нужно записывать в ответе в порядке возрастания, как требуется по условию

Еще пример задания:

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 31 оканчивается на 11.

Общий подход:

  • неизвестно основание системы счисления, мы обозначим его через
  • пока будем считать, что запись числа 31 в системе с основанием  состоит из трех цифр, причем две младшие (11) нам даны, а одну (обозначим ее через ) нужно найти:  

              2   1   0    разряды

31 = k 1 1N = k·N2 + N1 + N0 = k·N2 + N + 1

  • можно показать, что при большем количестве разрядов эта формула также верна, то есть, число 31 можно представить как  при некотором целом ; например, для числа с пятью разрядами получаем:

              4    3     2    1   0    разряды

31 = k4 k3 k2 1 1N = k4·N4 + k3·N3 + k2·N2 + N1 + N0   

                 = k·N2 + N + 1  

для  (из первых трех слагаемых вынесли общий множитель )

Решение:

  1. итак, нужно найти все целые числа , такие что

                (**)

где  – целое неотрицательное число (0, 1, 2, …);

  1. сложность в том, что и , и  неизвестны, однако здесь нужно «играть» на том, что это натуральные числа
  2. из формулы (**) получаем , так что задача сводится к тому, чтобы найти все делители  числа 30 и отобрать только те из них, для которых уравнение (**) разрешимо при целом , то есть,  – целое число
  3. выпишем все делители числа 30, большие или равные 2: 2, 3, 5, 6, 10, 15, 30
  4. из всех этих делителей только для 2, 3, 5 и 30 значение  – целое число (оно равно соответственно 7, 3, 1 и 0)
  5. таким образом, верный ответ – 2, 3, 5, 30.

Еще пример задания:

Укажите, сколько всего раз встречается  цифра 2 в записи чисел 10, 11, 12, …, 17 в системе счисления с основанием 5.

Решение (вариант 1):

  1. запишем первое и последнее число в заданном диапазоне в системе счисления с основанием 5:

10 = 205,   17 = 325 .

  1. заметим, что оба они содержат цифру 2, так что, 2 цифры мы уже нашли
  2. между 205 и 325 есть еще числа

215, 225, 235, 245, 305, 315.

  1. в них 5 цифр 2 (в числе 225 – сразу две двойки), поэтому всего цифра 2 встречается 7 раз
  2. таким образом, верный ответ – 7.

Возможные ловушки и проблемы:

  • нужно не забыть, что в системе счисления с основанием 5 старшая цифра – 4, то есть, вслед за 245 следует 305
  • помните, что нужно определить не количество чисел, в которых есть двойка, а количество самих двоек
  • можно не обратить внимание на то, что в числе 225 цифра 2 встречается 2 раза

Решение (вариант 2):

  1. переведем все указанные числа в систему счисления с основанием 5:

10 = 205, 11 = 215, 12 = 225, 13 = 235, 14 = 245, 15 = 305, 16 = 315,  17 = 325 .

  1. считаем цифры 2 – получается 7 штук
  2. таким образом, верный ответ – 7 .

Еще пример задания:

Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 30 трехзначна.  

Решение:

  1. обозначим через  неизвестное основание системы счисления, тогда запись числа 30 в этой системе имеет вид

  1. вспомним алгоритм перевода числа из системы счисления с основанием в десятичную систему: расставляем сверху номера разрядов и умножаем каждую цифру на основание в степени, равной разряду:

  1. поскольку запись трехзначная, , поэтому
  2. с другой стороны, четвертой цифры нет, то есть, в третьем разряде – ноль, поэтому
  3. объединяя последние два условия, получаем, что искомое основание  удовлетворяет двойному неравенству

  1. учитывая, что  – целое число, методом подбора находим целые решения этого неравенства; их два – 4 и 5:

  1. минимальное из этих значений – 4
  2. таким образом, верный ответ – 4 .

Решение (без подбора):

  1. выполним п.1-4 так же, как и в предыдущем варианте решения
  2. найдем первое целое число, куб которого больше 30; это 4, так как

  1. проверяем второе неравенство: , поэтому в системе счисления с основанием 4 запись числа 30 трехзначна
  2. таким образом, верный ответ – 4 .

Еще пример задания:

Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в системе счисления с основанием 5 начинается на 3?  

Решение (вариант 1):

  1. нас интересуют числа от 1 до 30
  2. сначала определим, сколько цифр может быть в этих числах, записанных в системе счисления с основанием 5
  3. поскольку  , в интересующих нас числах может быть от 1 до 3 цифр
  4. рассмотрим трехзначные числа, начинающиеся на 3 в системе с основанием 5:

все они заведомо не меньше , поэтому в наш диапазон не попадают;

  1. таким образом, остается рассмотреть только однозначные и двухзначные числа
  2. есть всего одно однозначное число, начинающееся на 3, это 3
  3. общий вид всех двузначных чисел, начинающихся на 3 в системе с основанием 5:

где  – целое число из множества {0, 1, 2,3,4} (поскольку система счисления имеет основание 5 и цифр, больших 4, в записи числа быть не может)

  1. используя эту формулу, находим интересующие нас двузначные числа – 15, 16, 17, 18 и 19
  2. таким образом, верный ответ – 3, 15, 16, 17, 18, 19 .

Решение (вариант 2, предложен Сенькиной Т.С., г. Комсомольск-на-Амуре ):

  1. нас интересуют числа от 1 до 30; сначала определим, сколько цифр может быть в пятеричной записи эти чисел
  2. поскольку  , в интересующих нас числах может быть не более 2 цифр (все трехзначные пятеричные числа, начинающиеся с 3, больше 30)
  3. есть всего одно однозначное число, начинающееся на 3, это 3
  4. выпишем все пятеричные двузначные числа, которые начинаются с 3, и переведем их в десятичную систему:  305 = 15, 315 = 16, 325 = 17, 335 = 18 и 345 = 19
  5. таким образом, верный ответ – 3, 15, 16, 17, 18, 19 .

Еще пример задания:

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 71 оканчивается на 13.  

Решение (1 способ):

  1. Если число в системе с основанием  оканчивается на 13, то
  1. , потому что в системах с меньшим основанием нет цифры 3
  2. это число можно представить в виде , где – целое неотрицательное число
  1. определим наибольшее возможное  с учетом условия . Из уравнения  следует .
  2. очевидно, что чем меньше , тем больше , поэтому значение  не превышает

здесь мы подставили  – наименьшее допустимое значение

  1. остается перебрать все допустимые значения  (от 0 до ), решая для каждого из них уравнение

 или равносильное

относительно ,  причем нас интересуют только натуральные числа

  1. получаем
  1. при :
  2. при : решения – не целые числа
  3. при :  и , второе решение не подходит
  1. таким образом, верный ответ: 4, 68.

Решение (2 способ, М.В. Кузнецова и её ученики):

  1. запись числа71 в системе с основанием  оканчивается на 13, т.е. в разряде единиц – 3, это значит, что остаток от деления  71 на  равен 3, то есть для некоторого целогоимеем

  1. таким образом, искомые основания – делители числа 68; остается выбрать из них те, которые соответствуют другим условиям задачи
  2. среди чисел, оканчивающихся на 13 в системе счисления с основанием ,минимальное  – это само число ; отсюда найдем максимальное основание:

 

так что первый ответ: 68.

  1. остальные числа, окачивающиеся в этой системе на 13, имеют не менее 3-х знаков (,…), т.е. все они больше
  2. поэтому , следовательно,
  3. по условию в записи числа есть цифра 3, поэтому  (в системах с основанием  3 цифры 3 нет)
  4. итак: , и при этом  – делитель 68; единственное возможное значение   (на 5,6,7 и 8 число 68 не делится)
  5. таким образом, верный ответ: 4, 68.

Возможные ловушки и проблемы:

  • на шаге 1 нужно вычесть из числа только число единиц, то есть младшую из двух заданных цифр (в примере – 3)
  • можно забыть рассмотреть двузначное число, записанное заданными в условии цифрами (в примере – 13x ), и пропустить максимальное основание
  • нужно помнить, что
  1.         максимальная цифра на 1 меньше основания системы счисления
  2.         100 в системе с основанием p равно p2

Еще пример задания:

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 86 оканчивается на 22.  

Решение (1 способ):

  1. Если число в системе с основанием  оканчивается на 22, то
  1. , потому что в системах с меньшим основанием нет цифры 2
  2. это число можно представить в виде , где – целое неотрицательное число
  1. определим наибольшее возможное  с учетом условия . Из уравнения  следует .
  2. очевидно, что чем меньше , тем больше , поэтому значение  не превышает

здесь мы подставили  – наименьшее допустимое значение

  1. остается перебрать все допустимые значения  (от 0 до ), решая для каждого из них уравнение

 или равносильное

относительно ,  причем нас интересуют только натуральные числа

  1. получаем
  1. при :
  2. при : решения – не целые числа
  3. при :  и , второе решение не подходит
  4. при : решения – не целые числа
  1. таким образом, верный ответ: 6, 42.

Решение (2 способ, М.В. Кузнецова и её ученики):

  1. запись числа 86 в системе с основанием  оканчивается на 22, т.е. в разряде единиц – 2, это значит, что остаток от деления  86 на  равен 2, то есть для некоторого целогоимеем

  1. таким образом, искомые основания – делители числа 84; остается выбрать из них те, которые соответствуют другим условиям задачи
  2. среди чисел, оканчивающихся на 22 в системе счисления с основанием ,минимальное  – это само число ; отсюда найдем максимальное основание:

 

так что первый ответ: 42.

  1. остальные числа, окачивающиеся в этой системе на 22, имеют не менее 3-х знаков (,…), т.е. все они больше
  2. поэтому , следовательно,
  3. по условию в записи числа есть цифра 2, поэтому
  4. итак: , и при этом  – делитель 84; возможные значения   (на 5,8 и 9 число 84 не делится)
  5. переводя число 86 в системы счисления с основаниями , находим, что только для основания 6 запись числа оканчивается на 22 (при делении на 3, 4 и 7 «вторые» остатки не равны 2):

8

6

 3

Дальше делить
нет смысла

8

6

 4

8

6

 6

8

6

7

8

4

 2

8

 3

8

4

 2

1

 4

8

4

 1

4

 6

8

4

1

2

7

2

 2

7

 9…

2

 2

0

 

 5…

2

 1

2

 2

2

7

1

1

1

2

5

  1. таким образом, верный ответ: 6, 42.

Еще пример задания:

Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 94 начинается на 23.  

Решение:

  1. Из условия сразу видно, что искомое основание не меньше 4 (в записи есть цифра 3).
  2. Если запись числа 94 в некоторой системе счисления с основанием  двузначна (94 = 23x), то справедливо равенство ; нас интересуют натуральные решения этого уравнения, такие что , таких решений нет.
  3. Предположим, что число четырехзначное. Минимальное допустимое четырехзначное число – 2300x, где . При минимальном основании () оно равно, поэтому запись нужного нам числа имеет не больше трех знаков.
  4. На основании (2) и (3) делаем вывод, что число трехзначное, то есть , где – целое неотрицательное число, такое что .
  5. Максимальное  можно определить как решение уравнения  (при ); получаем одно из решений – 6,15; поэтому
  6. Если мы знаем , то определится как ; пробуем подставлять в эту формулу , пытаясь получить
  7. Минимальное  будет при : , а при  получается
  8. Таким образом, верный ответ: 6.

Еще пример задания:

Найти сумму восьмеричных чисел 178 +1708 +17008 +...+17000008, перевести в 16-ую систему счисления. Найдите в записи числа, равного этой сумме, третью цифру слева.

Решение:

  1. Несложно выполнить прямое сложение восьмеричных чисел, там быстро обнаруживается закономерность:

178  + 1708  = 2078

178  + 1708 + 17008  = 21078

178  + 1708 + 17008 + 170008  = 211078

178  + 1708 + 17008  + 170008  + 1700008  = 2111078

178  + 1708 + 17008  + 170008  + 1700008   + 17000008  = 21111078

  1. Переведем последнюю сумму через триады в двоичный код (заменяем каждую восьмеричную цифру на 3 двоичных):

   100010010010010001112

  1. Теперь разбиваем цепочку на тетрады (группы из 4-х двоичных цифр), начиная справа, и каждую тетраду представляем в виде шестнадцатеричной цифры

   100010010010010001112

       8      9       2       4      7

  1. Таким образом, верный ответ (третья цифра слева): 2.

Еще пример задания:

Чему равно наименьшее основание позиционной системы счисления , при котором 225x = 405y? Ответ записать в виде целого числа.

Решение:

  1. Поскольку в левой и в правой частях есть цифра 5, оба основания больше 5, то есть перебор имеет смысл начинать с .
  2. Очевидно, что , однако это не очень нам поможет.
  3. Для каждого «подозреваемого»  вычисляем значение и решаем уравнение , причем нас интересуют только натуральные .
  4. Для  и  нужных решений нет, а для  получаем

так что.

  1. Таким образом, верный ответ (минимальное значение ): 8.

Еще пример задания:

 Запись числа 3010 в системе счисления с основанием N оканчивается на 0 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N?

Решение (1 способ, подбор):

  1. запись числа 30 в системе с основанием N длиннее, чем в десятичной (4 цифры против двух), поэтому основание N меньше 10
  2. это дает шанс решить задачу методом подбора, переводя в разные системы, начиная с N = 2 до N = 9
  3. переводим:

30 = 111102 = 10103 = …

  1. дальше можно не переводить, поскольку запись 10103 удовлетворяет условию: заканчивается на 0 и содержит 4 цифры
  2. можно проверить, что при N  4 запись числа 30 содержит меньше 4 цифр, то есть не удовлетворяет условию
  3. Ответ: 3.

Решение (2 способ, неравенства):

  1. запись числа 30 в системе с основанием N содержит ровно 4 цифры тогда и только тогда, когда старший разряд – третий, то есть

  1. первая часть двойного неравенства  дает (в целых числах)
  2. вторая часть неравенства  дает (в целых числах)
  3. объединяя результаты пп. 2 и 3 получаем, что N = 3
  4. заметим, что условие «оканчивается на 0» – лишнее, ответ однозначно определяется по количеству цифр
  5. Ответ: 3.


Задачи для тренировки[1]:

  1. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 22 оканчивается на 4.
  2. В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
  3. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 39 оканчивается на 3.
  4. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.
  5. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 129 записывается как 1004. Укажите это основание.
  6. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 40 оканчивается на 4.
  7. В системе счисления с некоторым основанием число десятичное 25 записывается как 100. Найдите это основание.
  8. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 27 оканчивается на 3.
  9. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 26, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на 22?  
  10. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 30, запись которых в четверичной системе счисления оканчивается на 31?  
  11. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные натуральные числа, не превосходящие 17, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на две одинаковые цифры?  
  12. Укажите, сколько всего раз встречается  цифра 3 в записи чисел 19, 20, 21, …, 33 в системе счисления с основанием 6.
  13. Укажите, сколько всего раз встречается  цифра 1 в записи чисел 12, 13, 14, …, 31 в системе счисления с основанием 5.
  14. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 1.
  15. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 63 оканчивается на 23.
  16. Десятичное число, переведенное в восьмеричную и в девятеричную систему, в обоих случаях заканчивается на цифру 0. Какое минимальное натуральное число удовлетворяет этому условию?
  17. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 49 записывается в виде 100. Укажите это основание.
  18. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 70 трехзначна.  
  19. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 двузначна.
  20. Сколько значащих цифр в записи десятичного числа 357 в системе счисления с основанием 7?
  21. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием 6 начинается на 4?  
  22. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 20, запись которых в системе счисления с основанием 3 начинается на 2?  
  23. Какое десятичное число при записи в системе счисления с основанием 5 представляется как 12345?
  24. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 101?  
  25. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 30 оканчивается на 8.
  26. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 31 оканчивается на 4.
  27. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 83 записывается в виде 123. Укажите это основание.
  28. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 144 записывается в виде 264. Укажите это основание.
  29. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 32 оканчивается на 4.
  30. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 27, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 110?  
  31. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на 21?  
  32. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 45, запись которых в двоичной системе счисления оканчивается на 1010?  
  33. Десятичное число кратно 16. Какое минимальное количество нулей будет в конце этого числа после перевода его в двоичную систему счисления?  
  34. В системе счисления с некоторым основанием десятичное число 18 записывается в виде 30. Укажите это основание.
  35. Укажите, сколько всего раз встречается  цифра 3 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 4.
  36. Укажите, сколько всего раз встречается  цифра 2 в записи чисел 13, 14, 15, …, 23 в системе счисления с основанием 3.
  37. В саду 100 фруктовых деревьев – 14 яблонь и 42 груши. Найдите основание системы счисления, в которой указаны эти числа.
  38. Найдите основание системы счисления, в которой выполнено сложение: 144 + 24 = 201.
  39. Найдите основание системы счисления, в которой выполнено умножение: 3·213 = 1043.
  40. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 20, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 3?  
  41. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 100, запись которых в системе счисления с основанием 5 оканчивается на 11?  
  42. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 75 оканчивается на 13.
  43. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 84 оканчивается на 14.
  44. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 61 оканчивается на 15.
  45. Найдите десятичное число x, такое что 20 < x < 30, запись которого в системе счисления с основанием 3  заканчивается на 11.
  46. Запись числа 658 в некоторой системе счисления выглядит так: 311N. Найдите основание системы счисления N.
  47. Запись числа 30 в некоторой системе счисления выглядит так: 110N. Найдите основание системы счисления N.
  48. Запись числа 2B16 в некоторой системе счисления выглядит так: 111N. Найдите основание системы счисления N.
  49. Запись числа 23 в некоторой системе счисления выглядит так: 212N. Найдите основание системы счисления N.
  50. Запись числа 2105 в некоторой системе счисления выглядит так: 313N. Найдите основание системы счисления N.
  51. Укажите наименьшее основание системы счисления, в которой запись числа 50 трехзначна.
  52. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 348 оканчивается на 20.
  53. Запись числа 344 в некоторой системе счисления выглядит так: 1A8N. Найдите основание системы счисления N.
  54. К записи натурального числа в восьмеричной системе счисления справа приписали два нуля. Во сколько раз увеличилось число? Ответ запишите в десятичной системе счисления.
  55. Запись числа 281 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 1. Чему равно максимально возможное основание системы счисления?
  56. Запись числа 234 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 6. Чему равно основание системы счисления?
  57. Запись числа 338 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 2. Чему равно максимально возможное основание системы счисления?
  58. Запись числа 256 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 4. Чему равно минимально возможное основание системы счисления?
  59. Запись числа 325 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 1. Чему равно минимально возможное основание системы счисления?
  60. Запись числа 180 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 0. Перечислите в порядке возрастания все возможные основания системы счисления.
  61. Запись числа 280 в системе счисления с основанием N содержит 3 цифры и оканчивается на 0. Перечислите в порядке возрастания все возможные основания системы счисления.
  62. Запись натурального числа в системах счисления с основанием 4 и 6 заканчивается на 0. Найдите минимальное натуральное число, удовлетворяющее этим условиям.
  63. Десятичное число 71 в некоторой системе счисления записывается как «78». Определите основание системы счисления.
  64. Десятичное число 70 в некоторой системе счисления записывается как «64». Определите основание системы счисления.
  65. Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как «212». Определите основание системы счисления.
  66. Десятичное число 109 в некоторой системе счисления записывается как «214». Определите основание системы счисления.
  67. Решите уравнение .
    Ответ запишите в четверичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
  68. Решите уравнение .
    Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
  69. Решите уравнение .
    Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
  70. Решите уравнение .
    Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
  71. (http://ege.yandex.ru) Десятичное число 63 в некоторой системе счисления записывается как 120. Определите основание системы счисления.
  72. (http://ege.yandex.ru) Десятичное число 57 в некоторой системе счисления записывается как 212. Определите основание системы счисления.
  73. (http://ege.yandex.ru) В системе счисления с основанием N запись числа 77 оканчивается на 0, а запись числа 29 – на 1. Чему равно число N?
  74. В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 56 и 45 заканчиваются на 1. Определите основание системы счисления.
  75. В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 68 и 94 заканчиваются на 3. Определите основание системы счисления.
  76. В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 41 и 63 заканчиваются на 8. Определите основание системы счисления.
  77. В некоторой системе счисления записи десятичных чисел 56 и 124 заканчиваются на 5. Определите основание системы счисления.
  78. Запись числа 6810 в системе счисления с основанием N оканчивается на 2 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N?
  79. Решите уравнение .
    Ответ запишите в троичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
  80. Запись числа N в системе счисления c основанием 6 содержит две цифры, запись этого числа в системе счисления c основанием 5 содержит три цифры, а запись в системе счисления c основанием 11 заканчивается на 1. Чему равно N? Запишите ответ в десятичной системе счисления.
  81. Запись числа N в системе счисления c основанием 7 содержит две цифры, запись этого числа в системе счисления c основанием 6 содержит три цифры, а запись в системе счисления c основанием 13 заканчивается на 3. Чему равно N? Запишите ответ в десятичной системе счисления.
  82. Решите уравнение .
    Ответ запишите в шестеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
  83. Решите уравнение .
    Ответ запишите в семеричной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.

                http://kpolyakov.spb.ru


[1] Источники заданий:

  1. Демонстрационные варианты ЕГЭ 2004-2013 гг.
  2. Тренировочные работы МИОО.
  3. Гусева И.Ю. ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов. — СПб: Тригон, 2009.
  4. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. Информатика: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.
  5. Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П.  ЕГЭ 2010. Информатика. Типовые тестовые задания. — М: Экзамен, 2010.
  6. Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. — М.: Интеллект-центр, 2010.
  7. Якушкин П.А., Ушаков Д.М.  Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика.  — М.: Астрель, 2009.
  8. М.Э. Абрамян, С.С. Михалкович, Я.М. Русанова, М.И. Чердынцева. Информатика. ЕГЭ шаг за шагом. – М.: НИИ школьных технологий, 2010.
  9. Чуркина Т.Е. ЕГЭ 2011. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2010.
  10. Информатика и ИКТ: ЕГЭ-2012. – СПб.: Просвещение, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление по теме: "Системы счисления. Перевод целых чисел из одной позиционной системы счисления в другую"

Целью данного урока является закрепление учащимися 8-го класса умений по переводу целых чисел из одной системы счисления в другую. В ходе урока учащиеся работают в группах по 2-3 человека. Самос...

Системы счисления. Основные понятия. Двоичная система счисления

Мультимедийная презентация содержит основные понятия по теме "Системы счисленя". Двоичная система счисления представлена в презентации по следующей схеме: основание, узловые и алгоритмические числа, п...

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.

Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...

Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.

План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...