Файлы и файловая система
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме

Абрашкина Наталья Владимировна

Информатика интересна сама по себе. А если отправиться в путешествие в игровой форме, это не только заинтересует, но и научит. Игра используется для закрепления материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fayly_i_faylovaya_sistema.ppt521 КБ
Файл fayly_i_faylovaya_sistema.docx74.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФАЙЛЫ И ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА

Слайд 2

Что такое файл? Из каких частей состоит имя файла? Что такое расширение файла? Какое расширение обычно имеют текстовые файлы? Что такое папка? Что такое каталог? Какие действия можно выполнять с файлами и папками? Кто придумывает собственное имя файла? Какие ограничения? Кто дает расширение файлу? На что указывает расширение? Для чего служат папки? РАЗМИНКА

Слайд 3

-действие с файлами и папками (8); действие с файлами и папками (8); - действие с файлами и папками (11); действие с файлами и папками (11); - действие с файлами и папками (8); - атрибут папки и файла (3); атрибут файла (3); графическое представление объекта (6); - указатель на объект (5); поименная область на диске (4); - место на диске для хранения файлов и папок (5). ГОЛОВОЛОМКА

Слайд 4

К У И Н Т Е Р Ф Е Й С С О З Д А Н И Е А Т П И Т П А П К А Е М Н Р Я К О И А С В И Л Е И М Р Д Т Р О К Н О М Л И Ы Л Б И О А Е Ж У О Г Т Ф Ы Ч П В Л Ш К Ж З И Н А К У Р А Б О Е Д Е Н Т Й С П Д Н Д Н К З А Х Ь Л К У А И И П Е Р Е М Е Щ Е Н И Е

Слайд 5

создание удаление перемещение копирование открытие имя тип значок ярлык файл папка

Слайд 6

Тип файла Расширение Исполняемые программы htm, html Текстовые файлы bas, pas, cpp Графические файлы wav, mp3, midi, kar, ogg Web-страницы avi, mpeg Звуковые файлы txt, rtf, doc Видеофайлы exe, com Код (текст) программы на языках программирования bmp, gif, jpg, png, pds УГАДАЙ-КА

Слайд 7

Тип файла Расширение Исполняемые программы htm, html Текстовые файлы bas, pas, cpp Графические файлы wav, mp3, midi, kar, ogg Web-страницы avi, mpeg Звуковые файлы txt, rtf, doc Видеофайлы exe, com Код (текст) программы на языках программирования bmp, gif, jpg, png, pds

Слайд 8

ЭРУДИТ

Слайд 9

C:\Мои документы\Иванов\ QBasic .ехе C:\Мои документы\Петров\Письмо. txt C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море. bmp C:\Фильмы\Интересный фильм. avi

Слайд 10

ОТДЫХАЙ-КА

Слайд 11

На диске С: в папке «Работа» создать папку «Задание». В этой же папке «Работа» создать текстовый файл «Проверка». Поместить файл «Проверка» в папку «Задание». Скопировать папку «Задание» ярлык «Мои документы». Открыть папку «Задание». Переименовать папку «Задание» в папку «Обучение». ТРЕНАЖЕР

Слайд 12

C:\Рисунки\Природа\Небо. bmp C:\Рисунки\Природа\Снег. bmp C:\Рисунки\Компьютер\Монитор. bmp C:\Мои документы\Доклад. doc ХУДОЖНИКИ

Слайд 14

А) В папке My game находятся файлы My_game.exe My_game.txt My_game.bmp My_game.avi My_game.wav Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре Определите файл, в котором может храниться заставка к игре Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре СООБРАЖАЙ-КА

Слайд 15

Б) Отдели имена файлов от имен папок, неправильные имена пропускай. Letter.txt, Book, Name*2, List.doc, 2006 год , Windows.jpg, Windows, Dom.doc.

Слайд 16

:–) – радостное лицо ;–) – подмигивающая улыбка : 0) – клоун 8: –) – маленькая девочка

Слайд 17

: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке. : – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке. : – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.



Предварительный просмотр:

Урок информатики по теме "Файлы и файловая система"

Цели урока:

  1. Повторить и обобщить знания по теме «Файл и файловая система».
  2. Побудить интерес к изучению информатики
  3. Способствовать воспитанию навыков работы в группе и принятию группового решения.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
  • воспитание дисциплинированности;
  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.

Образовательная:

  • обобщение и систематизация знаний по теме «Файл и файловая система».

Развивающие:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, наблюдательности, чувства ответственности, логического мышления.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • презентация “Файлы и файловая система” – Приложение 1;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • жетоны;
  • грамота для команды победителей;  

План урока:

  1. Организационный момент. (2 мин)
  2. Игра «Путешествие в Файландию»: обобщение и систематизация знаний (34 мин)
  • Разминка
  • Головоломка
  • Угадай-ка
  • Эрудит
  • Отдыхай-ка
  • Тренажер
  • Художники
  • Соображай-ка
  1. Подведение итогов игры. (2 мин)
  2. Самооценка. (2 мин)

Ход урока 

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих.

Учащиеся поделены на 2 команды.

Мы с вами познакомились с новыми понятиями: файл, папка, имя файла, расширение, файловая система, научились выполнять основные действия с файлами. И сегодня мы подведём итоги нашей работы. Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.

Итак, тема нашего урока“Файлы и файловая система”.

Демонстрируется слайд 1.

Наше Путешествие будет проходить через семь станций. На каждой станции вас ожидает масса интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон. По результатам этих конкурсов и будет выявлена команда-победитель.

Я желаю Вам увлекательного путешествия и пусть ветер будет вам попутным.

II. Отправление в полет

Итак, все готовы, и мы отправляемся в полет.

1. СТАНЦИЯ «РАЗМИНКА»

И первая станция, на которую мы прилетаем «РАЗМИНКА».

Демонстрируется слайд 2

Отвечаем на вопросы:

  1. Что такое файл?
  2. Из каких частей состоит имя файла?
  3. Что такое расширение файла?
  4. Какое расширение обычно имеют текстовые файлы?
  5. Что такое папка?
  6. Что такое каталог?
  7. Какие действия можно выполнять с файлами и папками?
  8. Кто придумывает собственное имя файла? Какие ограничения?
  9. Кто дает расширение файлу? На что указывает расширение?
  10. Для чего служат папки?

2. СТАНЦИЯ «ГОЛОВОЛОМКА»

Мы продолжаем наше путешествие и следующая станция «ГОЛОВОЛОМКА»

Демонстрируется слайд 3

В сетке таблицы записаны 11 слов по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Нужно отыскать все слова и записать их на листе, в скобках указано количество букв в слове:

  • действие с файлами и папками (8); (создание)
  • действие с файлами и папками (8); (удаление)
  • действие с файлами и папками (11); (перемещение)
  • действие с файлами и папками (11); (копирование)
  • действие с файлами и папками (8); (открытие)
  • атрибут папки и файла (3); (имя)
  • атрибут файла (3); (тип)
  • графическое представление объекта (6); (значок)
  • указатель на объект (5); (ярлык)
  • поименная область на диске (4); (файл)
  • место на диске для хранения файлов и папок (5). (папка)

Демонстрируется слайд 4

К

У

И

Н

Т

Е

Р

Ф

Е

Й

С

С

О

З

Д

А

Н

И

Е

А

Т

П

И

Т

П

А

П

К

А

Е

М

Н

Р

Я

К

О

И

А

С

В

И

Л

Е

И

М

Р

Д

Т

Р

О

К

Н

О

М

Л

И

Ы

Л

Б

И

О

А

Е

Ж

У

О

Г

Т

Ф

Ы

Ч

П

В

Л

Ш

К

Ж

З

И

Н

А

К

У

Р

А

Б

О

Е

Д

Е

Н

Т

Й

С

П

Д

Н

Д

Н

К

З

А

Х

Ь

Л

К

У

А

И

И

П

Е

Р

Е

М

Е

Щ

Е

Н

И

Е

Демонстрируется слайд 5

Правильные ответы:

  • создание
  • удаление
  • перемещение
  • копирование
  • открытие
  • имя
  • тип
  • значок
  • ярлык
  • файл
  • папка

3. СТАНЦИЯ «УГАДАЙ-КА»

Демонстрируется слайд 6

Следующая станция «Угадай-ка». Укажите стрелочками соответствие между типом файла и его расширением.

Тип файла

Расширение

Исполняемые программы

htm, html

Текстовые файлы

bas, pas, cpp

Графические файлы

wav, mp3, midi, kar, ogg

Web-страницы

avi, mpeg

Звуковые файлы

txt, rtf, doc

Видеофайлы

exe, com

Код (текст) программы на языках программирования

bmp, gif, jpg, png, pds

Демонстрируется слайд 7

Ответы:

4. СТАНЦИЯ «ЭРУДИТ»

Мы продолжаем наше путешествие и следующая станция «ЭРУДИТ». Укажите полные имена всех файлов.

Демонстрируется слайд 8


Рисунок 1

Демонстрируется слайд 9

 

5. СТАНЦИЯ «ОТДЫХАЙ-КА»

Демонстрируется слайд 10

Станция “Отдыхай-ка” (учитель проводит физкультминутку).

Вы, наверное, устали? 
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

6. СТАНЦИЯ «ТРЕНАЖЕР»

Демонстрируется слайд 11

А теперь давайте проверим наши знания на практике. Этот этап нашего путешествия я назвала тренажер. Как вы думаете почему?

Тренажёр — устройство для тренировки, а нам и надо отработать наши навыки работы за компьютером.

Ученики садятся за компьютеры выполняют задания.

  1. На диске С: в папке «Работа» создать папку «Задание».
  2. В этой же пазке «Работа» создать текстовый файл «Проверка».
  3. Поместить файл «Проверка» в папку «Задание».
  4. Скопировать папку «Задание» ярлык «Мои документы».
  5. Открыть папку «Задание».
  6. Переименовать папку «Задание» в папку «Обучение».

7. СТАНЦИЯ «ХУДОЖНИКИ»

Демонстрируется слайд 12

На этой станции вам нужно построить дерево каталогов

Демонстрируется слайд 13


Рисунок 2

8. СТАНЦИЯ «СООБРАЖАЙ-КА»

Станция «Соображай-ка» и следующее задание:

Демонстрируется слайд 14

А) В папке My game находятся файлы

  1. My_game.exe
  2. My_game.txt
  3. My_game.bmp
  4. My_game.avi
  5. My_game.wav
  • Определите файл, в котором может быть записана инструкция к игре (2)
  • Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3)
  • Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1)
  • Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4)
  • Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5)

Демонстрируется слайд 15

Б) Отдели имена файлов от имен папок, неправильные имена пропускай.

Letter.txt, Book, Name*2, List.doc, 2006 год, Windows.jpg, Windows, Dom.doc.

III. Возвращение домой. Подведение итогов.

Как вы думаете, мы полностью научились работать на компьютере? Конечно, нет. Нас с вами ждет еще не одно путешествие в удивительный компьютерный мир.

Мы все благополучно вернулись домой. И теперь давайте подведем итоги нашего путешествия.

IV. Самооценка.

Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Когда мы говорим с кем-то лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу. При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.

Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой бывает трудно понять весь смысл послания.

Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.

Демонстрируется слайд 16.

Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.

  • :–) – радостное лицо
  • ;–) – подмигивающая улыбка
  • : 0) – клоун
  • 8: –) – маленькая девочка

Оцените себя, используя смайлики.

Демонстрируется слайд 17.

Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:

  • : – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
  • : – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
  • : – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Файл и файловая система"

Урок "Файл и файловая система"(слайд1)Цели урока (слайд2)Обучающая: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.Развивающая: формирование умения составлять дер...

"Файл и файловые системы"

Презентация может быть использована при изложении материала по теме "Файл и файловые системы" в информационно-технологическом профиле, а также на уроках информатики при некоторой доработке...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

В  уроке используются ЭОР по информатике, для 8 класса. учебник Семакин....

Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"

Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...

Презентация по теме: "Файлы и файловая система"

Презентация для урока по теме: "Файлы и файловая система"...

"Файлы и файловые системы"

Представленный методический материал предназначен для проведения уроков по теме "Файлы и файловые системы" в 8 классе. Данный материал включает в себя Презентацию урока-лекции и практическую работу "О...

Презентация на тему - "Файлы и файловая система"

Демонстрационный материал для урока информатики в 7 классе....