Роль исполнителей в изучении алгоритмических конструкций
статья по информатике и икт (9 класс) на тему

Лещинская Любовь Васильевна

Из опыта использования Исполнителя Стрелочка в изучении алгоритмических конструкций и программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ispolnitelei.docx610.05 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь Васильевна Лещинская

ГБОУ СОШ №16, Санкт-Петербург

Роль исполнителей в изучении алгоритмических конструкций

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.

Конфуций

Тема «Основы алгоритмизации и программирования» является одной из важнейших в школьном курсе информатики. Она проходит через весь курс, начиная от записи словесного алгоритма до составления программ на одном из языков программирования. Не секрет, что программирование на любом языке вызывает трудности у учащихся и головную боль у учителя, если это не профильный курс.

И от того, с каким багажом знаний учащиеся подходят к этапу программирования, зависит объём этих трудностей.

За последние годы методика преподавания информатики претерпела значительные изменения. Это связано с уменьшением количества часов на изучение этой темы, но требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике нисколько не изменились, о чем свидетельствуют задания в ЕГЭ и ГИА.

Если сравнить программу курса информатики 15-летней давности, когда учитель информатики составлял ее сам, при этом, учебников практически не было. Много учебного времени уделялось Исполнителям, таким как Черепашка, Чертежник, Кукарача. Эти Исполнители имеют минимальную систему команд, позволяющую записывать основные алгоритмические конструкции. А наглядная среда Исполнителя позволяет визуально представить выполнение программы.

На примере программы, по которой работала я, (я же ее составляла и утверждала на кафедре в АППО), в 5 классе мы изучали Кукарачу, в СКИ которого минимальное количество команд и интуитивно понятных конструкций.

В 6 классе управляли Черепахой в среде Лого, где уже можно реализовать достаточно сложные алгоритмы. И, когда в 9 классе программировали на Паскале, уроки не вызывали такого явного отторжения и не понимания, как в последние годы.

Сейчас мы пользуемся, в основном, готовыми авторскими программами, учебниками и рабочими тетрадями. У Л.Л. Босовой в 6 классе на изучение Исполнителя Чертежник отводится 6 часов. С алгоритмическими конструкциями можно только познакомиться. А «нарешать» задач, выработать алгоритмический стиль мышления невозможно. От Л.Л. Босовой плавно «перетекли» в программу И.Г. Семакина. А в свете 100%-го обеспечения учебниками, учебники И.Г. Семакина для 7-9 классов уже все с грифом «ФГОС».

В 9 классе программирование на Паскале. Но прежде изучение алгоритмов на примере Исполнителя Стрелочка. Что меня порадовало. Знаю, что некоторые коллеги не включают в свои рабочие программы этого исполнителя, а сразу переходят к изучению программирования на языке Паскаль. К теме Исполнителя Стрелочка много примеров и демонстраций в ЭОР, и это позволяет облегчить понимание учащимися структуры алгоритма, сконцентрировать внимание на нахождении способа решения задачи, а не на синтаксисе языка.

Много демонстрационного материала, примеров, заданий. Можно пользоваться в режиме on-line

После того как со Стрелочкой разобрали достаточное число задач, писать программы на Паскале уже было гораздо понятней.

Большую роль играет подбор заданий.

Специфика задач по программированию связана с другими предметными дисциплинами, поэтому необходимо учитывать наличие знаний и умений, приобретенных учащимися в процессе изучения этих дисциплин.

В ЭОР Стрелочки представлен 3-х уровневый набор задач, что позволяет организовать индивидуальную работу на уроке. Удобный интерфейс. Текст задачи и иллюстрация на экране.

При подборе задач необходимо делать акцент на их понятность и занимательность.

Задачи с анализом фрагментов программ и ошибок, способствуют развитию алгоритмического мышления учащихся.

Найти эти материала можно на портале Единой коллекции ЦОР по адресу

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E8%F1%EF%EE%EB%ED%E8%F2%E5%EB%FC%20%F1%F2%F0%E5%EB%EE%F7%EA%E0&interface=catalog&class=53&subject=19&context=all&onpage=20&onpage=20&page=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочный тест по теме "Системы счисления, алгоритмические конструкции"

Тест может быть использован для проверки темы "Системы счисления, алгоритмические конструкции" в 10 классе на базовом уровне....

Основные алгоритмические конструкции (тренировочные задания ЕГЭ)

набор типовы заданий для темы алгоритмизация...

Урок Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.

Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися...

Основные алгоритмические конструкции. Блок-схемы. Паскаль

Пособие содержит 2 варианта раздаточного материала  для ученика.  Дан пошаговый алгоритм, содержащий ветвление и 3 вида циклов. Приведена запись алгоритма на языке блок-схем.  Параллель...

План-конспект урока по теме "Алгоритмическая конструкция "Следование". Исполнитель "Робот" (8 класс)

Конспект урока, в состав которого входит технологическая карта, презентация "Алгоритмическая конструкция Следование", практическая работа. Практическая часть рассчитана на работу в среде про...

План-конспект урока по теме "Алгоритмическая конструкция "Ветвление". Исполнитель "Робот" (8 класс)

Разработка урока, в состав которого входит технологическая карта, презентация "Алгоритмическая конструкция Ветвление", тест "Конструкции алгоритма", практическая работа. Практическ...