Рабочая программа Внеурочной деятельности
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему

Сорокина Елена Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

Согласовано

на заседании ШМО учителей математики, физики, информатики

Руководитель ШМО  

___________________/Е.В.Нестеренко/

Согласовано

Замдиректора по УВР школы

«         »                                 2015г.

                              /Л.М. Бобкова/

Утверждаю

директор школы

                               /А.В.Кныш/ 

приказ №         от                      .

                                                                                                             

                                                                                 

                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

5 класс

количество часов 34

Учитель:    Сорокина Е.В

Категория 1КК

стаж  работы  21   года

2015 - 2016 учебный год

 

   

                                                   г. Комсомольск-на-Амуре

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.Новизна программы «Занимательная информатика» основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к современным социально-экономическим условиям. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014 / 2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 / 2015 учебный год»
  • В соответствии с инновационной идеей Социально активной школы «Фо» 2014-2018.

Цель:

Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с графикой и мультимедиа, подготовив их к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.

Воспитание активных, полноценных граждан, способных на самоопределение в условиях технологически развитого общества.

Задачи:

Образовательные:

  1. Овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
  2. Сформировать первоначальные представления о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
  3. Обеспечить практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Воспитательные:

  1. Сформировать потребность в саморазвитии;
  2. Способствовать формированию активной жизненной позиции;
  3. Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  4. Поддержать развитие культуры общения;
  5. Расширить воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

Развивающие:

  1. Развивать пространственное воображение, логическое и визуальное мышление;
  2. Развитие чувства прекрасного;
  3. Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций.

Отличительные особенности программы:

  • Программа учитывает возрастные, общеучебные  и психологические особенности младшего школьника. Занятия  проводятся в соответствии с возрастными особенностями учащихся– это занятия в форме презентации, размышления, соревнования, творческой мастерской, творческого отчета, практических занятий, микроисследований. Как правило, различные темы и формы подачи учебного материала активно чередуются в течение одного урока.

Особенности возрастной группы детей:

  • Пятиклассник - переходный от младшего возраста к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения установленные взрослыми отходят на второй план.

2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Предметные образовательные результаты

В результате освоения курса программы

  • у обучающихся сформируется представление:
  • о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных;
  • о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в локальные и глобальные сети;
  • о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные вычислительные устройства и др.);
  • будут сформированы:
  • основы алгоритмической культуры;
  • навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на предшествующее использование в различных предметах),
  • обучающиеся научатся:
  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе,  технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • выполнять кодирование и декодирование простейших сообщений;
  • работать с различными устройствами компьютера;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • работатьс операционной системой Windows;
  • работать cприкладными программами текстовым редактором MS OfficeWord, редактором презентаций MS OfficePowerPoint.

Метапредметные образовательные результаты:

  • уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;
  • владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций;  синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№№

Дата

Класс

Тема

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

п/п

34ч.

6,1

27,9

                                                   Раздел 1.                    Учимся работать на компьютере.

№1

05.09

Понятие об информации.

1ч.

0,4 Психологическая информация

0,6

Дидактическая игра

№2

12.09

Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер.

1ч.

0,2

Викторина

0,8

Работа со сказкой

№3

19.09

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

1ч.

0,1

Реферат

0,9

Самостоятельные задания

№4

26.09

Компьютерная помощница - мышь.

1ч.

0,2

Устный опрос

0,8

Лабораторная работа

№5

03.10

Представление о графическом интерфейсе системной среды.

1ч.

0,1

Кроссворд

0,9

Зачеты

№6

10.10

Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»

1ч.

0,3

Викторина

0,7

Вербальные игры

№7

17.10

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш

1ч.

0,2

Интеллектуальное задание

0,8

Тест

№8

24.10

Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»

1ч.

0,2

Кроссворд

0,8

Практическая работа

№9

31.10

Технология вычислений с помощью программы «Калькулятор».

1ч.

0,1

Блиц-опрос

0,9

Контрольная работа

                                                 Раздел 2.                    Простейшая технология работы с текстом.

№10

14.11

Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота).

1ч.

0,3

Психологическая информация

0,7

Дидактическая игра

№11

21.11

Технология ввода текста.

1ч.

0,1

Викторина

0,9

Тест

№12

28.11

Редактирование текста.
Пр «Редактирование текста»

1ч.

0,1 Психологическая информация

0,9

Практическая работа

№13

05.12

Редактирование текста.
Пр «Форматирование текста»

1ч.

0,2

Круглые столы

0,8

Работа со сказкой

№14

12.12

Редактирование текста.
Пр «Таблицы в текстовом редакторе»

1ч.

0,1

Интеллектуальное задание

0,9

Контрольная работа

                                                 Раздел 3.                    Компьютерная графика.

№15

19.12

Что такое компьютерная графика.

1ч.

0,1

Реферат

0,9

Дидактическая игра

№16

26.12

Создание компьютерного рисунка

1ч.

0,1

Кроссворд

0,9

Лабораторная работа

№17

16.01

Настройка инструментов

1ч.

0,2

Устный опрос

0,8

Практическая работа

№18

23.01

Редактирование компьютерного рисунка

1ч.

0,1

Интеллектуальное задание

0,9

Самостоятельные задания

№19

30.01

Фрагмент рисунка

1ч.

0,2

Блиц-опрос

0,8

Тест

№20

06.02

Сборка рисунка из деталей

1ч.

0,2

Устный опрос

0,8

Зачеты

№21

13.02

Как сохранить созданный рисунок

1ч.

0,1

Блиц-опрос

0,9

Создание макетов

№22

20.02

Построение с помощью клавиши Shift эллипс и окружность

1ч.

0,1

Интеллектуальное задание

0,9

Индивидуальные работы

№23

27.02

Что такое пискель. Что такое пиктограмма

1ч.

0,3

Кроссворд

0,7

Контрольная работа

                                                 Раздел 4.                    Компьютерные презентации.

№24

05.03

Интерфейс программы Power Point.

1ч.

0,2

Психологическая информация

0,8

Самостоятельные задания

№25

12.03

Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций.

1ч.

0,2

Интеллектуальное задание

0,8

Дидактическая игра

№26

19.03

Форматирование фона, текста.

1ч.

0,1

Доклады

0,9

Индивидуальные работы

№27

26.03

Форматирование фона, текста.

1ч.

0,1

Интеллектуальное задание

0,9

Практическая работа

№28

09.04

Вставка изображений и звука.

1ч.

0,1

Диктант

0,9

Зачеты

№29

16.04

Вставка изображений и звука.

1ч.

0,1

Индивидуальный опрос

0,9

Индивидуальные работы

№30

23.04

Анимация.

1ч.

0,2

Психологическая информация

0,8

Лабораторная работа

№31

30.04

Анимация. Переход слайдов

1ч.

0,1

Интеллектуальное задание

0,9

Тесты

№32

07.05

Работа над проектами.

1ч.

0,3

Интеллектуальное задание

0,7

Индивидуальные работы

№33

14.05

Работа над проектами.

1ч.

0,1

Диктант

0,9

Лабораторная работа

№34

21.05

Защита проектов.

1ч.

0,6

Устная защита проектов

0,4

Презентация

ИТОГО

34ч.

                                   4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ КУРСА

1.  Учимся работать на компьютере.

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Иметь представление об информации и информатике.

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами икт. Знать требования к организации компьютерного рабочего места.

Иметь представление об архитектуре компьютера.

Знать основные элементы компьютера и их назначение.

Иметь представление о способах обработки числовой информации.

Знать основные операции с числами.

Открывать программу калькулятор и использовать ее.

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Критическое отношение к информации и избирательность её восприятия.

Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов.

Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и икт в условиях развития информационного общества.

Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.

2.  Простейшая технология работы с текстом

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Иметь представление  о способах введения информации в память компьютера.

Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.

Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.

Иметь представление о способах обработки текстовой информации.

Знать основные операции с текстом.

Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы.

Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

3.  Компьютерная графика .

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке.

Знать виды инструментов рисования.

Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.

Иметь представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики.

Знать виды инструментов рисования.

Выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (изменение рисунка).

Иметь преставление о компьютерной графике.

Инструменты графического редактора.

Строить и раскрашивать простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора.

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности.

Разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.

Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).

Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

5.  Компьютерные презентации

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи

Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений.

Понятия: анимация, настройка анимации.

Уметь в презентации задать анимацию объектов.

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения.

Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:

  • умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
  • умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Курс «Занимательная информатика» введен в часть базисного образовательного плана для учащихся 5г класса, реализуемого МОУ СОШ №32, в рамках внеурочной деятельности.

5.СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

1.Урочные - традиционные

2.Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные

3.Практические работы и лабораторные работы

4.Тесты

5.Самостоятельные задания

6.Зачеты

7.Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие)

8.Рефераты, доклады

9.Викторина

10. Кроссворд

11.Диктант

12.Устный опрос

13.Блиц-опрос

14.Практическая работа

15.Лабораторная работа

16.Круглые столы

17.Дидактические многофункциональные игры

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Список литературы

  • М.Н. Бородин Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика: 2-11 классы - изд. Бином. Лаборатория знаний, 2011 г.
  • Н.В. Макарова Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2011.
  • Босова Л.Л. информатика Методическое пособие 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

2. Печатные пособия

Демонстрационные таблицы, карточки-задания.

3. Цифровые образовательные ресурсы

4. Технические средства обучения

  • Компьютер – 14 шт.
  • Интерактивная доска – 1 шт.
  • Мультимедийный проектор – 1 шт.
  • Компьютерный класс – 1 шт.

5. Экранно-звуковые пособия

  • Мир информатики 1,2 год обучения. Кирилл и Мефодий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...