Использование инновационных технологий
статья по информатике и икт на тему

Гуренко Наталья Владимировна

Использование инновационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд №1.

 Тема: «Использование инновационных технологий

при обучении физике и информатике».

Слайд №2.

План:

1. Вступление.

2. Основные цели информатизации образовательного процесса.

3. Информационные технологии.

4. Основные компьютерные технологии.

5. Факторы эффективности методической темы.

6. Значение инновационных технологий.

7. Заключение.

1. Вступление.

      Мир, окружающий каждого из нас, удивительно разнообразен. Понятия

«вещество» и «энергия» уже несколько столетий освоены человечеством и в различных своих проявлениях служат объектом изучения таких наук, как физика, химия, биология, геология и других естественных наук.

      XX век выдвинул на передний край еще одно понятие – понятие информации. Это дверь в мир технологий, без которых немыслима современная цивилизация.

Слайд №2. Работа с информацией – главное умение человека в современном мире!

      Информационные технологии – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

      Человечество занималось обработкой информации тысячи лет. Первые информационные технологии основывались на использовании счётов (абак) и письменности. Около пятидесяти лет назад началось исключительно быстрое развитие этих технологий, что в первую очередь связано с появлением компьютеров. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи, бытовую электронику, телевидение и радиовещание.

2. Основные цели информатизации образовательного процесса.

Слайд №3. Основные цели информатизации.

Основными целями информатизации образовательного процесса принято считать:

- формирование общей компьютерной культуры,

- обучение детей грамотно использовать компьютер для решения различных задач,

- проведение красочных и интересных уроков,

- упрощение работы по подготовке документов,

- обеспечение объективного мониторинга уровня качества знаний,

- реализацию дистанционного образования,

- заинтересованность и мотивацию учащихся.

3. Информационные технологии.

Слайд №4. Информационные технологии - противопоставление современных технологий обучения информационным технологиям, источник информации и рабочий инструмент, средство повышения эффективности урока и нового качества образования.

     Информационные технологии в обучении физике и информатике – это противопоставление современных технологий обучения информационным технологиям, источник информации и рабочий инструмент, средство повышения эффективности урока и нового качества образования. Не зря в методической литературе перед термином «информационные технологии» ставят определение «новые». Новое в образовании – это не просто элемент современного образовательного процесса, но и требование завтрашнего дня. Учителю нельзя отставать от «продвинутых» учащихся; сопутствующие компоненты  вокруг персонального компьютера постоянно совершенствуются и появляются новые - они дают огромные возможности не только для самообразования педагогов, но и для совершенствования учебного процесса в целом и повышения эффективности преподавания физики и информатики. Но, как в любом деле, всегда должна быть мера: не превращать урок только в развлекательно-созерцательную форму обучения. Многое зависит от самого учителя - от его компетентности, профессионализма, творческого потенциала.

4. Основные компьютерные технологии.

Слайд №5. Основные компьютерные технологии.

      Основными компьютерными технологиями на уроках физики и информатики можно назвать:

  • Компьютерное моделирование;
  • Использование гипертекстовых (контекстно-связанных) учебных пособий;
  • Контроль знаний, тестирование.

5. Факторы эффективности методической темы.

Слайд №6. Методическая тема «Развитие личности учащегося в условиях новых информационных технологий».

      Работая над методической темой «Развитие личности учащегося в условиях новых информационных технологий» использую на уроках электронные учебники, презентации, анимации, видеофрагменты,  электронные тесты, интерактивные компьютерные модели, интерактивную доску.  

      Использования дисков на уроках способствует повышению мотивации к обучению и формированию самостоятельности у обучающихся.. Электронные пособия позволяют учителю сократить время на подготовку к занятиям; выбрать новые методы и формы обучения. Уроки стали информационно насыщенными, наглядными, эффективными.

Электронные программы позволяют продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, графики, динамические модели, видеозаписи.

Некоторые модели позволяют одновременно с изменениями параметров увидеть изменения графиков.

Показ модели «Графики изопроцессов».

Слайд №7. Используемое программное обеспечение на уроках.

На своих уроках я использую такое программное обеспечение: «Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ. (Образовательный комплекс 1С)»; «Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (компания «Новый диск»); «Обучающий видеокурс. Мультимедиа на компьютере» (компания «Диск»); «Интерактивный курс. Microsoft Offise 2007» (компания «Новый диск»); «Электронный экзаменатор у вас дома.. Серия «Библиотека студента» (Ю.А.Платонов, Ю.Г. Уткин М.И. Иванов); «Самоучитель Word 2000» (Серия TeachPRO)  и др.   На этих дисках представлен обширный материал по всему курсу физики и информатики.

Текстовая информация в электронных наглядных пособиях сопровождается иллюстрациями и видеосюжетами, при этом включается и справочный материал, блок обучения решению задач или тестовый контроль знаний. Это можно использовать при работе с обучающимися, пропустившими занятия, или при контроле знаний.

Использование программ на уроках позволяет учителю дать более расширенный материал по курсу физики и информатики.

Удобно с помощью программных продуктов делать презентации к урокам.

Презентация на уроке является своеобразным опорным конспектом, а также заменяет классную доску. На слайдах можно разместить не только определения, но и схемы, иллюстрации к материалу урока, задания для самостоятельной работы, вопросы для фронтального опроса учащихся. Презентации можно использовать для проведения индивидуальной работы за компьютером (повторение, письменный опрос, тестирование).

При прохождении темы «Компьютерные презентации» каждый ученик создает свою презентацию на предложенную преподавателем тему из ранее изученного. Тем самым достигается несколько результатов: формируются умения и навыки создания и использования компьютерной презентации, повторение и переосмысление ранее изученного, формируется навык создания краткого конспекта, овладение компьютерными технологиями и их использование на других уроках.

Показ презентации «Моделирование как метод познания».

Для проведения письменного опроса по вопросам теории используются карточки с заданиями, которые созданы в текстовом редакторе и распечатаны на принтере. К изготовлению карточек привлекаются ученики, что является хорошим повторением текстового редактора.

К информационным технологиям можно отнести использование ресурсов Интернета. Есть возможность подключиться к глобальной сети и продемонстрировать работу электронной почты, возможности поисковых систем и т. д. Однако (по объективным причинам) нет возможности каждому ученику выйти на уроке в Интернет, это дорого и сложно технически.

При обучении физике преподаватель обычно сталкивается со следующими трудностями:

  • учащиеся не могут представить некоторых явлений, таких как явления микромира и мира с астрономическими размерами;
  • при изучении некоторого материала изучение его затрудняется незнанием учащимися математического аппарата, с помощью которого материал может быть изучен на высоком теоретическом уровне (например, незнание основ дифференциального и интегрального исчислений при изучении механики);
  • для изучения явления не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики).

Программное обеспечение позволяет регистрировать сигналы, поступающие от датчиков, отображать их на экране, проводить обработку данных и представлять её результаты на экране. Возможен просмотр полученных графиков. Графики, возникающие на экране при изучении тепловых явлений (зависимости Т от времени при фазовых переходах, при введении понятий количество теплоты, теплоёмкость и т.д.), позволяют лучше понять наблюдаемые явления.

Методы использования:

- при объяснении нового материала, разбирается каждый участок графика;

- при закреплении учащиеся анализируют изменение вида графиков в зависимости от изменения условий проведения эксперимента;

- решение задач: расчёт значений физических величин, используя данные графика, например, удельной теплоты плавления припоя, сравнивая с данными из справочника для олова и свинца;

- самостоятельные исследования учащихся, например, исследуют

Т плавления различных веществ, условия переохлаждения жидкости.

Показ видео «Фотоэффект», «Заряжение султанчиков из бумаги»;

анимации «Движение Луны с Землей вокруг Солнца», «Возникновение солнечного затмения», «Образование миражей», «Схема работы детектора», «Принцип действия атомной бомбы»; игры «Полет в космос»; модель «Опыт Штерна» и др.

6. Значение инновационных технологий.

Слайд №8. Значение инновационных технологий.

Наличие компьютера и мультимедиа проектора на уроке позволяет:

- демонстрировать анимационные эксперименты;

- создавать анимационные модели;

- создавать презентации учителем;

- учениками;

- демонстрировать тексты, формулы, фотографии, видеоролики;

- иллюстрировать решение сложных задач;

- составлять свои лекции с экспериментами;

- осуществлять текущий контроль;

- проводить контроль уровня знаний, используя дифференциацию.

7. Заключение.

Сотрудничество учителя и ученика, их активность, творчество, сочетание современных педагогических и информационных технологий, позволит воспитать всесторонне развитого человека.

Показ презентации познавательного открытого урока

 «Звуковые волны» (Колокола, колокола…)

Приложение 1. Презентация выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ И ЕЁ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Одна из важнейших  проблем в сурдопедагогике была и остается проблема  развития речи у детей  с нарушением слуха.Перед школой для слабослышащих детей стоят те же общие задачи, что и пер...

Использование инновационных технологий в образовательном процессе

Текст выступления на заседании педагогического совета с целью обмена опытом по теме "Использование инновационных технологий в образовательном процессе" (на уроках русского языка, литературы, при орган...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная...

“Использование инновационных технологий на уроках французского языка” Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Главная  цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), с...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....