ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ И ЕЁ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
материал по теме

Тужикова Лариса Николаевна

Одна из важнейших  проблем в сурдопедагогике была и остается проблема  развития речи у детей  с нарушением слуха.

Перед школой для слабослышащих детей стоят те же общие задачи, что и перед массовой школой. Однако в связи с особенностями развития детей, обучающихся в школе, педагогический процесс здесь представляет значительное своеобразие.

 Несмотря на отсутствие или глубокое нарушение слуха, дети располагают все же достаточными психофизическими средствами, опираясь на которые можно с помощью специального педагогического воздействия сформировать у них устную речь. Подавляющее большинство учащихся, поступающих в специальную школу – интернат II вида, не владеют речью. Словарный запас их настолько ограничен, что они не могут даже назвать самые обиходные предметы, действия, признаки. Те же слова, которые в какой-то степени учащимся известны, очень часто ими искажаются.

Учитывая глубокие отклонения в речевом развитии детей, в школе предусматривается использование специфических методов и приёмов обучения, направленных в первую очередь на восполнение пробелов речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tln.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

                          ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ

И ЕЁ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

            ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

   

Одна из важнейших  проблем в сурдопедагогике была и остается проблема  развития речи у детей  с нарушением слуха.

Перед школой для слабослышащих детей стоят те же общие задачи, что и перед массовой школой. Однако в связи с особенностями развития детей, обучающихся в школе, педагогический процесс здесь представляет значительное своеобразие.

 Несмотря на отсутствие или глубокое нарушение слуха, дети располагают все же достаточными психофизическими средствами, опираясь на которые можно с помощью специального педагогического воздействия сформировать у них устную речь. Подавляющее большинство учащихся, поступающих в специальную школу – интернат II вида, не владеют речью. Словарный запас их настолько ограничен, что они не могут даже назвать самые обиходные предметы, действия, признаки. Те же слова, которые в какой-то степени учащимся известны, очень часто ими искажаются.

Учитывая глубокие отклонения в речевом развитии детей, в школе предусматривается использование специфических методов и приёмов обучения, направленных в первую очередь на восполнение пробелов речевого развития.

 В специальной (коррекционной) школе-интернате II вида решается задача по развитию речи, обогащению словаря,  исправления недостатков произношения. Задача учителя состоит в том, чтобы обогатить лексический запас, совершенствовать все познавательные процессы, перестроить мышление на языковой основе.

Работа в школе по развитию речевых способностей идёт в направлении интенсивного обогащения лексики детей и грамматических структур высказываний, усложнения их содержания. Это позволяет глухим лучше понимать и выражать в своей речи все более сложные предметы и  социальные отношения.  Индивидуальный дифференцированный подход – один из важнейших принципов дидактики и вместе с тем одно из бесспорных требований к педагогу. Чтобы суметь помочь своим ученикам, надо хорошо знать их, помнить о всех дефектных произношениях звуков, четко знать слуховые возможности, состояние их здоровья. Работа по развитию разговорной речи детей   начинается с первых дней пребывания их в школе. Потребность в общении прежде всего появляется в виде побуждений  к действиям, обращений с просьбой, поручением, приказанием.  Дети узнают новые слова, они им радуются. Эти слова  им нужны. В это время почти физически начинаешь  чувствовать, как работает мысль ребенка, постигая новые понятия и слова. Это наслаждение и для детей и для педагога. Для закрепления новых слов  я  использую различные приемы: поручения даю сама, работает «маленький учитель», дети выполняют   поручения друг друга. Усвоение значения слов в начале обучения определяется не глубиной и обстоятельностью их разъяснения, а многообразием  связей, в которых эти слова выступают в практике их использования. Чем многообразнее связи, тем прочнее и точнее может быть усвоено значение слова. И большую помощь в освоении новыми словами нам оказал компьютер, который принес на урок радость, оживление, восторг и помог  удержать у детей чувство радостного удивления перед школой.

Компьютерные программы позволили создать интереснейшую среду для учащихся, переоценить которую невозможно. В них имеются задания различной трудности, возможность гибкого их применения, что создает основу для различных форм дифференциации в обучении. Компьютерные программы предполагают активное вовлечение учеников в деятельность, что значительно повышает мотивацию к обучению.  Развивающие программы «Алик. Скоро в школу», «Веселая азбука», «Учись, рисуя», «Почитай-ка», «Волшебный букварь», «Уроки графики в стране Вообразилии», «Основы грамматики и письма», « Учимся анализировать» помогли организовать учебный процесс с использованием компьютера, и тем самым  оптимизировали процесс обучения. Мультипликация на дисплее заинтересовала учеников, сделала более понятным изучаемый материал. И главное, результаты работы оценивал сказочный герой, что ещё более интриговало и подтягивало ребят, каждому хотелось высказаться, выполнить правильно задание. У ученика, севшего за компьютер, очень ярко выражен мотив интереса, новизны. Ребята вместе со мной  за компьютером закрепляли алфавит, учились  составлять слоги, складывать слова, закрепляли  их в различных играх, знакомились с предметами обихода. Сколько счастливых моментов испытали мои ребята,  сидя за компьютером! Но у них впереди еще много неизвестного, увлекательного , нового.

    Недаром Сухомлинский писал: « Учитель для ребенка – открыватель мира вещей и явлений». Что могли эти   дети, когда перешагнули порог школы. Они не знали элементарных слов и вещей, но я не стремилась за количеством слов, не торопила детей, потому что мне нужно было их качество. В освоении новыми словами ребятам помогли «помощники» - это картинки, таблички, карточки, различные предмет и, конечно, компьютер..

 Неслышащие дети  лишены возможности воспринимать интонационную окраску речи. Её должна восполнить выразительная пластика, эмоциональная мимика учителя. Взгляд, точный жест, знакомый ласкательный суффикс – позволяют неслышащему ребенку легче понимать сказанное и воспринимать интонационную окраску. Речь слабослышащих  детей монотонная, невыразительная и чтобы научить ребят говорить красиво, провожу урок - путешествие в страну Выразительной речи. Перед началом занятия включаю магнитофон, и дети слушают детские песни, стихи. Задаю  вопрос: «Вы бы хотели так красиво говорить?»  Все радостно закивали головой. «Но для этого нужно много потрудиться. А сейчас мы с вами сделаем лишь первые шажочки на этом трудном пути». В этой стране дети посещают город Нотирования, в котором учатся нотировать текст, город Темпа, жители которого предлагают им прочитать скороговорки. Как это трудно для слабослышащих детей! Ведь здесь надо на одном дыхании сказать как можно больше слогов, следить за слитностью. А в городе Интонация они  вспоминают, какая бывает интонация, какой бывает голос и задания, предложенные в этом городе, учат детей изменять интонацию в связи с различными ситуациями.

- Разбили стакан (ах!)

- Ждем маму, а её все нет (мама – произносим жалобно)

- Кто-то стучит в дверь (кто?)

- Стукнул ногу (ой, мне больно!)

И в итоге занятия дети обыгрывают сказку «Лиса и Заяц», во время которой четко следят за своей речью, правильно произносят звуки, стараются говорить слитно, выразительно. Путешествие удалось! Это понимают и дети, они удовлетворены и счастливы тем, что им пришлось преодолеть ещё одну вершину.  

Овладение языком протекает не в отрыве, а на основе деятельности детей в коллективе . Познавая   язык  , дети познают и окружающий их мир, через язык окружающий ребенка мир принимает новую окраску. Познание мира , отражаемое в языке, стимулирует его развитие. Поэтому  работа по развитию речи и обучению общению идет без отрыва детей от мира вещей и явлений. Ведь чем богаче окружающий ребенка мир , тем более разнообразны потребности детей в языке. Ознакомление детей с явлениями внешнего мира вызывает необходимость называть наблюдаемые явления. Это снимает обязанность искать   средства для объяснения слов, создает языку твердую, основанную на чувственном восприятии почву.

Я   часто провожу экскурсии в природу. Готовясь к экскурсии,  учу ребят наблюдать за растениями и животными, формирую  у учащихся элементарное экологическое представление о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, отыскиваю занимательный материал, доступный детям, учу выражать свои чувства при общении с природой.  С ребятами  проводились экскурсии на тему: «Золотая осень», «Первый снег», «В конце октября», «Вот пришли морозы, и зима настала», «Природа просыпается». Во время этих экскурсии конкретизируется и расширяется знакомый учащимся материал. Например, перед экскурсией в лес по теме: «Золотая осень»  каждый получил задание. Кто должен был зарисовать знакомые деревья и подписать их, кто зарисовать листья и указать их отличия, кому было поручено зарисовать ветки знакомых деревьев, а некоторые получили практическое задание – определить, какой лист сорвать труднее – желтый или зеленый, или лист осины или дуба.  С большим желанием дети выполняли свою работу, а, выполнив одно задание, они обменивались своими карточками.  Таким образом, получалось, что каждый отвечал на все вопросы и расширял свой кругозор. Затем было предложено представить себя каким – то деревом и объяснить свой выбор. Очень обрадовали  «превращения» детей – Эдик и Ранис изображали дуб, Надя – трепещущая осинка, Лейсан – кудрявая березка, а Коля – раскидистый клен. И объяснения детей меня       удовлетворили. Эдик – сильный, крепкий, Надя – робкая и застенчивая, Лейсан  - красивая, стройная. В лесу нам встретился ежик. Ребята пришли в восторг, увидев его. Они сразу стали задавать мне вопросы: «Чем питается ёж?», «Где живет?», «Сколько бывает ежат?». Дети узнали очень много о жизни ежей. Они  хотели взять его в школу, но я им объяснила, что как ему там будет трудно, и правильно ли они сделают, если унесут  из леса одного от своей семьи. Дети подумали и решили, что лучше ему будет в лесу, в своем привычном месте.  С целью закрепления материала экскурсии, дети получили задания: сделать макет леса и составить «лесной осенний словарь». Ребята ведут словари, в которых записываются различные сравнения и выражения, которые в последующем используются при написании сочинений.

Лес – терем расписной.

Облако с опаловыми краями.

Сапфировый блеск снега.

Малахитовые ели.

Коралловые ветви берез.

 Слова и фразы, записанные в словарях, должны активизироваться в речи, а не оставаться  лишь на бумаге. Для этого  провожу    словарные разминки или словарные пятиминутки. После экскурсий, наблюдений за погодой, за изменениями, происходящими в разные времена года,  дети писали письма Зиме, Весне, Осени, в которых каждый выражал свои мысли, настроение, просьбы, а затем опускали письма в форточку. Ребята занимались этой работой с огромным увлечением, это была игра и творчество.

С раннего детства навыки правильного поведения и отношения к окружающим помогают неслышащему ребенку чувствовать себя более уверенно и независимо. Умение пропустить старшего в дверь, не сорить на улице, вежливо спросить и ответить, поблагодарить за услугу, умение угостить и принять угощение, извиниться,   задев прохожего – сотни мелочей, владение которыми сделает его общение с миром свободнее и легче. А поможет им  в этом становлении игра.

Во время игр   я продумываю  пути расширения знаний и словаря. Перед каждой игрой  четко оговариваются правила, которые должны соблюдаться, фразы, которыми придется пользоваться. Во время игр много моментов для индивидуальной и дифференцированной работы с детьми.   Проводила  с ребятами такие сюжетно-ролевые игры как: «В магазине», «В театре», «На почте», «На приеме у врача», «Хочу быть красивым», «В автобусе». Для каждой игры у детей есть разговорник, которым они пользуются.  Но по мере взросления, их разговорники усложняются, появляются новые слова и выражения. Если раньше они играли в игру «Почта», во время которой «отправляли» посылки, открытки, телеграммы, то сейчас во время этой игры «оплачивают» квитанции, «получают» денежные переводы, «заказывают Интернет - кабины». А на практике подтверждают свои умения. В мае мы с   ребятами ходили на почту и отправили бандероль ко Дню рождения мамы Садыкова Рузалина – Розы Нуровны. Он сам все оплачивал, общался с оператором, при этом старался точнее выразиться, тщательно продумывал свои вопросы, говорил четко и внятно.  Порадовало  то, что он не растерялся, не замкнулся  при общении с посторонним человеком, а вел себя спокойно. Все ребята обратили внимание на то, как быстро и легко работает оператор, и как компьютер экономит время. По возвращению с почты  ребята на компьютере составили свои диалоги общения с оператором.  

Своеобразие речевого общения, характерное для детей с патологией, ставит педагогов перед необходимостью искать способы его активизации и использования эффективных средств развития, коммуникативных способностей. Применение  новых технологий позволяет эффективно соединять обучение учащихся с их развитием. Активизировать уроки русского языка, сделать их интересными, познавательными помогают различные  развивающие программы. Сейчас они  просто необходимы, так как развивают воображение, расширяют кругозор. Использование на  уроках различных компьютерных программ, помогает     ученикам сосредотачиваться на чем-либо, мыслить самостоятельно. Даже самые пассивные из детей включаются в работу за компьютером с огромным желанием, прилагая все усилия в это время. Они, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

На уроках русского языка я использую программы « Семейный наставник. Русский язык 3, 4, 5 класс», тренажер по русскому языку « Фраза». Серия обучающих комплексов по русскому языку предназначена для организации диагностического и коррекционного тестирования и визуального контроля за усвоением учебного материала. Программа из « Семейного наставника. Русский язык » - содержит на каждую тему несколько вариантов, каждый из которых постепенно усложняется. Проводя фронтальный опрос , я к компьютеру вызываю тех, кто испытывает затруднения по данной теме , так как предлагаю то же задание , но уровень трудности ниже, слова менее сложные. Успешно справляются учащиеся и с редактированием текста: убирают отдельные слова , предложения, связанные с нарушением последовательности и стиля предложения, неоправданными повторениями.   Компьютерный тренажер « Фраза» позволяет отработать правила написания слов и способствует индивидуализации обучения. Эта программа предоставляет каждому ученику оценить себя. После выполнения работы на экране появляется окно самооценки. А перед работой ученик выбирает тот уровень трудности задания, с которым он постарается справиться. На компьютере хорошо выполняются задания , предусматривающие различные виды грамматического разбора и орфографической проверки. С такой монотонной, требующей многократных повторов одних и тех же действий работой машина справляется успешнее.

А теперь мои ученики  научены приемам самоконтроля, взаимоконтроля. Для них не представляется трудности работы со словарями, энциклопедиями, компьютером.  Любимый мой вопрос   «Почему?» И дети  объясняют, доказывают, при этом они учатся размышлять, рассуждать, так как вся работа на уроках должна развивать способность к самостоятельной работе, побуждать к активным действиям и вызывать потребность в речи. И дети ждут от меня этого. А я их стараюсь не разочаровывать, например, на уроках русского языка  часто проводжу  различные типы диктантов: графические, распределительные, живые, слуховые, слухо – зрительные, творческие, выборочные, мини – диктанты, анатомические диктанты, разыгрываем «Словарные  аукционы», предлагаю ученикам  «плетение смысловых паутинок» на различные темы, например: «Весна – проталина, сосульки, капель, ледоход, наводнение, набухают почки, перелетные  птицы»  -  и так далее, при этом очень часто используется  компьютер.

А ребята в свою очередь не разочаровывают меня. Они имеют высокую учебную мотивацию и положительную динамику в учебном процессе. Современные технологии развивающего обучения, коррекционная направленность уроков, позволили мне  оптимизировать учебный процесс и показать хорошие результаты

 качества знаний учащихся и их речевых возможностей.

Очень непросто быть неслышащим в мире слышащих. Учить неслышащего ребенка , накапливать его опыт в единстве со словом – значит не только обучить его содержательной речи , но и открыть путь к полноценному развитию мышления, к овладению отвлеченными понятиями.  

 

            Пути   формирования речи

     и ее коммуникативной функции

                с использованием

           инновационных технологий

                     

           

                                        Учитель 1 категории

                                                      Тужикова Л. Н.

               Специальная ( коррекционная)

       общеобразовательная школа 2 вида

                         город Бугульма

                                2006 год

                       

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования речи у детей с глубоким ее недоразвитием.

Задачи уроков по развитию речи детей с гее недоразвитием. Формирование навыков и умений владения речью детей с особыми познавательными потребностями....

Формирование коммуникативной функции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Несформированность коммуникативных умений у обучающихся  приводит к неудачам в общении со сверстниками и взрослыми.  Снижение потребности в общении,  негативно отражается на формировани...

Формирование коммуникативной функции речи у старших дошкольников с дизартрией.

Коммуникативные умения и навыки чаще всего трактуются как умения и навыки речевого общения в условиях конкретной речевой ситуации. В процессе работы над речевой ситуацией предполагал три взаимосвязанн...

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида

Формирование коммуникативной функции речи на уроках русского языка, как средство социальной адаптации детей со сложной патологией в старших классах VIII вида...

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»

Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитиюкоммуникативных функции учащихся с умеренной умственнойотсталостью&r...

Специфика развития у умственно отсталых детей с нарушенным слухом речи в коммуникативной функции.

В статье описывается значиимость обучения глухих умственно отсталых школьников речи, как средству общения с окружающими людьми. Говорится о том, что обучение детей данной категории необходимо строить ...