Статья "ЦОР И ЭОР как новая парадигма"
статья по информатике и икт на тему

Валиева Мадина Ревазовна

Аннотация: В статье изложена гипотеза о том, что Единая коллекция ЦОР и ЭОРы по существу являются новой парадигмой информатизации образования. Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. ЦОР и ЭОР формируют новые умения и навыки у обучающихся и развивают активно-деятельностные формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsor_i_eor_kak_novaya_paradigma.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЦОР И ЭОР КАК НОВАЯ ПАРАДИГМА

Автор: Валиева Мадина Ревазовна,

учитель информатики

МБОУ СОШ №1 с.Октябрьское

Аннотация: В статье изложена гипотеза о том, что Единая коллекция ЦОР и ЭОРы по существу являются новой парадигмой информатизации образования. Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. ЦОР и ЭОР формируют новые умения и навыки у обучающихся и развивают активно-деятельностные формы обучения.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов информационно-технологического цикла, т.к. именно они помогают понять информационную и целостную картину мира.

На смену сетованиям педагогов по поводу сложности использования электронных учебников в учебном процессе вдруг начинают приходить достаточно бодрые реляции о включении в этот процесс ЭОР, электронных образовательных ресурсов. Исходным пунктом для такого поворота послужило создание государственных хранилищ образовательных ресурсов, Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР – URL: http://school-collection.edu.ru) и Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР – URL: http://fcior.edu.ru/).

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) называют информационные ресурсы, используемые в образовательных целях. Под цифровыми образовательными ресурсами понимается все множество различных материалов в цифровом формате, используемых в учебной работе.

Концепция Единой коллекции ЦОР идеально соответствует сложившейся ситуации, главное, организовать накопление инструментальных и методических разработок, способных поддержать учителя в роли конструктора процесса обучения с учётом его педагогического опыта, уровня информационной культуры и степени оснащённости его школы.

Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже в обозримом будущем большая часть учебного времени будет приходиться на долю самостоятельного, в том числе дистанционного обучения, на самообразование. Именно поэтому, сегодня важно не только учёным-теоретикам, но и педагогам-практикам особенно тщательно подойти к разработке электронных учебных пособий и обучению учащихся их использованию.

Применение электронных пособий вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Не являясь совсем чуждыми дидактически подкованному специалисту, средства ИКТ всё-таки требуют формирования у педагога ряда новых компетенций. За пару десятилетий информатизации школы сложилась не только инфраструктура, но и образовалась «критическая масса» учителей, информационная культура которых позволяет им востребовать средства ИКТ для решения своей социальной сверхзадачи. И стало ясно, информатизация школы, это не электронный учебник, это – разработка технологического процесса, который всегда штучный, всегда конкретный, всегда «здесь и сейчас».

Если иметь в виду этап педагогического проектирования, то следует признать, что успешность применения электронных средств обучения во многом зависит от организации учебного материала.

Информатика, учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЦОРы и ЭОРы применяются по-разному.

Применение ЦОР на различных этапах урока:

ЦОР и ЭОР на этапе актуализации знаний.

Эффективно использовать:

  • электронные тесты
  • ЦОР, в том числе собственных разработок. 

ЦОР на этапе объяснения нового материала.

В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • электронные учебники;
  • мультимедийные презентации;
  • учебные видеофильмы.

ЦОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЦОРы и ЭОРы.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.

1. Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.

Удобно использовать компьютер для отображения результатов той или иной работы.

2. Проектная деятельность

Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

3. Программы тренажёры.

ЦОР и ЭОР формируют новые умения и навыки у обучающихся. Активное использования ЦОР и ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по информатике и тут же проверить свои знания.

Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно - деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения.

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего — возможность действительно научиться. Учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома).

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия — от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.

С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

В заключение хотелось бы отметить, что, на мой взгляд, полноценное внедрение ЭОР и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Статья «Ключевые компетенции как новая парадигма результата образования»

В последнее время происходит резкая  переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Со...

Необходимость разработки новой парадигмы школьного образования сельских территорий

Концептуальные идеи развития сельской школы как факторы социально-экономического и духовно-нравственного развития села....

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Изменение роли преподавателя основ безопасности жизнедеятельности в соответствии с новой парадигмой образования

Как меняется роль преподавателя ОБЖ в соответствии с новой парадигмой образования? Замечено, что при подготовке к уроку преподаватель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с ...

«Изменение роли учителя физической культуры в соответствии с новой парадигмой образования»

На основе анализа ФГОС и новой парадигмы образования определяются новые требования к совершенствованию профессиональной деятельности учителя физической культуры в видах учебной деятельности....