Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для 7 класса
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Шевелева Наталья Андреевна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с  авторской программой  Босовой Л.Л. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы» , с учетом кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА и ЕГЭ, с целью реализации государственного образовательного стандарта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ для 7 класса

(наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)

Шевелева Наталья Андреевна

(ФИО учителя-разработчика (полностью))

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с  авторской программой  Босовой Л.Л. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»[1], с учетом кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) ГИА и ЕГЭ, с целью реализации государственного образовательного стандарта.

Общая характеристика предмета

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики  и ИКТ.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 8-11 классах, но за счет регионального компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5-7 классах.

В основу курса информатики и ИКТ в 5-7 классах положены следующие идеи:

  1. целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса  информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах;
  2. научность в сочетании с доступностью, строгостью и системностью изложения;
  3. практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  4. дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  5. развивающее обучение - обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и ИКТ, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий и является продолжением обучения, начатом в 5 классе по учебнику Л. Л. Босовой.

Изучение информатике и ИКТ в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей: 

  • Формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики.
  • Формирование у обучающихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для учебных задач и саморазвития.
  • Усилие культурологической составляющей школьного образования.
  • Пропедевтика понятий базового курса школьной информатики.
  • Развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает в 7 классе обучение в объеме 1 часа в неделю, 35 часов в год по учебнику Л.Л.Босовой  «Информатика и ИКТ», уровень – базовый. В программе используется УМК, которое продолжает обучение, начатое в 5-6 классах:

  • Информатика и ИКТ: учебник для 7 класс / Л.Л.Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;  
  • Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;  
  • комплект цифровых образовательных ресурсов;
  • http://products.videouroki.net , «Электронная тетрадь по информатике 7 класс».

Описание места учебного предмета в учебном плане

Изучение информатики в 7 классе пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей[2]:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете  для реализации учебных целей и саморазвития;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:

  • создать условия для осознанного использования учащимися при изучении  школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • сформировать у учащихся  умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание,  как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся  умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;  овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные  умения и навыки самостоятельной  работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Рабочая программа составлена в точном соответствии с авторской программой.

Содержание курса

Объекты и их имена – 6 часов.

Информационное моделирование – 20 часов.

Алгоритмика – 9 часов. 2 часа на создание итогового мини-проекта добавлены в раздел Алгоритмика.

Контрольные работы -2:

Контрольная работа №1 «Объекты и их имена» - 1 час

Контрольная работа №2 «Информационное моделирование» - 1 час

Практические работы - 12:

практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»;

практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»;

практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»;

практическая работа №4 «Создаем словесные модели»;

практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»;

практическая работа №6 «Создаем табличные модели»;

практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы»;

практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами»;

практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики»;

практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья»;

практическая работа №11 «Графические модели»;

практическая работа №12 «Итоговая работа».

Проверочные работы – 2:

проверочная работа №1. «Информационное моделирование»;

проверочная работа №2. «Алгоритмика».

Проект-1:

итоговый мини-проект.

Формы организации учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности чрезвычайно разнообразны и предполагают фронтальную, парную, индивидуальную (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся; групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках практикумах, комбинированных уроках.

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или  компьютерных практических заданий  рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и  направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Применяемые технологии и методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • элементы здоровьесберегающих технологий;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) и т.д.

Классификация методов обучения:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником на печатной основе или электронным);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
  • активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.).

Формы контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий[3].

Цели практикума:

  • сформировать у школьников достаточный спектр пользовательских (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно-учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;
  • вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у школьников основы ИКТ - компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).

Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы  позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять задания в рабочей тетради, выбирать и выполнять посильные для себя задания компьютерного практикума.

В 7 классе большое внимание уделяется развитию навыков исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Содержание практикума:

Создание информационных объектов и моделей:

  • текстов
  • списков
  • таблиц
  • рисунков
  • диаграмм
  • схем
  • графов
  • деревьев

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) и  позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  В 7-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа2.

Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 7 классов представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Итоговый контроль осуществляется по завершении  года обучения.


Форма 2

Цели курса

№ цели

Содержание цели

Ученик будет иметь представление:

иметь представление о назначении и области применения моделей;

Ученик будет знать:

понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

Ученик будет уметь

для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояние;

называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;

проводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

различать  натуральные и информационные модели приводить примеры;

приводить примеры образных, знаковых, смешанных моделей;

«читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы;

осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

выполнять операции с основными объектами операционной системы;

выполнять основные операции с объектами файловой системы;

применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования информационных моделей;

выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

для поддержки своих выступлений создавать презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


Форма 3

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2015-2016 учебный год

Общее количество часов на предмет по учебному плану - __35__ ч., по _1_ часа в неделю.

Всего учебных недель - _35.

Из них на:

I четверть - _9_ ч.

II четверть - _7_ч.

III четверть - _10_ч.

IVчетверть - __9_ч.

на практические работ - _12_ ч.

на контрольные работы - _2_ ч.

Составлен в соответствии с программой: Л.Л.Босовой. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Учебник: «Информатика и ИКТ», учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

Методическое пособие: Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;  

Форма 3

Тематический план

п/п

№ в теме

Дата

Корректировка даты

Тема урока

Код элемента содержания (КЭС)

Элемент содержания

Код требования к уровню подготовки выпускников (КТУ)

Требования к уровню подготовки

Примене-ние компью-терных технологий, ИКТ

Домашнее задание:

репродуктивный уровень (для всех);

конструкти-вный уровень;

продуктивный уровень (творческий)

Объекты и их имена – 6 часов

1.

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1 «Работа с основными объектами операционной системы».

1.4.2

командное  взаимодействие  пользователя  с

компьютером, графический интерфейс пользователя

2.2

оперировать  информационными  объектами,  используя

графический  интерфейс:  открывать,  именовать,  сохранять объекты,  архивировать  и  разар-хивировать информацию,

пользоваться  меню  и  окнами,  справочной  системой;

предпринимать меры антивирусной безопасности;

Презентации

РУ: §1.1., 1.2 читать

2.

2

Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».

Презентации

Файлы для работы

Электрон-ные рабочие тетради

РУ: §1.3, 1.4 читать    

3.

3

Состав объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». Задания 1-3.

2.3.1

Создание  текста  посредством  ква-лифицированного клавиатурного  письма  с  исполь-зованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фраг-ментами текста.  Страница. Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Про-верка  правопи-сания,  словари. Включение  в  текст списков  таб-лиц,  изображе-ний, диаграмм, формул

2.4.1

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц, списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы для работы

Электронные рабочие тетради

РУ: §1.5 читать

4.

4

Системы объектов.

Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты». Задания 4-6.

Презентации

Файлы для работы

РУ: §1.6 читать, вопросы 1-4

5.

5

Система и окружающая среда.

Практическая работа №3  «Создаем текстовые объекты». Задания 7-9.

Презентации

Файлы для работы

Электронные рабочие тетради

Файлы для работы

РУ:§1.7 читать

   6.

6

Персональный компьютер как система. Контрольная работа№1 «Объекты и их имена».  

Интерактив-ные тесты

РУ: §2.1 читать                    

Информационное моделирование – 20 часов

7.

1

Модели объектов и их назначение.

Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Задания 1-3.

2.3.1

Создание  текста  посредством  квалифицирован-ного клавиатур-ного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редак-торов.  Работа  с  фрагментами текс-та.  Страница.  Аб-зацы,  ссылки,  за-головки, оглавле-ния.  Проверка  правописания,  словари. Включе-ние  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

2.4.1

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц, списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы для работы

РУ: §2.1 читать

8.

2

Информационные модели. Практическая работа №11

«Графические модели».

Презентации

РУ: §2.2 читать

9.

3

Словесные информацион-ные модели. Научные и художественные описания.  Практическая работа №4. «Создаем словесные модели». Задания 4-5.

2.3.1

Создание  текста  посредством  квалифицированного клавиатурного  письма  с  использованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Работа  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглавления.  Проверка  правописания,  словари. Включение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

2.4.1

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц, списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку

правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентации

Файлы для работы

РУ: §2.3 читать              

10.

4

Работа со словесными информационными моде-лями. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Задания 6-7.

Файлы для работы

РУ: §2.3 читать

11.

5

Создание и оформление информационных моделей. Практическая работа №4 «Создаем словесные модели». Задания 8-9.

Файлы для работы

РУ: §2.3 читать

12.

6

Многоуровневые списки.

Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».

Презентации

Файлы для работы

ПУ: ПР №5 стр.176, задание №4.

13.

7

Математические модели. Контрольная работа№2 «Информационное моделирование»

Интерактивные тесты

РУ: §2.4 читать

КУ: задан.№2, 4, стр.57

14.

8

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6 «Создаем табличные модели». Задания 1-2.

Презентации

Файлы для работы

РУ: § 2.5 читать

15.

9

Простые таблицы.

Практическая работа №6

«Создаем табличные модели». Задания 3-4.

2.3.1

Создание  текста  посредством  квалифицированного клавиатурного  письма  с  исполь-зованием  базовых средств  текстовых  редакторов.  Рабо-та  с  фрагментами текста.  Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглав-ления.  Проверка  правописания,  словари. Вклю-чение  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

2.4.1

структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц, списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентация

Файлы для работы

РУ: §2,5 читать                                          КУ: (задан. №8, ПР№6 стр. 182)

16.

10

Сложные таблицы.

Практическая работа №6

«Создаем табличные модели». Задания 5-6.

Презентация

Файлы для работы

РУ:§2.5 (сложные таблицы) читать;

КУ:

17.

11

Табличное решение логических задач.

Практическая работа №6

«Создаем табличные модели». Задание 7.

Презентация

РУ: §2.6 читать, зад.№2-3, стр. 74;

18.

12

Вычислительные таблицы.

Практическая работа №7

«Создаем вычислительные таблицы».

Презентация

РУ:§2.7 читать, зад. №2, ПР № 7

19.

13

Знакомство с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами». Задания 1-3.

Презентация

Файлы для работы

РУ:§2.8 подготовить в тетради таблицу к заданию № 4 работы №8 ком.прак.

20.

14

Работа с электронными таблицами. Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами». Задания 4-6.

2.6.1

Таблица  как  средство  моделирования.  Ввод  данных  в готовую  таблицу,  изменение  данных,  переход  к графическому представлению

2.4.2

Создавать  и  использовать  различные  формы  представления

информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том

числе  динамические,  электронные,  в  частности  в практи-ческих задачах); переходить от одного

представления

данных к другому;

Презентация

РУ:§2,8 подготовить в тетради таблицу к заданию № 5 работы №8

21.

15

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения вели-чин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задания 5-7.

Презентация

Файлы для работы

РУ:§2.9(1,2) задан.№1,3,4 стр.93-94

22.

16

Графики и диаграммы.

Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задания 1-3.

Презентация

РУ:§2.9 (3) читать

23.

17

Графики и диаграммы.

Визуализация многоряд-ных данных. Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики». Задание 4.

Презентация

РУ: §2.9 (4) читать стр. 94-96

24.

18

Многообразие схем.

Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». Задания 1-2.

2.3.1

1.3.5

Обрабатываемые  объекты:  цепочки  символов,  числа,

списки, деревья

2.4.1

Презентация

РУ:§2.10(1) читать,  стр.97-101; № 2, стр.112;  КУ: уч. стр.113-114, № 6. 7.

25.

19

Информационные модели на графах. Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья». Задания 3-5.

Презентация

РУ: §2.10(2) читать, стр.101-104

26.

20

Деревья.

Проверочная работа№1«Информационное моделирование».

Практическая работа №10

«Схемы, графы и деревья». Задания 6-7.

1.3.52.3.1

Обрабатываемые  объекты:  цепочки  символов,  числа,

списки, деревья Создание  текста  посредством  квалифицированного клавиатурно-го  письма  с  ис-пользованием  ба-зовых средств  текстовых  редак-торов.  Работа  с  фрагментами текста. Страница.  Абзацы,  ссылки,  заголовки, оглав-ления.  Проверка  правописания,  словари. Включе-ние  в  текст  списков,  таблиц,  изображений, диаграмм, формул

2.4.1

Структурировать  текст,  используя  нумерацию  страниц, списки,  ссылки,  оглавления;  проводить  проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

Презентация

Файлы для печати ПР

РУ:§2.10 стр.104-108.

Алгоритмика – 9 часов

27.

1

Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика».

1.3.1

1.3.2

Алгоритм,  свойст-ва  алгоритмов,  способы  записи алгоритмов. Блок-схемы. Представ-ление о програм-мировании алго-ритмические конструкции.

1.3

Основные  свойства  алгоритма,  типы  алгоритмических

конструкций:  следование,  ветвление,  цикл;  понятие вспомогательного алгоритма;

Презентация

Электронная рабочая тетрадь

РУ: §3.1, §3.2 (1,2) стр.120-127 читать

28.

2

Исполнитель Чертежник. Использование вспомога-тельных алгоритмов.   Рабо-та в среде «Алгоритмика»

1.3.1

1.3.2

Алгоритм,  свойст-ва  алгоритмов,  способы  записи алгоритмов. Блок-схемы. Представ-ление о програм-мировании

Алгоритмические конструкции.

1.3

2.1

основные  свойства  алгоритма,  типы  алгоритмических конст-рукций:  следование,  ветвление,  цикл;  поня-тие вспомогательного алгоритма; выполнять  базовые  операции  над  объектами:  цепочками

символов,  числами,  списками,  деревьями;  проверять

свойства  этих  объектов;  выполнять  и  строить  простые

алгоритмы;

Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка»

РУ:§3.2 (3) читать, стр.127-129

29.

3

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз».Ра-бота в среде «Алгоритмика»

Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка»

РУ: §3.2 (4) читать, стр.129-131

30.

4

Исполнитель Робот. Управ-ление Роботом. Работа в среде «Алгоритмика»

Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка»

РУ:§3.3 (1,2)читать,  стр.135-137

31.

5

Исполнитель Робот.

Цикл «пока». Работа в среде «Алгоритмика»

Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка»

РУ:§3.3 (3,4) стр.137-145

32.

6

Исполнитель Робот.

Ветвление. Работа в среде «Алгоритмика»

Виртупльная лаборатория «Алгоритми-ка»

РУ: §3.3 (5) читать, стр. 145-148

33.

7

Проверочная работа№2 «Алгоритмика».

Файлы для печати ПР

РУ: §3.3 читать

34.

8

Итоговый проект.

Практическая работа №12

«Итоговая работа».

ПУ: задание № 4, стр.210

35.

9

Итоговый проект.

Практическая работа №12

«Итоговая работа».

Итого за учебный год:  35  уроков, из них: 9  теории и 26  практики


Форма 4

Системно–деятельностная основа тематического плана

п/п

Наименование раздела

 и тематического блока курса

Кол-во часов

Цели по уровням усвоения знаний:

  •  иметь представление,
  •  знать,
  • уметь,
  • владеть.

Виды учебной деятельности

учащихся на уроке

Формы контроля

достижения целей

Материальное обеспечение

1.

Глава 1.  Объекты и системы

6 часов

Знать/понимать:

  • требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
  • разновидности отношений объектов, как осуществить деление заданного множества объектов на классы по заданному признак;
  • основные приёмы создания текстовых документов;
  • название распространенных систем окружающего  мира, новые приёмы создания текстовых документов;

Уметь:

  •  формулировать определения понятия объект, указывать их признаки, работать с объектами операционной системы;
  •  классифицировать объекты по заданному признаку;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия  «система»,  «системный подход», выполнять правила поведения и ТБ  в компьютерном классе.

Работа с учебником.

Метод проектов.

Самостоятельная работа (практикум на компьютере)

Практические работы

Текущий: фронтальный опрос

индивидуальный опрос

практические работы

устный опрос

визуальная проверка

наблюдение

демонстрация самостоятельная работа

Тематический: контрольный интерактивный тест

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор,

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».

2.

Глава 2. Информа-ционное моделиро-вание

20 часов

Знать/понимать:

  • смысл терминов «модель», «моделирование»;
  • различные стили выполнения словесных  информационных моделей;
  • понимать в каких случаях полезны аннотация или конспект;
  • новые приёмы работы с текстовыми документами (сортировка, колонки, колонтитулы);
  • знать разные виды списков;
  • компоненты таблицы, правила оформления таблиц, преимущество табличных моделей над словесными;
  • определение знаковой информационной модели;
  • правила оформления простых таблиц;
  • правила оформления сложных таблиц;
  • условия взаимно однозначного соответствия, примеры взаимно однозначного соответствия;
  • назначение  электронных таблиц (ЭТ), преимущество ЭТ, области использования, структуру  ЭТ;
  • определения графика, диаграммы, виды диаграмм.

Уметь:

  • работать со словесными информационными моделями, различать стили выполнения словесная информационная модель;
  • создавать аннотацию и конспект известного материала;

Работа с учебником.

Самостоятельная работа (практикум на компьютере)

Практические работы

Текущий: фронтальный опрос

индивидуальный опрос

практические работы

наблюдение

демонстрация самостоятельная работа

устный опрос

 визуальная проверка

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор,

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».

  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • систематизировать, структурировать и разумно оформлять текстовую информацию;
  • преобразовывать словесную модель в математическую, составлять математические модели;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • строить блок-схему к любому алгоритму;
  • строить графы  к различным задачам;
  • создавать графы и деревья в графическом редакторе, правильно использовать при решении логических задач.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • создавать, форматировать таблицы, подбирать материал для заполнения таблицы;
  • применять табличный способ при решении логических задач;
  • вводить текст, формулы в ЭТ, производить простейшие вычисления, редактировать и форматировать.

строить графики и диаграммы в табличном процессоре Excel.

Тематический: контрольный интерактивный тест.

3.

Глава 3. Алгоритмика

7 часов

Знать/понимать:

  • определение исполнитель, примеры исполнителей, виды исполнителей, круг исполняемых задач, среда исполнителя, СКИ, режим работы, управление, алгоритм, программа;
  • знать определение вспомогательного алгоритма, процедура, СКИ;
  • СКИ Робот,  среду  действия Робот.        

Уметь:

  • определять типы исполнителей, приводить примеры исполнителей, задавать СКИ;
  • создавать программу для линейного алгоритма;
  • создавать программу для циклического алгоритма.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • иметь представления об алгоритмах, приводить их примеры;
  • иметь представление об исполнителях алгоритмов и системах команд исполнителей.

Работа с учебником.

Практические работы

Самостоятельная работа (практикум на компьютере)

Метод проектов.

Текущий: фронтальный опрос

индивидуальный опрос

практические работы

наблюдение

демонстрация самостоятельная работа

устный опрос

 визуальная проверка

Тематический:

проверочная работа

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор,

Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7».

 CD «Математика, 5-11 кл. Практикум». Виртуальная лаборатория «Алгоритмика».


Форма 5

Практическая и контрольная части программы

№ п/п

Практическая и контрольная части программы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Качествен-ная успе

ваемость %

Общая успеваемость

%

Контрольная работа №1 «Объекты и их имена»

Контрольная работа №2 «Информационное моделирование»

практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows»;

практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты»;

практическая работа №4 «Создаем словесные модели»;

практическая работа № 5 «Многоуровневые списки»;

практическая работа №6 «Создаем табличные модели»;

практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы»;

практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами»;

практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики»;

практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья»;

практическая работа №11 «Графические модели»;

практическая работа №12 «Итоговая работа».

проверочная работа №1 «Информационное моделирование»;

проверочная работа №2 «Алгоритмика».

итоговый мини-проект.


Форма 6

Контроль уровня обученности

Карта индивидуального развития обучающихся _7_ класса

№ п/п

ФИ обучающихся

Результаты за 1 четверть

Достижения обучающихся

Результаты за 2 четверть

Достижения обучающихся

Результаты за 3 четверть

Достижения обучающихся

Результаты за 4четверть

Достижения обучающихся

Результаты за _2015-2016_ учебный год

Форма 7

Учебно-методическое обеспечение программы на __2015-2016__ учебный год

Предмет

Программа (автор, составитель, сайт МОиН РФ; название; год издания)

Гриф МОиН РФ

Учебник (автор, название, год издания)

Количество недостающих

Методические пособия (автор, название, год издания)

Информатика и ИКТ

Л.Л.Босовой. Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Рекомендовано

 «Информатика и ИКТ», учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

0

Информатика и ИКТ . 5-7 классы: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;  


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по информатике

  • при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
  • при   тематическом   контроле   подлежат   проверке   знания,   зафиксированные   необходимыми нормативными документами (Федеральным стандартом, обязательным минимумом содержания);
  • итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.

Как ни в каком учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование. Для оценивания практических навыков можно использовать практическую контрольную работу. В качестве нетрадиционных методов контроля можно использовать сочинение, словарный диктант. В качестве итогового контроля может быть использован проект, где будут отражены как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами. Для профильных классов используются рубежные работы, а также сессия.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (в нашем случае это эвристическая беседа), когда необязательно оценивать знания учащихся.  Здесь самым главным условием деятельности учителя является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Практическая работа используется для закрепления определенных навыков работы с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании ученик вправе получать необходимые консультации со стороны учителя. Практическая работа включает в себя описание условия задачи без необходимых указаний, что делать, т. е является формой контроля усвоения знаний. Следует отметить, что практическая работа связана не только с заданием на компьютере, но, например, могут быть даны задания построение схемы, таблицы и т. д.

Тестирование как вид контроля. Грамотно составленные тесты могут быть не только формой контроля знаний, но и средством повторения и закрепления пройденного материала. Для использования тестов в качестве итогового контроля, необходимо регулярно тестировать учащихся в течение учебного года. Эффективным средством изучения является использование тестов в качестве описания конечных результатов деятельности.

Учащиеся, получив тесты в начале прохождения темы, уже нацелены на получение хорошего результата.

Тесты, состоящие из пяти вопросов, можно использовать после изучения учебного материала на каждом уроке.

Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов возможно использовать для итогового контроля. При оценивании используется шкала для теста из пяти вопросов:

«5» - нет ошибок,

«4» - одна ошибка

«3» - две ошибки

«2» - три ошибки

Для теста из 30 вопросов:

«5» - 25-30 правильных ответов

«4» - 19-24 правильных ответов

«3» - 13-18 правильных ответов

«2» - меньше 12 правильных ответов

Данные нормы характерны для общеобразовательных школ, когда учебный материал осваивается в рамках базисного учебного плана.

Наиболее проблематичной сферой контроля является объективное оценивание знаний учащихся при устном опросе и выполнении практических заданий. Рассмотрим факторы, влияющие на оценку: грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания. Определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Характер ошибок

Ошибками считаются:

Полностью  искажено смысловое  значение

значение понятия, определения

Погрешность

отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемою объекта

Недочетами считаются:

неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Нормы оценки знаний и умений по информатике

«5» -        при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» -  при наличии 1-2 недочетов;

«3» -          1-2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;        

«2» -        незнание основного программного материала.


Интернет-ресурсы, электронные информационные источники, ЦОР, используемые в образовательном процессе

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://fipi.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: материал лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

http://www.infojournal.ru/

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/


[1] Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. –26-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, с.370-392.

[2]  Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие/Л.Л. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

[3] Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса, - 2-е изд., Л.Л.Босова, БИНОМ, лаборатория знаний, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...