Технол карта открытого урока Обработка информации 5 класс
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Малясова Людмила Геннадьевна

Технол карта открытого урока Обработка информации 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Босова Л. Л. Информатика. 5 класс. ФГОС

Раздел: Обработка информации

Тема урока: «Систематизация»

Учитель: Малясова Людмила Геннадьевна

  • Цель урока: формирование знаний о типах обработки информации систематизации информации через фронтальную и групповую работу учеников; построение списков с применением веб-сервиса Cacoo.

Задачи урока:

Предметные:

  • сформировать представление о систематизации и способах упорядочивания информации;
  • умение создавать cписки с применением веб-сервиса Cacoo.

Метапредметные:

  • закрепить умение сравнивать, анализировать, делать выводы о восприятии окружающих нас объектов;
  • иметь представление о  подходах к упорядочиванию информации;
  • применение списков для представления текстовой информации.

Личностные:

  • стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • навык построения списков с применением веб-сервиса Cacoo.

Здоровье сберегающие технологии: динамическая пауза.

Дидактические основания урока:

  • методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический
  • тип урока: комбинированный (освоение и закрепление нового материала);
  • формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, групповая

Вид урока: теоретическая и практическая деятельность.

ТСО и наглядность: мультипроектор, персональные компьютеры,  тематическая презентация для интерактивной доски «Систематизация»; отрывок из мультфильма «Веселый енот Бакстер», заготовка для выполнения коллективной работы в онлайн сервисе Cacoo, заготовка для рефлексии в онлайн сервисе Tagseedo

раздаточный материал для групповой работы, рабочая карта урока.

          Учащиеся должны:

  • уметь систематизировать и сортировать информацию по основным принципам.

Термины

  • систематизация (структурирование) информации.
  • сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности.

Теоретическая основа урока

Систематизация информации - деление информации на группы по определённым признакам.

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление о систематизации, представление о двух типах обработки информации;

метапредметные – умение выделять общее представления о подходах к обработке информации;

личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Продолжительность урока: 40 минут.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Время

1

Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Дети рассаживаются по местам, по группам, согласно выбранному цвету стикера. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

1 мин

2

Актуализация знаний.

Для того, чтобы узнать, о чём пойдет речь сегодня на уроке, посмотрите м/ф о Багстере.

Смотрят отрывок из мультфильма.

Личностные УУД:

развитие памяти

1 мин

3

Формулирование темы и целей урока

Слайд 1 (ребус)

Вопросы:

- Ребята, чем занимался Багстер в магазине сладостей?

- Правильно.

- Приходилось ли вам наводить порядок?

- Ребята, проверьте вашу готовность к уроку, все ли у вас на месте. А что значит – навести порядок на парте?

_ Вы догадались, с чем будет связана тема нашего урока? (давайте уточним/убедимся разгадав ребус, и вы узнаете тему урока./ Подсказка:

Давайте запишем тему урока в рабочую карту урока

- А как вы думаете, какие задачи предстоит решить на уроке?

( что нам нужно будет сделать)

…Итак, задачи урока:

1. узнать, что такое систематизация

2. рассмотреть примеры

3. научится систематизировать

Отвечают на вопросы.

Отгадывают ребус

Записывают тему в рабочую карту урока

Формулируют  задачи на урок

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка


Личностные:

- развитие логического мышления, познавательной активности

5 мин

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Словари для поиска информации

- Ребята, как вы думаете, от какого слова произошло слово Систематизация?

- Для того, чтобы узнать, что означает слово Система, обратимся к словарям.

время выполнения 1 мин…

-1 группа, по какому словарю вы работали? ….

Какое определение?

- 2 гр (аналогично)

- Ребята, а вот как толкуется слово Система из другого словаря(Ушакова)…Что общего в значении слова Система во всех словарях?

-Посмотрите на экран, среди предложенных слов есть такие, которые связаны с темой нашего урока. Найдите их.

- Ребята, приведите примеры, где вы встречались с этими словами?

- Посмотрите вокруг, какие объекты нас окружают?...

…- Можно их разделить на группы?(на какие?)

(Вам могут помочь обобщающие слова, продолжите ряд: 1)

шкаф, стул,…2) тарелка, ложка, вилка…

-Давайте сейчас выделим главные группы. Для этого ответьте на мои вопросы, кто создал мебель, посуду, …?

… А дерево за окном, облака, лес, кошку, озеро?

Итак, мы выделили две главные группы: Техногенные (созданные человеком) и природные. (Запишем в рабочую карту урока)

А группы можно делить еще на подгруппы.

- Давайте теперь природные разделим на подгруппы. Например, как бы вы разделили такие объекты как «Горы, моря, собаки, кошки»?

Итак, систематизировать окружающие нас объекты можно по-разному, например, так, как сделали мы, делением на группы.

В словарях находят слово «Система» и отвечают на вопросы

отвечают на вопросы

отвечают на вопросы и записывают в рабочую карту урока

Познавательные УУД:

- формирование представлений о понятии «система»

Личностные:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.

Коммуникативные:

- умение работать в группах,

- развитие диалогической речи

5 мин

Физминутка

- Ребята, я приглашаю вас на физминутку:

1,2,3,4,5

Начинаем мы вставать,

Ну-ка, быстро, не ленись,

На зарядку становись, по порядку стройся в ряд,

По порядку рассчитайсь!

- Ребята, на физминутке как вы строились?

- А в каком порядке рассчитывались?

Итак, мы с вами использовали упорядочивание, то есть сортировку.

- Пройдите на свои места.

Выполняют физминутку

2 мин

Работа с учебником

Чтобы ответить, какой вид сортировки мы использовали, откройте учебники на стр 85 и найдите, какие еще виды сортировки бывают.

…- Приведите примеры, где используются эти виды сортировки

Открывают учебники и находят информацию для ответа, отвечают

2  мин

Ребята, мы с вами живем в Октябрьском районе, поэтому предлагаю выполнить задания, в которых используется информация о нашем районе.

(Выдаю по 1 карточке двум группам)

(показываю задание на интер доске)

Задание 1 группе:

Отсортируйте населенные пункты.

Задание 2 группе. Отсортируйте церкви, основанные на территории нашего района.

Ребята, самостоятельно выберите наиболее подходящий вид сортировки. Работаем в группе. Время на  выполнение – 1 минута.

… (вызываю к доске – показать как сортировали, проверяем, исправляем ошибки)

Получают карточку и совещаются в группе

Выходит обучающийся к доске и сортирует

4 мин

Ребята, а зачем нам знать информацию о селах и церквях нашего района?

Итак, мы с вами познакомились с темой систематизация, рассмотрели примеры и способы, а теперь выполним практическую работу на закрепление знаний о систематизации и сортировке за компьютером.

Задание 1 группе

Рассмотрите картинки, объедините картинки в группы (показать – перетаскиванием) и

Озаглавь каждую группу (показываю двойным щелчком)

Задание 2 группе

Выбери слова по общему признаку, сгруппируйте, отсортируйте, используя виды сортировки. Заполните кластеры. Каждый выбирает вид сортировки самостоятельно. На выполнение задания отводится 5 минут.

 Ребята, работать будем в парах, первая пара – ваш первый кластер, вторая пара – второй, третья пара-третий.

Инструктаж по ТБ. Повторим правила техники безопасности.

Садитесь за компьютер и приступайте к выполнению задания.

Проверим задания.

Отвечает один из каждой пары: что сделали, что получилось.

1 группа – какие группы получились?

2 группа – какие виды сортировки использовали.

Спасибо.  Возвращайтесь на свои места.

Отвечают

Слушают задание

Отвечают правила по технике безопасности

Рассаживаются за компьютеры и выполняют задания

Отвечают на вопросы

Занимают свои места за партой

Личностные:

формирование умения использовать онлайн сервис для совместной работы. Развитие информационной культуры

Познавательные УУД:

- формирование представлений о разнообразии задач обработки информации

Коммуникативные:

- умение работать в группах,

- развитие диалогической речи

3 мин

10 мин

3 мин

Запишите домашнее задание. П. 12 с.84-85. Рабочую карту вклеить в тетрадь. К ним вы обратитесь на следующем уроке. Для закрепления изученного предлагаю поработать с интерактивными заданиями, ссылки на них имеются в рабочей карте

Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2 мин

Итоги урока

 (Tagseedo)

-Итак, подведем итог урока:

-С каким понятием вы познакомились?

-Какие способы систематизации узнали?

-Назовите виды сортировки?

Отвечают

1 мин

Рефлексия

Ребята, предлагаю оценить свою работу на уроке.

Если вы считаете, что на уроке вам было все понятно разместите свои стикеры вокруг Солнца, если испытывали затруднения - вокруг тучки.

Наш урок подошел к концу.

Благодарю вас за работу.

До свидания.

Оценивают свою работу на уроке

Личностные УУД:

-рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

1 мин

Литература

  1. Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
  2. Информатика: учебник для 5 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013. - 184 с.:ил.
  3. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку ФГОС к УМК М. З. Биболетова "Распорядок дня"

Данная технологическая карта урока будет полезна учителям английского языка, работающим в начальных классах,  для организации учебной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Технологическая карта открытого урока в 3 классе по английскому языку ФГОС к УМК М. З. Биболетова "Распорядок дня"

Данная технологическая карта урока будет полезна учителям английского языка, работающим в начальных классах,  для организации учебной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме "Я люблю свою маму" по учебнику "Мозаика"...

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "Немецкие доспримечательности" по учебнику "Мозаика"...

Технологическая карта открытого урока в 6 классе по предмету технология (ДПИ) на тему: Кукла военных лет "Фронтовая кукла"

Предмет: Технология (ДПИ)Класс 6 .Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Куклы военных лет. «Фронтовая сестра».Цель урока: формирование: представления о кукле,  ценностного отношения к исто...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...