Система накопительной оценки в 5 классе по информатике
статья по информатике и икт (5 класс) на тему

Келлих Татьяна Генриховна

В статье рассматривается система накопительной оценки, которая применяется для текущей  аттестации учащихся 5 класса по информатике. Описан механизм подсчета баллов, перевод в оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Накопительная система оценок102 КБ

Предварительный просмотр:

О накопительной системе оценок

Трехлетний опыт работы с пятиклассниками показал, что при переходе из начальной школы в среднюю учащиеся чаще  сталкиваются с ситуацией, в которой за невыполненное вовремя задание («забыл сдать на уроке», «оставил дома», «думал, что можно принести потом») и получают неудовлетворительную оценку. Процесс привыкания к новым учителям, новым требованиям добавляет сложности в адаптации, в результате возрастает рассеянность, забывчивость, невнимательность и как следствие, количество «двоек». В свою очередь это  не способствует повышению мотивации к обучению, получается,   что ребенок наказан за невыполненное задание. Гораздо интереснее получить оценку за то, что сделал, даже если эта оценка не совсем удовлетворяет ожидания, чем получить за то, что не сделал.

Накопительная система оценок для 5 класса построена на игровой схеме начисления баллов и выставляется как единая оценка за пройденную тему - блок, включающей 1 - 2 урока. За время прохождения темы (блока) начисляются баллы за каждое выполненное задание, которые в разных вариациях включают в себя:

  1. ответы на уроке;
  2. проверочные работы (по определениям, основным понятиям, домашнему заданию);
  3. проверочные работы в форме тестовых заданий (в том числе выполняемые на компьютере с помощью электронного приложения к учебнику[1]);
  4. домашние задания (решение упражнений, ответы на вопросы после параграфа, задания из рабочей тетради);
  5. задания по карточкам и в рабочей тетради, выполняемые на уроке;
  6. самостоятельные работы;
  7. практические  работы на компьютере,
  8. мини-проекты (по желанию и выбору учащегося);
  9. представление презентаций (по желанию и выбору учащегося)[2].

По каждому блоку учителем заранее объявляется «стоимость» каждого задания, максимально возможный балл за письменные и практические работы и сроки подведения итогов (выставления отметки). Баллы за устные ответы не включаются в подсчет максимального балла, так как велико влияние субъективного фактора: дети отвечают не хором и не все получат возможность ответить, даже если желают, но входят в общую сумму, набранную ребенком. Все баллы суммируются и в журнал выставляется одна отметка по сумме набранных баллов:

  • 55-69% от максимального— «3»;
  • 70-84% — «4»;
  • 85-100% — «5».

При выставлении оценки дети получают дополнительные бонусы – «байтики», которые могут обмениваться на привилегии: освобождение от выполнения какого-либо задания. За оценку 5 получают 3 «байтика», оценка 4 дает 2 «байтика» и оценка 3 – один. При условии, что в четверть проводится примерно 8 уроков (за исключением 3 четверти), то максимальное количество «байтиков» не может превышать 24 штуки за четверть и это при условии, что за каждый урок выставляется оценка. Стоимость привилегий устанавливается на уровне 90% от максимального числа «байтиков». Способ подсчета баллов дан в Приложении 1.

За выполнение практических работ учащиеся получают звания, например: Знаток клавиатуры, Мастер набора текста, Повелитель Рабочего стола.

Баллы публикуются в виде таблицы Google в общем доступе. Учитель ведет общую таблицу, для каждого ученика по желанию можно создать личную таблицу, в которой будет автоматически дублироваться заполнение только на одного ученика.

Учет полученных баллов ведется в той же таблице, таким образом учащиеся видят границы оценивания, «стоимость» заданий, набранные за них баллы, возможную отметку за тему. Кроме того, учащиеся имеют возможность выбрать тип выполняемого задания в рамках отведенного времени.

Тематические контрольные работы, административные, диагностические и итоговый контроль, не входят в накопительную систему и оцениваются по своим критериям.

Проверочные работы и Тестовые задания

Проводятся в начале урока, время проведения 5-10 минут, содержат 5-10 вопросов на воспроизведение определений, основных понятий, формул, обозначений).

Правила начисления баллов:

  • 1 балл за каждый правильный ответ;
  • 0,5 балла за частично верный ответ (при условии множественного выбора);
  • за неверный ответ ничего не начисляется, снятие баллов не предусмотрено;
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Домашние задания – упражнения по учебнику или рабочей тетради, а также задания по карточкам

  • 1 балл за каждый правильный ответ внутри задания;
  • за неверный ответ ничего не начисляется, снятие баллов не предусмотрено;
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

Ответы на вопросы

До 3 баллов – ответ четкий, ясный, дан полным предложением, содержит информацию о том, что происходит, где, при каких условиях; ответ «да/нет», «будет/не будет», «может/не может» сопровождается пояснением, указывающим из чего следует данное утверждение.

Практические работы, выполняемые на компьютере оцениваются по степени выполнения. Текст заданий содержится в учебнике в разделе Практические задания.

  • 1 балл - верно выполненный (согласно описанию) пункт задания;
  • 0,5 балла – пункт выполнен частично или с отступлениями от описания.

Система находится в стадии апробации, требует корректировки как с технической точки зрения, так и с точки зрения разработки системы привилегий и званий. Время покажет необходимость того или иного упрощения или усложнения системы подсчета. На данный момент можно сказать, что ученики 5 класса рады нестандартной системе оценки, а ученики 6 класса (где также введена данная система) работают с большим удовольствием, чем в 5 классе при стандартной системе оценок и результаты показывают выше.


Приложение 1.

Пример подсчета баллов для одной подгруппы (фрагмент таблицы)

 

Урок 1. Техника безопасности

Урок 2. Информация.

Урок 3. Клавиатура

Урок 4. Клавиатура

 

 

 

 

БАЙТИКОВ

07 сентября

14 сентября

13.сен

21 сентября

28 сентября

27.сен

урок

ДЗ №1

урок

ДЗ №2

Комп тренажер  

ДЗ

ПР № 1

ДЗ

 

формулирование правил

рисунки к правилам

РТ* №2

РТ № 3

РТ №5

РТ № 7

РТ № 8

сумма за блок

оценка

байтики

Тема 3. Тест Группы клавиш

РТ 26

РТ 27

РТ 28

РТ 30

урок Ответы

Задание 3 Редактирование слов =34

РТ 35 кроссворд

РТ 36 квадрат

сумма за балов

оценка                

байтики

 

 

3

3

2

2

3

3

5

21

 

 

8

2

14

5

4

 

9

16

18

76

 

 

Ученик1

1

н

0

1,8

0,8

3

3

5

13,6

3

1

6

2

 

 

 

5

не сдал

 

 

13

2

 

Ученик2

5

3

0

1,6

0,9

3

3

5

16,5

4

2

5

2

14

5

4

6

9

15

16

76

5

3

Ученик3

1

3

0

1

1

не сдала                                                                                                                                                                    

5

2

0

6

1

12

4

3

4

0

0

18

48

3

1

Ученик4

3

3

0

1,2

0,6

3

3

0

10,8

3

1

3

2

12

5

4

3

8

16

7

60

4

2

Ученик5

0

 

н

н

н

 

 

 

0

2

0

5

2

 

 

 

 

 

 

 

7

2

 

Ученик6

5

3

5

0,8

1

3

3

5

20,8

5

3

6

2

9

4

4

8

7

5

18

63

4

2

Ученик7

2

3

0

1

0,8

3

3

2,5

13,3

3

1

6

2

11

5

3

5

0

8

16

56

3

1

Ученик8

6

3

3

1,4

0,9

3

1,4

5

17,7

5

3

4

2

12

5

4

6

9

15

13

70

5

3

Ученик9

6

3

3

1,8

0,9

3

1,4

5

18,1

5

3

6

2

13

5

2

5

9

16

10

68

5

3

Ученик10

3

н

н

н

н

н

н

3

2

н

2

 

 

 

н

 

 

 

2

2

 

Ученик11

1

5

5

3

 

не сдала

13

3

1

3

 

 

 

 

н

 

 

 

3

2

 


[1] Антонов М.А. Информатика 5 класс. Электронный ресурс к учебнику Босовой Л.Л. «Информатика и ИКТ 5 класс», БИНОМ, 2012

[2] Задания 2-4 проводятся фронтально, для всего класса; 5-7 индивидуальные задания; 8-9 индивидуально или в группе (по желанию учащихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.

Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью....

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»

«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...

Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".

Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....

Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) для оценки результатов освоения дисциплины Информатика и ИКТ по специальностям 260807 Технология продукции общественного питания, 230701 Прикладная информатика (по отраслям) Базовой подготовки

Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Информатика и ИКТ» по специальностям 260807 Технология продукции общественного питания, 230701...

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО (индивидуальной накопительной оценке) ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «Буторлинская оош»

Портфолио - очень важный сегодня документ для каждого человека. В нашем учреждении, начиная с дошкольных групп, учаться оформлять портфолио, в дошкольных группах - родители, в школе  дети продолж...

Система критериальной накопительной оценки (д.п.н.Чудинский Р.М.)

Содержит интересный для учителя-практика материал о структуре накопительной оценки,проблемах оценивания компетенции обучающихся....

"Организация системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся" (методическая рекомендация)

Практическая ценность  данной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в практике преподавания истории и обществознания в современной школе....