Разработка урока "Определение понятия система. Сущность системного подхода"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) на тему

Петрова Татьяна Валентиновна

Цель:

 Определить значимость системного подхода как  одного из основополагающих методов изучения науки информатики

Задачи:

1.     Рассмотреть структуру понятия «система»; выяснить, как изменяется структура одной и той же системы в зависимости от решаемой задачи;

2.     Развивать потребность в систематическом осмыслении, переработке и оценивании большого объема информации, что  является необходимым условием для дальнейшего продолжения образования.

3.     Формировать  у обучающихся понятие глобальной информатизации общества, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность – главным фактором общественного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnye_sistemy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Урок 1 (получение новых знаний)

Тема: «Определение понятия система. Сущность системного подхода»

Цель:

 Определить значимость системного подхода как  одного из основополагающих методов изучения науки информатики

Задачи:

  1. Рассмотреть структуру понятия «система»; выяснить, как изменяется структура одной и той же системы в зависимости от решаемой задачи;
  2. Развивать потребность в систематическом осмыслении, переработке и оценивании большого объема информации, что  является необходимым условием для дальнейшего продолжения образования.
  3. Формировать  у обучающихся понятие глобальной информатизации общества, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность – главным фактором общественного развития.

Ход урока

  1. Орг. Момент

  1. Актуализация знаний

Современное общество идет к глобальной информационной цивилизации, в которой информация становится «средой обитания» человека, а информационная деятельность – главным фактором общественного развития. Современному человеку необходимо изучать структуру информатизации. Начнем изучение с введения понятия «система». Важно усвоить, что именно системный подход  связывает информатику с другими предметами и является основой применения компьютера к широкому спектру практических задач.

  1. Получение новых  знаний

Понятие «система» является вполне привычным и интуитивно понятным. Оно используется в различных областях знания и в самых разных контекстах. Содержание понятия очень многократно:

  • применительно к реальным физическим объектам (Солнечная система, молекула как система атомов, компьютер как система аппаратного и программного обеспечения);
  • к абстрактным объектам, являющимися продуктами теоретического обобщения (система счисления, система синтаксических правил русского языка, периодическая система Д.И. Менделеева);
  • к процессам, включающим человеческую деятельность (система образования, система подготовки авиадиспетчеров, система телевещания, система работы актера над собой К.С. Станиславского)

Общим для всех систем является:

Система состоит из  взаимосвязанных элементов,  выполняющих общие функции, что позволяет рассматривать их как единое целое.

Пример.

Все следующие объекты можно рассматривать как системы: кристалл как система атомов, живой организм как система клеток, компьютер, коллектив класса, Вселенная как система звезд и планет…

Согласно общей теории систем любой реальный объект (предмет, явление, событие) можно рассматривать как систему. В то же время любую систему можно рассматривать как самостоятельный объект.

Вопрос:  понятия «объект» и «система» - синонимы?

Предполагаемый ответ: и, да и нет. Употребляясь  в разных  контекстах, отражают разные взгляды на объект.

Пример.

«Пойду, поработаю на компьютере», «Компьютер – не игрушка» - компьютер как объект;

«Основными устройствами компьютера являются процессор, память, системная шина, устройства ввода-вывода», «Компьютер – совокупность аппаратного и программного обеспечения» - компьютер как система.

Пример.

Объекты, в которых отражен системный характер: система отсчета, система охлаждения двигателя, банковская система, система социального обеспечения, операционная система ЭВМ, система безопасности, файловая система компьютера…

Чтобы кокой-то объект можно было рассматривать как систему, необходимо прежде всего уметь выделять в нем основные составляющие его элементы и взаимосвязи между ними. Причем, связи могут иметь различную природу: физическую, химическую, биологическую, социальную…

Элемент системы – составная часть системы, объект, выполняющий определенные функции в системе в рамках данной задачи.

Пример. (закончить таблицу дома)

Название объекта- системы

Основные элементы

Основные взаимосвязи

Солнечная система

Солнце и планеты

Гравитационные взаимодействия

Промышленное предприятие

Цеха, отделы

Материальные, финансовые и информационные потоки между цехами и отделами

Система линейных уравнений

Операционная система

Таким образом:

Структура системы – внутренняя организация системы, способ взаимосвязи, взаимодействия элементов системы.

Структуризация – выделение в системе элементов и связей между  элементами, т. е. определение как элементы соотносятся друг с другом.

Пример. (см. приложение)

Изобразим структуру системы в виде графа:

  1. Фразу А.С. Пушкина «Издревле сладостный союз

                                             Поэтов меж собой связует»;

  1. Структуру молекулы воды;
  2. Структуру локальной сети, организованной по кольцевому принципу.

 В рамках одной и той же системы  в зависимости от решаемой задачи (поставленной цели) можно провести структуризацию по-разному.

Пример. (см. приложение)

В системе «школа» можно выделить структуру управления, структуру параллелей классов, структуру профильных классов (закончить дома)

Отличительной особенностью системы является наличие у нее таких качеств или функций, которые не свойственны не одному ее элементу, не одной ее подсистеме, взятым в отдельности  - эмерджентность

Подсистема – совокупность элементов части системы, цель которой подчинена цели системы в целом

Пример. (дома: привести еще несколько примеров эмерджентности)

Если телевизор или радиоприемник разобрать на части, то они не смогут выполнять функции по приему и трансляции радиопередач;

Главы романа в отдельности не передают сюжета и замысла романа в целом…

Системы можно сравнивать между собой. Параметры, по которым оценивается система, выбираются в зависимости от цели сравнения. Оценки могут быть количественными и качественными.

Пример. (закончить дома)

Два класса могут сравниваться по количеству учеников, успеваемости, по результатам спортивных достижений…;

Компьютеры  - по производительности, новизне установленных программных средств, дизайну…;

Параметры литературного произведения…

Параметры справочной системы…

Процесс – изменение параметров системы. (результат процесса). Упорядоченная последовательность состояний системы, т. е. изменение того или иного параметра с течением времени.

Пример. (закончить дома)

Успеваемость класса выросла. Это может свидетельствовать, в частности, о возрастании интереса учеников к учебе…

Количество содержания документов в справочной системе увеличилось…

Виды систем: (дома: привести примеры)

  • материальные и информационные (абстрактные);
  • естественные и искусственные (конструктивные);
  • простые и сложные;
  • неорганические и органические;
  • статичные и динамичные;
  • детерминированные (вполне определенные) и стохастические (вероятностные);
  • замкнутые и открытые;
  • стационарные и нестационарные;
  • стабильные и нестабильные;
  • устойчивые и изменяющиеся;
  • развивающиеся и деградирующие.

Эти и др. аспекты изучаются в таких отраслях научного знания как системный анализ, общая теория систем…

  1. Подведение итогов

Таким образом, мы составили логическую цепочку раскрытия основного понятия: система – основные элементы, основные взаимосвязи – структура системы -  свойства системы – параметры системы – процесс (изменение системы).

  1. Домашнее задание
  1. закончить то, что задано выше;
  2. п.1.1. стр. 16 «расширь свой кругозор»


издревле

сладостный

              союз

              поэтов

                     меж

                     собой

                  связует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей»

Данный урок можно применять на уроках информатике в любом классе, где изучается тема "Моделирование". К данному уроку также разработана интерактивная  презентация...

Доклад Системный подход к разработке портфолио

В докладе описана последовательность разработки портфолио учителя, некоторые общие правила и собственные размышления автора...

Определение понятия и положения системно-деятельностного подхода

Представлены основные положения теории систем применительно к организации учебно-воспитательного процесса....

Методическая разработка урока географии с применением системно – деятельностного подхода.

Методическая разработка урока географии в 6 классе и природоведения 5 класс по теме "Гидросфера Земли" для малокомплектной школы....

Статья по теме: "Работа над понятиями в условиях системно -деятельностного подхода при обучении истории".

Работа над понятиями в условиях системно-деятельностного подхода при обучении истории....

Презнтация. Тема "Информационные системы. Основы системного подхода"

Тема "Информационные системы. Основы системного подхода"...

Система обучения и системный подход

Данный материал позволит использовать на выступлениях РМО...