Развитие алгоритмического мышления через урок «Цикл с предусловием»
статья по информатике и икт (9, 10 класс) на тему

Фёдорова Наталья Александровна

Вариант проведения урока информатики в старшей школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие алгоритмического мышления через урок   «Цикл с предусловием»

 Тип урока: получение и усвоение новых знаний, урок проводится в 10 классе в рамках элективного курса «Программирование».

Цель урока: Создать условия для формирования системных знаний об использовании структуры цикла с предусловием через развитие самостоятельного алгоритмического мышления.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о вариантах использования различных видов циклов.
  2. Способствовать выработке навыков использования структуры цикла с предусловием  в блок-схемах и  в программах.
  3. Развивать интерес к программированию через сравнение методов решения в математике и в программировании, через подборку вопросов культурологического направления.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Цикл с предусловием», компьютеры.

План урока:

  1. Сообщение темы, цели и задач урока
  2. Опрос учащихся по ранее изученному материалу
  3. Изложение темы, сопровождаемое презентацией
  4. Практика: ввод и отладка программы на компьютере.
  5. Итоги урока

Контроль:

  • активность работы на уроке;
  • проверка решений задач в тетрадях;
  • завершенность программы на компьютере;

Ход урока:

  1. Сообщение темы, целей и задач урока.
  2. Разминка-опрос по теме предыдущего урока «Виды циклов» (слайд №2)
    Какие конструкции цикла удобнее использовать для решения следующих задач? (Устные ответы с места)
  1. Остров Манхэттен был приобретен поселенцами за $24 в 1826 г. Каково было бы в настоящее время состояние их счета, если бы эти 24 доллара были помещены тогда в банк под 6% годового дохода?
  2. Найти значение 115-ого члена прогрессии
    100,  95,  90,  85
  3. Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал норму на 10% нормы предыдущего дня. На какой день тренировок он будет пробегать 20 км?
  4. 200-ый член  арифметической прогрессии с разностью 2 равен  2000. Найти значение 10-го члена.
  5. Напечатать столбик таблицы умножения  чисел от 1 до 9 на   13.  

3. Разминка к теме настоящего урока (слайд 3): найти значения выражений

  1. 25 div 10=
  2. 34 div 15=
  3. 25 mod 10=
  4. 34 mod 15=
  5. 14 mod 12=
  6. 14 div 12=

4. Написать универсальную программу для решения задачи: За сколько месяцев можно накопить сумму 700 тыс. руб. на покупку автомобиля, если каждый месяц  вносить в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 11% годовых? (слайд 4)

 4.1 Ответы с места, посчитанные по простой формуле 700:3024 месяца

 4.2 Проблема учета банковского процента

 4.3 Демонстрация блок-схемы (слайд 5). Зарисовать блок-схему в тетради.

 4.4 Показать в блок-схеме способ учета банковского процента .

 4.5 Усложнённые условия задачи:

  1. Финансовая политика правительства и кредитных организаций привели к тому, что изменился банковский процент. Что изменится в программе? (слайд 6)
  2. В мире экономический кризис, ваше материальное положение ухудшилось, вы не можете каждый месяц вносить в банк фиксированную сумму, как  это изменит программу? (слайд 7)
  3. Кризис углубляется. Инфляция в стране составляет 18% в год, на этот же процент ежегодно увеличивается стоимость автомобиля, как это обстоятельство изменит программу? Быть может, оно изменят и ваши жизненные приоритеты? И нужно будет в новых социально-культурных условиях думать уже о другом? (слайд 8)
  4. Изменится ли структура программы, если в итоге глобальных цивилизационных перемен придется решать противоположную задачу: не расширения потребительских запросов, а выживания. На сколько месяцев  хватит накопленных за два года при вышеуказанных условиях средств, если расходы на проживание составляют X рублей в месяц при ежемесячном росте цен  Y%? (слайд 9)

5.Задача с усложненными условиями: За сколько месяцев можно накопить сумму на покупку автомобиля, если сегодня он стоит 700 тыс. руб., ежегодно его стоимость  увеличивается на 18%, каждый месяц  вы вносите в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 11% годовых? (слайд 10)

5.1 Блок-схема к задаче (слайд 11)

5.2 Блок-схема с ответом (слайд 12)

6. Набор программы на компьютере. Каждый решает один из вариантов задачи, который ему понятен.

7. Итог урока:

- сравнили решения в математике и в программировании;

- создали  универсальную программу для разных условий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Цикл с предусловием Фёдорова Н.А., учитель информатики ГБОУ школа № 569

Слайд 2

2 Какие конструкции цикла удобнее использовать для решения следующих задач? Остров Манхэттен был приобретен поселенцами за $24 в 1826 г. Каково было бы в настоящее время состояние их счета, если бы эти 24 доллара были помещены тогда в банк под 6% годового дохода? Найти значение 115-ого члена прогрессии 100, 95, 90, 85,… Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый день он увеличивал норму на 10% нормы предыдущего дня. На какой день тренировок он будет пробегать 20 км? 200-ый член арифметической прогрессии с разностью 2 равен 2000. Найти значение 10-го члена. Напечатать столбик таблицы умножения чисел от 1 до 9 на 13.

Слайд 3

3 Разминка: (div – деление нацело, mod – остаток от деления ) 25 div 10= 34 div 1 5 = 25 mod 10= 34 mod 1 5 = 1 4 mod 12= 14 div 12= 2 2 5 4 2 1

Слайд 4

4 Задача: За сколько месяцев можно накопить сумму 700 тыс. руб. на покупку автомобиля, если каждый месяц вносить в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 1 1 % годовых?

Слайд 5

5 Vklad < 700 mes := mes + 1 нет Vklad := Vklad + 30 + Vklad * mes div 12 * 0.11 нач Вывод mes конец да Vklad := 0 Учитываем 11% в год Блок-схема к задаче

Слайд 6

6 Финансовая политика правительства и кредитных организаций привели к тому, что изменился банковский процент. Что изменится в программе?

Слайд 7

7 В мире экономический кризис, ваше материальное положение ухудшилось, вы не можете каждый месяц вносить в банк фиксированную сумму, как это изменит программу?

Слайд 8

8 Кризис углубляется, инфляция в стране составляет 18% в год, на этот же процент ежегодно увеличивается стоимость автомобиля, как это обстоятельство изменит программу? Быть может, оно изменит и ваши жизненные приоритеты? Может, в новых социально-культурных условиях нужно будет думать уже о другом?

Слайд 9

9 Изменится ли структура программы, если решать противоположную задачу: Остался без работы, откладывать деньги не могу. На сколько месяцев хватит накопленных за два года при вышеуказанных условиях средств, если расходы на проживание составляют X рублей в месяц при ежемесячном росте цен Y %?

Слайд 10

10 За сколько месяцев можно накопить сумму на покупку автомобиля, если сегодня он стоит 700 тыс. руб., ежегодно его стоимость увеличивается на 18%, каждый месяц вы вносите в банк 30 тыс. руб., а банк выплачивает 1 1 % годовых? Задача с усложнёнными условиями

Слайд 11

11 Vklad < Avto mes := mes + 1 нет нач Вывод mes конец да Vklad := 0 Avto := 700 Vklad := Vklad + 30 + Vklad * mes div 12 * 0.11 ? Блок-схема к задаче

Слайд 12

12 Vklad < Avto mes := mes + 1 нет нач Вывод mes конец да Vklad := 0 Avto := 700 Vklad := Vklad + 30 + Vklad * mes div 12 * 0.11 Avto:=Avto+ Avto*mes div 12*0.18 Блок-схема с ответом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Цикл с предусловием"9 класс

Разработка урока предназначена для учащихся 9 класса по теме "Цикл с предусловием". ...

Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»

Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у школьни...

Рекурсивные процедуры и функции как инструмент развития алгоритмического мышления школьников

На наш взгляд, умение создавать грамотные рекурсивные процедуры и функции является необходимой и вместе с тем одной из самых труднопреодолимых степеней на пути к вершинам искусства программирования. И...

Развитие алгоритмического мышления посредством использования среды программирования Скретч

В данной статье авторы раскрывают возможность развития познавательной активности у обучаемых 5-6 классов и развития их логического мышления при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» посред...

Создание игр в среде программирования Scratch как инструмент развития алгоритмического мышления

В статье описан процесс разработки классической игры Tetris в среде программирования Scratch.Случайные фигурки тетрамино падают сверху в прямоугольный стакан. В полёте игрок может поворачивать фи...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Доклад СИСТЕМНОЕ РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье учитель делится своим опытом системного развития алгоритмического ьышления обучающихся на уроках математики...