Организация внеурочной дечтельности по информатике и ИКТ
статья по информатике и икт (5, 6 класс) на тему

Салихова Альфия Медировна

     Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности по информатике

Салихова А.М., учитель информатики и ИКТ       МБОУ «Лицей №149 с татарским языком» Советского района г. Казани

Внеурочная деятельность призвана дополнить школьное образование и развивать все стороны личности. В отличие от формализованных школьных занятий внеурочная деятельность может быть самой разной: весёлой и серьёзной, забавной и подвигающей на размышления, дающей отдых и помогающей профессиональному самоопределению.

В п. 3 раздела «I. Общие положения» отмечено, что «Стандарт направлен на обеспечение <…> реализации бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность» и на обеспечение «государственных гарантий по соответствующему финансированию основной образовательной программы, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность»

Таким образом, стандарт указывает не просто на желательность, но фактически – на обязательность ведения внеурочной деятельности (что подтверждено в п. 15). При этом вести ее рекомендуется (в частности, в приложении к предмету «Информатика») в направлении реализации научно-исследовательских и проектных форм учебной работы, однако указана возможность реализации при внеурочной деятельности любых других ее форм, отличных от традиционной урочной, на добровольной основе по выбору обучаемых и по согласованию с руководством образовательного учреждения.

Цели внеурочной деятельности по информатике и ИКТ :

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с помощью средств информационных технологий;
  • удовлетворение интересов и запросов обучающихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у них мировоззрения открытого информационного общества;
  • формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • вовлечение учреждения в построение единого информационного пространства.

Задачи внеурочной деятельности:

  • организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
  • организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
  • внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:

  • Принцип связи обучения с жизнью.
    Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
  • Принцип коммуникативной активности учащихся.
    Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
  • Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.
    Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
  • Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
    Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
  • Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
    Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

Специальные принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по информатике:

  • принцип эффективного использования средств информационных технологий;
  • принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
  • принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий;
  • принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

Внеурочная работа может быть:

  • Индивидуальная —  связана с углубленным изучением теоретических и практических вопросов;
  • Групповая — осуществляется на факультативных занятиях, в кружках, секциях;
  • Массовая — олимпиады, КВН, недели информатики, тематические вечера, лектории, выставки, стенгазеты и т.д.
  • Практикум — это вид практических занятий по какому-либо учебному предмету.

Можно выделить факторы, влияющие на содержание системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий.

Методы, формы и средства системы внеурочной деятельности школьников по информатике, основанной на применении информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого занятия по внеурочной дечтельности, техника "Оригами" во 2 классе "Веселые лягушата"

Данное занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС. В нем вы увидите использование метапредметных связей, эксперимент по теме занятия, а также пошаговое руководство изготовления лягушки в т...

Организация внеурочной деятельности по информатике в начальной школе в рамках ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС....

Организация внеурочной деятельности по информатике

Каждый учитель – предметник знает, как бывает иногда не просто привлечь внимание учащихся к своему предмету. Заинтересовать учащихся бывает совсем не просто. Урок-игра, проектная и исследовательская д...

Доклад "Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах"

Организация внеурочной деятельности по информатике в 5-9 классах...

Организация внеурочной деятельности по информатике в ОУ

Презентация  и текст выступления об организации внеурочной деятельности по информатике...

Комплект дидактических материалов для организации внеурочных занятий по информатике по теме «Кодирование информации» для 5-9 классов

Разработаны дидактические материалы по теме «Кодирование информации»: даны алгоритмы решения задач и комплекты заданий. В комплект включены задания, отражающие национальные, региональные и...