Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) на тему

Шубина Екатерина Александровна

"Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики"

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала.

Взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающие технологии36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

учитель информатики и ИКТ - Шубина Е. А.

МБОУ СОШ №1 Г. Березовский

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.

В то же время, с применением современных информационно-коммуникативных технологий, усиливается нагрузка на организм школьника и порождает остроту проблем здоровьесбережения.

Взрослых очень волнует влияние компьютера на здоровье детей. Безопасен ли он? Что должен сделать учитель информатики для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером?

Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках информатики, являются следующие:

1. Создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно–гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

2. Создание содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Методы здоровьесбережения применяемые на уроках информатики:

В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Общеизвестно, что высокочастотное излучение компьютера негативно влияет на здоровье людей и, особенно, на здоровье детей. Поэтому в целях сбережения здоровья детей в учебных заведениях жёстко регламентируется режим использования компьютеров. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает.

Существуют Санитарные Правила и Нормы, по которым ученикам разных классов разрешается сидеть за монитором определенное время.

Например, для учащихся 1-х классов – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут.

Необходимо проводить влажную уборку 2 раза в день, проветривать кабинет после каждого урока, так как от работы компьютера температура воздуха в среднем повышается на 2-4 градуса. Желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широкими листьями.

На одно рабочее место с компьютером должно приходиться не менее         6 кв.м. площади помещения.

Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.

Освещение должно быть яркое, но без бликов.

На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

- статичность позы в течение длительного времени;

- усталость кистей рук при отсутствии специального стула с подлокотниками;

- повышенная нагрузка на зрение;

Правильная посадка при работе за компьютером:

- Сидите прямо, не сутулясь.

- Опирайтесь спиной о спинку кресла.

- Не разваливайтесь в кресле: Вы быстрее устанете.

- Не поднимайте высоко запястья и не выгибайте кисти – могут начать болеть руки и неметь пальцы.

- Колени держите на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног мышцы не напрягаются.

- Не скрещивайте ноги и не кладите ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови.

- Сохраняйте прямой угол в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Основные правила гигиены:

- Центр экрана должен быть установлен на высоте 15-20 см ниже уровня глаз.

- Угол наклона монитора не должен быть более 150.

- Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы.

- Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см.

- Расстояние надо выбирать с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

- Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенический условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%.

Всем школьникам должно быть указано на опасности, которые могут возникнуть при неограниченном использовании ПК.

Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК, необходимо при объяснении материала использовать проектор, на большом экране которого демонстрировать все подготовленные аудио- и видеоматериалы. При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки.

Особенность уроков информатики  - это постоянное использование компьютеров. И,  несмотря на то, что продолжительность работы  в среднем звене не более 20 минут, за это время глаза  учащихся устают. Поэтому обязательно в конце работы нужно проводить простые и доступные  упражнение для глаз. 

Перед контрольной работой или зачетом можно предложить ребятам на перемене (на доске или листке бумаги) рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение перед контрольной работой.

Особенно важно применение компьютеров после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у ребенка усталость. С этой целью можно использовать игровые программы, где, например, детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов.

При закреплении изучаемого материала можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. Например, для переключения видов деятельности можно использовать игры типа «Домино», «Собери картинку».

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

На каждом уроке проводятся физкультминутки, на которых контролируется состояние глаз, мышц шеи и рук, позвоночника. Эти занятия тоже проводятся в виде игры и очень нравятся детям.

Если кого-то заинтересовала тема здоровьесбережения, я могу поделиться примерами физкультминуток и зарядкой для глаз (см. в Приложении).

Компьютерная зависимость

Кроме всех вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером в настоящее время появился термин «компьютерная зависимость». Что же это такое?

К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:

  • ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
  • прогулял школу – сидел за компьютером;
  • приходит домой и сразу садится за компьютер;
  • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
  • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером

Школьникам, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т.п.

Причины появления компьютерной зависимости:

  • отсутствия теплых доверительных отношений, понимания в семье;
  • неумения ладить с окружающими, отсутствия друзей;
  • отсутствия увлечений, хобби, не связанных с компьютером;
  • общая неудачливость ребёнка.

Профилактика компьютерной зависимости:

  • создание теплых отношений с собственным ребенком;
  • совместное времяпрепровождение и интерес к его жизни и досугу;
  • ограничение времени проведения перед компьютером;
  • увлечение ребенка спортом, книгами, искусством.

Важно знать!!!

Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.

Третий прием – «возбуждение умственного аппетита» к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются «очень трудные», таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.

Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Целенаправленное, управляемое со стороны преподавателя развитие творческих способностей при помощи системы познавательных прикладных задач приводит к тому, что у школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Выводы:

Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но работа на компьютере - не больше установленного времени и плюс доброжелательная обстановка на уроке. Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья, поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

Также необходим контроль за позой учащихся во время занятий, как при работе с тетрадью, так и при работе с компьютером.

Разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья.

Здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Приложение

Упражнения для глаз:

Для предупреждения зрительного утомления у учащихся я использую следующие упражнения:

1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

2. Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

3. Исходное положение - сидя, поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой. Повторить 5-раз.

4. Исходное положение - сидя. Смотреть на классную доску 2-3 секунды, перевести взор на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

5. Исходное положение сидя, закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.

Физкультминутка:

В начальной школе на уроках информатики очень часто в ходе физкультминуток использую разнообразные игры, такие как «Симметрия» я предлагаю детям выполнить действия, которые называю или показываю, но в зеркальном отображении). Эти упражнения содержат слова «вверх», «вниз», «влево», «вправо», «правая рука», «левая рука» и т.п. При изучении темы «Координатная сетка» ученикам предлагается игра «Найди по адресу»: учитель просит встать ученика, который, например, сидит на втором ряду за третьей партой, или на третьем ряду за четвертой партой и др.

Очень интересным для ребят бывает такой способ проведения отдыха, когда ребенок выходит к доске, и, имитируя робота, выполняет несколько несложных движений (как бы задает программу), а задача учеников повторить их. Получается забавно, ведь не каждому удается все запомнить. В итоге, даже выполняя физические упражнения, эмоциональность урока повышается.

Ученики за учителем повторяют движения.

-1-Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.

-2-Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко.

-3-А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели и на доску посмотрели.

-4-Раз – подняться, подтянуться.  Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парты сесть опять.

-5-На бугре стоит сосна, К небу тянется она.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх) Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. (Тоже самое, стоя на другой ноге) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево-вправо)

Ветки гнутся взад-вперѐд,

Ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Ветер стал немного тише

Ветки опустились ниже

(Опускаем медленно руки – в стороны и вниз)

Ветер вовсе улетел,

Мотылек на тополь сел.

(Присаживаемся за парты)

-6-Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо) И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо) Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх - вниз) Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки. (встряхнули кистями рук)

-7-Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела. На четыре – улетела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.

Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Прилагательное здоровьесберегающая относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системе) решается ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики   При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровьесберегающие компоненты. У меня имеются свои обозначения: синим к...

Использование Здоровьесберегающих технологий на уроках информатики

Обобщение опыта по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках информатики...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Презентация.Рассмотрены классификация ЗСТ, реализация на уроках информатики.Рассмотрены основные вредные факторы и профилактика при работе за компьютеромПредложены физкультминутки для снятия напряжени...

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...