Конспект урока на тему: "Знакомство с языком Паскаль"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Уметбаев Фирнат Фанисович

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

·        Сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: возникновение и назначение Паскаля, структура программы на Паскале, операторы ввода, вывода, присваивания, правила записи арифметических выражений, пунктуация Паскаля;

·        Выработка навыков программирования на Паскале;

·        Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;

·        Воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;

·        Воспитание познавательного интереса школьников.

Оборудование:

·        ПК;

·        Интерактивная доска;

·        MS PowerPoint

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №52

Тема: Знакомство с языком Паскаль

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

  • Сформировать представление у учащихся об основных понятиях темы: возникновение и назначение Паскаля, структура программы на Паскале, операторы ввода, вывода, присваивания, правила записи арифметических выражений, пунктуация Паскаля;
  • Выработка навыков программирования на Паскале;
  • Развитие информационного видения явлений и процессов окружающего мира;
  • Воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированности, усидчивости;
  • Воспитание познавательного интереса школьников.

Оборудование:

  • ПК;
  • Интерактивная доска;
  • MS PowerPoint

Ход урока:

I.Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка присутствующих. Сообщение темы урока.

II. Актуализация знаний (10 мин.)

Проверка домашнего задания: стр. стр. 329 – 335.

III. Теоретическая часть (20 мин.)

После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования.

Презентации:

  1.  «Синтаксис программы на Паскале»
  2. «Структура программы на языке Паскаль»
  3. «Демонстрационный пример программы на Паскале в среде программирования»

IV. Закрепление знаний (10 мин.)

Выполнение письменно задания на стр. 196 №9 и 10*

V. Итог урока (2 мин.)

VI. Домашнее задание (1 мин.)

§35, стр. 196 №1-8, №10 - письменно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 вариант Что такое язык программирования и система программирования? К какому уровню относятся языки типа автокод? Что такое трансляция и транслятор? Опишите принцип работы компилятора 2 вариант Что обозначает понятие «уровень языка программирования»? Какие из ЯПВУ вы знаете? Почему ЯПВУ называют машинно-независимыми? Опишите принцип работы интерпретатора

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d нач кон вывод m : =   = a c a d m b d b c n вывод n m : = a  d n : = b  c PROGRAM VAR READLN WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; Division ; a, b, c, d ; END . ( ) m : = m a  d BEGIN ; : = n b  c ; WRITELN ; ( ) n m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c Линейные алгоритмы на Паскале 5 9 7 13 65 63

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат Программа на языке Паскаль для вычисления результата деления одной простой дроби на другую является примером реализации линейного вычислительного алгоритма. Программа начинается с заголовка (служебное слово PROGRAM ). За служебным словом следует произвольное имя, придуманное программистом. В конце заголовка ставится точка с запятой. m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d нач кон вывод m вывод n m : = a  d n : = b  c VAR READLN WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; a, b, c, d ; END . ( ) m : = m a  d BEGIN ; : = n b  c ; WRITELN ; ( ) n a b c d : =  a d b c  = m n Линейные алгоритмы на Паскале алг Деление дробей PROGRAM Division ;

Слайд 2

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат Раздел описания переменных, начинается со слова VAR , за которым следует список имен однотипных переменных через запятую. Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр (первый символ обязательно должен быть буквой. Тип указывается через двоеточие. В нашем примере все переменные имеют целый тип ( INTEGER ) . В конце описания каждого типа необходимо ставить разделитель – точку с запятой m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей ввод a, b, c, d нач кон вывод m вывод n m : = a  d n : = b  c a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM READLN WRITELN ( ) Division ; a, b, c, d ; END . ( ) m : = m a  d BEGIN ; WRITELN ; ( ) n : = n b  c ; Линейные алгоритмы на Паскале VAR : INTEGER a, b, c, d, m, n ; цел a, b, c, d, m, n a b c d m n 1 3 2 5 m n

Слайд 3

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат Служебное слово BEGIN (начало) является операторной скобкой и с него начинается раздел операторов. Используется вместе с другой операторной скобкой - END ( конец). Между этими служебными словами помещаются все операторы, из которых складывается программа. m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d кон вывод m вывод n m : = a  d n : = b  c a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM VAR READLN WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; Division ; a, b, c, d ; END . ( ) m : = m a  d ; WRITELN ; ( ) n : = n b  c ; Линейные алгоритмы на Паскале BEGIN нач a b c d m n 1 3 2 5 m n

Слайд 4

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат По оператору READ ( READLN ) происходит ввод данных с клавиатуры. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значения переменных в том порядке, в котором они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране (пример: 5, 9, 7, 13). В конце набора нажимается клавиша ВВОД ( Enter) . m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n нач кон вывод m вывод n m : = a  d n : = b  c a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM VAR WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ; Division ; END . ( ) m : = m a  d BEGIN ; WRITELN ; ( ) n 1 3 2 5 : = n b  c ; Линейные алгоритмы на Паскале READLN ( ) a, b, c, d ; ввод a, b, c, d a b c d m n 1 3 2 5 m n

Слайд 5

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d нач кон вывод m вывод n a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM VAR READLN WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; Division ; a, b, c, d ; END . ( ) m BEGIN WRITELN ; ( ) n В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d , значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры. Линейные алгоритмы на Паскале : = m a  d ; : = n b  c ; m : = a  d n : = b  c a b c d m n 1 3 2 5 1 3 2 5 5 n

Слайд 6

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d нач кон вывод m вывод n a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM VAR READLN WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; Division ; a, b, c, d ; END . ( ) m BEGIN WRITELN ; ( ) n В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d , значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры. Линейные алгоритмы на Паскале : = m a  d ; : = n b  c ; m : = a  d n : = b  c a b c d m n 1 3 2 5 m : = a  d 1 3 2 5 5 6

Слайд 7

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d нач кон вывод n m : = a  d n : = b  c a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM VAR READLN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; Division ; a, b, c, d ; END . : = m a  d BEGIN ; WRITELN ( ) n Вывод результата на экран по оператору WRITE ( WRITELN ) . На этом шаге производится вывод значения переменной m ( 65 ) : = n b  c ; Линейные алгоритмы на Паскале WRITELN ( ) m ; вывод m a b c d m n 1 3 2 5 5 6 1 3 2 5 5

Слайд 8

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d нач кон вывод m m : = a  d n : = b  c a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM VAR READLN WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; Division ; a, b, c, d ; END . ( ) m : = m a  d BEGIN ; ; : = n b  c ; Вывод результата на экран по оператору WRITE ( WRITELN ) . На этом шаге производится вывод значения переменной n ( 63 ) Линейные алгоритмы на Паскале WRITELN ( ) n вывод n a b c d m n 1 3 2 5 5 6 1 3 2 5 5 6

Слайд 9

Задача: разделить одну простую дробь на другую - получить результат m : = a  d начало конец ввод a, b, c, d вывод m вывод n n : = b  c алг Деление дробей цел a, b, c, d, m, n ввод a, b, c, d нач вывод m вывод n m : = a  d n : = b  c a b c d : =  a d b c  = m n PROGRAM VAR READLN WRITELN : INTEGER a, b, c, d, m, n ( ) ; Division ; a, b, c, d ; ( ) m : = m a  d BEGIN ; WRITELN ; ( ) n Замыкающая операторная скобка END , означающая КОНЕЦ ПРОГРАММЫ. Используется вместе с другой операторной скобкой BEGIN ( начало). Между этими служебными словами размещается программа на языке Паскаль. После слова END ( в самом конце программы) ставится точка. : = n b  c ; Линейные алгоритмы на Паскале END . кон 1 3 2 5 5 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Знакомство с Северной Америкой"

На уроке географии в 7-м классе используются средства и приемы учебной деятельности, направленные на формирование у учащихся яркого образа северной Америки. Поставленные задачи направлены на развитие ...

План- конспект урока На тему «Знакомство с игрой Квиддич» по физической культуре для учащихся 3го класса

Тема урока: Знакомство с игрой КвиддичЦель урока: Развитие двигательных способностей учащихся посредством подвижной игры «Квиддич».Задачи урока:Образовательные: Сформировать у учащихся знания о правил...

презентация к уроку по теме "Знакомство" по немецкому языку как второму иностранному

Презентация к уроку по теме "Знакомство" к учебнику Бим И. Л. "Мосты 1"...

Конспект урока по теме "Знакомство с английскими традициями, американскими праздниками"

Урок для  1 курса, проведенный в качестве наставника молодого  специалиста...

Конспект урока "Запись арифметических выражений на языке Паскаль"

Первое занятие. Запись арифметических выражений на языке программирования Паскаль...

Конспект урока по теме: "Знакомство с офисным пакетом OnlyOffice"

Конспект урока  разработан по теме "Знакомство с офисным пакетом OnlyOffice"Образовательная цель урока: формирование умений работы в офисном пакете OnlyOffice, знакомство с сервисами, в...

Конспект урока по теме: «Знакомство с офисным пакетом Microsoft Office 365»

Конспекут урока разработан к уроку по теме: «Знакомство с офисным пакетом Microsoft Office 365».Образовательная цель урока: формирование умений и навыков работы с офисным пакетом...