Рабочая программа
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (9 класс) на тему

Разина Наталья Юрьевна

Рабочая программа для 9 класса по учебнику Семакина с добавлением раздела логика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programm_informatika_9_fgos.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского Муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена на заседании РМО учителей информатики

Протокол №1 от 25.08.2016 г.

Руководитель РМО

__________________ В.Н. Разумов

Утверждаю

Директор МОУ « Атемарская средняя общеобразовательная школа»

________________ С.Ю. Баулина

Приказ №              от        сентября 2016

Рабочая программа

учебного курса

« Информатика и ИКТ»

9 класс

Составитель:

Учитель информатики

Разина Н.Ю.

2016-2017 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Необходимость разработки новой программы обусловлена, с одной стороны, пересмотром содержания общего образования в целом, с другой стороны, потребностью развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и связанной с этим необходимостью уделить в курсе информатики большее внимание вопросам алгоритмизации и программирования. При этом учитывается важная роль, которую играет алгоритмическое мышление в формировании личности.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели изучения информатики в основной школе

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

3.Место учебного предмета в учебном плане

Информатика и ИКТ изучаются в 9 классе основной школы по два часа в неделю, всего 68 часов.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики.

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

•        готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;

•        владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;

•        умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

•        приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

•        умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

•        повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

•        получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

•        владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что ещё неизвестно;

•        планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

•        прогнозирование результата деятельности и его характеристики;

•        контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

•        коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

•        умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);

•        умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;

•        моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;

•        выбор языка представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи;

•        преобразование модели — изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;

•        представление знаково-символических моделей на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

•        освоение основных понятий и методов информатики;

•        выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

•        выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);

•        преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

•        оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);

•        развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

•        построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);

•        оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

•        осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

•        построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

•        выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

•        освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

•        освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности

путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

•        умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;

•        оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

•        вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

•        построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

•        определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;

•        решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

•        понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

•        оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

•        использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;

•        проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;

•        приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;

•        следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

•        авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

•        осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

•        получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

•        овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

•        соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

•        определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;

•        понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

•        рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

•        знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

•        умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

•        использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

•        приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;

•        выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

•        использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

•        решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;

•        создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

•        использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

•        использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;

•        создание и наполнение собственных баз данных;

•        приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;

в сфере эстетической деятельности:

•        знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;

•        приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);

в сфере охраны здоровья:

•        понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

•        соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

5. Особенности изучения предмета

Содержание курса информатики направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Системный характер содержания курса определяется фундаментальным ядром, в котором зафиксированы современные представления о дисциплине «Информатика», рассмотренные под углом зрения целей и задач современного общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.

Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса информатики прежде всего личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смысл образованием.

Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.

Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания — моделирование — к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие — общий приём решения задачи.

Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации.

Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметные образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчёркивают тот факт, что с помощью средств информационных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты.

Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровья акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.

Приведённые личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты формируются путём усвоения содержания общеобразовательного курса информатики, которое отражает:

•        сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;

•        основные области применения информатики;

•        междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Системный характер содержания определяется тремя сквозными направлениями:

•        информация и информационные процессы;

•        моделирование; информационные модели;

•        области применения методов и средств информатики.

Данные направления отражают в применении к информатике общую схему познания, характерную для естественнонаучных дисциплин: объект познания — инструмент познания — области применения.

В рамках этих направлений можно выделить следующие основные содержательные линии курса информатики:

в направлении «Информация, информационные процессы»:

•        информационные процессы;

•        информационные ресурсы;

в направлении «Моделирование; информационные модели»:

•        моделирование и формализация;

•        алгоритмизация и программирование;

в направлении «Области применения методов и средств информатики»:

•        информационные и коммуникационные технологии;

•        информационные основы управления;

•        информационная цивилизация.

Названные направления (перечень содержательных линий) задают структуру содержания общеобразовательного курса информатики:

а)        формирование представлений о триаде материя — энергия — информация и материальной природе всех протекающих во Вселенной процессов; формирование представлений об основном предмете информатики — информационных процессах, об особенностях языка описания информационных процессов, а также о методах и средствах их автоматизации, т. е. о переходе от описаний информационных процессов к их использованию с помощью информационных технологий;

б)        развитие умений строить, изучать, оценивать модели для решения задач в различных областях человеческой деятельности, прежде всего в области науки, технологии, управления, в социальной сфере, в том числе модели информационных процессов из различных областей;

в)        формирование умений применять методы и средства информатики, в том числе средства ИКТ.

Следует отметить, что данная программа не отдаёт предпочтения какой-либо одной методической концепции преподавания информатики, а только определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которой остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей курса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей и авторов учебников, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

При организации процесса обучения рекомендуется проведение практических работ, ориентированных на формирование навыков решения задач.

6.Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного курса информатики определяется тремя укрупнёнными разделами:

  информационные процессы;

  разработка алгоритмов и программирование;

 основы логики;

  информационные технологии современного общества.

Раздел 1. Информационные процессы

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудиовизуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудиовизуальной информации.

Различные подходы к измерению информации. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Подход Колмогорова к определению количества информации в сообщении. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д.  Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции, выражения.

 

Раздел 2. Разработка алгоритмов и программирование

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных  данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 3. Основы логики

Формы мышления. Алгебра логики.

Логические выражения, переменные и логические функции.

Законы логики, законы алгебры высказываний. Упрощение сложных высказываний.

Триггеры, сумматоры.

Раздел 4. Информационные технологии современного общества

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система. Типичные размеры текстовых (страница печатного текста,  книга, многотомное издание), звуковых (речь, музыка), видео файлов (полуторачасовой фильм).

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Примеры алгоритмов сжатия информации. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.  Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Сетевые технологии.  Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры.  Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,  компьютерные энциклопедии и справочники.  Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т.п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования,  управление производством и проектирование промышленных изделий, анализ экспериментальных данных,  образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ. Динамика количественных и качественных изменений в сфере ИКТ за последние 50 лет.

Информационная безопасность личности, государства, общества.

Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

7. Планирование  обучения

Тематическое планирование, основные виды  и результаты учебной деятельности

Тематическое планирование построено в соответствии с содержанием учебников и включает в себя  5 раздела в 9 классе.        

Планирование рассчитано в основном на урочную деятельность обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить проектный характер и проводится во внеурочное время.

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические  занятия и практическую работу на компьютере. Учитель может варьировать учебный план, используя предусмотренный резерв учебного времени.

9 класс

Общее число часов: 68ч.

  1. Управление и алгоритмы  ( 11 часов)

    Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
  • что такое  алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
  • в чем состоят  основные свойства алгоритма;
  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

• основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

• назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов:  метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод;

уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
  • составлять    линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

• выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

  1. Введение в программирование  (27 часов)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования:  постановка,   формализация,   алгоритмизация,  кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке «Паскаль»; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;
  • назначение языков программирования;
  • что такое трансляция;
  • назначение систем программирования;
  • правила оформления программы на Паскале;
  • правила представления данных и операторов на Паскале;

•  последовательность   выполнения   программы   в   системе программирования;

уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
  • отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

  1. Основы логики (15 часов)

Высказывания, способы их обозначения; основные логические операции, их запись на языке алгебры логики; основные законы логики, их применение к решению задач; понятие графа, основные элементы графа; представление условия задачи в виде таблицы, графов, логических выражений

Учащиеся должны знать:


  • основные законы алгебры логики;

  • понятие графа, основные элементы графа;

  • способы решения содержательных логических задач;

  • способы записи условия задачи.


Учащиеся должны уметь:


  • выбирать способ решения содержательной задачи;

  • записывать условие задачи в соответствии с выбранным способом решения;

  • решать задачу в соответствии с выбранным способом;

  • применять основные логические законы для решения задачи алгебраическим способом;

  • анализировать информацию, сравнивать и сопоставлять ее.


  1. Информационные технологии и общество ( 9 часов)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Требования к уровню подготовки.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
  • в чем состоит проблема безопасности информации;
  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов;

уметь:

• регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.


Тематическое планирование

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

Контрольные работы

Управление и алгоритмы

11

7

3

1

Введение в программирование

27

16

8

3

Основы логики

15

10

3

2

Информационные технологии в обществе

9

7

0

2

Повторение

6

5

0

1

Итого

68

45

14

9

Тематика рефератов

  1. Автоматизированные и автоматические системы управления;
  2. Использование рекурсивных процедур.
  3. «Киберпреступность». Хакеры, киберсквоттеры, спаммеры и т.д. Какие существуют способы профилактики киберпреступности и способы борьбы с ней?
  4. «Компьютеризация 21 века. Перспективы». Учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще.
  5. «Клавиатура. История развития». История развития клавиатуры с начала 70-х годов и до наших дней. Какие клавиши за что отвечают, зачем были введены и почему клавиши, которые уже не выполняют тех задач, для выполнения которых были изначально введены (например, Scroll Lock), до сих пор не убраны.
  6. «Мертвые языки программирования». От учащегося требуется описать этапы развития языков программирования, рассказать об их разновидностях, а затем показать, почему те или иные языки программирования так и не прижились.
  7. «Они изменили мир». Рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники.
  8. Основные типы принтеров.
  9. Устройства ввода информации.
  10.  Язык Prolog.
  11.  Язык программирования Assembler.

Критерии и параметры оценки ответов учащихся по информатике

Ответ на теоретические вопросы (устно)

Предметная составляющая

  1. Системность и целостность знаний по теме (сформированность единой информационной картины мира, понимание единых принципов информационных процессов и процессов управления в живой и неживой природе)
  2. Уровень усвоения понятий, терминов информатики
  3. Личностная освоенность знаний, креативность мышления (свобода оперирования знаниями, представленность личной позиции, понимания)

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Сформированность устной речи
  2. Умение пользоваться моделями (схемами, таблицами и т.п.)
  3. Умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие изучаемый материал, умение логически обосновывать суждения, проводить систематизации
  4. Коммуникативность, умение включиться в диалог

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Сформированность интереса к предмету, готовность к изучению новых информационных технологий, новых программных средств
  2. Понимание ценности информации
  3. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

19-20 баллов – «5»

14-18 баллов – «4»

10-13 баллов – «3»

менее 10 баллов – «2»

Практическая работа

Предметная составляющая

  1. Понимание темы, цели практической работы
  2. Уровень усвоения понятий, терминов
  3. Знание правил работы с компьютером, свобода оперирования с компьютером, осмысленность действий
  4. Демонстрация интеллектуальных умений: логического мышления, построения выводов, обобщений

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)
  2. Владение приемами работы  с компьютером                                                                    
  3. Интенсивность и качество самостоятельной работы
  4. Умение проводить анализ полученных результатов
  5. Коммуникативность, умение обратиться за помощью

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений
  2. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

20-22 баллов – «5»

15-19 баллов – «4»

11-14 баллов – «3»

менее 11 баллов – «2»

Защита рефератов

Предметная составляющая

  1. Понимание темы реферата, цели его практической части
  2. Системность и целостность знаний по заявленной теме
  3. Уровень усвоения понятий, терминов
  4. Логичность, доказательность, убедительность защиты, уровень анализа причинно-следственных связей, обобщений, выводов, уровень логического мышления

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Ориентация в различных источниках информации
  2. Сформированность монологической речи, владение приемами свертывания и развертывания речи
  3. Владение приемами работы с информацией (умение структурировать информацию, организовывать ее поиск, выделять главное и т.д.)
  4. Владение приемами работы  с компьютером                                                                    
  5. Оформление реферата. Самостоятельноть, оригинальноть, полнота раскрытия темы. Грамотность изложения.
  6. Коммуникативность, умение установить контакт с аудиторией, включиться в диалог

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Развитость ценностных ориентаций
  2. Понимание ценности информации
  3. Развитость самооценки

3 балла – проявлено на творческом уровне

2 балла – проявлено полностью

1 балл – проявлено частично

0 баллов – не проявлено

23-26 баллов – «5»

18-22 баллов – «4»

13-17 баллов – «3»

менее 13 баллов – «2»

Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: максимальное количество – 2 по каждому параметру (3 ставится в особых случаях) дает определенную сумму баллов.

90 – 100% этой суммы соответствует отметке «5»;

70 - 89% - «4»;

50 – 69% - «3»;

менее 50% - «2».

Ответ на теоретические вопросы (письменно)

Предметная составляющая

  1. Системность и целостность знаний по теме (сформированность единой информационной картины мира, понимание единых принципов информационных процессов и процессов управления в живой и неживой природе)
  2. Уровень усвоения понятий, терминов информатики
  3. Личностная освоенность знаний, креативность мышления (свобода оперирования знаниями, представленность личной позиции, понимания)

Деятельностно-коммуникативная составляющая

  1. Сформированность письменной речи
  2. Умение пользоваться моделями (схемами, таблицами и т.п.)
  3. Умение подобрать свои оригинальные примеры, иллюстрирующие изучаемый материал, умение логически обосновывать суждения, проводить систематизации

Ценностно-ориентационная составляющая

  1. Готовность к поиску рациональных, творческих выводов, решений
  2. Понимание ценности информации

Поскольку в письменном ответе на вопрос обычно не прослеживаются все указанные компоненты предметной и деятельностно-коммуникативной составляющей, а ценностно-ориентационная составляющая обычно не прослеживается совсем, то баллы за письменные ответы выставляются по следующему принципу:

  • максимальное количество – 3 по каждому вопросу (4 ставится в особых случаях);
  • количество баллов может снижаться на 1 за те параметры, которые должны быть отражены в ответе на данный вопрос, но реально отсутствуют в ответе (в итоге количество баллов может быть снижено до 0).

Например, количество баллов может быть снижено на 1, если:

  • дан неполный ответ на вопрос;
  • не прослеживается системность и целостность знаний;
  • нет своих примеров;
  • прослеживаются грубые речевые ошибки;
  • не сделаны выводы и т.д.

Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: полученные баллы за каждый ответ суммируются и высчитывается максимально возможное количество баллов (например, если вопрос в контрольной работе – 5, то максимальное количество баллов – 3*5 = 15).

90 – 100% этой суммы соответствует отметке «5»;

70 - 89% - «4»;

50 – 69% - «3»;

менее 50% - «2».


Материально-техническое и учебно-методическое и обеспечение

Учебно-методический комплекс (далее УМК),  обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:

  1. - Учебник  «Информатика» для 8 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. - Учебник  «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

4. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011

5. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

6. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).

7. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под.ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).

Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В кабинете информатики оборудовано рабочего места преподавателя  и 11 рабочих мест учащихся и 10 персональных компьютеров, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к школьной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».

Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:

  • принтер (черно/белой печати, формата А4);
  • мультимедиа проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
  • экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
  • устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
  •  оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).

Рекомендуется предусмотреть возможность использования такого оборудования, как:

дополнительный цветной принтер;

  • устройства создания графической информации (графический планшет), которые используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста;
  • устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением), позволяющие учащимся создавать музыкальные мелодии, прослушивать, аранжировать и редактировать их;
  • комплект цифрового измерительного оборудования, включающий датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, тока, напряжения, магнитной индукции и др.), обеспечивающие возможность измерений физических параметров с необходимой точностью;
  • управляемые компьютером устройства — дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.).

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, а также на других компьютерах, имеющихся в образовательном учреждении, должны быть лицензированы для использования во всей школе или на необходимом числе рабочих мест.

Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:

  операционная система;

  файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

  почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);

  браузер (в составе операционных систем или др.);

  мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);

  антивирусная программа;

  программа-архиватор;

  программа-переводчик;

  система оптического распознавания текста;

  программа интерактивного общения;

  клавиатурный тренажер;

  виртуальные компьютерные лаборатории;

  интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы;

  звуковой редактор;

  система автоматизированного проектирования;

  система программирования;

  система управления базами данных;

  геоинформационная система;

  редактор Web-страниц.

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  • нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, примерную и авторские учебные программы по информатике и пр.);
  • учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
  • научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
  • периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должны включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены в виде настенных полиграфических изданий и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатике должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

  • разработанные комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
  • CD по информатике, содержащие информационные инструменты и информационные источники (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.),  содействующие  переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
  • каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.


Тематическое планирование

 

№ урока

Тема урока

Основные понятия

Учебно-организационные знания и умения 

Методика

Тип урока

Дата проведения

по плану

фактически

Глава 1. Управление и алгоритмы ( 11 часов)

1

Техника безопасности. Управление и кибернетика

Управление, кибернетика, исполнитель.

•   Техника безопасности;

•  возникновение кибернетики;

•   управление и алгоритм управления.

Комбинированный урок

2

Управление с обратной связью

 Линейный алгоритм, обратная связь, программное управление

• Линейный алгоритм;

• что такое обратная связь;

• модель управления с обратной связью;

• модель с программным управлением.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

3

Определение и свойство алгоритма

Алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель, формальное исполнение алгоритма

• Иметь представление об исполнителе, алгоритме;

• знать свойства алгоритма и возможности автоматизации деятельности человека

Фронтальный опрос

Из. Нов. Мат.

4

Графический учебный исполнитель

Назначение и возможности ГРИС, режим исполнителя

• Назначение и возможности ГРИС

• Составлять программы для ГРИС

Фронтальный опрос, наблюдение, самостоятельная работа

Урок изучения нового материала

5

Графический учебный исполнитель

Фронтальный опрос

Практическая работа № 1 « Линейные программы в ГРИС»

6

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Вспомогательный алгоритм, процедура, метод детализации

• Определение вспомогательного алгоритма

• Обращаться к вспомогательному алгоритму;

• составлять программы и подпрограммы.

Отчет о выполнении п/р

Урок изучения нового материала

7

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

Самостоятельная работа

Практическая работа № 2 « Подпрограммы в ГРИС»

8

Циклические алгоритмы

Понятие цикла, команды цикла.

•  Команды цикла;

• цикл в процедуре;

• блок – схема алгоритмов;

• цикл с пред условием

•Составлять блок – схему алгоритмов;

• составлять программы с циклом.

Отчет о выполнении п/р

Урок – лекция с элементами беседы

9

Циклические алгоритмы

Самостоятельная работа

Практическая работа № 3 « Подпрограммы с циклом в ГРИС»

10

Ветвление и последовательная детализация алгоритма

Команда ветвления, пошаговая детализация.

•  Команда ветвления;

• неполная форма команды ветвления.

• использовать команду детализации

Отчет о выполнении п/р

Комбинированный урок

11

Управление и алгоритмы

• Алгоритм и его свойства;

• ГРИС и его возможности

• пользоваться полученными знаниями

Тест

Контрольная работа №1 Управление и алгоритмы

Глава 2.  Введение в программирование ( 27 часов)

12

Что такое программирование

Назначение программирования, язык программирования, система программирования

• Кто такие программисты;

•  что такое языки программирования;

• что такое система программирования.

Коррекция знаний

Урок  лекция с элементами беседы

13

Алгоритмы работы с величинами.

Данные, алгоритм.

• Компьютер как исполнитель алгоритмов;

•  величины: константы и переменные;

• система команд.

•использовать команды: ввода, вывода, присваивания.

Фронтальный опрос

Комбинированный

14

Линейные вычислительные алгоритмы

Присваивание

• Присваивание и его свойства;

•  обмен значениями двух переменных;

• описание линейного вычислительного алгоритма.

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

15

Знакомство с языком Паскаль

Язык Паскаль

•Возникновение и назначение Паскаля;

•  Структура программы на Паскале;

•операторы ввода, вывода и присваивания;

•  правила записи арифметических выражений;

• пунктуация Паскаля.

• Составлять программы на Паскале

Фронтальный опрос

Урок лекция

16

Разработка линейных алгоритмов

Фронтальный опрос

Комбинированный

17

Разработка линейных алгоритмов

Фронтальный опрос

Практическая работа №4 «Разработка линейных алгоритмов»

18

Разработка линейных алгоритмов

Практика

Практическая работа №4 «Разработка линейных алгоритмов»

19

Программирование ветвлений

АЯ

• Трассировка ветвящихся алгоритмов;

• сложные ветвящиеся алгоритмы;

•логические операции;

• Представлять ветвления на АЯ

• Представлять ветвления на языке Паскаль;

• Программировать сложные логические выражения

Отчет о выполнении п/р

Из. Нов. Мат.

20

Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений

Фронтальный опрос

Комбинированный

21

Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых ветвлений

Фронтальный опрос

Практическая работа №5 № Ветвящиеся алгоритмы»

22

Логические операции на Паскале. Программирование диалога с компьютером

Диалоговый характер программы, сценарий работы программы

•Что такое диалог с компьютером;

•Реализация логических операций на ЯП и на АЯ

Отчет о выполнении п/р

Комбинированный урок

23

Разработка программы на языке Паскаль с использованием логических операций

Фронтальный опрос

Практическая работа № 6

24

Программирование циклов

ЯП, АЯ, цикл.

•этапы решения расчетной задачи на компьютере;

• что такое отладка и тестирование программ.

•Программирование цикла на Паскале.

Отчет о выполнении п/р

Комбинированный

25

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

Фронтальный опрос

Комбинированный

26

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

Фронтальный опрос

Практическая работа №7

27

Алгоритм Евклида

НОД

•Идея алгоритма Евклида;

•алгоритм на АЯ и программа на Паскале

• Реализовывать алгоритм Евклида

Отчет о выполнении п/р .Фронтальный опрос

Комбинированный

28

Разработка алгоритмов

• алгоритм на АЯ,

•структура программ на Паскале

•Структура алгоритмов.

•Реализовывать программу на Паскале

Контрольная работа № 2

29

Одномерные массивы в Паскале

Массив, одномерный массив.

•Что такое массив;

•описание и ввод значений в массив в АЯ;

Фронтальный опрос.

Из. Нов. Мат.

30

Разработка программ обработки одномерных массивов

•Описание программы в Паскале

•программа с двумя массивами

Фронтальный опрос

Комбинированный

31

Одна задача обработки массива

Случайные числа, датчик случайных чисел

•Алгоритм поиска числа в массиве;

•какое число называется случайным;

•программу поиска числа в массиве.

Фронтальный опрос

Урок лекция

32

Контрольная работа  в рамках промежуточной аттестации по итогам 1 полугодия

Контроль знаний

Контрольная работа № 3

33

Анализ контрольной работы

Решение задач

Обобщения и систематизации

34

Одна задача обработки массива

Фронтальный опрос

Комбинированный урок

35

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

Максимальное и минимальное значение

•Алгоритм выбора максимума и минимума в массиве

Опрос, практикум

Комбинированный

36

Сортировка массива

Сортировка, метод пузырька

•Алгоритм сортировки методом пузырька;

•программа на Паскале

Фронтальный опрос

Из. Нов. Мат.

37

Введение в программирование

• теоретический материал из параграфов 10-14

•Реализовывать линейные, ветвящиеся и циклические программы на Паскале

Практикум

Самостоятельная работа

38

Введение в программирование

• Глава 2

Тест

Контрольная работа № 4

Глава 3. Основы логики ( 15 часов)

39

Формы мышления. Алгебра логики

Алгебра логики, логика

• логическое высказывание,

• логические величины,

 • логические операции.

• приводить примеры логических высказываний;

• называть логические величины, логические операции

Из. нов. мат

40

Формы мышления. Алгебра логики

Понятие, высказывание, умозаключение, логические операции, высказывание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, отрицание.

Фронтальный опрос

Комбинированный

41

Логические выражения.

• Логические схемы;

•логические выражения.

• Строить логические схемы

Фронтальный опрос

Из.нов.мат

42

Решение задач по теме Логические выражения».

Фронтальный опрос

Практикум

43

Логические переменные и логические функции

• Логические переменные;

• логические функции.

•  Решение задач с помощью таблиц истинности и электронных таблиц.

Фронтальный опрос

Комбинированный

44

Логические функции

Фронтальный опрос

Практикум

45

Логические функции

•Логические высказывания, функции, операции.

Контроль и коррекция знаний

Контрольная работа №5

46

Анализ контрольной работы

Обобщения и систематизации

47

Законы логики

Законы логики

Законы формальной логики;

•законы алгебры высказываний.

 Заменять операции импликации и эквивалентности

Из. нов. мат.

48

Упрощение сложных высказываний. Решение логических задач

Фронтальный опрос

Комбинированный

49

Упрощение сложных высказываний. Решение логических задач

Фронтальный опрос

Практикум

50

Сумматор двоичных чисел.

Сумматор

• Принцип работы сумматора

• Реализовать программу на ПК

Фронтальный опрос

Лекция

51

Триггер.

Триггер

• Принцип работы триггер.

Фронтальный опрос

Из.нов.мат

52

Основы логики

• Материалы главы

• Использование знаний на практике

Контрольная работа №6

53

Анализ контрольной работы

Контроля и коррекции знаний

Коррекция знаний

Глава 4  Информационные технологии и общество ( 9 часов)

54

Предыстория информатики

• История средств хранения , передачи и обработки информации ;

•Аналитическая машина Бэббиджа

• Анализировать и систематизировать полученные знания,

• работать с книжными и интернет источниками

Урок лекция с элементами беседы

55

История ЭВМ

Понятие ЭВМ, микропроцессор, ПК

• Четыре поколения ЭВМ;

•счетно- переферийные и релейные машины

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос

Комбинированный

56

История ПО и ЭВМ

ПО, ИКТ.

•Структура ПО;

•история систем программирования;

•история прикладного ПО;

•ИКТ и их приложения.

Коррекция знаний

Лекция

57

Информационные ресурсы современного общества

Ресурс

•Понятие информационных ресурсов;

•национальные ИР.

Фронтальный опрос

Из.нов. мат.

58

Проблемы формирования современного общества

Информационное общество

•Что такое информационное общество;

•что такое информатизация;

•задачи информатизации.

Фронтальный опрос

Комбинированный

59

Информационная безопасность

Безопасность, антивирусная защита

•Информационные преступления и информационная безопасность;

•программно – технические способы защиты информации;

•правовая защита информации.

Опрос

Лекция с элементами беседы

60

Информационные технологии и общество

• Материал 4 главы

• Применять полученные знания на практике

Контроль знаний

Контрольная работа №7

61

Подготовка к контрольной работе

Основы логики, ЯП Паскаль

Коррекция знаний

Комбинированный

62

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации по итогам 2 полугодия

• Материалы 2 полугодия

Индивидуальный контроль

Контрольная работа №8

Повторение (6 часов)

63

Анализ контрольной работы

•Анализировать и исправлять ошибки

Практикум

Коррекция знаний

64

Защита рефератов

•Информацию по теме реферата

• Анализировать и систематизировать информацию,

• оформлять рефераты,

• составлять презентации

Индивидуальный опрос

Семинар

65

Защита рефератов

66

Подготовка к итоговому  тестированию

• Материал пройденный за курс 9 класса

• Применять полученные знания на практике

Практикум

Комбинированный

67

Итоговое тестирование по курсу

Контроль знаний

Контрольная работа №9

68

Анализ итоговой контрольной работы

•Анализировать и исправлять ошибки

Коррекция знаний

Комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...