Урок СДО информатика "Передача информации" 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Волкова Ирина Александровна

Способы Диалектического Обучения . План конспект урока с приложениями+ презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdo_otkrytyy_urok_konspekt.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики

Класс: 5 .

Учебное пособие: Информатика учебник Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; Бином, Москва 2016г.; рабочая тетрадь Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; Бином, Москва 2016г..

Тема: Передача информации.

Цели:

Образовательно-развивающие

  1. Выведение новых понятий:

Источник  информации, приемник информации, информационный канал, помехи информации.

  1. Применение опорных понятий:

Информация, действия с информацией  (хранение, обработка, получение, передача),  органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) .

  1. Формирование универсальных учебных действий:
  • Познавательные УУД

- знаково-сомволические действия, включая моделирование;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  • Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • Регулятивные УУД

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

                   1.4  Формирование предметных умений:

                               - различаю источник и приемник информации;

                               - указывают существенные признаки понятий: источник и приемник информации.

Воспитательные цели

2.1 Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее -особенное- единичное, причина- следствие.

2.2 Формирование личностных УУД:

     - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    - нравственно этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Тип урока: Открытие нового знания.

Продолжительность: 45 минут.

Этапы урока

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность ученика

  1. Орг.момент

Приветствие детей.

Настрой на занятие.

Знакомство с заявкой на оценку.

2 мин.

Планируют оценку за урок, исходя из заявки на оценку.

  1. Актуализация знаний
  1. На столах приготовлены карточки с разными словами. Вам необходимо собрать из них определение понятия. После чего указать родовой и видовые признаки понятия.

  1. Проверьте в группах (4 человека), ваши ответы, сравните их, и выберете кто защит общий ответ от группы.( простая кооперация)

  1. Каждая группа зачитывает понятие которое получилось, и озвучивая родовой и видовые признаки понятия.

4. В рабочей карте ученика у вас представлена логическая схема в которой вам необходимо указать какие действия мы можем предпринять с информацией. Заполните.

5. У каждой 4-ки на столе пазл. Вам необходимо склеить его. После чего объяснить какие действия с информацией и на каком этапе вы совершали.

3мин.

3 балла

Инд.труд.

1 мин. Простая ко-ия

1мин.

1 балл слож.ко-ия

1мин.

2 балла ин.тр.

  1. балла
  2. мин. Прост.ко-ия

  1. Собирают определение понятия: Информация- это знания об окружающем нас мире, получаемые разними способами.

  1. Сверяют свой ответ с ответом участников группы, выбираю один для защиты.

3. Информация- это знания об окружающем нас мире, получаемые разними способами.

Родовой признак- знания.

Видовые- об окружающем мире, полученные разными способами.

4.Заполняют логическую схему

5.Склеивают картинку. Объясняют на этапе разбора изображений- получение информации, ища место в пазле- обработка, приклеят- хранение, представят результат- передача.

  1. Выведение темы урока

Какие действия с информацией мы уже изучили? Что осталось?

Значит тема урока?

1 мин.

Изучили : получение, хранение, обработка. Осталось Передача информации.

Тема урока: Передача информации.

  1. Работа по теме урока

1.Использую карточку №1,2 составьте вопрос-понятие или вопрос- суждение к теме урока, которой и будет целью занятия.

2.При помощи чего человек получает информацию? И какие виды есть?

  1. Прежде чем получить информацию кто-то или что-то нам ее передает. Например учитель объясняет новые материал. Кто передает информацию, а кто получает?

4.В процессе передачи информации всегда участвуют две стороны, тот кто передает, и тот кто получает. Как можно назвать эти стороны? Прочитав учебник на стр 41 выполните задания в тетради № 70 а и б

.

5.Повернитесь друг к другу и проверьте ответы .Озвучьте от группы полученные определения понятий.

6. Объект а не сторона!!! Подпишите в тетради. И подчеркните одной чертой родовой признак, двумя чертами видовой признак. Проверьте в группе свой ответ и озвучьте его.

7. Подумайте могут ли быть источниками информации животные или явления? Я вам зачитаю приметы, а вы мне укажете какую информацию нам передают.

  1. Птицы зимуя в жарких странах знают когда возвращаться домой
  2. Кошка прикрывает нос лапкой к холодам
  3. Муравьи закрывают муравейник днем к дождю
  4. Петух кукарекает по утрам будит людей
  5. Собака виляет хвостом дружески настроена
  6. Кошка виляет хвостом недружелюбна
  7. Листья растения завяли болеет или нет воды

8.Заполните таблицу указав не достающий элемент, источник или приемник информации.

Проверка в простой+ сложной ко-ии

9. Вспомните сказку Пушкина о царе Солтане. Пока царь воевал царица родила ему царевича Гвидона.

…шлет с письмом ога гонца чтоб порадовать отца а ткачиха с поварихой с сватьей бабой баборихой извести ее хотят сами шлют гонца другого….

Назовите источник информации ее приемник кто создавал помехи?

1 мин.

1 балл ин.тр.

2мин

2 балла

3мин ин.тр.

1 балл

2 мин пр+сл ко-ия

1 балл

1 мин пр
+сл ко-ия

1 балл

Фрон.раб. инд.тр.

8мин

6 баллов

Инд.тр.

  1. балл

3 мин

1 мин

1.В каком случае происходит передача информации?

Что понимается под передачей информации?

В чем заключается сущность передачи информации?

2.Человек получает информацию при помощи органов чувств- обоняние, осязание, слух, зрение, вкус.

3.Учитель передает, ученик получает.

  1. Заполняют ответы в тетради: Источник информации и приемник информации.

5. Сверяют ответы.

Источник информации это сторона передающая информацию.

Приемник информации- сторона принимающая информацию.

6. Родовой признак –объект.

Видовой признак у источника информации- принимающий информацию.

Видовой признак у приемника информации- принимающий информацию.

7. Что наступила весна

Что наступает холод

Будет дождь

Пора вставать

Можно погладить

Что-то не нравится

Надо полить или лечить

8.

ситуация

Источник

Приемник

Школьник читает текст в учебнике

Учебник

Ученик

Бабушка читает письмо

Письмо

бабушка

Мальчик просыпается от звонка будильника

Будильник

мальчик

Разговаривают две подруги Таня и Оля

Таня и Оля

Таня и Оля

Учитель объясняет новый материал всему классу

Учитель

Ученики

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

Водители и пешеходы

Человек читает объявление в газете

Газета

Человек

Завуч вывешивает листочек с изменением в расписании уроков

Завуч

Ученики, учителя

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

Диспетчер

Пассажиры

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

Знак

Водители

Мальчик получил пригласительный билет на елку

Билет

мальчик

Звенит звонок с урока

Звонок

Ученики, учителя

9.Источник информации- письмо от царицы

Приемник информации –царь

Помехи создавали- ткачиха, повариха, сватья бабабориха.

  1. Обобщение темы урока

Вспомним какими были наши проблемные вопросы в начале урока?

Ответили мы на них?.

Подсчитайте баллы которые вы набрали за урок, соотнесите их с оценкой. Сравните с той оценкой, которую вы ставили в начале урока.

У кого планированная оценка и результат совпали поднимите руки.

У кого результат выше?

У Кого результат ниже?

Почему получилось именно так?

Домашнее задание: Используя сказки А.С. Пушкина, приведите минимум три ситуации, три примера с различными источниками и приемниками информации.

Заявка на оценку д.з .:

«5»-  6 и более баллов

«4»-  5 баллов

«3»-  3-4 балла.

4мин

Озвучивают проблемные вопросы и дают на них ответы.

Подсчитывают свои баллы и ставят соответствующую оценку.

Записывают Д.З.

Заявка на оценку:

«5»- 13 баллов и более

«4»- 10 баллов-12 баллов

«3»- 7 баллов-9 баллов

Индивидуальная карта

Ф.И.                                                    Оценка:

Задание№1 Соберите из выражений на столах определение понятия. Укажите родовой признак и видовые признаки.

  3балла                              Ваш балл:

Задание№2 Заполните логическую схему понятия- Информация, основания деления: по действиям которые мы делаем с информацией

2балла                                  Ваш балл:

Задание№3   Выполните задание в рабочей тетради №70 под буквами а, б.

2балла                                    Ваш балл:      

Задание№4  Укажите в определении понятий: источник информации и приемник информации родовой и видовые признаки.

1 балл                                          Ваш балл:

Задание№5 Заполните таблицу, укажите недостающий элемент: источник или приемник информации

ситуация

Источник

Приемник

Школьник читает текст в учебнике

Ученик

Бабушка читает письмо

Письмо

Мальчик просыпается от звонка будильника

мальчик

Разговаривают две подруги Таня и Оля

Таня и Оля

Учитель объясняет новый материал всему классу

Ученики

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

Человек читает объявление в газете

Человек

Завуч вывешивает листочек с изменением в расписании уроков

Завуч

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

Пассажиры

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

Знак

Мальчик получил пригласительный билет на елку

мальчик

Звенит звонок с урока

Звонок

6 баллов                                  Ваш балл:

Общий балл                          Оценка

Индивидуальная карта

Ф.И.                                                    Оценка:

Задание№1 Соберите из выражений на столах определение понятия. Укажите родовой признак и видовые признаки.

  3балла                              Ваш балл:

Задание№2 Заполните логическую схему понятия- Информация, основания деления: по действиям которые мы делаем с информацией

2балла                                  Ваш балл:

Задание№3   Выполните задание в рабочей тетради №70 под буквами а, б.

2балла                                    Ваш балл:      

Задание№4  Укажите в определении понятий: источник информации и приемник информации родовой и видовые признаки.

1 балл                                          Ваш балл:

Задание№5 Заполните таблицу, укажите недостающий элемент: источник или приемник информации

ситуация

Источник

Приемник

Школьник читает текст в учебнике

Ученик

Бабушка читает письмо

Письмо

Мальчик просыпается от звонка будильника

мальчик

Разговаривают две подруги Таня и Оля

Таня и Оля

Учитель объясняет новый материал всему классу

Ученики

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

Человек читает объявление в газете

Человек

Завуч вывешивает листочек с изменением в расписании уроков

Завуч

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

Пассажиры

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

Знак

Мальчик получил пригласительный билет на елку

мальчик

Звенит звонок с урока

Звонок

6 баллов                                   Ваш балл:

Общий балл                          Оценка

 

ситуация

источник

приемник

1

Школьник читает текст в учебнике

Ученик

2

Бабушка читает письмо

Письмо

3

Мальчик просыпается от звонка будильника

Будильник

4

Разговаривают две подруги Таня и Оля

Таня и Оля

5

Учитель объясняет новый материал всему классу

Учитель

6

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

7

Человек читает объявление в газете

Газета

8

Завуч вывешивает листочек с изменением в расписании уроков

Завуч

9

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется

Пассажиры

10

Вывешен знак, запрещающий проезд по улице

Водители

11

Мальчик получил пригласительный билет на елку

Билет

12

Звенит звонок с урока

Звонок

Информация- это знания об окружающем нас мире, получаемые разними способами.

Информация- это знания об окружающем нас мире, получаемые разними способами.

Информация- это знания об окружающем нас мире, получаемые разними способами.

Информация- это знания об окружающем нас мире, получаемые разними способами.

Информация- это знания об окружающем нас мире, получаемые разними способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....