применение икт в образовательном процессе на уроках информатики
статья по информатике и икт на тему

в современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека. Данный доклад был подготовлен для выступления на педагогическом совете, он делает собщение о применении современных технологий при подготовке и проведении уроков информатики и ИКТ.

доклад позволяет получить информацию о полноте применения икт технологий на уроке информатики, но позволяет применять данные возможности и на других уроках в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.И.Гиндуллина, учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ с. Красный Восход

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

В современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и

социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды

обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества,

доступности и эффективности образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой

современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и

провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно,

экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником

дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

как предмет изучения;

как средство обучения;

как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Для педагога при использовании ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля

знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в

динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями

каждого ученика.

ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных материалов; в качестве мультимедийного сопровождения

урока; компьютерное тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель

 урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые

регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом дал свои положительные результаты: увеличился

объём образовательных ресурсов в Интернет, повысилась активность учителей и школьников в использовании ресурсов и

возможностей Интернет.

При использовании Интернет - технологий появляется возможность:

развивать навыки работы с информацией;

познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала и наглядного оформления мыслей;

научить находить информацию в различных источниках;

пользоваться автоматизированными системами поиска;

выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать;

развивать критическое мышление учащихся;

развивать навыки самообразования;

создавать собственные информационные прототипы и продукты.

Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет-технологий в образовательном процессе:

работа с браузерами, поисковыми системами;

использование почтовой программы;

виртуальное общение;

участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;

создание Web - сайтов, Web - порталов;

создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.

Система компьютерных телекоммуникаций - это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности

доступа к необъятным информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства Интернет в дистанционном

обучении учителей и учащихся.

Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через Интернет:

возможность заниматься в удобное для себя время;

одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной, общение через сети друг с другом

и с преподавателями;

использование в образовательном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих

продвижению человека в мировое информационное пространств»;

социальное равноправие (равные возможности получения образования у всех желающих);

стимулирование самостоятельности в обучении.

Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:

ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в получении и передаче информации; обучения;

успешность обучения частично зависит от навыков в управлении компьютером, работы в Интернет.

Но использование ИКТ в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы,

соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого

учителя.

Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении, при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах,

в процессе участия в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.

Образовательный процесс на современном этапе должен обеспечивать формирование творческой личности, готовой к деятельности

при широком распространении и внедрении во все сферы деятельности ИКТ. В процесс обучения проникают и все больше

применяются элементы дистанционного обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, курсы и т.д.). Средства ИКТ являются

инструментом, не только доставляющим учащимся различные знания по информатике, но и средствами, усиливающими творческие

возможности обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты. Более того, возможность

телекоммуникационного доступа к мировым информационным ресурсам достаточно эффективно влияет на личностное восприятие

учащимися, обучаемыми окружающей среды.

Самостоятельность учащихся при работе в Интернет (поиск информации, выполнение проектов, участие в дистанционных

конкурсах, олимпиадах) позволяет рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как инструмент познания и

саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося.

Общая информационная культура общества неразрывно связана с эффективностью внедрения ИКТ в процессы школьного обучения.

Использование Интернет учителем ставит ряд проблем, решение которых зависит от эффективного взаимодействия ряда субъектов

науки и практики: создателей образовательных порталов и обучающих программ, методистов и учителей для организации

образовательной деятельности в условиях информационного общества.

Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и

методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический

эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

Литература

1. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. -

http://socializaciia.ucoz.ru/publ/opyt_ispolzovanija_ikt_v_obrazovatelnom_processe/1-1-0-1

2. Ткаченко С.Н. Использование ИКТ в образовательном процессе (статья). - nsportal.ru



Предварительный просмотр:

М.И.Гиндуллина, учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ с. Красный Восход

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

В современном обществе информационные процессы являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и

социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды

обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности.

Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества,

доступности и эффективности образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой

современного школьного образования. Сегодня практически каждый учитель по любой школьной дисциплине может подготовить и

провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно,

экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником

дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:

как предмет изучения;

как средство обучения;

как инструмент автоматизации учебной деятельности.

Для педагога при использовании ИКТ на уроках открывается ряд возможностей: компьютер берет на себя функцию контроля

знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в

динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями

каждого ученика.

ИКТ может применяться следующим образом: для подготовки раздаточных материалов; в качестве мультимедийного сопровождения

урока; компьютерное тестирование и др. Психологи отмечают, что современные дети информацию на экранах мониторов, ноутбуков, проектора, телевизора воспринимают намного лучше, чем печатную книжную информацию. Поэтому в процессе обучения, как правило, повышается интерес учащихся к урокам с использованием ИКТ.

Организовывая урок с использованием ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель

 урока, тип урока, готовность учащихся к виду учебной деятельности, санитарно-гигиенические требования, которые

регламентируют возможность применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс внедрения новых информационных технологий в образование в целом дал свои положительные результаты: увеличился

объём образовательных ресурсов в Интернет, повысилась активность учителей и школьников в использовании ресурсов и

возможностей Интернет.

При использовании Интернет - технологий появляется возможность:

развивать навыки работы с информацией;

познакомить учащихся с разнообразными способами изложения материала и наглядного оформления мыслей;

научить находить информацию в различных источниках;

пользоваться автоматизированными системами поиска;

выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать;

развивать критическое мышление учащихся;

развивать навыки самообразования;

создавать собственные информационные прототипы и продукты.

Образуется достаточно широкий проектируемый спектр применения Интернет-технологий в образовательном процессе:

работа с браузерами, поисковыми системами;

использование почтовой программы;

виртуальное общение;

участие в телеконференциях, проектах, конкурсах;

создание Web - сайтов, Web - порталов;

создание собственных проектов и их размещение в сети Интернет.

Система компьютерных телекоммуникаций - это живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности

доступа к необъятным информационным ресурсам. Современная школа с успехом использует средства Интернет в дистанционном

обучении учителей и учащихся.

Можно выделить следующие преимущества дистанционного обучения через Интернет:

возможность заниматься в удобное для себя время;

одновременное обращение большого количества обучающихся ко многим источникам учебной, общение через сети друг с другом

и с преподавателями;

использование в образовательном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих

продвижению человека в мировое информационное пространств»;

социальное равноправие (равные возможности получения образования у всех желающих);

стимулирование самостоятельности в обучении.

Как у любого средства дистанционного обучения, у Интернет есть и свои недостатки:

ограниченные технические возможности и медленные модемы приводят к задержкам в получении и передаче информации; обучения;

успешность обучения частично зависит от навыков в управлении компьютером, работы в Интернет.

Но использование ИКТ в преподавании различных предметов школьного курса невозможно без достаточной технической базы,

соответствующего программного обеспечения и подключения к сети Интернет и достаточных умений работы с компьютером самого

учителя.

Роль телекоммуникаций необычайно велика и при дистанционном обучении, при участии в дистанционных конкурсах, олимпиадах,

в процессе участия в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей.

Образовательный процесс на современном этапе должен обеспечивать формирование творческой личности, готовой к деятельности

при широком распространении и внедрении во все сферы деятельности ИКТ. В процесс обучения проникают и все больше

применяются элементы дистанционного обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, курсы и т.д.). Средства ИКТ являются

инструментом, не только доставляющим учащимся различные знания по информатике, но и средствами, усиливающими творческие

возможности обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты. Более того, возможность

телекоммуникационного доступа к мировым информационным ресурсам достаточно эффективно влияет на личностное восприятие

учащимися, обучаемыми окружающей среды.

Самостоятельность учащихся при работе в Интернет (поиск информации, выполнение проектов, участие в дистанционных

конкурсах, олимпиадах) позволяет рассматривать глобальную компьютерную сеть работы с Интернет как инструмент познания и

саморазвития, что, в свою очередь, способствует проявлению социальной активности учащегося.

Общая информационная культура общества неразрывно связана с эффективностью внедрения ИКТ в процессы школьного обучения.

Использование Интернет учителем ставит ряд проблем, решение которых зависит от эффективного взаимодействия ряда субъектов

науки и практики: создателей образовательных порталов и обучающих программ, методистов и учителей для организации

образовательной деятельности в условиях информационного общества.

Использование ИКТ – мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и

методически обосновано. ИКТ следует использовать только тогда, когда это использование дает неоспоримый педагогический

эффект и ни в коем случае нельзя считать применение компьютера данью времени или превращать его в модное увлечение.

Литература

1. Опыт использования ИКТ в образовательном процессе. -

http://socializaciia.ucoz.ru/publ/opyt_ispolzovanija_ikt_v_obrazovatelnom_processe/1-1-0-1

2. Ткаченко С.Н. Использование ИКТ в образовательном процессе (статья). - nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

«Повышение эффективности образовательного процесса на уроках английского языка посредством применения ИКТ-технологий»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий....

Применение знаний полученных в школьных экскурсиях в образовательном процессе на уроках географии

Статья о личном опыте проведения уроков географии на экскурсиях....

Мастер-класс: применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе на уроках биологии

В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках   Они универсальны  Их можно примен...

Технологическая карта урока «Применение Excel в образовательном процессе» (с использованием метода проектов).

Цель урока: обобщить знания по теме  «Табличные вычисления на компьютере» посредством создания коллективного проекта «Применение Excel в образовательном процессе», состоящ...

Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Целью моей педагогической деятельности  является обеспечение  благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»

Доклад содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...