Технологическая карта урока «Применение Excel в образовательном процессе» (с использованием метода проектов).
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Лыкова Елена Михайловна

Цель урока: обобщить знания по теме  «Табличные вычисления на компьютере» посредством создания коллективного проекта «Применение Excel в образовательном процессе», состоящего из групповых исследований учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_uroka.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет).

Предмет, класс

Информатика, 9 класс

Ф.И.О. преподавателя

Лыкова Елена Михайловна, учитель информатики

Блоки

Компоненты блоков

Содержание компонентов

Концептуальный этап: блок целеполагания

  • тема
  • цель
  • планируемый результат (знания, умения, навыки)
  • Личностно-ориентированная направленность урока

Тема урока,

№ урока по теме

«Применение Excel в образовательном процессе»

10-й урок в теме.

Актуальность использования средств ИКТ

  • формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности;
  • зрительное восприятие улучшает усвоение материала  урока;
  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
  • создание условий для эффективной реализации проектной деятельности учащихся;
  • средство представления результатов исследовательской деятельности

Цель урока

Обобщить знания по теме  «Табличные вычисления на компьютере» посредством создания коллективного проекта «Применение Excel в образовательном процессе», состоящего из групповых исследований учащихся.

Планируемый результат

Знания

Умения

Навыки

- основных возможностей табличного процессора Excel.

- работать с информацией;

- выделять главное;

- сравнивать и делать выводы;

- мыслить критически;

- генерировать идеи;

-определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.

- создание структуры ЭТ и заполнение её данными;

использование шрифтового оформления и других операций форматирования;

запись формул и использование в них встроенных функций;

- создание гиперссылок;

- поиска информации;

- оформления результатов деятельности средствами ИКТ.

Личностно-ориентированная направленность урока

Способствовать формированию ключевых компетентностей обучающихся:

- информационной (умение искать информацию в Интернет, уметь выделять главное, умение структурировать информацию)

- коммуникативной (умение работать в группе, принимать другое мнение, представлять себя)

Технологический этап: блок инструментальный.

  • Задачи урока.
  • Тип урока.
  • Используемая педагогическая технология.
  • Межпредметные связи.
  • Учебно-методический комплекс.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

- развитие интереса к решению практических задач (через создания тестов и кроссвордов на основе Excel), к активной творческой деятельности.

Способствовать:

- развитию навыков самостоятельного мышления;

- формированию информационно-коммуникативных компетентностей.  

Способствовать:

- формированию познавательного интереса  к предмету;

- формированию умения четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по своему плану;

- развитию творческих способностей учащихся;

- осознанию обучающимся своей значимости в образовательном процессе.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Используемая технология

Проектно-исследовательская технология.

Межпредметные связи

Создание тестов и кроссвордов по различным предметам (литературе, химии, физики, истории и информатики), привлечение учителей-предметников для консультации при создании проекта и его экспертной оценки.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Универсальные (мультимедийная презентация, табличный процессор Excel), ресурсы сети Интернет.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, компьютер, программные средства)

Компьютеры, объединенные в локальную сеть с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, прикладная программа Microsoft PowerPoint, табличный процессор Excel.

Образовательные ресурсы

Интернет

Методическое описание использования ЦОР на уроке

  • Методическая презентация учителя – для повышения наглядности объяснения учителя;
  • шаблон презентации на ученических компьютерах – для представления учащимися результатов своей деятельности, хода работы и продукта исследования
  • список аннотированных интернет - ссылок – для поиска информации.

Операциональный этап: блок организационно -деятельностный:

  • поэтапный план урока.
  • Диагностика результатов урока.
  • Домашнее задание.

ЭТАП 1

Организационный

Цель

  • Определение цели учебного занятия и постановка задач
  • Определение путей и средств достижения цели
  • Планирование работы на учебном занятии
  • Определение критериев достижения цели учебного занятия

Длительность этапа

2 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов презентации учителя

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная: просмотр слайдов, ответы на вопросы учителя:

Давайте с вами вспомним, какую тему мы с вами изучаем (Электронные таблицы).

На предыдущих уроках мы с вами создали проект  «Применение Excel в образовательном процессе». Какую цель мы перед собой поставили? (Создание тестов и кроссвордов средствами MS Excel).

Какие у нас были задачи ?

  • Изучение теоретических основ.
  • Изучение возможностей программы Excel для решения поставленной цели.
  • Создание тестов и кроссвордов средствами MS Excel.
  • Представление своей разработки.

Функции преподавателя на данном этапе

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Основные виды деятельности преподавателя

Настраивает обучающихся на работу по достижению цели

Промежуточный контроль

Проверка готовности обучающихся к работе на уроке.

ЭТАП 2

Актуализация знаний учащихся

Цель

Повторяются знания и умения, необходимые для работы на данном уроке

Длительность этапа

3 минуты.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов презентации учителя.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная.

  • Для чего предназначены электронные таблицы? (Для организации табличных расчетов на компьютере).
  • Назовите наименьшую структурную единицу электронной таблицы? (Ячейка).
  • Из чего складывается имя ячейки? (Оно складывается из буквенного имени столбца и номера строки)
  • Что можно помещать в ячейки? (Текст, число, формулу)
  • Какие принципы адресации вы использовали? (Принцип относительной адресации и   принцип абсолютной адресации)
  • Что такое диапазон? (Любая прямоугольная часть таблицы)

Какие функции вы использовали? (Функции обработки диапазона -сумма- подсчет сумм баллов , условная функция – подсчет баллов и  выставление оценки)

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор: организует беседу, обобщает.

Основные виды деятельности преподавателя

Инструктаж обучающихся  перед защитой проектов.

Промежуточный контроль

Обсуждение вопросов, комментарий

ЭТАП 3

Проверка Д/З

Цель

Проверка качество выполнения практической части, через взаимопроверку (так как тестирование занимает много времени, то данная работа была предложена обучающимся  для выполнения дома).

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Групповая (обсуждение результатов тестирования и заполнение оценочных листов в графе «Качество выполнения практической части (Домашнее задание, экспертиза)»)

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор: организует беседу, обобщает.

Основные виды деятельности преподавателя

Инструктаж обучающихся по заполнению оценочных листов проекта.

Промежуточный контроль

Выполнение домашнего задания.

ЭТАП 4

Предъявление полученных знаний и способов деятельности

Цель

Представление обучающимися результатов деятельности по созданию проекта.

Длительность этапа

25 минут (каждой группе 5 минут)

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Представление хода и результатов исследования средствами программы MS PowerPoint. Демонстрация проекта (созданного в табличном процессоре Excel). Демонстрация видеороликов с экспертной оценкой проектов учителями-предметниками.

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная – оценивание защиты (заполнение оценочных листов).

Групповая – при защите результатов исследования и создания проекта.

Коллективная – при обсуждении результатов исследования по результатам заполнения оценочных листов.

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, помощник, участник.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация и оказание поддержки в обсуждении

Промежуточный контроль

Оценка деятельности обучающихся, одноклассниками и учителями-предметниками (видеоролики с экспертной оценкой).

ЭТАП 5

Подведение итогов учебного занятия

Цель

  • Определяется соответствие достигнутых результатов учебного занятия поставленным в его начале задачам.
  • Оценивается работа класса и конкретных обучающихся  на учебном занятии.

Длительность этапа

2  минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная.

Функции преподавателя на данном этапе

Оценка преподавателем работ учащихся

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов

Завершающий контроль.

Выставление отметок обучающимся за работу на уроке.

ЭТАП 6

Рефлексия

Цель

Личностное осмысление каждым участником, результатов деятельности.

Длительность этапа

3 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайда учительской презентации с вопросами для рефлексии.

  • Достигли ли мы, своей цели?
  • Какие трудности у вас были при выполнении данного проекта?
  • Какие практические навыки вы получили,  работая над проектом?
  • Где и как вы можете применить полученные навыки в жизни?

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная - самоанализ деятельности.

Функции преподавателя на данном этапе

Побуждение к размышлению.

Основные виды деятельности преподавателя

Организация и оказание поддержки в обсуждении обучающимися деятельности на уроке.

Итоговый контроль, подведение итогов

Оценка деятельности обучающихся учителем и обучающимися.

Д/З

Пройти  тест по теме «Электронные таблицы», на сайте http://test-inf.narod.ru  (9 класс. Тема Excel - итоговый) в режиме on-line.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Применение производной к решению задач.»

Технологическая карта урока «Применение производной к решению задач.»...

Технологическая карта урока «Применение определенного интеграла в решении задач математики и физики»

Технологческая карта повторительно- ообщающего урока - семинара «Применение определенного интеграла в решении задач математики и физики»...

Технологическая карта урока "Применение ручных швов при изготовлении игольницы"

Технологическая карта урока наглядно показывает деятельность учителя и учащихся на каждом этапе занятия, помогает определить цель урока, как формируются УУД, определяет планируемый результат....

Технологическая карта урока физкультуры на тему: "Лёгкая атлетика" с использованием современных образовательных технологий.

Используемые технологии на уроке:ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология, технология личностно ориентированного обучения, технология уровневой дифференциации, игровая технология ....