Формирование экологического мышления на занятиях по информационным технологиям
статья по информатике и икт на тему

Тихонова Ольга Александровна
В настоящее время экологическое воспитание невозможно рассматривать лишь как одну из частей природоохранной системы. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Наиболее действенным средством экологического воспитания является экологизация разнообразной деятельности детей (учебной, познавательной, художественной, творческой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihonova_o.a._doklad_ekologicheskoe_myshlenie.docx276.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тихонова Ольга Александровна,

 педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района

Санкт – Петербурга «Академический»

E-mail: olgatikhonova.2010@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Современные масштабы экологических изменений, разразившиеся на нашей планете, создают реальную угрозу для жизни людей, что делает крайне актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. В настоящее время возникла необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействий человека на природу и формировании у подрастающего поколения экологического сознания на всех этапах обучения. Назрела необходимость переходить  от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности. Экологические знания направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Раскрытие в учебно-воспитательном процессе экологических проблем определяется терминами "экологическое образование", "экологическое воспитание".

Проблема возникает из необходимости создания такой системы экологического воспитания в условиях современной реальности, при которой будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.

Актуальность проблем экологического образования и воспитания вызвана:

  • необходимостью улучшения условий жизни человека на Земле;
  • необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
  • низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
  • недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Экологическое образование и воспитание - это целенаправленный, систематичный, педагогический процесс формирования системы экологических знаний, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающих становление и развитие у личности ответственного отношения к природе.

Необходимо сформировать у подрастающего поколения высокую экологическую культуру, которая будет способствовать принятию оптимальных решений по отношению к природе и обществу, ответственности за сохранение жизни на Земле.

Цель экологического образования и воспитания - формирование системы знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения учащихся к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.

Задачи экологического воспитания:

  • Образовательная – формирование системы знаний и представлений об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • Воспитательная – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • Развивающая – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшения  окружающей среды.

Экологическая проблема является, прежде всего, нравственной, и в этом смысле экологическое образование несет в себе огромный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию. Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Педагог должен стать проводником нового мышления – экологического, способного вывести человечество из экологического тупика.

Наиболее действенным средством экологического воспитания является экологизация разнообразной деятельности детей (учебной, познавательной, художественной, творческой), то есть осуществление интегрированного подхода. Представляется важным в становлении экологически воспитанной личности сочетание рационального познания с художественно-образным. Одним из условий реализации успешного воспитания человека-гражданина, способного сохранять своё здоровье и жизнь на нашей планете, является наполнение УМК образовательной программы заданиями экологической тематики, обсуждением материалов СМИ, поступков людей, которые наносят вред природе. Учащиеся должны знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Они должны знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об уменьшении запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. Для достижения указанных целей на занятиях по информационным технологиям используются задания, способствующие экологическому воспитанию. Тематика таких заданий определяется программными требованиями к каждой группе, базируется на знаниях учащихся о природе. В заданиях используются данные по экологической безопасности, природопользованию, сведения об организациях, движениях и обществах, которые занимаются природоохранной деятельностью. Все задания экологической тематики затрагивают проблемы экологии и подразумевают беседы и обсуждения о необходимости бережного отношения к природе и рациональном использовании природных ресурсов. При создании природоохранных плакатов, буклетов, заданий по набору текстов пропагандируются книги и журналы о природе. Изучая графические программы, ребята рисуют деревья, цветы, животных, любят рисовать своих домашних питомцев, обсуждают их привычки, выходки, демонстрируя бережное к ним отношение. Чувствуется, что общение с природой у детей вызывает ощущение радости и восторга, прививает им навыки экологической ответственности. Соединение экологического воспитания с эстетическим необходимо для воспитания у детей добрых представлений о мире. При выполнении заданий в графических редакторах, рисуя пейзажи, цветы дети получают более наглядное представление о природе, получают специальные знания, восхищаются красотой окружающего мира. В результате создаются поэтичные, яркие и красочные картинки природы. Это имеет огромное значение для развития способностей к эмоциональному восприятию детьми окружающего мира. Красота природы воспитывает к ней бережное отношение и любовь, развивает эстетический вкус. Если дети научатся  чувствовать красоту и гармонию природы, то их убеждения действия будут направлены на её сохранение и защиту от загрязнения. Экологические вопросы затрагиваются на всех уроках природоведения в начальной школе, в среднем и старшем звене на уроках географии, биологии, химии, физики,  обществознания. Биология и география раскрывают детям мир растений, животных, среду, которая их окружает. Физика и химия формируют комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе. Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, влияние на человека. В содержание заданий на занятиях по информационным технологиям привносятся элементы экологических знаний, которые являются чаще всего развитием, углублением или переосмыслением материала, изученного в школе или полученного самостоятельно. При выполнении заданий, заостряется их внимание на том, что представляют собой те или иные природные объекты и явления. Это способствует формированию позитивного восприятия природы. Беседы с детьми на нравственную тематику, анализы противоправных поступков людей способствуют воспитанию, в том числе и экологически этичной личности, мотивируют на принятие образа здоровой жизнедеятельности. По мере взросления эмоционально-эстетическое восприятие окружающей среды обогащается интеллектуальным осмыслением природы. В заданиях для детей старшего возраста во время построения графиков и проведения расчётов в программе EXCEL используются понятия "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чистоты", "предельно допустимые концентрации веществ" (ПДК). Такие задания воспитывает привычку задумываться над вопросами бережного отношения к природе. Важно изменить форму общения педагога и учащегося, применяя определённые экологические знания и навыки современных педагогических технологий. С этой целью на занятиях по основам информационных технологий реализуются разнообразные проекты, цель которых раскрыть красоту окружающего мира. Такая работающая проектно-педагогическая модель позволяет развивать приёмы исследовательской деятельности детей, способствует развитию умений формулировать проблемные вопросы, позволяет учащимся овладевать необходимой информацией, оценивать её, пользоваться учебной и научно-популярной литературой, ресурсами Интернет. Ребята участвуют в творческих конкурсах, форумах, представляя рисунки, плакаты, буклеты, коллажи экологической тематики на районных, городских, региональных уровнях. Привлечение детей к участию в различных экологических конкурсах, формирует у детей собственное мировоззрение, гражданскую позицию, даёт возможность усваивать нравственные ценности, необходимые для жизни в современном обществе.

Примеры детских работ

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\экология для доклада\Экология. Для конкурса\Синицина Анна 5 класс пед. Тихонова О.А. Береги  природу..jpgC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\экология для доклада\Экология. Для конкурса\Стрелкова Ксения 4 класс пед. Тихонова О.А.Берегите ...jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\экология для доклада\Экология. Для конкурса\Диденко Дарья 4 класс пед. Тихонова О.А.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\экология для доклада\Фадеева Екатерина 12 лет.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\экология для доклада\Прекрасный мир.jpg

В настоящее время экологическое воспитание невозможно рассматривать лишь как одну из частей природоохранной системы. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Именно поэтому экологическому воспитанию придается столь важное общественное значение. Экологическое образование и воспитание учащихся достигнет цели, если в этом направлении будут работать педагоги, родители и общество. Экологически воспитанная сознательная личность ощущает себя  не бездумным эксплуататором природы, а ответственным её хранителем. Итоговым результатом экологического образования является личность, которая осознанно выполняет правила экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, характеризуется глубокими знаниями об окружающей среде, наличием мировоззренческих ценностных ориентаций относительно природы, ответственным отношением к природе и своему здоровью, предвидением возможных негативных последствий преобразовательной деятельности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формирование экологического мышления на уроках георграфии"

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания могут быть сведены к следующим постулатам, поняты и признаны всеми:- всякая жизн...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ

Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования ...

Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка

Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...

Формирование экологического мышления на уроках географии

Опыт по развитию экологической грамотности на уроках географии....

Формирование экологического мышления в школе

В статье представлена информация о методах  формировании экологического мышления по уровням  экологической компетентности....

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....

«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»

Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.Правила поведения в природе и с природой лучше всего...