Формирование экологического мышления на занятиях по информационным технологиям
статья по информатике и икт на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 276.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихонова Ольга Александровна,
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района
Санкт – Петербурга «Академический»
E-mail: olgatikhonova.2010@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Современные масштабы экологических изменений, разразившиеся на нашей планете, создают реальную угрозу для жизни людей, что делает крайне актуальной проблему изменения отношения человечества к природе. В настоящее время возникла необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействий человека на природу и формировании у подрастающего поколения экологического сознания на всех этапах обучения. Назрела необходимость переходить от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности. Экологические знания направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Раскрытие в учебно-воспитательном процессе экологических проблем определяется терминами "экологическое образование", "экологическое воспитание".
Проблема возникает из необходимости создания такой системы экологического воспитания в условиях современной реальности, при которой будет обеспечиваться рост уровня экологической культуры.
Актуальность проблем экологического образования и воспитания вызвана:
- необходимостью улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Экологическое образование и воспитание - это целенаправленный, систематичный, педагогический процесс формирования системы экологических знаний, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающих становление и развитие у личности ответственного отношения к природе.
Необходимо сформировать у подрастающего поколения высокую экологическую культуру, которая будет способствовать принятию оптимальных решений по отношению к природе и обществу, ответственности за сохранение жизни на Земле.
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения учащихся к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Задачи экологического воспитания:
- Образовательная – формирование системы знаний и представлений об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- Воспитательная – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- Развивающая – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшения окружающей среды.
Экологическая проблема является, прежде всего, нравственной, и в этом смысле экологическое образование несет в себе огромный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию. Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек, прежде всего, сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой. Педагог должен стать проводником нового мышления – экологического, способного вывести человечество из экологического тупика.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является экологизация разнообразной деятельности детей (учебной, познавательной, художественной, творческой), то есть осуществление интегрированного подхода. Представляется важным в становлении экологически воспитанной личности сочетание рационального познания с художественно-образным. Одним из условий реализации успешного воспитания человека-гражданина, способного сохранять своё здоровье и жизнь на нашей планете, является наполнение УМК образовательной программы заданиями экологической тематики, обсуждением материалов СМИ, поступков людей, которые наносят вред природе. Учащиеся должны знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Они должны знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об уменьшении запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. Для достижения указанных целей на занятиях по информационным технологиям используются задания, способствующие экологическому воспитанию. Тематика таких заданий определяется программными требованиями к каждой группе, базируется на знаниях учащихся о природе. В заданиях используются данные по экологической безопасности, природопользованию, сведения об организациях, движениях и обществах, которые занимаются природоохранной деятельностью. Все задания экологической тематики затрагивают проблемы экологии и подразумевают беседы и обсуждения о необходимости бережного отношения к природе и рациональном использовании природных ресурсов. При создании природоохранных плакатов, буклетов, заданий по набору текстов пропагандируются книги и журналы о природе. Изучая графические программы, ребята рисуют деревья, цветы, животных, любят рисовать своих домашних питомцев, обсуждают их привычки, выходки, демонстрируя бережное к ним отношение. Чувствуется, что общение с природой у детей вызывает ощущение радости и восторга, прививает им навыки экологической ответственности. Соединение экологического воспитания с эстетическим необходимо для воспитания у детей добрых представлений о мире. При выполнении заданий в графических редакторах, рисуя пейзажи, цветы дети получают более наглядное представление о природе, получают специальные знания, восхищаются красотой окружающего мира. В результате создаются поэтичные, яркие и красочные картинки природы. Это имеет огромное значение для развития способностей к эмоциональному восприятию детьми окружающего мира. Красота природы воспитывает к ней бережное отношение и любовь, развивает эстетический вкус. Если дети научатся чувствовать красоту и гармонию природы, то их убеждения действия будут направлены на её сохранение и защиту от загрязнения. Экологические вопросы затрагиваются на всех уроках природоведения в начальной школе, в среднем и старшем звене на уроках географии, биологии, химии, физики, обществознания. Биология и география раскрывают детям мир растений, животных, среду, которая их окружает. Физика и химия формируют комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе. Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, влияние на человека. В содержание заданий на занятиях по информационным технологиям привносятся элементы экологических знаний, которые являются чаще всего развитием, углублением или переосмыслением материала, изученного в школе или полученного самостоятельно. При выполнении заданий, заостряется их внимание на том, что представляют собой те или иные природные объекты и явления. Это способствует формированию позитивного восприятия природы. Беседы с детьми на нравственную тематику, анализы противоправных поступков людей способствуют воспитанию, в том числе и экологически этичной личности, мотивируют на принятие образа здоровой жизнедеятельности. По мере взросления эмоционально-эстетическое восприятие окружающей среды обогащается интеллектуальным осмыслением природы. В заданиях для детей старшего возраста во время построения графиков и проведения расчётов в программе EXCEL используются понятия "естественное и искусственное загрязнение", "санитарные нормы чистоты", "предельно допустимые концентрации веществ" (ПДК). Такие задания воспитывает привычку задумываться над вопросами бережного отношения к природе. Важно изменить форму общения педагога и учащегося, применяя определённые экологические знания и навыки современных педагогических технологий. С этой целью на занятиях по основам информационных технологий реализуются разнообразные проекты, цель которых раскрыть красоту окружающего мира. Такая работающая проектно-педагогическая модель позволяет развивать приёмы исследовательской деятельности детей, способствует развитию умений формулировать проблемные вопросы, позволяет учащимся овладевать необходимой информацией, оценивать её, пользоваться учебной и научно-популярной литературой, ресурсами Интернет. Ребята участвуют в творческих конкурсах, форумах, представляя рисунки, плакаты, буклеты, коллажи экологической тематики на районных, городских, региональных уровнях. Привлечение детей к участию в различных экологических конкурсах, формирует у детей собственное мировоззрение, гражданскую позицию, даёт возможность усваивать нравственные ценности, необходимые для жизни в современном обществе.
Примеры детских работ
В настоящее время экологическое воспитание невозможно рассматривать лишь как одну из частей природоохранной системы. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Именно поэтому экологическому воспитанию придается столь важное общественное значение. Экологическое образование и воспитание учащихся достигнет цели, если в этом направлении будут работать педагоги, родители и общество. Экологически воспитанная сознательная личность ощущает себя не бездумным эксплуататором природы, а ответственным её хранителем. Итоговым результатом экологического образования является личность, которая осознанно выполняет правила экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды, характеризуется глубокими знаниями об окружающей среде, наличием мировоззренческих ценностных ориентаций относительно природы, ответственным отношением к природе и своему здоровью, предвидением возможных негативных последствий преобразовательной деятельности человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-497508-1413251841.jpg)
доклад "Формирование экологического мышления на уроках георграфии"
Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания могут быть сведены к следующим постулатам, поняты и признаны всеми:- всякая жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-523308-1711212987.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ
Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования ...
Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка
Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/05/picture-800986-1467692019.jpg)
Формирование экологического мышления на уроках географии
Опыт по развитию экологической грамотности на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/17/picture-997258-1516202181.jpg)
Формирование экологического мышления в школе
В статье представлена информация о методах формировании экологического мышления по уровням экологической компетентности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-346200-1423136662.jpg)
Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"
Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....
«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»
Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.Правила поведения в природе и с природой лучше всего...