Формирование экологического мышления в школе
статья по географии на тему

Кузьмина Ольга Николаевна

В статье представлена информация о методах  формировании экологического мышления по уровням  экологической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое мышление34.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологического мышления в школе

Кузьмина Ольга Николаевна

учитель географии и экологии высшей категории

МБОУ Одинцовский лицей №10

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил равновесие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека. До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь ее часть, решить нависшую угрозу просто невозможно.

Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не только от возможностей современной науки и техники, но и от формирования нового, экоцентрического сознания и экологического мышления.

Одной из задач ФГОС нового поколения является «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации». Однако реализовать эту задачу с помощью одной урочной деятельности на сегодняшний день практически невозможно. Экологические знания будут накапливаться в отдельном уголке сознания и проявляться скорее в эрудиции, чем в поведении.

Таки образом, можно говорить о противоречии, что наличие экологических знаний не исключает безответственного экологического поведения.

Идея формирования экологического мышления, как цели экологического образования школьников, высказывалась Э.А.Турдикуловым еще в начале девяностых годов. Он подчеркивал, что «формирование экологического мировоззрения и мышления не сводится только к усвоению научных фактов и законов, оно связано с выработкой у учащихся собственной внутренней позиции к реальному миру». То есть для формирования внутренней позиции, основанной на научных знаниях необходимо экологическое мышление.

С точки зрения интеллектуальной деятельности, экологическое мышление представляет собой мыслительный процесс, протекающий в человеческом сознании и выражающийся в анализе конкретной ситуации, в сравнении и сопоставлении ее с экологическими законами и природными закономерностями, приводящий к выбору целесообразного с точки зрения баланса интересов общества и природы решения.

Как продукт эколого-образовательной деятельности - экологическое мышление - это такое сформированное качество личности ученика, которое позволяет познавать природные и социальные явления в их взаимосвязи, путем оперирования экологическими понятиями, категориями, закономерностями и, на основе этого, ориентироваться в реальных и воображаемых ситуациях, выбирая поведение и решение конкретных вопросов, подчиняющихся экологическому императиву.

Основными свойствами экологического мышления являются:

  • диалектический характер (комплексный, многосторонний подход к исследованию ситуации с вычленением, анализом и последующим синтезом множества прямых и обратных связей;
  • рефлексивность (сознательный самоконтроль экологической деятельности – от выявления экологической проблемы до ее практического решения);
  • творческий характер (самостоятельный поиск оптимальных решений, сотворчество человека и природы);
  • диалогизм (коммуникативность, адекватное отражение пространственно-временных отношений, существующих в природе, обществе и во взаимодействии между ними).

Применительно к содержанию экологической компетентности учащихся, экологическое мышление можно определить, как процесс теоретического анализа и оценки экологических ситуаций, выявления проблем, отыскания способов практического решения этих проблем, включая рефлексию деятельности. В связи с этим для человека с новым экологическим мышлением важны такие волевые качества, как: дисциплинированность, организованность (сознательное планирование и настойчивая реализация плана экологической деятельности, добровольное соблюдение экологических норм и требований, отказ от вредных привычек); самостоятельность (выполнение посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны, умение самому организовать экологическую деятельность, отстоять свое мнение в дискуссии без упрямства; настойчивость (доведение начатого до конца, борьба с трудностями, а также отвлекающими факторами, распределение энергии на пути к цели); выдержка (терпение, устойчивость к помехам, решение конфликтов, сдерживание эмоций, умение контролироваться себя); решительность (быстрое и обдуманное принятие решений в проблемных экологических ситуациях, уверенность); инициативность (проявление творчества, выдумки, рационализации, поддержка новшеств, исходящих от других; активная поддержка реализации и намеченных коллективом планов).

Формирование экологического мышления осуществляется по четырем ступеням экологической компетентности, в зависимости от степени осознанности экологической деятельности самим обучающимся.

Первой ступени соответствует неосознанная некомпетентность, соответствующая уровню экологического мышления сформированного на уроках биологии, географии и других смежных предметов. Для этой ступени, характерно получение готовых экологических знаний, не подкрепленных практической деятельностью. На этом уровне человек не осознает, что его действия не являются экологически целесообразными, не соответствуют требованиям экологического императива. Точнее, экологическая деятельность не значима, не представлена в сознании.

Вторая ступень – это осознанная некомпетентность, когда педагог предлагает обучающимся практическую деятельность по заданному образцу. Например, практические работы экологической направленности. Здесь педагог помогает оценить у ребенка правильность принимаемых решений.

Третья ступень - осознанная компетентность, когда учащийся еще неуверенно реализует освоенную экологическую деятельность, но понимает, что необходимо делать, может поэтапно выявить проанализировать и решить проблему, продумывая каждое действие. К этой ступени относится создание мини-проектов, проведение мониторинга окружающей среды, участие в экологических акциях, театральных постановках. Обучающийся подключает к решению экологических проблем эмоциональную сферу.

Наиболее высокий уровень – неосознанная компетентность –характеризуется автоматическим, неосознаваемым выполнением экологосообразной деятельности.  Это отражается в личном желании обучающегося заниматься конкретным решением экологических проблем. Для этого этапа идеально подходит технология проектной и исследовательской деятельности.

Благодаря выполнению проекта у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы, формируется определённая система взглядов и убеждений, то есть мировоззрение. Темы проектной деятельности могут быть связаны с изучением богатств природы, растительного, животного мира, человека, проблемами охраны природы и человеческого здоровья в неблагоприятных экологических условиях города.

Вовлечение ребят в выполнение проектных работ такого типа способствуют формированию у них бережного отношения к природе, развитие понимания ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к сохранению природных богатств и жизни вообще.

Цель проектных работ с экологической точки зрения: формирование у учащихся экологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде. Экологическая культура в свою очередь включает в себя: систему экологических знаний и умений как основу экологической грамотности, систему ценностей как нравственную основу поведения, систему экологически оправданных поступков в природе. Таким образом через проектную деятельность происходит формирование экологического мышления учащихся.

Также эффективным способом развития экологического мышления является метод ситуационного обучения (обучение на примерах) является одним из самых эффективных способов. Разбирая реальные экологические ситуации, учащиеся выявляют проблемы и предлагают их решение. Все возможные решения анализируются и обсуждаются совместно обучающимися и учителем. При этом формируются навыки группового анализа проблем и принятия решений, оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости; ознакомление с примерами успешных действий по решению экологических проблем; принятие решений в условиях неопределённости; разработка алгоритмов решения, плана действий.

В процессе формирования экологического мышления важно не ограничиваться рамками «информационно-справочного» подхода, но создать условия для становления субъектного опыта эмоционально-ценностного и практически-деятельностного отношения к окружающей среде. В связи с этим следует отметить приоритет интерактивных методов обучения перед методами репродуктивными, то есть активного, творческого получения, переживания, осмысления новой информации самими учащимися перед усвоением готовых знаний. Особо следует отметить дискуссии, обсуждение в парах и группах, а также методы стимулирования творческой активности (мозговой штурм, дерево решений, морфологический анализ и т.п.

Групповые формы работы, учебные конференции, ролевые игры моделируют реальный процесс решения проблем, который невозможен без учета всего многообразия существующих точек зрения и интересов разных людей и социальных групп.

Одной из форм формирования экологического мышления может выступать эко-клуб. Так в Одинцовском лицее №10 функционирует эко-клуб  «Природа +». Программа обучения рассчитана на 5 лет обучения,   осуществляется на базе учащихся 5-9 классов во внеурочное время. Перед работой клуба стоят следующие цели и задачи:

  1. Формирование  экологического мышления.
  2. Приобщение к здоровому образу жизни.
  3. Знакомство с взаимосвязью и взаимодействием живых организмов в природе.
  4. Рассмотреть проблемы города, района, области, нашего жилища и быта наконец нашего здоровья с точки зрения экологии.
  5. Предоставить ребенку возможности осваивать информацию в доступной форме, и по возможности в ходе практической деятельности.
  6. Знакомить детей с развитием жизни на Земле.
  7. Обеспечивать условия для развития у детей эмоционального положительного отношения к живой природе.
  8. Создание условий для творческой самостоятельности детей.
  9. Воспитывать бережное отношение к природе.
  10. Создание условий для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Для успешной реализации данного проекта используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.

2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3. Практические методы: ролевые игры; изготовление предметов (открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков; экскурсии, выставки.

4. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).

5. Методы контроля: теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.

6. Методы создания положительной мотивации обучаемых.

7. Методы диагностики.

8. Интеллектуально-деятельностные игры.

9. Кейс-методы.

10. Шесть шляп Де БОНО

В эко клубе действуют свои законы и принципы. Так главные законы клуба, повторяют законы  Барри Коммонера: все связано со всем; все должно куда-то деваться; природа знает лучше; ничто не дается даром.

Принципы звучат на русском  как «Шесть П»: Подумай, как сделать по-другому; Перебейся (откажись);  Почини; Потребляй меньше; Повторно используй; Переработай вторично.

В течении учебного года участники клуба участвуют в различных экологических акциях, наприер «Посади дерево», «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Берегите елочки», «Час Земли», «Спасем первоцветы», «Сделаем мир чище» и другие; проводят фенологические наблюдения за природой, совершают экскурсии в Подушкинский лес,  музеи, национальные парки; участвуют в театральных постановках экологической тематики, ежегодно представляют свои исследовательских и проектных работы по экологии на научно-практических конференциях.

Формирование экологического мышления отслеживается по четырем ступеням экологической компетентности. С помощью диагностики Моисеевой оценивается уровень сформированности экологического мышления.

Таки образом формирование экологического мировоззрения и мышления, должно сводиться как к усвоению научных фактов и законов, так и с выработкой у учащихся собственной внутренней позиции к реальному миру, через практическую деятельность.

Используя в работе эко-клуба современные методы и приемы, я вижу, как учащиеся активно участвуют в работе клуба, их привлекает эта работа. Проводя ежегодные экологические конференции, я убеждаюсь, что с каждым годом проектных и исследовательских работ становится больше, а их содержание интереснее. Обучающимся не безразлична судьба нашей планеты, их волнуют экологические проблемы. А значит, работу в этом направлении необходимо продолжать.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» 1994г.
  2. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2005.
  3. Александрова В.П., Гусейнов А.Н., Нифантьева Е.А. и др. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона. Издательство БИНОМ, 2012
  4. Александрова В.П., Болгова И.В Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования. 6–7 классы. М.:Вако, 2012г.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Формирование экологического мышления на уроках георграфии"

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания могут быть сведены к следующим постулатам, поняты и признаны всеми:- всякая жизн...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ

Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования ...

Формирование экологического мышления обучающихся на уроках русского языка

Описываются средства формирования экологического сознания обучающихся на уроках русского языка...

Формирование экологического мышления на уроках географии

Опыт по развитию экологической грамотности на уроках географии....

Формирование экологического мышления на занятиях по информационным технологиям

В настоящее время экологическое воспитание невозможно рассматривать лишь как одну из частей природоохранной системы. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить...

Статья на тему "Формирование экологического мышления школьников на уроках биологии"

Статья позволит раскрыть цели экологического образования для реализации концепции ФГОС на уроках биологии....

«Интерактивные формы работы с детьми младшего школьного возраста в дополнительном образовании для формирования экологического мышления»

Развитие экологического мышления, бережное отношение к природе очень важно сейчас и в будущем для улучшения экологической обстановки в нашей стране.Правила поведения в природе и с природой лучше всего...