Рабочая программа учебного курса "Введение в информатику"
рабочая программа по информатике и икт на тему

Старовойтова Наталья Владимировна

Главная цель курса-дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_uchebnogo_kursa_vvedenie_v_informatiku_3_klass.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа учебного курса «Введение в информатику» разработана на основе литературы: С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева «Первые шаги в мире информатики» Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2005 г. и «Информатика в играх и задачах» А.В Горячев – издательство Москва «Баласс» - 2002 г для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. В соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования, утвержденными следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28 ;
  • Письмом минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобренной учебно-методическим объединением по начальному образованию, протокол заседания от 08.04.2015г. №2/15;
  • приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
  • приказа Минобрнауки России от 30.8.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.04.2016 г. № 271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2016-2017 учебный год»;
  • приказа МО РФ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009 № 373»;
  • Уставом МБОУ Лучесская ОШ им. В.Ф. Михалькова
  • Основной образовательной программой ФГОС НОО Лучесская ОШ им. В.Ф. Михалькова

Программа рассчитана на 34 часа в год; 1 час в неделю. Программа реализуется за 31 час в связи с нехваткой календарных дней.

Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно- в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями.

Рабочая учебная программа (далее программа) «Компьютерный мир» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Предлагаемая программа предназначена для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением групповых форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Современный урок информатики в начальных классах требует от учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.

Программа кружка «Компьютерный мир» составлена на основе программы «Информатика в начальных классах».

Цели и задачи .

Главная цель курса – дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса «Введение в информатику»:

1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

2. Обучать детей логическому мышлению, умению рассуждать и систематизировать полученные на занятиях информатики знания.

3. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.

4. Воспитывать интерес к занятиям информатикой и новым информационным технологиям.

Главная задача кружка информатики в начальных классах – дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, практическим овладением компьютера, освоение компьютерных программ, дать первоначальные основы программирования. На занятиях информатики ученики начальных классов учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать, систематизировать полученную информацию.

Направления деятельности:

  1. Сделать занятие информатикой более современным, приближенным к основным интересам учащихся.
  2. Вводить новые понятия с помощью мультимедийного проектора, индивидуальной работы каждого учащегося с компьютером, постепенно перейти к работе в Интернете.
  3. Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам программирования.

Данная программа связана с программой А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» Целью этой программы является расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Виды деятельности

обучающихся

Введение в предмет

Возможности персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, техника безопасности при работе в компьютерном классе.

Тематические занятия, игровые уроки, работа в малых группах за компьютером.

Познавательная, игровая, коллективная, здоровьесберегающая деятельность,

Программа графический редактор Paint

Графическом редактор Paint. Создание и редактирование рисунков на заданную тематику.

Тематические занятия, игровые уроки, работа в малых группах за компьютером, проекты.

Познавательная, игровая, коллективная, здоровьесберегающая деятельность, проектная деятельность

Текстовый редактор Word

Текстовый редактор.

Правила ввода текста.

Слово, предложение, абзац.

Тематические занятия, игровые уроки, викторины, конкурсы, работа в малых группах за компьютером, проекты.

Познавательная, игровая, коллективная, здоровьесберегающая деятельность, проектная деятельность

Работа в программе создания презентаций PowerPoint

Знакомство с программой PowerPoint. Создание слайдов. Оформление слайдов. Вставка картинок и изображение. Настройка показа презентаций

Тематические занятия, игровые уроки, викторины, конкурсы, работа в малых группах за компьютером, проектная деятельность

Познавательная, игровая, коллективная, здоровьесберегающая деятельность, проектная деятельность


Тематическое планирование

Введение в предмет

Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе.

Мотивация учения - развитие интереса к информатике, положительное отношение к процессу познания..

Поиск и выделение информации.

Структурирование информации по теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоения результата.

Текстовый редактор Word

Текстовый редактор.

Правила ввода текста.

Слово, предложение, абзац.

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны

Поиск и выделение информации; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи (Разработка алгоритма создания документа).

Структурирование информации по теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Планирование: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата

Программа графический редактор Paint

Работа в графическом редакторе Paint. Создание и редактирование рисунков на заданную тематику.

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны

Поиск и выделение информации; выбор наиболее эффективного способа выполнения творческой работы.

Структурирование информации по теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Прогнозирование: - прогноз результата и уровня усвоения. Оценка: - осознание учащимся уровня и качества усвоения результата.

Работа в программе создания презентаций PowerPoint

Знакомство с программой PowerPoint. Создание слайдов. Оформление слайдов. Вставка картинок и изображение. Настройка показа презентаций

Патриотическое воспитание, отношение к социальным ценностям: формирование интереса к культуре и истории родной страны

Поиск и выделение информации; выбор наиболее эффективного способа достижения поставленной цели.

Структурирование информации по теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение товарища, не перебивая.

Формирование целевых установок учебной деятельности, выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий)

Планирование: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата

Планируемые результаты освоения программы

Личностные.
У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; 
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

Предметные.

Учащиеся научатся:

  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • давать название группе однородных предметов;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова;
  • создавать слайды;
  • оформлять слайды;
  • вставлять свои рисунки;
  • создавать творческие проекты.


Метапредметные.

Регулятивные. 

Учащиеся научатся:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
  • создавать и защищать свои проекты.


Познавательные.  
Учащиеся научатся:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные.  
Учащиеся научатся:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.



 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

планир

Дата

фактич

1

Введение. Техника безопасности и охрана труда при работе на ПК.

Соблюдение норм личной гигиены.

05.09

2

Знакомство с текстовым редактором. Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры.

12.09

3

Изучение клавиатуры, способов написания заглавных букв, цифр и специальных знаков.

Презентация «Знакомство с клавиатурой».

Презентация "Клавиатурный тренажёр

19.09

4

Изучение клавиатуры, способов написания заглавных букв, цифр и специальных знаков.

Презентация «Знакомство с клавиатурой».

Презентация "Клавиатурный тренажёр

26.09

5

Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере.

03.10

6

Набор символов. Выполнение рисунков с помощью символов

10.10

7

Правила ввода букв, удаления символов.

17.10

8

Тренировка набора букв в клавиатурном тренажере. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств

24.10

9

Формирование умений и навыков набора текста на клавиатуре: строчные буквы, заглавные, смешанный вариант

07.11

10

Формирование основных приемов набора текста на клавиатуре

14.11

11

Отступ, абзац

21.11

12

Формирование умений и навыков набора текста на клавиатуре: строчные буквы, заглавные, смешанный вариант

28.11

13

Выполнение заданий по отработке навыков работы на клавиатуре компьютера

05.12

14

Выполнение заданий по отработке навыков работы на клавиатуре компьютера

12.12

15

Выполнение заданий по отработке навыков работы на клавиатуре компьютера

19.12

16

Создание печатного текста: поздравление с праздником. Клавиатурный тренажёр.

26.12

17

Знакомство с графическим редактором Paint 

Инструменты для рисования.

Интерфейс графического редактора.

Презентация «Инструменты графического редактора Paint»,

09.01

18

Создание представления о компьютерной графике, графическом изображении, рисунке. Поиск и выделение необходимой информации

16.01

19

Построения с помощью клавиши Shift.

Инструменты рисования. Создание рисунков с помощью клавиши Shift.

23.01

20

Работа с фрагментами рисунков.

Инструменты рисования. Создание рисунков с помощью инструментов Выделение.

30.01

21

Выделять и перемещать фрагменты рисунка; создавать графический объект из типовых фрагментов, сохранять рисунок в файле и открывать файл.

06.02

22

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

13.02

23

Графический редактор Paint, Работа с фрагментами.

Создание надписей в графическом редакторе.

20.02

24

Проект «Моя семья».

27.02

25

Проект «Моя семья».

06.03

26

Проект «Цветы для мамы»

13.03

27

Проект «Природа».

20.03

28

Презентация, создание слайдов. Знакомство с приложением Power Point.

03.04

29

Презентация, создание слайдов. Знакомство с приложением Power Point.

10.04

30

Настройка анимации в приложении Power Point.

17.04

31

Настройка анимации в приложении Power Point.

24.04

32

Презентация, вставка фотографий, рисунков, надписей приложении PowePoint.

08.05

33

Презентация, вставка фотографий, рисунков, надписей приложении PowePoint.

15.05

34

Презентация, вставка фотографий, рисунков, надписей приложении PowePoint.

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 5-9  классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 10-11  классов базовый уровень, Малюкова Н. И.  учитель информатики...

Рабочая программа учебного курса «Основы информатики» для 5 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа учебного курса «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ» для 7 класса

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ». Данная программа ориентирована на изучение пропедевтического курса информатики....

Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)

Рабочая программа учебного предмета  информатика и информационно-коммуникационные технологии   10-11 класс  УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...