План-конспект урока информатики по теме "Этапы решения задач на компьютере"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
План-конспект урока информатики по теме "Этапы решения задач на компьютере"
Тема:
Этапы решения задач на компьютере
Цели:
1) образовательные
- Повторить пройденный материал по теме: «Определение и свойства алгоритма»;
- Изучить этапы решения задач;
- Помочь учащимся усвоить виды алгоритмов и базовые алгоритмические структуры;
- На примере конкретных задач рассмотреть изученный материал.
2) воспитательные
- Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности;
- Развитие внимания, памяти и алгоритмического мышления;
- Развитие познавательного интереса.
3) развивающие
Тип занятия
Комбинированный
Методы обучения
- 1)Объяснительно - иллюстративный
- 2)Лекция
- 3)Фронтальный опрос
- 4)Самостоятельная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Нелинов Сергей Викторович
ГБОУ СОШ №275 Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема:
Этапы решения задач на компьютере
Цели:
1) образовательные
- Повторить пройденный материал по теме: «Определение и свойства алгоритма»;
- Изучить этапы решения задач;
- Помочь учащимся усвоить виды алгоритмов и базовые алгоритмические структуры;
- На примере конкретных задач рассмотреть изученный материал.
2) воспитательные
- Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности;
3) развивающие
- Развитие внимания, памяти и алгоритмического мышления;
- Развитие познавательного интереса.
Тип занятия
Комбинированный
Методы обучения
- Объяснительно - иллюстративный
- Лекция
- Фронтальный опрос
- Самостоятельная работа
Оборудование урока: проектор для показа презентации, ПК, классная доска
План проведения занятия:
- Проверка домашнего задания;
- Объяснение новой темы: «Этапы решения задач на компьютере»
- Исследование предметной области
- Построение математической модели
- Составление алгоритма
- Составление программы
- Отладка и тестирование программы на компьютере
- Анализ результатов
- Корректировка
- Решение задач;
- Подведение итогов урока;
- Домашнее задание.
Ход занятия
- Проверка домашнего задания
Вызвать двух человек к доске с решением задач.
- Объяснение новой темы: «Этапы решения задач на компьютере»
Компьютер используется для решения разнообразных задач в различных областях: работа с текстами, создание графических изображений, работа с базами данных, табличные расчеты, решение математических задач, расчет решение инженерных задач, программирование и многое другое.
Обсудим технологию решения прикладной задачи на компьютере.
Решение задачи на компьютере - это процесс автоматического преобразования исходных данных в искомый результат в соответствии с заданным алгоритмом.
Разберем этапы решения задачи на компьютере и остановимся подробнее на каждом из них:
1. Исследование предметной области
2. Построение математической модели
3. Составление алгоритма
4. Составление программы
5. Отладка и тестирование программы на компьютере
6. Анализ результатов
7. Корректировка
2.1 Исследование предметной области
Предметная область - определенная часть реального мира, информацию о которой мы собираем и используем.
Здесь:
- Определяется, к какой предметной области относится задача (например, к области физики, математики и т.д.)
- Происходит четкое и полное описание условий задачи (формулировка задачи)
- Проверяется понятность задачи
- Проверка полноты исходных данных
2.2 Построение математической модели
Математическая модель – это описание реальности с помощью математических понятий, формул, неравенств и т.д.
На этапе построения математической модели нужно опередить:
а) ограничения и допущения;
б) что дано – перечисление исходных данных;
в) результат – что найти;
г) как найти – математические соотношения, которые связывают исходные данные с результатами.
2.3 Составление алгоритма
Для начала вспомним, что такое алгоритм и какими свойствами он обладает. Вопросы:
1) Дайте несколько определений алгоритма; почему нет одного общего определения алгоритма для всех наук? (ответ: у каждой науки свои особенности в определении алгоритма);
2) Перечислите свойства алгоритма;
3) Какими свойствами еще обладает алгоритм? (Ответ: результативность и массовость).
Выделяют следующие виды алгоритмов:
- вербальный, когда алгоритм описывается на человеческом языке;
- символьный, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;
- графический, когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
Общепринятыми способами записи являются графическая запись с помощью блок-схем и символьная запись с помощью школьного алгоритмического языка.
Запишем «шапку» алгоритма на школьном алгоритмическом языке (ШАЯ):
Алгоритм <Имя> (раздел описаний)
Аргументы: <что дано>
Результат: <что найти>
Начало
<Команды>
Конец.
Графический - блок-схема
Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками.
Итак, блок-схема – графический вид алгоритма, в котором каждый шаг представлен в виде геометрической фигуры.
основные алгоритмические структуры
В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы линейной, разветвленной и циклической структуры.
Мы с Вами пока рассмотрим только линейную структуру.
В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим:
2.4 Составление программы
После успешного построения блок-схемы выбираем язык программирования и переводим ее на выбранный язык программирования. Для нас с вами это Pascal ABC.
2.5 Отладка и тестирование программы на компьютере
На этом этапе происходят испытания работы программы и исправления обнаруженных ошибок.
Проверка на компьютере правильности работы программы проходит с помощью тестов. Тест – это исходные данные, для которых известен ожидаемый от программы результат.
2.6 Анализ результатов
После тестирования и отладки, программист анализирует полученные результаты и делает вывод о корректировке программы.
2.7 Корректировка
Если корректировка требуется, то программист может возвратиться на любой из этапов.
Если каким-либо образом изменяются исходные данные или искомый результат, то для решения задачи следует начать все с начала (с этапа исследования предметной области).
- Решение задач
Расписать этапы решения:
Задача 1
Рассчитать расстояние полёта спутника (1 оборот вокруг Земли), если экваториальный радиус Земли равен 6378 км, высота полёта спутника над Землёй равна 300 км.
Задача 2
Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.
Задача 3
Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.
- Подведение итогов урока
Итак, вы сегодня узнали, какие существуют этапы для решения задачи на компьютере.
Перечислите 7 этапов.
Что происходит на каждом из них?
- Домашнее задание
Расписать этапы решения:
В первый час работы рабочий изготавливает, а деталей, за каждый последующий час - на d деталей больше, чем за предыдущий. Подсчитать, сколько деталей изготовил рабочий за 8 часов работы
Приложение №1
Задача 1
Задача № 5 Рассчитать расстояние полёта спутника (1 оборот вокруг Земли), если экваториальный радиус Земли равен 6378 км, высота полёта спутника над Землёй равна 300 км.
Пусть R - экваториальный радиус Земли, H- высота полёта спутника над Землёй . Необходимо найти длину окружности С. Для расчета воспользуемся формулой нахождения длины окружности через радиус С = 2πr, где r=(R+H)
Входные данные: R, H
Выходные данные: C.
Блок-схема алгоритма представлена на рис. 1.1.
Рис.1.1.
Программа на языке Паскаль
program sputnikt;
var r, h,с: real;
begin
readln (r);
readln (h);
с:=2*pi*(r+h);
writeln (с);
end.
Задача 2
Зная длины трех сторон треугольника, вычислить площадь и периметр треугольника.
Пусть a, b, c - длины сторон треугольника. Необходимо найти S - площадь треугольника, P - периметр.
Для нахождения площади можно воспользоваться формулой Герона: | где r - полупериметр. |
|
Входные данные: a, b, c.
Выходные данные: S, P.
Блок-схема алгоритма представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. |
.
Задача 3
Заданы длины двух катетов в прямоугольном треугольнике. Найти длину гипотенузы, площадь треугольника и величину его углов.
Входные данные: a, b - длины катетов.
Выходные данные: с - длина гипотенузы, S - площадь треугольника, α, β - углы.
Блок-схема представлена на рис.3.1.
Рис. 3.1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».
План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Носители информации».Цель урока:Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.Развить логич...
Интегрированный урок информатики и математики "Решение задач на арифметическую прогрессию с помощью циклических алгоритмов"
Интегрированные уроки позволяют наглядно показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока Решение задач по теме «треугольники»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Решение задач по теме «треугольники» 7 класс.Урок-закрепление....
План-конспект (краткий) урока физики 11 класс "Решение задач по теме "«Волновое явление. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны»"
краткий план, основа для развернутого...

Практикум по теме "Этапы решения задач на компьютере (информатика)
Для учебника информатики 9 класс , тема "этапы решения задач на компьютере". Представлен пример выполнения и 5 вариантов заданий (рабочий лист).Все задачи взяты из учебника информатики...