Последовательный поиск в массиве. Конспект урока
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Борисова Ольга Александровна

Конспект урока в 9 классе по теме "Последовательный поиск в массиве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_borisovoy_o.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока учителя информатики Борисовой О.А.

Дата: 25 февраля 2016г.

Класс: 9а

Тема: Последовательный поиск в массиве.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - представления о понятиях "одномерный массив", "значение элемента массива", "индекс элемента массива"; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (определение количества элементов массива с заданными свойствами, поиск наибольшего/наименьшего элементов массива);
  • метапредметные - умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

  • напомнить сущность понятия массив, одномерный массив;
  • рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в среде программирования Паскаль;
  • рассмотреть примеры и получить опыт решения типовых задач по обработке массивов (поиск наибольшего/наименьшего значения, подсчет количества элементов с некоторым свойством);
  • сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы обработки одномерных массивов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.

Электронное приложение: презентация "Последовательный поиск в массиве".

Особенности изложения содержания темы урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся.
  2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
  1.  Ответы на следующие вопросы:
  • Что такое массив? (Это поименованная совокупность однотипных элементов, упорядоченных по индексам, определяющим положение элемента в массиве)
  • Может ли массив одновременно содержать целые и вещественные значения? (Нет, это совокупность однотипных элементов)
  • Для чего необходимо описание массива?  (2 слайд)
  1.  Визуальная проверка заданий в рабочей тетради.(№203, 204)
  1.  Изложение нового материала.

На сегодняшнем занятии мы будем продолжать  изучать с вами тему "Одномерные массивы целых чисел", а что конкретно, давайте с вами вместе определим? ( ответ учащихся, поиск в массиве элементов с заданными условиями). В своих тетрадях записываем тему нашего урока «Последовательный поиск в массиве». Цели и задачи  нашего занятия.(3, 4 слайд)

В программировании поиск - одна из наиболее часто встречающихся задач невычислительного характера. Можно выделить следующие типовые задачи поиска:

1. найти наибольший (наименьший) элемент массива;

2. найти элемент массива, значение которого равно заданному значению. (5 слайд)

Компьютер не может сравнить разом весь ряд объектов. На каждом шаге он может сравнивать только 2 объекта. Поэтому в программе необходимо организовать последовательный просмотр элементов массива и сравнение значения очередного просматриваемого элемента с неким образцом.

Рассмотрим подробно решение задач первого типа (нахождение наибольшего/наименьшего элемента).

Представим себе одномерный массив в виде стопки карточек, на каждой из которых написано число (раздать карточки ученикам и предложить написать любое целое число). Тогда идея поиска наибольшего элемента массива может быть представлена следующим образом (на примере заполненных карточек):

1. возьмем верхнюю карточку (первый элемент массива), запомним имеющееся на карточке число (запишем его на доске) как наибольшее из просмотренных, уберем карточку в сторону;

2. возьмем следующую карточку, сравним числа, записанные на карточке и на доске, и запишем там то же число, что и на карточке,  если же новое число не больше, то на доске оставим имеющуюся запись, уберем карточку в сторону;

3. повторим действия, описанные в пункте 2, для всех оставшихся карточек в стопке.

В итоге на доске будет записано самое большое значение просмотренного массива.

Так как доступ к значению элемента массива осуществляется по его индексу, то при организации поиска наибольшего элемента в одномерном массиве правильнее искать его индекс. Запишите себе в тетрадь: " При организации поиска наибольшего элемента массива правильнее искать его индекс". (6 слайд)

Обозначим искомый индекс imax. Тогда описанный выше алгоритм в сформированном нами массиве а на языке Паскаль можно записать так:

imax:=1;

For i:=2 To 10 Do

        If  a[i]>a[imax] Then imax:=i;

Writeln ('наибольший элемент a[', imax, ']=', a[imax]);

 (разбор примера вместе с учащимися на доске).

Задача на компьютере: Запишите программу, в которой осуществляется формирование целочисленного массива а из 10 элементов, значения которых лежат в диапазоне от 0 до 99, и поиск наибольшего элемента этого массива. (На доске прописать структуру программы).

        program n_3;

        var i, imax: integer; a: array [1..10] of integer;

        begin

        {ввод массива};

        {вывод массива на экран};

        {поиск наибольшего элемента массива}

        end.

Время выполнения задачи 7 минут. Проверка правильности выполнения задачи. (7 слайд)

Мы с вами разобрали только первый тип поиска, но еще же есть второй тип (нахождение элемента массива, значение которого равно заданному значению).  (8 слайд)

 Алгоритм поиска в сформированном нами массиве а значения, равного 50, может выглядеть так:

 n:=0;

For i:=1 To 10 Do

        If  a[i]=50 Then n:=i;

If n=0 Then writeln ('нет') Else writeln(i);

В этой программе последовательно просматриваются все элементы массива. Если в массиве  несколько элементов, значения которых равны заданному числу, то программа найдет последний из них. (9 слайд)

Зачастую требуется определить количество элементов, удовлетворяющих некоторому условию. В этом случае вводиться переменная, значение которой увеличивается на единицу каждый раз, когда найден нужный элемент.

k:=0;

For i:=1 To 10 Do

        If  a[i]>50 Then k:=k+1;

Writeln ('k=',k); (10 слайд)

 Если требуется определить сумму значений элементов, то вводят переменную, к значению которой прибавляют значение найденного элемента массива.

s:=0;

For i:=1 To 10 Do

        If  (a[i]>50) and (a[i]<60)  Then s:=s+a[i];

Writeln ('s=',s); (11 слайд)

2.4  Закрепление изученного материала.

Давайте подведем самое главное нашего занятия.  Вопросы: 1. Какие типовые задачи поиска можно выделить?

2. Может ли компьютер сравнить разом весь ряд объектов?

3. Какие у вас затруднения вызвал урок?

2.5 Домашнее задание: конспект, Рт №205


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока "массивы"

разработка конспекта к уроку "массивы", где показана сортировка массива, программы на языке QBasic. данная работа поможет в подготовке к уроку...

Одномерные массивы. Поиск элемента массива.

Расматриваются алгоритм линейного поиска и бинарного поиска в отсортированном массиве....

Схема конспекта урока «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»

Предмет   «Информатика»    Класс   9  Тема урока  «Одномерные массивы. Ввод и вывод одномерного массива»Тип урока: комбинированныйОборудование: компью...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

План-конспект урока в 9 классе по теме "Одномерные массивы. Обработка массива"

Урок изучения нового материала построен в технологии проблемного обучения....

Последовательный поиск в массивах. Урок 1

В презентации разбираются основные задачи поиска: поиск максимального и минимального элемента массива, поискномера минимального и максимального элементов, нахождение номера эмента массива, значение ко...

Последовательный поиск в массивах. Урок 2

Презентация для 9 класса "Последовательный поиск в массивах" Урок 2. В презентации разбираются задачи поиска минимального (максимального) числа в одномерном массиве целых чисел в ситуации, к...