Разработка урока по информатике "Алгоритмы с ветвлениями. Презентация "Времена года". 6 класс
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс)

Пучкина Елена Александровна

Материал содержит презентацию, конспект урока и оценочный лист, которые использовались на уроке.

Урок 2 по теме "Алгоритмы с ветвлениями". 

Разработка будет полезна учителям, работающим по УМК Босовой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx625.01 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx23.12 КБ
Файл algoritmy_s_vetvleniem.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Профильный лицей №24» города Рубцовска

Конспект урока информатики в 6А классе

Тема: Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа «Презентации. Времена года»

Дата: 26.04.2019г

                                                                                                                                                                         Выполнила:

Пучкина Е.А.

2019 год

г. Рубцовск


Технологическая карта урока

Тема урока: Алгоритм с ветвлением. Практическая работа «Создаём презентацию «Времена года»

Тип урока: закрепление материала, комбинированный.

Планируемые результаты обучения:

личностные: формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, формирование умения рефлексивной самооценки

предметные: развитие представлений о типах алгоритмов, о представлении разветвляющегося алгоритма; понимание форм записи алгоритмов; умение составлять линейные и алгоритмы с условиями;

метапредметные: формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, выполнение задач урока с использованием знаний других дисциплин.

Решаемые учебные задачи:

  1. сформировать понятие алгоритма с ветвлением; научить составлению и исполнению алгоритмов с ветвлением; практическое закрепление понятия на примере построения нелинейной презентации.
  2. закрепить понятие гиперссылки;
  3. научить использовать гиперссылки для настройки смены слайдов в нелинейной презентации;

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ):

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;

презентация «Алгоритм с ветвлением».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

Цели этапа:

 - создание ситуации готовности к уроку;

- включение в деловой ритм.

У. Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

У. -Ребята, я надеюсь, что этот урок для вас будет  полезным и вы пополните багаж ваших знаний.

Приветствие учителя, гостей.

Проверяют организацию рабочего места.

Настраиваются на рабочий лад.

Личностные: - самоопределение;
Регулятивные: - целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II этап.

Проверка домашнего задания

Задачи этапа:

- Установить правильность, полноту, осознанность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и устранить их.

У. – Ребята, на уроке мы будем снова использовать оценочные листы, которые находятся у вас на столах. Подпишите их.

У. – С начала 4 четверти мы стали заниматься изучением большой  новой темы. Какой?

У: На прошлом уроке вы получили дом.задание, в котором нужно было обратиться к отрывку из стихотворения Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?» и перефразировать информацию о профессиях с помощью слов «Если…то…».

У каждого дела запах особый: 
В булочной пахнет тестом и сдобой. 
Мимо столярной идёшь мастерской, - 
Стружкою пахнет и свежей доской…

 
У: - Возникли ли у вас трудности с выполнением задания?

Правильное решение задачи – представлено на слайде.

Обменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга, пользуясь критериями, которые представлены на слайде:

Работа выполнена правильно – 2 балла

Работа выполнена, но есть ошибки, неточности – 1 балл

Работа не выполнена – 0 баллов

Результаты оценивания занесите в оценочный лист.

Подписывают оценочные листы.

Ответы уч-ся:

Тема «Алгоритмы»

Ответы учащихся

Взаимопроверка.

Уч-ся

обмениваются тетрадями и оценивают дом.задание

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Личностные:

самоопределение, инициативное сотрудничество в паре

Регулятивные: самоконтроль,

 контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3. Актуализация

знаний.

Задачи  этапа:

- актуализация знаний учащихся;

Учитель читает утверждения, на которые учащиеся в оценочных листах отвечают «да» или «нет»:

1.        Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

2.        Существует два основных способа записи алгоритмов: словесный и графический.

3.        Блок «ромб» используется для записи начала и  конца алгоритма.

4. Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются в произвольном порядке.

5. Форма организации действий, при которой в зависимости от условия выполняется одна или другая последовательность действий называется ветвлением.

Учитель озвучивает, поясняет  и показывает на слайде правильные ответы.

Самоконтроль.  Кратко («да», «нет») оценивают утверждения учителя и записывают  ответы на оценочном листе.

Оценивают правильность по слайду и выставляют баллы:

правильный ответ – 1 балл,

неправильный – 0 баллов 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели,

логические - формулирование проблемы

Личностные:

мотивация к изучению данной темы

4. Постановка учебной цели.

Задачи  этапа:

- создать условия, при которых учащиеся смогут сформулировать проблему, тему и цели урока;

У: Ребята, вы уже знаете, что не всегда выполнение алгоритма может идти линейно. Встречаются и неоднозначные моменты, когда мы с вами сталкиваемся с необходимостью выбора действий, в зависимости от условия. Посмотрите  фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков».

-Фрагмент мультфильма.

У: - Как вы думаете, почему мы смотрели этот фрагмент сегодня на уроке?

- Приходится ли вам  в обыденной жизни принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки?

У мальчика Виктора в мультфильме тоже был выбор, который и определил его судьбу.

- Итак, какова тема урока? Чему должны сегодня научиться?

У: Ребята, запишите число и тему урока АЛГОРИТМЫ С ВЕТВЛЕНИЕМ.

Цель урока:

- закрепить понятие разветвляющегося алгоритма в ходе решения задач;

- завершить работу над презентацией  «Времена года», научиться создавать гиперссылки.

уч-ся смотрят фрагмент мультфильма

Ответы уч-ся.

Обсуждают  задание совместно с учителем.

Ставят цели, формулируют  тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

«Алгоритмы с ветвлением»

Цель урока:

- закрепление понятие разветвляющегося алгоритма в ходе решения задач

Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- владение формой высказывания;
-
Регулятивные:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
Познавательные:
выделение, формулирование познавательной цели;
- моделирование.

5. Закрепление знаний об  алгоритмах с ветвлением.

6. Физкультминутка

Задачи этапа: 

-закрепить представление об  алгоритмах с ветвлениями, выработать навыки их разработки.

У: Вы уже знаете, что в зависимости от порядка выполнения команд можно выделить три типа алгоритмов.

 - Какая форма организации действий называется  ветвлением? Какие формы ветвления вы знаете?

У: - А сейчас, обратите внимание на экран. Внимательно рассмотрите блок-схему. Сформулируйте в словесной форме признак, о котором в ней идет речь.

У: Ребята! А теперь, попробуйте, известные пословицы, представленные на слайде, перефразировать, используя следующую блок-схему:

Пословицы:

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

- Любишь кататься – люби и саночки возить

У: - Ребята, чем отличаются блок-схемы в первом и втором заданиях? Как вы это определили?

У: - Ребята, у вас на столах разложены карточки с заданием, как на экране. Выполните это задание самостоятельно и оцените свою работу в оценочном листе. Если у Вас возникнут затруднения, воспользуйтесь помощью соседа по парте или советом учителя.

1.

2. Сформулируйте известную русскую пословицу, представленную на следующей блок-схеме.

        да                         нет

(Проверка – на слайдах)

У: - Не забудьте оценить свою работу в оценочном листе.

Критерии:

Работа выполнена  полностью самостоятельно – 2 балла

Работа выполнена при помощи товарища или учителя – 1 балл

Работа не выполнена – 0 баллов

Ответы уч-ся:

форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Полное ветвление и неполное.

Признак делимости на 10.

Если запись натурального числа оканчивается на 0, то число делится на 10, иначе – число не делится на 10.

Ответы уч-ся:

Если будешь трудиться, то сможешь вытащить рыбку из пруда.

Если любишь кататься, то люби и саночки возить.

Ответы уч-ся:

В первом задании – блок-схема полного ветвления, во втором задании – блок-схемы неполного ветвления.

Уч-ся выполняют задание:

Да – число делится на 3.

Нет – число не делится на 3.

Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдет

Оценивают свою работу в оценочном листе.

Коммуникативные:

Умение определять наиболее рациональную последовательность действий, умение самостоятельно оценивать свою деятельность,  сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать, умение делать выводы.

Личностные:

Самоорганизация,

умение планировать последовательность действий для достижения цели, развитие логического мышления

Регулятивные:

Контроль,  осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

6. Физкультминутка

(1 мин.)

Физкультминутка для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.

2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой по часовой стрелке. Повторить 2 раза. Повторить тоже задание для левой руки.

Уч-ся

выполняют упражнения

7. Практическая работа «Создаём презентацию «Времена года»

8.  Рефлексия деятельности

9. Домашнее задание

Задачи этапа:

- закрепить умения и навыки работы с презентациями;

- закрепить понятие гиперссылки в презентации, выработать навык создания гиперссылки.

У: - На прошлом уроке вы начали работу над презентацией «Времена года». Что уже было сделано?

У:- Как можно осуществить переход на слайд, например, о лете?

- Верно, при помощи гиперссылки. Из каких объектов можно создавать гиперссылки?

- Каков алгоритм создания гиперссылки?

Учитель иллюстрирует на экране рассказ ребенка о создании гиперссылки.

У: - Приступайте к работе над созданием гиперссылок. Если что-то в работе вам будет непонятно, обращайтесь ко мне. Не забывайте, что увидеть работающую гиперссылку можно только в режиме показа слайдов.

Созданную вами презентацию вам нужно будет скопировать в папку Public, на рабочем столе.

Просмотр презентаций  нескольких ребят на экране.

У: - Ребята, а сейчас вернитесь  к работе с вашими оценочными листами и оцените свою практическую работу над созданием презентации с гиперссылками по критериям, указанным в листе.

Критерии:

1. Созданы все 6 слайдов презентации, самостоятельно сделаны все гиперссылки на слайды по всем временам года и сделаны гиперссылки обратно на первый слайд – 3 балла

2.Созданы все 6 слайдов презентации, самостоятельно сделаны не менее 4-х гиперссылок с титульного слайда, на слайды по всем временам годам – 2 балла

3. Созданы все 6 слайдов презентации, при помощи учителя или одноклассников сделаны  гиперссылки на слайды по всем временам годам – 1 балл

Задачи  этапа:

- выявить  уровень усвоения знаний и способов действий с точки зрения обучающихся;

- дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

У: - Ребята, какую цель мы поставили в начале урока?

- Как вы считаете, достигли ли вы её? Почему?

-Ребята, а как вы думаете, наша практическая работа по созданию гиперссылок в презентации связана с темой урока? Почему?

 - Ребята, а сейчас возьмите оценочный лист, подсчитайте общее кол-во баллов, набранных вами за урок, соответственно критериям, представленным на слайде, оцените себя за работу на этом уроке.

Ребята, поднимите руки, у кого 12-10 баллов. Какую оценку вы себе поставили? (– «5»)

У кого 8-9 баллов? Ваша оценка …(- «4»)

Есть ли ребята, набравшие 6-7 баллов?  - Ваша отметка…( - «3»).

- Ребята, на ваших столах, есть различные фигуры-компоненты блок-схемы. Выберите понравившуюся вам фигуру и выходя из кабинета, прикрепите её в одно из действий конструкции ветвления, изображенной на плакате.

Задачи этапа:

- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

- Ребята, дома нужно будет ещё раз повторить материал, связанный с конструкцией «Ветвление», записанный в ваших тетрадях. Привести примеры пословиц или примет, которые можно представить в виде ветвления. Записать их в тетрадь.

Спасибо за урок! До свидания!

Ответы уч-ся:

На прошлом уроке мы создали 6 слайдов:

титульный слайд, слайд со списком времен года и 4 слайда на  тему каждого времени года.

При помощи гиперссылок.

Из текста или картинки.

Зачитывают алгоритм создания гиперссылки в тетради:

Выделить объект,,  который станет гиперссылкой.

Щёлкнуть правой кнопкой мыши по объекту, который будет гиперссылкой. В контекстном меню выбрать команду Гиперссылка, затем выбрать раздел – Связать с местом в документе и выбрать нужный слайд.

Создают гиперссылки в презентации.

Оценивают свою работу в оценочном листе.

- закрепить понятие разветвляющегося алгоритма

Ответы уч-ся

Связана с темой урока, т.к. можно делать выбор при переходе к какому-либо слайду.

Самооценка, рефлексия

Уч-ся записывают дом.задание

Личностные:

- Самоорганизация,

умение планировать последовательность действий для достижения цели, развитие логического мышления

Регулятивные:

 - Волевая саморегуляция, контроль

Коммуникативные:

- Планирование работы, умение определять наиболее рациональную последовательность действий, умение самостоятельно оценивать свою деятельность,  сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать, умение делать выводы.

Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
- осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов;

Личностные:
- смыслообразование.
Регулятивные:
- проявлять познавательную

инициативу в учебном творчестве;
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий



Предварительный просмотр:

Лист самооценки  

Ф.И._________________________________________

  1. Домашнее задание
  • Работа выполнена правильно – 2 балла
  • Работа выполнена, но есть ошибки, неточности – 1 балл
  • Работа не выполнена – 0 баллов

Мой результат

  1. Диктант

Мой результат

  1. Самостоятельная работа по блок-схемам
  • Работа выполнена  полностью самостоятельно – 2 балла
  • Работа выполнена при помощи товарища или учителя – 1 балл
  • Работа не выполнена – 0 баллов

Мой результат

  1. Практическая работа
  • Созданы все 6 слайдов презентации, самостоятельно сделаны все гиперссылки на слайды по всем временам года и сделаны обратные гиперссылки  – 3 балла
  • Созданы все 6 слайдов презентации, самостоятельно сделаны не менее 4-х гиперссылок на слайды по всем временам годам – 2 балла
  • Созданы все 6 слайдов презентации, при помощи учителя или одноклассников сделаны  некоторые гиперссылки – 1 балл

Мой результат

                 

Общий балл

Итоги работы на уроке

12 – 11 баллов  - «5»

10 – 9 баллов  - «4»

8 – 6  баллов  - «3»

Моя  оценка за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа «Презентации. Времена года» 6 класс Использованы материалы учебника и рабочей тетради, входящей в УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 ; презентация «Алгоритм с ветвлением ».

Слайд 3

Проверка домашнего задания У каждого дела запах особый: В булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идёшь мастерской , - Стружкою пахнет и свежей доской…

Слайд 4

Критерии оценивания домашнего задания: Работа выполнена правильно – 2 балла Работа выполнена, но есть ошибки, неточности – 1 балл Работа не выполнена – 0 баллов

Слайд 5

Проверка домашнего задания У каждого дела запах особый: Если идёшь мимо булочной, то пахнет тестом и сдобой. Если м имо столярной идёшь мастерской , то стружкою пахнет и свежей доской…

Слайд 6

Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату. Существует два основных способа записи алгоритмов : словесный и графический. Блок «ромб» используется для записи начала и конца алгоритма. Линейным называется алгоритм , в котором команды выполняются в произвольном порядке . Форма организации действий, при которой в зависимости от условия выполняется одна или другая последовательность действий называется ветвлением.

Слайд 7

Проверь себя Да Нет Нет Нет Да

Слайд 8

Видеофрагмент из м/ф « В стране невыученных уроков» – «Казнить нельзя помиловать»

Слайд 9

Алгоритмы с ветвлением

Слайд 10

Цель урока: Закрепить понятие разветвляющегося алгоритма в процессе решения задач; закончить работу над презентацией «Времена года», научиться создавать гиперссылки .

Слайд 11

начало х Запись натурального числа оканчивается на 0? Число делится на 10 Число не делится на 10 конец да нет

Слайд 12

1. Любишь кататься – люби и саночки возить 2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Слайд 13

Найти сумму цифр числа Сумма делится на 3? Число делится на 3 Число не делится на 3

Слайд 14

начало Препятствие в виде горы Умный человек? Пойдёт в обход Пойдёт в гору да нет Умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт

Слайд 15

Критерии оценивания работы: Работа выполнена полностью самостоятельно – 2 балла Работа выполнена частично, при помощи товарища или учителя – 1 балл Работа не выполнена – 0 баллов

Слайд 17

Лето

Слайд 18

Практическая работа Созданы все 6 слайдов презентации, самостоятельно сделаны все гиперссылки на слайды по всем временам года и сделаны обратные гиперссылки – 3 балла Созданы все 6 слайдов презентации, самостоятельно сделаны не менее 4-х гиперссылок на слайды по всем временам годам – 2 балла Созданы все 6 слайдов презентации, при помощи учителя или одноклассников сделаны некоторые гиперссылки – 1 балл

Слайд 19

Цель урока: Закрепить понятие разветвляющегося алгоритма в процессе решения задач; закончить работу над презентацией «Времена года», научиться создавать гиперссылки .

Слайд 20

Итоги работы на уроке 12 – 11 баллов - 10 – 9 баллов - 8 – 6 баллов - 4 5 3

Слайд 21

Домашнее задание: Повторить определение разветвляющегося алгоритма, виды ветвлений. Найти пословицы, приметы, к оторые можно представить в виде ветвления, записать их в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок по теме "Отечественная война 1812 года"

конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года", 8 класс, приложения: таблицы, схема, задания, тексты....

Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"

Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...

Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"

Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

На данном уроке учащиеся выделяют новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией. Стараются обобщить полученную информацию в форме модели, а также выделить основно...

Разработка урока по теме "Организация ветвления на языке Паскаль"

В разработке представлены конспект урока информатики в 9 классе по теме "Организация ветвления на языке Паскаль" и презентация к уроку....

Разработка урока английского языка по теме "Времена года" в 3-ем классе

Данный урок и презентации по теме "Времена года" разработаны учителем английского языка Резаповой Евгенией Александровной на основе программы Биболетовой М.З. для 2 – 4 классов общеобразов...

Методическая разработка урока по теме "Программирование ветвлений на Паскале".

Данный материал иллюстрирует примеры решения задач по программированию....