Конспект урока "Проецирование"
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Кислицин Василий Григорьевич

Цели:

- дать понятие о проекции, методе проекций, о видах проецирования;

- познакомить    с прямоугольным    проецированием,   научить    проецированию       предмета на одну плос­кость проекций;

- развивать пространственные представления и про­странственное мышление;

- воспитывать аккуратность в графиче­ских построениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon cherchenie_7_klass_proetsirovanie.zip1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы: Способы проецирования и чертежи в системе прямоугольных проекция. Аксонометрические проекции, технический рисунок.

Урок- презентация “Проецирование”

Тема: Проецирование.

Цели:

- дать понятие о проекции, методе проекций, о видах проецирования;

- познакомить    с прямоугольным    проецированием,   научить    проецированию       предмета на одну плоскость проекций;

- развивать пространственные представления и пространственное мышление;

- воспитывать аккуратность в графических построениях.

Тип урока: комбинированный урок (объяснение учителя с элементами беседы и практической работы).

Методы, приемы проведения: презентация, объяснение, упражнения.

Материальное обеспечение урока: мультимедийный комплекс, программа презентации “Проецирование”.

Список используемых источников и  литературы

  1. Ботвинников А.Д. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для 7-8-х кл. средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1998г. – 221с.
  2. Селиверстов М.М. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для 7-8-х кл. средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1991г. – 157с.
  3. Виноградов В.Н. Словарь – справочник по черчению: Книга для учащихся средних общеобразовательных учреждений. – М,; Просвещение, 1993г. – 158с.
  4. 4. Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Поурочные планы, Волгоград, Учитель, 2004 г.,189 с.  

Рекомендации к уроку.

План урока

Этапы урока

Распределение времени (мин.)

1. Организационный момент.

0,5

2. Повторение пройденного материала.

4

3. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся.

2

4. Изучение нового материала.

15

5. Физминутка.

2

6. Практическая работа

15

7. Рефлексия

5

8. Домашнее задание.

1,5

Метод проекций – особая тема. Она не имеет прямых аналогий в других предметах, изучаемых к этому времени семиклассниками. Преподавателю предстоит ввести учащихся почти в незнакомую им область знания, где с помощью воображаемых лучей происходит процесс воображаемого проецирования предмета на несколько плоскостей. При этом учащийся, выполняя или читая любой чертеж, не может воспроизвести этот процесс реально. Он будет иметь лишь лист бумаги, чертеж - задание или оригинал (предмет, деталь) и должен прийти к решению - определить форму модели, детали, предмета по чертежу или начертить проекции данного предмета, детали и модели. Справиться с подобной задачей ему поможет очень важная и полезная способность, которую принято называть пространственным представлением. Именно эта способность, это свойство человеческого мышления, помогает учащемуся заполнить этот пробел, который возникает перед ним, когда возможности практической реализации самого процесса проецирования с помощью физических средств отсутствуют, но задачу тем не менее можно решить, прибегая к помощи пространственных воображений. Здесь огромную помощь окажет использование информационных технологий.

Усвоение основных положений метода проекций важно потому, что они служат основанием принципа, используемого для построения технических чертежей. Представление о процессе проецирования позволяет понять, почему технический чертеж строится именно таким способом, почему проекции располагаются в определенном порядке и находятся в определенной взаимосвязи друге другом, почему изображения на чертеже отличаются от тех, которые могли бы быть получены с помощью фотографии или рисунка с натуры, отличаются от того, каким мы видим изображаемый предмет в натуре.

Объясняя основы метода проекций, педагог не должен забывать, что малое количество часов, отведенных на черчение, не позволяет ему уделить этим основам много внимания. Изучение основ является одной из важнейших задач всего курса черчения. От методики изложения этой темы во многом зависит дальнейший успех обучения предмету. Именно использование информационных технологий способствует этому успеху. Уроки-презентации помогут детям в развитии воображения. Использование слайдов поможет сделать урок более красочным. Многие уроки станут намного богаче, насыщеннее, а самый трудный материал станет доступнее.

Ход урока.

Примечание: звёздочкой обозначается вариант в печатном виде (см.приложение).

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель. На прошлом уроке, ребята, мы с вами выполняли графическую работу, что мы с вами чертили? (Чертеж плоской детали).  На чем выполняли этот чертеж? (На листе формата А4).

Проблемный вопрос: С чем мы можем сравнить  наш лист и нашу деталь? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока.

III. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся.

(слайд №1), (*слайд №1-2)

Учитель. Тема урока сегодня зашифрована, отгадайте её.

Учитель. Правильно, “Проецирование”. Запишите тему в тетрадь.

Учитель. Цели и задачи нашего урока….

Учитель. Обращаю внимание на то, что эта тема является основной для изучения дальнейшего курса черчения.

IV. Изучение нового материала.

(слайд №2), (* слайд №3)

Учитель. Возьмем в пространстве произвольную точку А и какую-нибудь плоскость Н. Проведем через точку А прямую так, чтобы она пересекала плоскость Н в некоторой точке а. Тогда точка а будет проекцией точки А. Плоскость, на которой получается проекция, называется плоскостью проекций. Прямую Аа называют проецирующим лучом. С его помощью точка А проецируется на плоскость Н. Указанным способом могут быть построены проекции всех точек любой пространственной фигуры.

(слайд №2), (* слайд №4)

Учитель. Что вы здесь видите? (Ответы учащихся).

(слайд №2), (* слайд №5)

Учитель. Следовательно, чтобы построить проекцию какой-либо фигуры
на   плоскости,   необходимо  через  точки   этой  фигуры  провести
воображаемые   проецирующие  лучи  до   их  пересечения   с  плоскостью. Проекции  всех  точек  фигуры  образуют  проекцию  заданной        фигуры. Рассмотрим получение проекции  какой-нибудь  геометрической фигуры, например     треугольника.

Учитель. Изображения можно получить на бумаге при помощи рисования и фотографирования, на мониторе компьютера с помощью сканирования, на экране - с помощью эпидиаскопа, на земле - освещением предмета солнцем и другими источниками света.

Учитель. Для того чтобы построить изображение предметов, пользуются проецированием. Слово "проецирование" происходит от латинского “projection”, что в переводе означает бросание вперёд.

Учитель. Попробуйте сами сформулировать определение проецирования.

 (Ответы учащихся)

(слайд №3), (* слайд №6)

Учитель. Запишите определение в тетрадь.

(слайд №3), (* слайд №7)

Учитель. Посмотрите внимательно и ответьте, что показывают стрелки? Попробуйте назвать элементы проецирования.

(Ответы учащихся)

V. Физкультминутка

Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребёнок перестаёт думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому очень хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнения для глаз с его помощью.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Учитель. Сейчас я буду читать вам стихотворение, и показывать движения, а вы повторяйте их вместе со мной.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Продолжением изучение нового материала.

(слайд №4), (* слайд №8)

Учитель. Сейчас мы познакомимся с видами проецирования.

Учитель: Если проецирующие лучи выходят из одной точки (центра), проецирование называется центральным.

Учитель. Если проецирующие лучи параллельны друг другу и    направлены перпендикулярно плоскости проекции, такое проецирование называется параллельным.

(слайд №5), (* слайд №9)

Учитель. Параллельное проецирование бывает косоугольным и прямоугольным. Если проецирующие лучи параллельны друг другу и направлены не под углом 90 градусов относительно плоскости проекции, проецирование называется косоугольным. И наоборот, если проецирующие лучи составляют с плоскостью проекции 90 градусов, то проецирование называется прямоугольным.

(слайд №6), (* слайд №10-11)

Учитель. Прямоугольное проецирование является основным, оно используется для построения чертежей.

(слайд №7), (* слайд №12)

Учитель. Ребята, посмотрите пожалуйста как проецируются ребра геометрических тел на различные плоскости проекций.

VI. Практическая работа.

Учитель. А теперь дежурные раздадут карточки, где вы должны выполнить следующее задание: Беря по порядку номера с прямоугольных проекций и заменяя их словами, помещёнными около соответствующего наглядного изображения, прочитайте и запишите в тетрадь полученное определение (Плоскость, на которой получается проекция, называется плоскостью проекций).

 

(слайд №8), (* слайд №13)

Учитель. Запишите ответы в тетрадь хорошо известных вам предметов, изображенных на рисунке. (Болт, кнопка, винт, электрическая розетка или пуговица, вилка от электрического чайника, гвоздь, утюг).

(слайд №9), (* слайд №14)

Учитель. Запишите ответы в тетрадь. (Косоугольное проецирование, прямоугольное проецирование).

VII. Рефлексия.

Учитель. Давайте вспомним вопрос поставленный в начале урока (С чем мы можем сравнить  наш лист и нашу деталь мы узнаем из нового материала этого урока). А теперь ответьте пожалуйста на него.

(Ответы учащихся)

Учитель. Какое проецирование мы применили в графической работе на прошлом уроке?

(Ответы учащихся)

VIII. Домашнее задание.

Учитель. Изучить § 3,  § 4.1 и ответить на вопросы к параграфам. В рабочей тетради выполнить чертёж детали рис. 44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...