Рабочая программа 10-11 класс, Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс)

Мартынова Ольга Геннадьевна

Согласно учебному плану на изучение  информатики и ИКТ 10 - 11 классах отводится 68 часов учебного времени (из расчета 1 час в неделю, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа). Настоящая рабочая программа составлена  на основе на основе авторской программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы» - Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 100 имени академика В.С.Пустовойта

 

УТВЕРЖДЕНО

 решение педсовета протокол №1

от 30.08.2019 г.

Председатель педсовета

_____________ /Т.В.Казакова_/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  Информатике

Уровень образования (класс):  среднее общее образование (10 - 11 класс)

Количество часов:   68     Уровень:    базовый                           

Учитель: Мартынова Ольга Геннадьевна.

Программа разработана в соответствии с ФКГОС-2004 и на основе авторской программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы»- Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  1. Содержание курса;

Перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

10 класс (34 часа)

Тема 1.  Введение.  Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;

- из каких частей состоит предметная область информатики.

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации;

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

- что такое язык представления информации; какие бывают языки;

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Учащиеся должны уметь:

- применять на практике простейшие приемы шифрования и дешифрования текстовой информации.

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции содержательного подхода;

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (при допущенной равной вероятности появления символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб.

Учащиеся должны уметь:

- решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитного подхода (при допущенной равной вероятности появления символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (при допущенной равной вероятности появления символов)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Тема 4. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

  •  основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
  •  основные свойства систем: целесообразность, целостность;
  •  что такое системный подход в науке и практике;
  •  чем отличаются естественные и искусственные системы;
  •  какие типы связей действуют в системах;
  •  роль информационных процессов в системах;
  •  состав и структуру систем управления.

Учащиеся должны уметь:

  •  приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
  •  анализировать состав и структуру систем;
  •  различать связи материальные и информационные.

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

  •  историю развития носителей информации;
  •  современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

  •  основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;
  •  понятие «шум» и способы защиты от шума.

Учащиеся должны уметь:

  •  сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
  •  рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

  •  основные типы задач обработки информации;
  •  понятие исполнителя обработки информации;
  •  понятие алгоритма обработки информации;
  •  что такое алгоритмические машины в теории алгоритмов;
  •  определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;
  •  устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Учащиеся должны уметь:

  •  составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Тема 7. Поиск данных

Учащиеся должны знать:

  •  что такое набор данных, ключ поиска и критерий поиска;
  •  что такое структура данных; какие бывают структуры;
  •  алгоритм последовательного поиска;
  •  алгоритм поиска половинным делением;
  •  что такое блочный поиск;
  •  как осуществляется поиск в иерархической структуре данных.

Учащиеся должны уметь:

  •  осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях;
  •  осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера.

Тема 8. Защита информации

Учащиеся должны знать:

  •  какая информация требует защиты;
  •  виды угроз для числовой информации;
  •  физические способы защиты информации;
  •  программные средства защиты информации;
  •  что такое криптография;
  •  что такое цифровая подпись и цифровой сертификат. Учащиеся должны уметь:
  •  применять меры защиты личной информации на ПК;
  •  применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме).

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

  •  определение модели;
  •  что такое информационная модель;
  •  этапы информационного моделирования на компьютере;
  •  что такое граф, дерево, сеть;
  •  структуру таблицы; основные типы табличных моделей;
  •  что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.

Учащиеся должны уметь:

  •  ориентироваться в граф-моделях;
  •  строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы;
  •  строить табличные модели по вербальному описанию системы.

Тема 10. Алгоритм — модель деятельности

Учащиеся должны, знать:

  •  понятие алгоритмической модели;
  •  способы описания алгоритмов; блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
  •  что такое трассировка алгоритма.

Учащиеся должны уметь:

  •  строить алгоритмы управления учебными исполнителями;
  •  осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы.

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

  •  архитектуру персонального компьютера;
  •  что такое контроллер внешнего устройства ПК;
  •  назначение шины;
  •  в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК;
  •  основные виды памяти ПК;
  •  что такое системная плата, порты ввода/вывода;
  •  назначение дополнительных устройств: сканера, средств мультимедиа, сетевого оборудования и др.;
  •  что такое программное обеспечение (ПО) ПК;
  •  структуру ПО ПК;
  •  прикладные программы и их назначение;
  •  системное ПО; функции операционной системы;
  •  что такое системы программирования.

Учащиеся должны уметь:

  •  подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
  •  соединять устройства ПК;
  •  производить основные настройки БИОС;
  •  работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

  •  основные принципы представления данных в памяти компьютера;
  •  представление целых чисел;
  •  диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;
  •  принципы представления вещественных чисел;
  •  представление текста;
  •  представление изображения; цветовые модели;
  •  в чем различие растровой и векторной графики;
  •  дискретное (цифровое) представление звука.

Учащиеся должны уметь:

  •  получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
  •  вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.

Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

  •  идею распараллеливания вычислений;
  •  что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации;
  •  назначение и топологии локальных сетей;
  •  технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции);
  •  основные функции сетевой операционной системы;
  •  историю возникновения и развития глобальных сетей;
  •  что такое Интернет;
  •  систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен);
  •  способы организации связи в Интернете;
  •  принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.

11 класс

Итоги изучения тем (требования к усвоению учебного материала)

Тема 1. Информационные системы

Учащиеся должны знать:

  •  назначение информационных систем;
  •  состав информационных систем;
  •  разновидности информационных систем.

Тема 2. Гипертекст

Учащиеся должны знать:

  •  что такое гипертекст, гиперссылка;
  •  средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).

Учащиеся должны уметь:

  •  автоматически создавать оглавление документа;
  •  организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

  •  назначение коммуникационных служб Интернета;
  •  назначение информационных служб Интернета;
  •  что такое прикладные протоколы;
  •  основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
  •  что такое поисковый каталог: организация, назначение;
  •  что такое поисковый указатель: организация, назначение.

Учащиеся должны уметь:

  •  работать с электронной почтой;
  •  извлекать данные из файловых архивов;
  •  осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Тема 4. Web-сайт

Учащиеся должны знать:

  •  какие существуют средства для создания Web-страниц;
  •  в чем состоит проектирование Web-сайта;
  •  что значит опубликовать Web-сайт;
  • возможности текстового процессора по созданию web-страниц.

Учащиеся должны уметь:

  •  создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;
  •  создать несложный Web-сайт на языке HTML (углубленный уровень).

Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

  •  что такое ГИС;
  •  области приложения ГИС;
  •  как устроена ГИС;
  •  приемы навигации в ГИС.

Учащиеся должны уметь:

  •  осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.

Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

  •  что такое база данных (БД);
  •  какие модели данных используются в БД;
  •  основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
  •  определение и назначение СУБД;
  •  основы организации многотабличной БД;
  •  что такое схема БД;
  •  что такое целостность данных;
  •  этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

Учащиеся должны уметь:

  •  создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).

Тема 7. Запросы к базе данных

Учащиеся должны знать:

  •  структуру команды запроса на выборку данных из БД;
  •  организацию запроса на выборку в многотабличной БД;
  •  основные логические операции, используемые в запросах;
  •  правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:

  •  реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
  •  реализовывать запросы со сложными условиями выборки;
  •  реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень);
  •  создавать отчеты (углубленный уровень).

Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

  •  понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
  •  что такое математическая модель;
  •  формы представления зависимостей между величинами;
  •  для решения каких практических задач используется статистика;
  •  что такое регрессионная модель;
  •  как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Учащиеся должны уметь:

  •  используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;
  •  осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

Тема 9. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

  •  что такое корреляционная зависимость;
  •  что такое коэффициент корреляции;
  •  какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Учащиеся должны уметь:

  •  вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция KOPPEJI в Microsoft Excel).

Тема 10. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

  •  что такое оптимальное планирование;
  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
  •  что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
  •  в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
  •  какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

  •  решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в Microsoft Excel).

Тема 11. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

  •  что такое информационные ресурсы общества;
  •  из чего складывается рынок информационных ресурсов;
  •  что относится к информационным услугам;
  •  в чем состоят основные черты информационного общества;
  •  причины информационного кризиса и пути его преодоления;
  •  какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
  •  основные законодательные акты в информационной сфере;
  •  суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны, уметь:

  •  соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

        При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%

хорошо

51-75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

        Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

        Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

        Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

        Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может  быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

-  правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-  отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

        Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4». если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.

Согласно учебному плану на изучение  информатики и ИКТ 10 - 11 классах отводится 68 часов учебного времени (из расчета 1 час в неделю, 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа). Настоящая рабочая программа составлена  на основе на основе авторской программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К «Информатика» (базовый уровень) для 10-11 классов средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы» - Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. Тематическое планирование ФКГОС-2004;

Тематическое планирование занятий по первой части курса (10 класс)

Темы (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика(№ работы)

1. Введение. Структура информатики

1

1

2. Информация. Представление информации (§ 1-2)

2

2

3. Измерение информации (§ 3-4)

3

2

1 (№ 2.1)

4. Введение в теорию систем (§ 5-6)

2

1

1 (задания из раздела 1)

5. Процессы хранения и передачи информации (§ 7-8)

3

2

1 (задания из раздела 1)

6. Обработка информации (§ 9-10)

3

2

1 (№ 2.2)

7. Поиск данных (§11)

1

1

8. Защита информации (§ 12)

2

1

1 (№ 2.3)

9. Информационные модели и структуры данных (§ 13-15)

4

2

2 (№ 2.4, 2.5)

10. Алгоритм — модель деятельности (§ 16)

2

1

1 (№ 2.6)

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§ 17-18)

4

2

2 (№ 2.7, 2.8)

12. Дискретные модели данных в компьютере (§ 19-20)

5

2

3 (№ 2.9, 2.10, 2.11)

13. Многопроцессорные системы и сети (§ 21-23)

2

1

1 (№ 2.12)

Всего

34

Тематическое планирование занятий по второй части курса (11класс)

Темы (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика(№ работы)

1. Информационные системы (§ 24)

1

1

2. Гипертекст (§ 25)

2

1

1 (№ 3.1)

3. Интернет как информационная система (§ 26-28)

6

3

3 (№ 3.2, 3.3, 3.4, 3.5)

4. Web-сайт (§ 29)

3

1

2 (№ 3.6, 3.7*)

5. Геоинформационные системы (§ 30)

2

1

1 (№ 3.8)

6. Базы данных и СУБД (§ 31-33)

5

3

2 (№ 3.9, 3.10)

7. Запросы к базе данных (§ 34-35)

5

2

3 (№ 3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*)

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§ 36-37)

4

2

2 (№ 3.16, 3.17)

9. Корреляционное моделирование (§ 38)

2

1

1 (№ 3.18)

10. Оптимальное планирование (§ 39)

2

1

1 (№ 3.19)

11. Социальная информатика (§ 40-43)

2

1

1 (Реферат-презентация)

Всего

34

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического объединения

Учителей математики МБОУ СОШ№100

От _______________года № ______

____________ /Л.В.Преснякова./

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_______________/М.О. Рейханова/

___________2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 10-11 класс Семакин

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...

Рабочая программа 10-11 класс Семакин

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...

Рабочая программа 8- 9 класс Семакин И.Г.

Ьазовый курс обучения учащихся 8-9 классов...

Рабочая программа Информатика 11 класс Семакин

Рабочая программа Информатика 11 класс Семакин...

Рабочая программа Информатика 10 класс Семакин

Рабочая программа Информатика 10 класс Семакин...

Рабочая программа Информатика 9 класс Семакин

Рабочая программа Информатика 9 класс Семакин...

Рабочая программа Информатика 8 класс Семакин

Рабочая программа Информатика 8 класс Семакин...