Рабочая программа 8- 9 класс Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Забанова Ольга Кимовна

Ьазовый курс обучения учащихся 8-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_8-9_klass_semakin.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

  1. 8 класс
  2. Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» для учащихся  8-9 класса. Учебный предмет рассчитан на 35 + 35 = 70 учебных часов (1 час в неделю ,35 часов в год).

Цель:  сформировать ИКТ-компетентность учащихся  среднего звена, которая будет выражаться в следующих задачах: 

Изучение информатики и информационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих задач:

  1. Понять вклад информатики в формирование современной научной картины мира.
  2. Усвоить понятия «информация», «информационные процессы»; способы восприятия различных видов информации; научиться измерять информацию на основе различных подходов к измерению информации.
  3. Овладеть системой базовых знаний, отражающих роль информационных процессов в системах различной природы.
  4. Понять принципы работы основных устройств компьютера; знать состав и основные характеристики ПК (процессор, внутренняя и внешняя память); знать назначение и классификацию ПО операционных систем Windows и AltLinux.
  5. Научить использовать аппаратное и программное обеспечение компьютера для решения учебных задач и реальных задач из жизни человека.
  6. Сформировать навыки обработки текстовой информации.
  7. Изучить возможности использования текстового редактора MS Word и Open Office Writer  для создания и обработки текстовых документов, содержащих, наряду с текстовой и графическую информацию.
  8. Научить создавать графические изображения и производить над ними различные операции.
  9. Познакомить с основными понятиями и способами представления мультимедийной информации с использованием звука, анимированной компьютерной графики, видеокадров, статическими изображениями и текстом.
  10. Изучить возможности использования редактора MS Power Point и OO Impress для создания компьютерных презентаций.
  11. Приобрести опыт разработки информационно-коммуникационных технологий в индивидуальной и коллективной деятельности.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;

- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного Приказа Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004 г.;

- Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям;

- Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Учебная программа построена на основе УМК по информатике и ИКТ под редакцией И.Г.Семакина и цифровых образовательных ресурсов, размещенных на Российском портале.

В ходе реализации данной учебной программы используются педтехнологии: технология проблемного обучения; интерактивного, развивающего обучения.

Методы обучения: метод проектов (индивидуальные и групповые проекты), кейс-метод, зачеты.

Реализация программы в учебном процессе предусматривает использование следующих форм организации учебной – познавательной деятельности: комбинированный урок; урок-лекция; урок-демонстрация; урок-практикум; творческая лаборатория; урок-игра; урок-консультация.

Для организации проверки, учета и контроля знаний учащихся по предмету предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации: устный ответ с использованием иллюстративного материала, итоговые контрольные работы по следующим темам: «Информация», «Системы счисления», «Аппаратная часть компьютера», «Создание и обработка текстовых документов на компьютере. Текстовый процессор», «Компьютерная графика»; письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование, индивидуальные работы учащихся (защита проектов).

Итоговая аттестация в конце учебного года у учащихся проводится в форме: итогового тестирования; разработки, создания и защиты проекта.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик 8 класса должен овладеть следующими компетенциями:

  • Знать основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • Знать принципы измерения и кодирования информации;
  • Знать принципиальное устройство персонального компьютера, назначение и характеристики его устройств;
  • Знать меры по защите личной информации в персональном компьютере;
  •  Знать основные принципы создания текстовых  и графических проектов;
  • Знать назначение и функции операционных систем;
  • Знать интерфейс  изученных офисных приложений;
  • Знать приемы организации и самоорганизации работы при создании проекта.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • работать с файловой структурой OC Windows и AltLinux, работать с основными, встроенными в неё приложениями;
  • воспроизводить с помощью компьютера мультимедийные данные (видео, графику, звуки);
  • находить  информацию из различных источников,  систематизировать и представлять необходимую информацию в требуемой форме для решения учебной  задачи;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием различных средств ИКТ;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  1. 2 . Учебный план

№ п/п

Названия раздела

Количество часов

Формы контроля

В

Л

П

1.

Информация и информационные процессы

5

2

3

Контрольная работа №1

2.

Компьютер как средство обработки информации

5

2

3

Итоговый тест

3

Обработка текстовой информации

11

11

Итоговая работа «Создание газеты»

4.

Графическая информация и компьютер

5

1

4

Контрольная работа № 3

5.

Мультимедийные технологии

8

8

Итоговая работа (кейс)

Итого:

35

5

30

  1. 3. Учебно-Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Соответствие ЦОР

п/п

Всего

Прак. Занятия

1.

Введение в предмет. Информация и знания. Техника безопасности в кабинете информатики.

1

 

 

Урок 1

2.

Информация и информационные процессы

5

 

К/р

Урок 2

2.1.

 Информация. Информационные объекты.

1

 

 

Урок 3

2.2.

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации

1

 

 

Урок 4

2.3.

Измерение количества информации: алфавитный и содержательный подходы. Единицы измерения.

2

 

 

Урок 5 Урок 6

3

Компьютер как средство обработки информации.

5

 

итоговый тест

Урок 7

3.1.

Основные компоненты компьютера и их функции.

1

 

 

Урок 8

3.2.

Программное обеспечение персонального компьютера.

1

1

 

Урок 9

3.3.

Файлы и файловая структура различных ОС.

1

1

 

Урок 10

 

 

 

 

 

Урок 11

4

Обработка текстовой информации

10

8

И/р

Урок 12

4.1.

Представление текстов в памяти компьютера. Текстовые редакторы и текстовые процессоры.

1

 

 

Урок 13

4.2.

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текста. Подготовка документа к печати.

1

 

 

Урок 14

4.3.

Таблицы.

1

1

 

Урок 15

4.4.

Списки и колонки.

1

1

 

Урок 16

4.5.

Включение в текстовый документ графических объектов, формул, диаграмм.

2

2

 

Урок 17 Урок 18

4.6.

Создание фигурного текста WordArt и с помощью галерей текстовых эффектов . Вставка колонтитулов и номеров страниц.

1

1

 

Урок 19

4.7.

Стили и оглавление.

1

1

 

Урок 20

4.8.

Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сканирование и распознавание «Бумажного» текстового документа.

1

1

 

Урок 21

4.9.

Гипертекст. Создание ссылок и закладок.

1

1

 

Урок 22

5

Графическая информация и компьютер.

5

4

К/р

Урок 23

5.1.

Компьютерная графика.

1

 

 

Урок 24

5.2.

Графический растровый редактор MSPaint и KolourPaint. Интерфейс. Создание изображения.

2

2

 

Урок 25 Урок 26

5.3.

Создание векторного изображения средствами MS Word, OO Writer.

1

1

 

Урок 27

6

Технология мультимедиа

8

8

И/р

Урок 28

6.1.

Мультимедиа. Технические средства мультимедиа. Компьютерные  презентации.

2

 

 

Урок 29 Урок 30

6.2.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

1

1

 

Урок 31

6.3.

Вставка объектов в компьютерную презентацию.

2

2

 

Урок 32 Урок 33

6.4.

Технические приёмы записи звуковой и видеоинформации

1

1

 

Урок 34

6.5.

Настройка режима демонстрации компьютерной презентации.

1

1

 

Урок 35

 

Всего

35

 

 

 

9 класс

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях

10

4

1.1. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

2

1

1.2. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

2

1

1.3. Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

2

1

1.4. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

3

1

1.5. Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

Раздел 2. Информационное моделирование

5

1

2.1. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

1

2.2.Табличные модели.

1

2.3.Информационное моделирование на компьютере

1

2.4. Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью

1

1

Итоговое тестирование по теме  «Информационное моделирование».

1

Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных.

12

6

3.1. Основные понятия. Система управления базами данных. База данных Microsoft Access.

1

3.2.Создание и заполнение баз данных. Режимы создания таблиц баз данных.

2

1

  1. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения.

8

4

  1. Поиск, удаление и сортировка данных

1

1

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

Раздел 4. Обработка числовой информации

10

6

4.1. Электронные таблицы. Электронная таблица Microsoft Excel. Структура (столбцы, строки, ячейки). Правила заполнения. Типы данных: числа, формулы, текст.

2

1

4.2. Ввод данных в электронную таблицу, изменение данных.

2

1

4.3. Формулы. Ввод математических формул и вычисление по ним.

1

1

4.4. Абсолютные и относительные ссылки.

1

1

4.5. Функции в Excel. Создание таблиц значений функций в  электронных таблицах.

1

1

4.6. Построение диаграмм и графиков.

2

1

Контрольная работа

1

Раздел 5. Алгоритмы и исполнители

10

6

5.1.Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

1

1

  1. Виды алгоритмов. Формы записи алгоритмов.

2

1

  1. Исполнители алгоритмов.

3

2

  1. Создание блок-схем алгоритмов.

3

2

Контрольная работа

1

Раздел 6. Программное управление работой компьютера

12

7

  1. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных

1

  1. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

2

1

  1. Оператор ветвления

1

1

  1. Вспомогательный алгоритм.

2

1

6.5 Логические операции на Паскале

1

1

6.6 Циклы на языке Паскаль

2

1

6.7 Одномерные массивы в Паскале

1

1

6.8 Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

1

1

Тест  по теме «Программное управление работой компьютера».

1

Раздел 7. Информационные технологии и общество

6

1

  1. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

2

1

7.2 История ЭВМ и ИКТ

1

7.3 Основы социальной информатики

2

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

Резерв:

2

Итого:

  1. Учебно-методическое обеспечение

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

        Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы; формирование компетентности – способности человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

Основа курса — практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению интеллектуального опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации.  Достижение этой цели становится возможным только при достаточном знании средств управления, отображения и передачи информации.

Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:

Первый этап  — знакомство с общей теорией информатики и информационных процессов.

Раздел 1. Введение в предмет информатика

№ раздела

Тема  урока

Практические

работы

Разделы учебника

1

Введение в предмет. Информация и знания. Техника безопасности в кабинете информатики.

Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Введение. Техника  безопасности  и  санитарные  нормы  работы  на  ПК

Урок 1

Теория. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания (35 минут)

Практика. Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе  (10 минут)

Используемые ЦОР

№ ЦОР п/п

Название ЦОР

Учебный тип ЦОР

Формат

Назначение ЦОР

21

Место  информатики  в  системе  наук

Слайд

pps

Демонстрация к  лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

22

ИКТ  в  современном  мире

Слайд

pps

Демонстрация к  лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

23

Цели  и  задачи  изучения  предмета  «Информатика  и  ИКТ»

Слайд

pps

Демонстрация к  лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

24

Техника  безопасности  и  санитарные  нормы

Слайд

pps

Демонстрация к  лекции. Материал для самостоятельной работы учащихся

25

Домашнее  задание № 1

Упражнения для самостоятельной работы

rtf

Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради. Закрепление знаний; формирование умений.

Контрольная работа по теме

«Информация и информационные процессы»

Вариант 1

  1. На каком носителе можно представить информацию: вкус лимона?
  2. Носителем информации могут быть предмет, волны, состояние вещества. Выберите ситуации, в которых носителем информации является предмет:
  1. звонок на перемену;
  2. кипящее молоко;
  3. раствор поваренной соли;
  4. запись на классной доске;
  5. страница книги;
  6. разговор;
  7. сигнал светофора;
  8. объявление в газете;
  9. жужжание пчел;
  10. телепередача.
  1. С помощью чего человек воспринимает информацию?
  2. Обработка информации — процесс, изменяющий ее форму или содержание. Определите ситуации, связанные с изменением формы информации:
  1. перевод текста с одного языка на другой;
  2. перевод блок-схемы в программу;
  3. вычисление корней уравнения;
  4. распознавание отсканированного текста;
  5. изменение размера шрифта текста;
  6. удаление файлов с диска;
  7. сканирование рисунка и запись в электронном виде;
  8. замена слов на синонимы;
  9. составление таблицы дат исторических событий;
  10. перемещение фрагментов в тексте.
  1. Что происходит в процессе преобразования информации из одной знаковой формы в другую?
  2. Сколько бит информации содержится в сообщении объемом 1/8 килобайта?
  3. Скорость модема — 1 200 бит/с. Сколько времени потребуется для передачи 1 страницы текста, состоящей из 40 строк по 60 символов?
  4. Задано число из промежутка от 1 до 64. Какое количество информации необходимо для угадывания числа из этого промежутка?
  5. В корзине лежат 4 красных и 8 черных клубков шерсти. Какое количество информации несут сообщения о том, что достали красный или черный клубок шерсти?

Практикум «Редактор формул»

Microsoft Word

Редактор формул

Сегодня вы научитесь:

  • Оформлять математические формулы.
  1. Создание формулы

Для начала решите квадратное уравнение:

  • Запустите редактор формул, выполнив Вставка – Объект… и выбрав в списке Microsoft Equation 3.0:

                                 

  • После непродолжительного раздумья на листе появится штриховая рамка объекта-формулы и плавающая панель Формула:   
  • Составьте формулу – уравнение:   2х2 – х – 3 = 0:
  1. Наберите 2х;
  2. В панели Формула раскройте кнопку-список Шаблоны верхних и нижних индексов                                                  видны и выберите верхний индекс (подсказки-названия шаблонов в строке состояния);
  3. В появившуюся сверху маленькую рамку впишите число 2;
  4. Нажмите клавишу Стрелка вправо (курсорную), чтобы вернуться на первый уровень (обратите внимание на курсор – он должен мигать правее и ниже всего текста);
  5. Продолжите набирать формулу с клавиатуры.
  • А теперь запишите решение уравнения:
  1. Нажмите Enter;
  2. Наберите вторую строчку (символ умножения Математическая точка находится в кнопке операторы   :

2 – х – 3 = 0

D= b2 – 4ac = (-1)2 – 4 = 25

  1. Затем третью:

            x1,2 =  (вам понадобится список Шаблоны дробей и радикалов              и пункты в нём Вертикальная дробь обычного размера                    и квадратный корень         );

  1. И четвертую-пятую:

x1 = -1                 x2 = 1

  • Закройте редактирование формулы (щелкнув где-нибудь рядом).

2.Некоторые настройки редактора

        Сейчас её можно увеличить, как любой графический объект. Но следующая формула опять будет мелкой. Настройте размер символов для последующих формул текущего документа:

  1. Откройте редактор формул;
  2. Выполните Размер – определить;
  3. Выделите размер нужного элемента (при этом в окне образца этот элемент выделится) и измените его:
  4. Проследите, чтобы изменение всех

размеров были пропорциональны, и

нажмите кнопку ОК;

  1. В меню Формат можно выбрать

способ выравнивания строк формул   (пункты этого меню активны, если в формуле имеется более одной строки). Наберите формулу, установите выравнивание по знаку равенства:

  1. Добавление кнопки на панель инструментов

        Если вы будете пользоваться редактором формул часто, можно значительно упростить процедуру его запуска, выведя на панель инструментов соответствующую кнопку:

  1. Выполните Вид – Панели инструментов – Настройка;
  2. Перейдите на вкладку Команды;
  3. Сначала в левом списке (категории) выберите Вставка, а затем в правом (команды) Редактор формул;
  4. Мышкой перенесите кнопку на панель инструментов. Обратите внимание на жирный вертикальный указатель – где он находится, туда и поместится ваша кнопка;  
  5. Закройте окно настройки. Теперь кнопка Редактор формул  всегда                                     будет находится                                       на панели инструментов, и простым её нажатием вы сможете запустить редактор;
  6. Таким способом можно поместить на панель инструментов любую кнопку, а можно и убрать, перетащив её с панели окна Настройка.
  1. 9 класс

  1. 1. Пояснительная записка

        Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Признание того, что информатика – один из центральных компонентов общего образования, повышает её роль в школьном образовании. Такое понимание места информатики в общеобразовательном процессе ориентирует школу не на выработку у школьников умения работать на компьютере, а на формирование новых способов мышления, понимания, рефлексии и деятельности. Известно, что мышление у учащихся эффективно развивается в условиях самоорганизации и саморазвития личности. Выдвигая личностно значимые цели и определяя пути их достижения, школьники без особых усилий преодолевают интеллектуальные трудности, демонстрируют всплеск мышления. Иными словами, учащиеся могут развиваться в процессе обучения.

        Программа для учащихся 9 класса ориентирована на практическое освоение технологии. Такое обучение затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствует активному освоению основных понятий и принципов информатики. Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создает предпосылки по применению  освоенных приемов работы с документами и навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует дальнейшей мотивации, направленной  на освоение информационных технологий в целом и освоение профессий, предусматривающих использование офисных технологий.

Изучение школьниками  информационных технологий, которое опирается на фундаментальные понятия, закономерности и принципы информатики, способствует формированию у них современного научного представления о мире, в котором человеку невозможно устойчиво развиваться без понятия роли и места информационных процессов.

        Поэтому основной задачей изучения информатики является обогащение  индивидуальности учащихся и высвобождение их творческого потенциала в процессе освоения средств информационных технологий. В этом смысле умение ориентироваться в информации, правильно её использовать и применять для решения поставленных задач является ответом на поставленную задачу.

        Умение работать со средствами обработки, визуализации, передачи и, что в настоящее время достаточно актуально, защиты информации, - важное условие образовательной компетентности учащихся.

        Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создает предпосылки по применению полученных знаний работы в OC Windows в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение информационных технологий в целом.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы; формирование компетентности - способности человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении.

 Под ИКТ-компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

В ИКТ-компетентность входит такая составляющая, как сообщение (передача) информации. Эта деятельность складывается, в частности, из следующих умений:

1) умение адаптировать информацию для конкретной аудитории путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;

2) умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);

3) обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;

4) умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности и полу;

5) знание требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.

        Основа курса - практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая обогащению интеллектуального и смысло-творческого опыта учащихся. Одна из целей обучения информатике заключается в предоставлении учащимся возможности личностного самоопределения и самореализации по отношению к развивающимся информационным технологиям. Достижение этой цели становится возможным  при достаточном знании средств управления, отображения и передачи информации и создании личностно значимой для учащихся образовательной продукции  в рамках создания офисных документов.

Реализация творческих замыслов учащихся осуществляется поэтапно:

  • На первом этапе  создаются простейшие документы.
  • На втором  этапе изучаются «нетрадиционные» для стандартных документов элементы.
  • На третьем этапе особое внимание уделяется организации рациональной деятельности учащегося во время создания документа.

Умение находить решение, составлять алгоритм решения, освоение знаний, методов (приёмов)  и способов работы в OC Windows и с Windows-приложениями, с текстовыми и мультимедийными презентациями, системами управления баз данных  осуществляется в процессе выполнения наиболее востребованными школьниками задач, связанных с обучением и личными интересами, разработки документов на близкие учащимся темы.  Такой подход гарантирует дальнюю мотивацию и высокую результативность обучения.

Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Знания, умения самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения четко и лаконично реализовывать этапы решения задач, создание текстовых документов,  мультимедийных презентаций и баз данных являются элементами информационной компетенции – одной из ключевых компетенций современной школы. Уметь находить решение, составлять алгоритм решения, реализовывать  алгоритм с помощью языков программирования, а также находить, структурировать, преобразовывать и сохранять информацию в текстовом формате и электронном виде – необходимое условие подготовки современных школьников.

Особая роль отводится системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного момента, что наряду с выполненными упражнениями, разрабатываемыми ими продуктами в виде алгоритмов, текстовых документов, мультимедийных презентаций  или баз данных рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся.

Цели изучения курса: 

Изучение информатики и информационных технологий в 9 классе  направлено на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

2.  Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

4. Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

5. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

6. Понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации.

7. Овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов.

8. Научиться разрабатывать эффективные алгоритмы.

9. Понять общие принципы работы с приложениями операционной системы Windows;

10. Знать методы и средства обработки и хранения информации, назначение и возможности программных средств, входящих в состав пакета Microsoft Office.

11.Овладеть системой базовых знаний теоретических основ современных информационных технологий.

12. Научиться эффективно использовать соответствующее аппаратное и программное обеспечение компьютера.

13. Приобрести навыки работы с приложениями, предназначенными для обработки текстовой и мультимедийной информации.

14. Сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту работы с Windows-приложениями.

15. Приобрести навыки создания, обработки, хранения, поиска и сортировки информации в  электронных таблицах и базах данных.

16. Сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту работы с Windows-приложениями.

Задачи курса:

  1. Познакомиться с понятиями алгоритма.
  2. Научиться составлять и читать блок-схемы;
  3. Познакомиться с основными понятиями обработки текстовых документов.
  4. Сформировать навыки обработки текстовой информации.
  5. Изучить возможности использования текстового процессора VS Word для создания и обработки текстовых документов.
  6. Освоить технологии оформления составных документов, содержащих,  наряду с текстовой,  и графическую информацию.
  7. Изучить возможности частичной автоматизации работы при обработке больших текстовых документов.
  8. Познакомиться с основными понятиями и способами представления мультимедийной информации.
  9. Изучить возможности использования редактора MS Power Point для создания компьютерных презентаций.
  10. Усвоить основные понятия и объекты баз данных.
  11. Сформировать навыки использования основных инструментальных возможностей сортировки и поиска информации.
  12. Познакомиться с технологиями разработки основных объектов баз данных и основными операциями, допустимыми над объектами.
  13. Усвоение основных понятий, применяемых при работе с табличным процессором;
  14. Овладение приёмами обработки числовой информации;
  15. Освоить технологии оформления числовой информации в табличном и графическом видах.

Методы обучения:

Основная методическая установка – обучение учащихся навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и практических работ, большинство из которых выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной применяется и групповая работа, преимущественно в проектной форме. В задачи учителя входит создание условий для согласования понятий, которые будут использованы учащимися в авторских разработках. Выполнение проекта завершается защитой результата с последующей самооценкой.

Формы организации занятий

        Основной тип занятий – практическая работа.  Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет.

Каждая тема начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать учащимся.

В ходе обучения периодически предлагаются непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут контрольные работы  для проверки уровня освоения изученных способов действий. Проводятся тестовые испытания для определения глубины знаний.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами по созданию офисных документов. Защита проектов создает благоприятные предпосылки для самостоятельной оценки проделанной работы.

Планируемые результаты:

В рамках изучения информатики, информационных процессов и офисных технологий учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  1. Умеют составлять алгоритмы для решения задач.
  2. Владеют основными навыками программирования.
  3. Знают принципы и структуру файловой системы компьютера;
  4. Умеют создавать, сохранять, открывать, редактировать текстовые документы.
  5. Умеют работать со сложными объектами, такими как списки, таблицы, графические объекты, звук, видео.
  6. Умеют организовывать коллективную работу над документами.
  7. Знают и умеют применять при создании текстовых документов и мультимедийных презентаций основные принципы формирования документов.
  8. Владеют способами работы с изученными программами.
  9. Умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения.
  10. Владеют приемами организации и самоорганизации работы при создании документа.
  11. Имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданной презентации.
  12. Овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по обработке электронных документов.
  13. Умеют создавать, сохранять, открывать, редактировать базы данных.
  14. Знают и умеют применять при создании баз данных основные принципы формирования документов.
  15. Владеют способами работы с изученными программами.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

        Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты  учащихся (созданные блок-схемы, документы, презентации и др.), а также их внутренние личностные качества (способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

        Качество внешней образовательной продукции оценивается по следующим параметрам:

  • алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения;
  • по количеству творческих элементов, использованных при создании документа;
  • по степени оригинальности приемов, примененных для создания документа;
  • по относительной новизне способов, использованных при оформлении документа;
  • по емкости и лаконичности созданного документа;
  • по практической пользе документа и удобству его использования.

Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.

        Оценка внешнего образовательного продукта связана с направленностью сознания школьника на собственную деятельность, на абстракцию и обобщение осуществляемых действий.

        Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:

  1. Текущая диагностика и оценка учителем деятельности учащегося.
  2. Текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий.
  3. Публичная защита выполненных школьниками творческих работ.
  4. Итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса.

2 . Учебный план

№ п/п

Названия раздела

Количество часов

Формы контроля

В

Л

П

1.

Передача информации в компьютерных сетях

10

6

4

Итоговый тест

2.

Информационное моделирование

5

4

1

Итоговый тест

3

Хранение и обработка информации в базах данных.

12

6

6

Итоговый тест

4.

Обработка числовой информации

10

4

6

Контрольная работа

5.

Алгоритмы и исполнители

10

4

6

Контрольная работа

6

. Программное управление работой компьютера

12

5

7

Итоговый тест

7

Информационные технологии и общество

6

5

1

Итоговый тест

Итого:

66

35

31

  1. 3. Учебно-Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Прак. занятия

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях

10

4

1.1. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

2

1

1.2. Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

2

1

1.3. Интернет  Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете

2

1

1.4. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

3

1

1.5. Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

Раздел 2. Информационное моделирование

5

1

2.1. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

1

2.2.Табличные модели.

1

2.3.Информационное моделирование на компьютере

1

2.4. Проведение компьютерных экспериментов с  математической и имитационной моделью

1

1

Итоговое тестирование по теме  «Информационное моделирование».

1

Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных.

12

6

3.1. Основные понятия. Система управления базами данных. База данных Microsoft Access.

1

3.2.Создание и заполнение баз данных. Режимы создания таблиц баз данных.

2

1

  1. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения.

8

4

  1. Поиск, удаление и сортировка данных

1

1

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

1

Раздел 4. Обработка числовой информации

10

6

4.1. Электронные таблицы. Электронная таблица Microsoft Excel. Структура (столбцы, строки, ячейки). Правила заполнения. Типы данных: числа, формулы, текст.

2

1

4.2. Ввод данных в электронную таблицу, изменение данных.

2

1

4.3. Формулы. Ввод математических формул и вычисление по ним.

1

1

4.4. Абсолютные и относительные ссылки.

1

1

4.5. Функции в Excel. Создание таблиц значений функций в  электронных таблицах.

1

1

4.6. Построение диаграмм и графиков.

2

1

Контрольная работа

1

Раздел 5. Алгоритмы и исполнители

10

6

5.1.Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов.

1

1

  1. Виды алгоритмов. Формы записи алгоритмов.

2

1

  1. Исполнители алгоритмов.

3

2

  1. Создание блок-схем алгоритмов.

3

2

Контрольная работа

1

Раздел 6. Программное управление работой компьютера

12

7

  1. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные,  основные типы,  присваивание, ввод и вывод данных

1

  1. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

2

1

  1. Оператор ветвления

1

1

  1. Вспомогательный алгоритм.

2

1

6.5 Логические операции на Паскале

1

1

6.6 Циклы на языке Паскаль

2

1

6.7 Одномерные массивы в Паскале

1

1

6.8 Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

1

1

Тест  по теме «Программное управление работой компьютера».

1

Раздел 7. Информационные технологии и общество

6

1

  1. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

2

1

7.2 История ЭВМ и ИКТ

1

7.3 Основы социальной информатики

2

Тест по теме «Информационные технологии и общество»

1

Резерв:

2

Итого:

68

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 11 класс Семакин базовый уровень

Рабочая программа 11 класс Семакин (базовый уровень)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 11 класс (68 часов) по учебнику Семакина И.Г. и Хеннера Е.К.

Рабочая программа «Информатика» 11 класс предназначена для работы в общеобразовательной средней школе по учебнику И.Г.Семакина, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина, учебник для 11 класса общеобразовательных учрежде...

Рабочая программа по информатике. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. 11 класс

Данная программа учебного курса по предмету «Информатика и ИКТ» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральны...